НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 24.04.2014 № 3-16/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес> 24 апреля 2014 года

<адрес>вой суд в составе:

председательствующего судьи Товчигречко М.М.,

при секретаре судебного заседания ФИО5,

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры ФИО3 края ФИО11,

ФИО2 края и Правительства ФИО3 края ФИО6,

ФИО2 Министерства финансов ФИО3 края ФИО12,

ФИО2 Министерства здравоохранения ФИО3 края ФИО7, ФИО13,

ФИО2 Территориального фонда обязательного медицинского страхования ФИО3 края ФИО8, ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора ФИО3 края ФИО10 о признании абзацев 2, 3, 6, 7, 8 раздела V; абзацев 8, 18, 22, 23 раздела VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ФИО3 края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ-п, недействующими в части,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ФИО3 края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов утверждена постановлением Правительства ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ-п. (далее Территориальная программа).

Данное постановление опубликовано в печатном издании "Ставропольская правда", N 21-22 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Первый заместитель прокурора ФИО3 края ФИО10 обратился в <адрес>вой суд с заявлением о признании абзацев 2, 3, 6, 7, 8 раздела V; абзацев 8, 18, 22, 23 раздела VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ФИО3 края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ-п, недействующими в части со дня их принятия.

В обоснование заявления прокурор указал, что в разделе V Территориальной программы:

- абзац 2, в части касающейся нормативов объема медицинской помощи оказываемой для скорой медицинской помощи вне медицинской организации ФИО3 края, включая медицинскую эвакуацию в рамках Территориальной программы ОМС на 2014 год – 0,303 вызова на 1 застрахованное лицо;

- абзац 3, в части касающейся медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2014 год – 2,404 посещения на 1 жителя, на 2015 год – 2,489 посещения на 1 жителя, на 2016 год – 2,522 посещения на 1 жителя;

- абзац 6, в части касающейся медицинской помощи в условиях дневных стационаров на 2014 год – 0,64 пациенто-дня на 1 жителя, на 2015 год – 0,689 пациенто-дня на 1 жителя, на 2016 год – 0,713 пациенто-дня на 1 жителя;

- абзац 7, в части касающейся медицинской помощи в стационарных условиях на 2015 год – 0,188 случая госпитализации на 1 жителя, на 2016 год – 0,188 случая госпитализации на 1 жителя;

- абзац 8, в части касающейся паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2014-2016 годы – 0,009 койко-дня на 1 жителя;

в разделе VI Территориальной программы:

- абзац 8, в части касающейся на 1 случай госпитализации в медицинских организациях ФИО3 края (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств ОМС – 19177,1 рубля;

- абзац 18, в части, касающейся на 1 случай госпитализации в медицинских организациях ФИО3 края (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств ОМС на 2015 год – 22440,0 рубля, на 2016 год – 23530,7 рубля;

- абзац 22, абзац 23, в части касающейся подушевых нормативов финансирования, предусмотренных Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета) в 2014 году – 8931,7 рубля, в 2015 году – 10301,7 рубля, в 2016 году – 10759,2 рубля,

противоречат требованиям федерального законодательства, поскольку устанавливают заниженные нормативы объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения, чем установленные разделом V и VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Федеральная программа), в результате чего нарушаются конституционные права жителей ФИО3 края на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации.

Так, в соответствии с разделом V Федеральной программы средние нормативы объема медицинской помощи, составляют:

- для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, на 2014 - 2016 годы - в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,318 вызова на 1 застрахованное лицо (Территориальная программа – на 2014 год – 0,303 вызова, на 2015-2016 годы – 0,318 вызова);

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2014 год - 2,77 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,27 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 2,95 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,35 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 2,98 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,38 посещения на 1 застрахованное лицо (Территориальная программа – на 2014 год – 2,404 посещения на 1 жителя, на 2015 год – 2, 489 посещения на 1 жителя, на 2016 год – 2,522 посещения на 1 жителя);

- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на 2014 год - 0,665 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,55 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 0,71 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,59 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,735 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,61 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо (Территориальная программа – на 2014 год – 0,64 пациенто-дня на 1 жителя, на 2015 год – 0,689 пациенто-дня на 1 жителя, на 2016 год – 0,713 пациенто-дня на 1 жителя);

