НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан) от 11.08.2020 № 2-5122/20

Дело №2-5122/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2020 года г.Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи З.Х. Шагиевой, при секретаре К.Ю. Артамоновой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Стерлитамак в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа г.Стерлитамак об обязании сноса расселенного аварийного жилья,

установил:

Прокурор г.Стерлитамак РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа г.Стерлитамак РБ об обязании органа местного самоуправления обеспечить снос расселенного аварийного многоквартирного дома <адрес> в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования обосновывает тем, что в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства принят ФЗ от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях реализации которого постановлением правительства РБ №136 от 28.03.2014 утверждена Адресная программа РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017г. Исполнение данной программы возложено на администрации городских округов и городских поселений Республики Башкортостан, в том числе, администрацию ГО г. Стерлитамак. Согласно п. 3 Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 г., утвержденной Постановлением Правительства РБ от 28.03.2014 №136, программа реализуется в течение 2013 -2017 годов в четыре этапа: I этап - до 31 декабря 2014 года; II этап - до 31 декабря 2015 года; III этап - до 31 декабря 2016 года; IV этап - до 1 сентября 2017 года. Указанной программой, наряду с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотрена поэтапная ликвидация многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, в целях значительного уменьшения аварийного жилищного фонда Республики Башкортостан. Проверка показала, что на территории г. Стерлитамак по адресу: <адрес> расположен неснесенный, расселенный многоквартирный дом. Указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу постановлением главы администрации городского округа г. Стерлитамак от 31.12.2010 за № 2720 и включен Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства РБ от 28.03.2014 №136, согласно которой срок его сноса установлен не позднее 4 квартала 2016 года. Несмотря на то, что срок реализации адресной программы истек, указанный аварийный дом до настоящего времени не снесен. Территория вокруг указанного объекта не ограждена. Непринятие мер по ликвидации пустующего объекта недопустимо, поскольку его обрушение может причинить вред жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г. Стерлитамак Конарева О.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Жванко Е.В., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

Статья 1 Жилищного Кодекса РФ предусматривает обеспечение органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

В силу ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ч. 1 ст. 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Статьей 2 Жилищного кодекса РФ закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда

В соответствии с ч.2 ст. 55.26 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений.

В силу ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Таким образом, к ведению муниципального образования городского округа - г. Стерлитамак РБ относится выполнение работ по сносу расселенных аварийных домов.

В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что постановлением Правительства РБ № 136 от 28 марта 2014 года утверждена Адресная программа РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 г.г. (далее Программа). Исполнение данной программы возложено на администрации городских округов и городских поселений Республики Башкортостан, в том числе, администрацию ГО г. Стерлитамак.

Согласно п. 3 указанной Программы, программа реализуется в течение 2013 - 2017 годов в четыре этапа: I этап - до 31 декабря 2014 года; II этап - до 31 декабря 2015 года; III этап - до 31 декабря 2016 года; IV этап - до 1 сентября 2017 года.

Указанной Программой, наряду с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотрена поэтапная ликвидация многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, в целях значительного уменьшения аварийного жилищного фонда Республики Башкортостан.

Прокуратурой г.Стерлитамак проведена проверка реализации Адресной программы РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 г.г., утвержденной постановлением Правительства РБ от 28.03.2014 № 136.

В ходе прокурорской проверки выявлен факт непринятия органом местного самоуправления должных мер по сносу расселенных аварийных многоквартирных домов.

По результатам проверки на территории г. Стерлитамак установлено, что до настоящего времени имеется неснесенный расселенный аварийный многоквартирный <адрес>.

Согласно статьям 2, 4, 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

На основании изложенного, исковые требования прокурора г. Стерлитамак подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан обеспечить снос расселенного аварийного многоквартирного дома <адрес> в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.

Судья З.Х. Шагиева