НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Суда района имени Лазо (Хабаровский край) от 19.02.2021 № 2А-98/2021

Мотивированное решение изготовлено: 19.02.2021.

Дело № 2а-98/2021

УИД 27RS0021-01-2021-000012-04

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

поселок Переяславка 18 февраля 2021 года

Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Коваленко А.О., при секретаре судебного заседания Кимонко О.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю к Туркину Виктору Николаевичу о взыскании недоимки по налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Туркину В.Н. о взыскании недоимки по налогу, пени, мотивируя тем, что в соответствии с п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ, Туркин В.Н. является плательщиком налогов и сборов и обязан уплачивать их в установленные законом сроки. Ссылаясь на п. 1 ст. 207, ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ указал, что в установленные законом сроки Туркиным В.Н. не выполнена обязанность по уплате НДФЛ, инспекцией было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и пени по НДФЛ в сумме 7434,55 рубля. Однако задолженность по налогу по НДФЛ за 2018 год до настоящего времени не оплачена. Инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, однако определением судебный приказ отменен. Просит взыскать с Туркина В.Н. недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, за 2018 года, в размере 7345 рублей, пени в размере 89,55 рублей.

Административный истец, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание представителя не направил, причинных неявки не указал, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.

Административный ответчик о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил возражения, в которых указал, что с требованиями не согласен, сумма взыскиваемой инспекцией недоимки рассчитана из суммы налогообложения в размере 56500 рублей (сумма штрафа за нарушение прав потребителя), которая была взыскана по решению Центрального районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что указанная сумма является штрафом, выплаченным страховой компанией по решению суда, то доходом она не является и налогообложению не подлежит. Просит в иске отказать.

Административным истцом представлены письменные возражения на отзыв Туркина В.Н. на административное исковое заявление, в котором Межрайонная ИФНС № 3 по Хабаровскому краю указывает, что в связи с тем, чтопри вынесении решения Центральным районным судом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу суд не произвел разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с физического лица, у ЗАО «<данные изъяты>» не было возможности удержать НДФЛ с суммы штрафа в размере 56500,00 рублей, которая подлежит налогообложению, то есть 7345 рублей (56500*13%=7345). Согласно справке о доходах от ДД.ММ.ГГГГ, полученной от АО «<данные изъяты>», Инспекция правомерно исчислило сумму налога за 2018 год и направило налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. Поддерживает заявленные требования в полном объеме.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица, уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации, одним из федеральных налогов является налог на доходы физических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций».

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В соответствии со статьей 69 НК РФ при наличии у плательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Обязанность налогоплательщика уплатить указанные налоги установлена ч. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл.гл. 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Материалами дела установлено, что решением Центрального районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворены исковые требования Туркина В.Н. к ЗАО «<данные изъяты>» о взыскании страховой суммы, штрафа, компенсации морального вреда. В пользу Туркина В.Н. с ЗАО «<данные изъяты>» взысканы страховая сумма <данные изъяты> рублей, компенсация морального вреда <данные изъяты> рублей, штраф в размере 56500 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано. Решение суда вступило в законную силу.

Решение суда исполнено ЗАО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, из которых согласно решению суда штраф 56500 рублей.

ЗАО «<данные изъяты>» в адрес Туркина В.Н. ДД.ММ.ГГГГ направлялось сообщение, в котором указано, что в 2018 году им на основании решения суда получен доход от страховой компании. При вынесении решения суд не произвел разделение сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с физического лица. В срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо подать декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговую инспекцию и отразить в ней получение дохода в размере 56500 рублей от источника выплаты ЗАО «<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГЗАО «<данные изъяты>» в адрес Инспекции ФНС России по Центральному району <данные изъяты> в ответ на требование от ДД.ММ.ГГГГ направило сведения о направлении справки о доходах и суммах налога физического лица Туркина В.Н. за 2018 года от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год, предоставленной ЗАО «<данные изъяты>», Туркин В.Н. является получателем дохода в размере 56500 рублей, сумма исчисленного налога составляет 7345 рублей.