- для медицинской помощи в стационарных условиях на 2014 год - 0,197 случая госпитализации (законченного случая лечения в стационарных условиях) на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,176 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 0,193 случая госпитализации на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,172 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,193 случая госпитализации на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,172 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, в том числе для медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю «Медицинская реабилитация», и реабилитационных отделениях медицинских организаций в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2014 год - 0,03 койко-дня на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 0,033 койко-дня на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,039 койко-дня на 1 застрахованное лицо (Территориальная программа – на 2015 год – 0,188 случая госпитализации на 1 жителя, на 2016 год – 0,188 случая госпитализации на 1 жителя);

- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2014 год - 0,092 койко-дня на 1 жителя, на 2015 год - 0,112 койко-дня на 1 жителя, на 2016 год - 0,115 койко-дня на 1 жителя (Территориальная программа – на 2014-2016 годы – 0,009 койко-дня на 1 жителя).

В соответствии с разделом VI Федеральной программы средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2014 год, составляют:

- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 61732,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 19186,2 рубля (Территориальная программа – за счет средств ОМС – 19177,1 рубля).

Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Федеральной программой на 2015 и 2016 годы, составляют:

- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 79668,6 рубля на 2015 год, 83094 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 22452,3 рубля на 2015 год, 23544,2 рубля на 2016 год (Территориальная программа – за счет средств ОМС – на 2015 год – 22440,0 рубля, на 2016 год – 23530,7 рубля).

Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Федеральной программой, составляют:

- на 2014 год - 10294,4 рубля, на 2015 год - 12096,7 рубля, на 2016 год - 12642,1 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году - 6962,5 рубля, в 2015 году - 8481,5 рубля, в 2016 году - 8863,2 рубля.

Вместе с тем, Территориальной программой установлены заниженные подушевые нормативы финансирования:

- на 2014 год – 8931,7 рубля, на 2015 год – 10301,7 рубля, на 2016 год – 10759,2 рубля (без учета ОМС).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что нормативы объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, установленные Территориальной программой, ниже предусмотренных Федеральной программой, что нарушает конституционный принцип, устанавливающий права жителей ФИО3 края на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в том объеме, который установлен Правительством Российской Федерации.

Просил признать в разделе V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ФИО3 края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ-п:

- абзац 2, в части касающейся нормативов объема медицинской помощи оказываемой для скорой медицинской помощи вне медицинской организации ФИО3 края, включая медицинскую эвакуацию в рамках Территориальной программы ОМС на 2014 год – 0,303 вызова на 1 застрахованное лицо;

- абзац 3, в части касающейся медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2014 год – 2,404 посещения на 1 жителя, на 2015 год – 2,489 посещения на 1 жителя, на 2016 год – 2,522 посещения на 1 жителя;

- абзац 6, в части касающейся медицинской помощи в условиях дневных стационаров на 2014 год – 0,64 пациенто-дня на 1 жителя, на 2015 год – 0,689 пациенто-дня на 1 жителя, на 2016 год – 0,713 пациенто-дня на 1 жителя;

- абзац 7, в части касающейся медицинской помощи в стационарных условиях на 2015 год – 0,188 случая госпитализации, на 2016 год – 0,188 случая госпитализации на 1 жителя;

- абзац 8, в части касающейся оказания паллиативной помощи в стационарных условиях на 2014-2016 годы – 0,009 койко-дня на 1 жителя;

в разделе VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ФИО3 края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ-п:

- абзац 8, в части касающейся на 1 случай госпитализации в медицинских организациях ФИО3 края (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств ОМС – 19177,1 рубля;

- абзац 18, в части, касающейся на 1 случай госпитализации в медицинских организациях ФИО3 края (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств ОМС на 2015 год – 22440,0 рубля, на 2016 год – 23530,7 рубля;

- абзац 22, абзац 23, в части касающейся подушевых нормативов финансирования, предусмотренных Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета) в 2014 году – 8931,7 рубля, в 2015 году – 10301,7 рубля, в 2016 году – 10759,2 рубля,

недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры ФИО3 края ФИО11 поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить. Также пояснил, что в заявлении ошибочно указан <адрес>вой фонд обязательного медицинского страхования. Поскольку данная организация в настоящее время называется Территориальный фонд обязательного медицинского страхования ФИО3 края, то просил рассмотреть заявление с учетом этого уточнения.

ФИО2 края и Правительства ФИО3 края ФИО6, ФИО2 Министерства финансов ФИО3 края ФИО12, ФИО2 Министерства здравоохранения ФИО3 края ФИО7, ФИО13, ФИО2 Территориального фонда обязательного медицинского страхования ФИО3 края ФИО14, ФИО9, просили отказать в удовлетворении требований прокурора по основаниям, изложенным в возражениях на заявление.

В обоснование своей позиции указали, что доводы, изложенные в заявлении первого заместителя прокурора ФИО3 края о противоречии закону V и VI раздела Территориальной программы являются не обоснованными в связи со следующим.

Частью 1 статьи 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В ранее действовавших Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан было предусмотрено, что программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования без указания на их среднее значение, на основании чего в судебной практике делался вывод о том, что субъекты Российской Федерации не наделены правом устанавливать нормативы финансовых затрат в объеме ниже предусмотренного программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

С ДД.ММ.ГГГГ Основы законодательства об охране здоровья граждан признаны утратившими силу Федеральным законом, которым определены новые требования к программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В частности, пунктом 5 части 5 статьи 80 Федерального закона предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования. При этом в Федеральном законе нет указания на то, что данные средние нормативы являются минимальными значениями и не могут быть уменьшены субъектами Российской Федерации.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом особенностей половозрастного состава, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации в целом.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 81 Федерального закона при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи должны учитываться:

особенности половозрастного состава, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики;

климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций;

сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Таким образом, территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируются с учетом особенностей, существующих в каждом конкретном субъекте Российской Федерации.

Разделом VI Территориальной программы определены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования. Значения отдельных из них действительно ниже аналогичных средних нормативов, установленных Программой государственных гарантий. Однако, данное обстоятельство не является нарушением законодательства Российской Федерации, поскольку Территориальная программа разработана в соответствии с Федеральным законом, Программой государственных гарантий, а также с учетом разъяснений Министерства здравоохранения Российской Федерации, которое согласно подпункту «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» уполномочено давать разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Так, в соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «По Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов» по вопросу о том, могут ли территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи отличаться от нормативов, установленных Программой государственных гарантий, Министерством здравоохранения Российской Федерации указано, что в случае установления иного значения норматива, чем значение предусмотренное Программой государственных гарантий, норматив, установленный территориальной программой государственных гарантий, обосновывается конкретными факторами – уровнем госпитализированной заболеваемости населения, демографическими особенностями региона, уровнем территориальной доступности бюджетных услуг и другими. В случае невозможности установления территориальных нормативов, соответствующих установленным Программой государственных гарантий, возможно установление территориальных нормативов в соответствии со спецификой региона, учитывая положение статьи 80 Федерального закона об установлении средних нормативов. При этом Федеральный закон не содержит нормы, закрепляющей требование об обязательном установлении в территориальных программах субъектов Российской Федерации нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в значениях средних нормативов, установленных Программой государственных гарантий, или о том, что средние нормативы являются минимальными, и не могут быть скорректированы при принятии территориальных программ субъектами Российской Федерации.

В заявлении содержатся требования о признании недействующими со дня вступления в силу решения суда, в том числе и абзацев восьмого и восемнадцатого раздела VI Территориальной программы на том основании, что содержащиеся в них нормативы финансовых затрат ниже аналогичных средних нормативов финансовых затрат, содержащихся в разделе VI Программы государственных гарантий. Однако данные выводы не соответствуют действительности.