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

В установленные законом сроки Туркин В.Н. не выполнил обязанность по уплате налога на доходы физических лиц с доходов в размере 7345 рублей, в связи с чем, инспекцией начислена пеня в размере 89 рублей 55 копеек.

Требованием от ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику было предложено уплатить задолженность по налогу на сумму 7345 рублей, а также пени в связи нарушением срока уплаты налога в размере 89 рублей 55 копеек в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Расчёт суммы пени включённой в требование об уплате от ДД.ММ.ГГГГ судом проверен, признается верным.

В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены Налоговым кодексом.

Доводы административного ответчика о том, что в соответствии с п. 48.1 ст. 217 НК РФ суммы, признанные штрафными санкциями не подлежат налогообложению, суд признает несостоятельными, поскольку штраф, взысканный в пользу гражданина по решению суда, не входят в приведенный в ст. 217 НК РФ перечень доходов, не подлежащих налогообложению.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 7 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя. Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений статьей 41, 209 НК РФ вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица.

Таким образом, производимые гражданам выплаты штрафа в связи с нарушением прав потребителей не освобождаются от налогообложения.

При выплате физическому лицу денежных сумм во исполнение решения суда страховщик - налоговый агент не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц, в связи с чем, извещает об этом налогоплательщика и налоговый орган. При этом у физического лица возникает обязанность подать в налоговый орган декларацию и уплатить налог в установленные законом сроки. При таком положении, исчисление налога и направление страховщиком в налоговый орган справки по форме 2-НДФЛ о доходах истца после исполнения судебных постановлений и выплате причитающихся истцу по ним денежных средств не противоречит положениям налогового законодательства.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю в ДД.ММ.ГГГГ обращалось в судебный участок судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание налога на имущество, пени с Туркина В.Н. в сумме 7434,55 рубля.

Мировым судьей судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» на судебном участке на заявление МИФНС № 3 по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ выдан судебный приказ на взыскание налогана имущество, пени с Туркина В.Н..

Определением мирового судьи судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» на судебном участке от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании с Туркина В.Н. налога на имущество, пени, отменен, в связи с поступившими от Туркина В.Н. возражениями на заявление о выдаче судебного приказа.

На день рассмотрения дела, налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ и пени, начисленные в связи с просрочкой срока уплаты налога, административным ответчиком не уплачены. Доказательств исполнения обязанности по уплате налога за 2018 год Туркиным В.Н. не представлено.

Административное исковое заявление поступило в суд района имени Лазо ДД.ММ.ГГГГ, согласно штампа на почтовом конверте в суд направлено ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением сроков установленных абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что задолженность Туркина В.Н. по уплате налога на доходы физических лиц и пени за 2018 год нашли свое подтверждение в судебном заседании, нарушений сроков обращения налогового органа с требованием об оплате налога, а в последующем за судебной защитой, при рассмотрении административного дела установлено не было, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований и необходимости удовлетворения административного иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу абзаца 1 подпункта 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: до 20000 рублей – 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

Принимая во внимание, что административные исковые требования МИФНС России № 3 по Хабаровскому краю удовлетворены на сумму 7434 рубля 55 копеек, государственная пошлина составляет 400 рублей.

С административного ответчика в доход муниципального района имени Лазо Хабаровского края подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю к Туркину Виктору Николаевичу о взыскании недоимки по налогу, пени – удовлетворить.

Взыскать с Туркина Виктора Николаевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, за 2018 года в размере 7345 рублей, пени в размере 89 рублей 55 копеек, всего взыскать в сумме 7434 (семь тысяч четыреста тридцать четыре) рубля 55 копеек.

Взыскать с Туркина Виктора Николаевича в доход муниципального бюджета района имени Лазо Хабаровского края госпошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.О. Коваленко