Абзацем восьмым раздела VI «Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, способы оплаты медицинской помощи, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи» Территориальной программы установлен норматив финансовых затрат на 1 случай госпитализации в медицинских организациях ФИО3 края (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств ОМС на 2014 год - 19177,1 рубля. Указанный норматив рассчитан по территориальной программе ОМС с учетом средств межбюджетных трансфертов из бюджета ФИО3 края, передаваемых в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования ФИО3 края на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования. При этом финансовый норматив на 1 случай госпитализации по медицинской помощи в стационарных условиях, предоставляемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования лицам, получившим полис обязательного медицинского страхования в ФИО3 крае, составляет 19186,2 рубля (графа 5 абзац 8 пункт 3.1 приложения 2 к Территориальной программе на 2014 год), что соответствует федеральному нормативу.

Абзацем восемнадцатым раздела VI «Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, способы оплаты медицинской помощи, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи» Территориальной программы установлен норматив финансовых затрат на 1 случай госпитализации в медицинских организациях ФИО3 края (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств ОМС на 2015 год – 22440,0 рубля, на 2016 год – 23530,7 рубля. Указанный норматив рассчитан по территориальной программе ОМС с учетом средств межбюджетных трансфертов из бюджета ФИО3 края, передаваемых в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования ФИО3 края на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования. При этом финансовый норматив на 1 случай госпитализации по медицинской помощи в стационарных условиях, предоставляемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования лицам, получившим полис обязательного медицинского страхования в ФИО3 крае, составляет на 2015 год 22452,3 рубля (абзац 10 пункт 6.1 графа 5 приложения 2 к Территориальной программе на 2014 год), что соответствует федеральному нормативу, на 2016 год – 23544,2 рубля (абзац 10 пункт 9.1 графа 5 приложения 2 к Территориальной программе на 2014 год), что также соответствует федеральному нормативу.

Заявлением также предлагается признать недействующими абзацы 22 и 23 раздела VI Территориальной программы в части, касающейся 2015 и 2016 годов. Данные абзацы устанавливают нормативы финансовых затрат, которые являются плановыми, в настоящее время не применяются и, соответственно, не могут нарушать конституционные права жителей ФИО3 края на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Установление в Территориальной программе плановых значений нормативов финансовых затрат не означает, что именно данные значения будут применяться в 2015 – 2016 годах. Согласно Федеральному закону утверждение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется ежегодно после утверждения Правительством Российской Федерации соответствующей программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Таким образом, окончательные значения средних нормативов финансовых затрат на 2015 и 2016 год будут известны только после утверждения Правительством Российской Федерации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий финансовый год и плановый период.

Довод прокуратуры о том, что нормативы объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на плановый период 2015 и 2016 годов, установленные Территориальной программой нарушают конституционные права жителей ФИО3 края на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в том объеме, который установлен Правительство Российской Федерации, является безосновательным, поскольку показатели данных нормативов являются плановыми, в настоящий момент не применяются и в силу положений статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации могут быть изменены, в связи с изменением параметров планового периода 2015 и 2016 годов при утверждении проекта закона ФИО3 края «О бюджете ФИО3 края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» и проекта закона ФИО3 края «О бюджете ФИО3 краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».

В письме Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» также содержится указание о корректировке средних нормативов объема скорой медицинской помощи на 1 застрахованное лицо, установленных Программой, с учетом транспортной доступности медицинских организаций, уровня развития транспортных путей постоянного действия, плотности населения в субъекте Российской Федерации, демографических особенностей населения региона и других факторов.

В связи с изложенным, доводы Прокуратуры ФИО3 края о неправомерном занижении в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ФИО3 края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ-п, норматива объема скорой медицинской помощи на 1 застрахованное лицо не имеют правовых оснований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, законах и нормативных актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 323-ФЗ).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Статьей 81 Федерального закона N 323-ФЗ определено, что в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Часть 3 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ устанавливает, что территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1).

Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (п. 8 ст. 3 Федерального закона N 326-ФЗ).

В соответствии со ст. 35 Закона N 326-ФЗ программа обязательного медицинского страхования является составной программой государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. Базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (ч. ч. 1, 2, 9).

В силу ст.36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой медицинского страхования.

Таким образом, из буквального содержания приведенных правовых положений следует, что утверждаемая органом государственной власти субъекта Российской Федерации территориальная программа должна соответствовать Программе, а дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи - определяться с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 932 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее – Федеральная Программа).

Федеральной Программой на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 год определены средние нормативы объемов медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения (разделы V, VI).

Предусмотренные Федеральной Программой нормативы рассчитаны как средние, следовательно, они, являясь государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, не могут быть уменьшены субъектами Российской Федерации.

Проанализировав оспариваемые прокурором положения Территориальной программы, суд приходит к выводу о том, что в ФИО3 крае федеральные нормативы объемов медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования частично скорректированы в сторону занижения, и, как следствие, стоимость территориальной программы на 2014 год, занижена, что противоречит требованиям федерального законодательства.

Так, в соответствии с разделом V Федеральной Программы средние нормативы объема медицинской помощи, составляют:

- для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, на 2014 - 2016 годы - в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,318 вызова на 1 застрахованное лицо (Территориальная программа – на 2014 год – 0,303 вызова, на 2015-2016 годы – 0,318 вызова);

- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2014 год - 2,77 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,27 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 2,95 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,35 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 2,98 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,38 посещения на 1 застрахованное лицо (Территориальная программа – на 2014 год – 2,404 посещения на 1 жителя, на 2015 год – 2, 489 посещения на 1 жителя, на 2016 год – 2,522 посещения на 1 жителя);

- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на 2014 год - 0,665 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,55 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 0,71 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,59 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,735 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,61 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо (Территориальная программа – на 2014 год – 0,64 пациенто-дня на 1 жителя, на 2015 год – 0,689 пациенто-дня на 1 жителя, на 2016 год – 0,713 пациенто-дня на 1 жителя);

- для медицинской помощи в стационарных условиях на 2014 год - 0,197 случая госпитализации (законченного случая лечения в стационарных условиях) на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,176 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 0,193 случая госпитализации на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,172 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,193 случая госпитализации на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,172 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, в том числе для медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю «Медицинская реабилитация», и реабилитационных отделениях медицинских организаций в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2014 год - 0,03 койко-дня на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 0,033 койко-дня на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,039 койко-дня на 1 застрахованное лицо (Территориальная программа – на 2015 год – 0,188 случая госпитализации на 1 жителя, на 2016 год – 0,188 случая госпитализации на 1 жителя);

- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2014 год - 0,092 койко-дня на 1 жителя, на 2015 год - 0,112 койко-дня на 1 жителя, на 2016 год - 0,115 койко-дня на 1 жителя (Территориальная программа – на 2014-2016 годы – 0,009 койко-дня на 1 жителя).

В соответствии с разделом VI Федеральной Программы, средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Федеральной программой, составляют:

- на 2014 год - 10294,4 рубля, на 2015 год - 12096,7 рубля, на 2016 год - 12642,1 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году - 6962,5 рубля, в 2015 году - 8481,5 рубля, в 2016 году - 8863,2 рубля.

Вместе с тем, Территориальной программой установлены заниженные подушевые нормативы финансирования:

- на 2014 год – 8931,7 рубля, на 2015 год – 10301,7 рубля, на 2016 год – 10759,2 рубля (без учета ОМС).

В связи с чем, подлежат удовлетворению требования прокурора в части признания в разделе V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ФИО3 края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ-п: абзаца 2, в части касающейся нормативов объема медицинской помощи оказываемой для скорой медицинской помощи вне медицинской организации ФИО3 края, включая медицинскую эвакуацию в рамках Территориальной программы ОМС на 2014 год – 0,303 вызова на 1 застрахованное лицо; абзаца 3, в части касающейся медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2014 год – 2,404 посещения на 1 жителя, на 2015 год – 2,489 посещения на 1 жителя, на 2016 год – 2,522 посещения на 1 жителя; абзаца 6, в части касающейся медицинской помощи в условиях дневных стационаров на 2014 год – 0,64 пациенто-дня на 1 жителя, на 2015 год – 0,689 пациенто-дня на 1 жителя, на 2016 год – 0,713 пациенто-дня на 1 жителя; абзаца 7, в части касающейся медицинской помощи в стационарных условиях на 2015 год – 0,188 случая госпитализации, на 2016 год – 0,188 случая госпитализации на 1 жителя; абзаца 8, в части касающейся оказания паллиативной помощи в стационарных условиях на 2014-2016 годы – 0,009 койко-дня на 1 жителя;

в разделе VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ФИО3 края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ-п: абзаца 22, абзаца 23, в части касающейся подушевых нормативов финансирования, предусмотренных Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета) в 2014 году – 8931,7 рубля, в 2015 году – 10301,7 рубля, в 2016 году – 10759,2 рубля, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку нормативы Территориальной программы занижены по сравнению с нормативами, предусмотренными Федеральной Программой.

Разрешая вопрос о моменте признания недействительными оспариваемых абзацев Территориальной программы, суд считает, что постановление до принятия настоящего решения применялось, на его основании реализовывались права граждан и организаций и находит возможным признать оспариваемые нормы недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом проверены доводы заинтересованных лиц о том, что оспариваемые прокурором абзацы соответствуют действующему законодательству.

Оценивая указанные доводы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.

Доводы ФИО2 заинтересованных лиц о превышении нормативов объема оказываемой бесплатно медицинской помощи по некоторым показателям по сравнению с Программой не свидетельствуют о законности установления в Территориальной программе заниженных нормативов.

В силу ч.3 ст.81 Федерального закона №323-ФЗ, Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

Предоставляя субъекту Российской Федерации при формировании ими территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи право корректировать федеральные нормативы с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций и иных имеющих значение факторов, закон прямо указывает на недопустимость занижения объема и условий оказания медицинской помощи.

Доводы заинтересованных лиц о том, что указанные в федеральной Программе нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи являются усредненными, что обусловлено различными уровнями бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и позволяет субъектам Российской Федерации в своих территориальных программах устанавливать иные нормативы объема медицинской помощи, как ниже, так и выше тех, что установлены в федеральной Программе представляются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы вне зависимости от уровня бюджетной обеспеченности других субъектов.

Корректировка программы с учетом целого ряда факторов, таких как особенности возрастно-полового состава, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографические условия региона и транспортная доступность медицинских организаций, тем не менее не может толковаться как возможность установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи ниже показателей, установленных федеральной базовой программой.

Не обоснованна ссылка ФИО2 края и Правительства ФИО3 края на разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "По Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов", а также ссылка ФИО2 Территориального фонда ОМС ФИО3 края на письмо Минздрава России от 08.11.2013г. «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов».

Содержание указанных разъяснений и письма не опровергает вывода суда о недопустимости уменьшения в Территориальной программе установленных на федеральном уровне нормативов объема медицинской помощи, финансового обеспечения и подушевых нормативов, поскольку необходимость такого уменьшения не обосновывается конкретными фактами. Кроме того, указанные разъяснения и письмо не носят нормативного характера.

Доводы о том, что установленные на 2015-2016 годы нормативы финансовых затрат являются плановыми, в настоящее время не применяются и, соответственно, не могут нарушать права граждан, а также ссылку на нормы Бюджетного кодекса РФ, суд считает несостоятельными. Удовлетворяя требования прокурора в этой части, исходит из того, что защите подлежит не только нарушенное право граждан, но и их предполагаемое право. Кроме того, в силу положений части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, законодатель связывает недействительность оспариваемого нормативного правового акта с его несоответствием нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований прокурора в части признания в разделе VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ФИО3 края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ-п: абзаца 8, в части касающейся на 1 случай госпитализации в медицинских организациях ФИО3 края (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств ОМС – 19177,1 рубля; абзаца 18, в части, касающейся на 1 случай госпитализации в медицинских организациях ФИО3 края (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств ОМС на 2015 год – 22440,0 рубля, на 2016 год – 23530,7 рубля, по следующим основаниям.

Раздел VII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ФИО3 края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ-п, устанавливает, что Территориальная программа, включая Территориальную программу ОМС, включает в себя:

стоимость Территориальной программы по источникам ее финансового обеспечения согласно приложению 1 к Территориальной программе;

утвержденную стоимость Территориальной программы по условиям ее оказания согласно приложению 2 к Территориальной программе;

порядок и условия оказания медицинской помощи по Территориальной программе, включая Территориальную программу ОМС, согласно приложению 3 к Территориальной программе и другие приложения.

То есть, Территориальная программа является целостным документом, определяющим порядок и условия предоставления медицинского помощи как в рамках базовой программы ОМС, так и предоставляемой сверх базовой программы ОМС, и содержит помимо текстовой части приложения в таблицах. Нормативы финансовых затрат в разрезе медицинской помощи, предоставляемой в рамках базовой программы ОМС и предоставляемой сверх базовой программы ОМС согласно структуры Территориальной программы приведены в табличных приложениях.

Приложение 2 к Территориальной программе «Утвержденная стоимость Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ФИО3 края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов по условиям оказания» в пунктах 3.1, 6.1, 9.1 содержит нормативы финансовых затрат на один случай госпитализации в медицинских организациях ФИО3 края (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях за счет средств ОМС, на 2014 год в размере 19186,2 рублей, на 2015 год – 22452,3 рубля, на 2016 год – 23530,7 рублей. При этом в пунктах 3.2, 6.2, 9.2 содержатся нормативы финансовых затрат на оказание медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы ОМС по видам и заболеваниям, не установленным базовой программой ОМС, на 2014 - 2016 годы в размере 9419,4 рублей.

Таким образом, доводы заявления о несоответствии показателя норматива финансовых затрат на один случай госпитализации в медицинских организациях ФИО3 края (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, установленным федеральным нормативам не подлежат удовлетворению, поскольку норматив финансовых затрат на один случай госпитализации в медицинских организациях ФИО3 края (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях в рамках базовой программы ОМС, содержится в пунктах 3.1, 6.1, 9.1 приложения 2 к Территориальной программе и соответствует федеральному нормативу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 252, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление первого заместителя прокурора ФИО3 края ФИО10 о признании абзацев 2, 3, 6, 7, 8 раздела V; абзацев 8, 18, 22, 23 раздела VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ФИО3 края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ-п, недействующими в части удовлетворить частично.

Признать в разделе V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ФИО3 края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ-п:

- абзац 2, в части касающейся нормативов объема медицинской помощи оказываемой для скорой медицинской помощи вне медицинской организации ФИО3 края, включая медицинскую эвакуацию в рамках Территориальной программы ОМС на 2014 год – 0,303 вызова на 1 застрахованное лицо;

- абзац 3, в части касающейся медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2014 год – 2,404 посещения на 1 жителя, на 2015 год – 2,489 посещения на 1 жителя, на 2016 год – 2,522 посещения на 1 жителя;

- абзац 6, в части касающейся медицинской помощи в условиях дневных стационаров на 2014 год – 0,64 пациенто-дня на 1 жителя, на 2015 год – 0,689 пациенто-дня на 1 жителя, на 2016 год – 0,713 пациенто-дня на 1 жителя;

- абзац 7, в части касающейся медицинской помощи в стационарных условиях на 2015 год – 0,188 случая госпитализации, на 2016 год – 0,188 случая госпитализации на 1 жителя;

- абзац 8, в части касающейся оказания паллиативной помощи в стационарных условиях на 2014-2016 годы – 0,009 койко-дня на 1 жителя;

в разделе VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ФИО3 края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ-п:

- абзац 22, абзац 23, в части касающейся подушевых нормативов финансирования, предусмотренных Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета) в 2014 году – 8931,7 рубля, в 2015 году – 10301,7 рубля, в 2016 году – 10759,2 рубля,

недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении заявления первого заместителя прокурора ФИО3 края ФИО10 о признании недействующими в разделе VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ФИО3 края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ-п:

- абзаца 8, в части касающейся на 1 случай госпитализации в медицинских организациях ФИО3 края (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств ОМС – 19177,1 рубля;

- абзаца 18, в части, касающейся на 1 случай госпитализации в медицинских организациях ФИО3 края (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств ОМС на 2015 год – 22440,0 рубля, на 2016 год – 23530,7 рубля - отказать.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы или представления через <адрес>вой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 28.04.2014г.

Судья ФИО3

краевого суда М.М.Товчигречко