НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 14.07.2020 № 3А-122/19

Дело № 3а-122/2019

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУДРЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

14 июля 2020 года г. Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Мекеровой С.Р.,

при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.,

с участием представителей: административного истца М.Ю.Г.. – А.А.Н.

административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края М.К.С.

прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Л.Н.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.Ю.Г. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации в части:

пункта 4986 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» от 27 декабря 2017 года №1122,

пункта 3170 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года №985,

пункта 1840 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» от 27 декабря 2019 года №1317;

установил:

приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» от 27 декабря 2017 № 1122, вступившим в законную силу с 01 января 2018 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень).

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года № 985, вступившим в законную силу с 01 января 2019 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень);

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» от 27 декабря 2019 года № 1317, вступившим в законную силу с 01 января 2020 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень).

Названные приказы опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru 27 декабря 2017 года и 29 декабря 2018 года, 27 декабря 2019 года, соответственно.

В пункт 4986 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» от 27 декабря 2017 года №1122, в пункт 3170 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года №985 и в пункт 1840 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» от 27 декабря 2019 года № 1317 включено нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>

Административный истец М.Ю.Г. обратился с административным исковым заявлением об оспаривании названных пунктов Перечней в части включения в них объекта недвижимости с кадастровым номером », расположенного по адресу: <адрес>

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>

принадлежит ему на праве собственности в соответствии с договором купли-продажи от 28 сентября 2010 года. Назначение названного объекта - нежилое здание, наименование здания – торговый склад пищевых продуктов, литер «Д1», этажность 2, в том числе подземных 0, общая площадь 1165,6 кв.м.

Расположено здание с кадастровым номером на земельном участке из земель населенных пунктов, вид его разрешенного использования: под строениями литеры «Д», «Д1» производственного назначения. Торговая деятельность в данном здании не осуществляется, офисные помещения в здании отсутствуют, в качестве административно-делового центра объект недвижимости им также не используется.

Поэтому включение данного здания в указанные перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденные приказами Министерства имущественных отношений Ставропольского края является незаконным, нарушает его права и законные интересы, поскольку неправомерно возлагает на него обязанность по уплате имущественного налога в завышенном размере, по повышенной налоговой ставке.

В судебном заседании представители административного истца М.Ю.Г. - А.А.Н. поддержала заявленные требования, просила признать недействующими в части нормативные правовые акты, а именно: пункт 4986 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» от 27 декабря 2017 года №1122; пункт 3170 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года №985; пункт 1840 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» от 27 декабря 2019 года №1840.

Пояснила, что фактически с момента приобретения административным истцом здание им не использовалось, только незначительная часть его площади была задействована под склад, торговая деятельность на территории объекта не осуществлялась. Включением объекта с кадастровым номером в оспариваемые Перечни, утвержденные приказами Министерства имущественных отношений нарушены права административного истца, вынужденного производить оплату имущественного налога в повышенном размере.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края М.К.С. с административным иском не согласилась, поддержала представленные возражения на административный иск, пояснив, что оспариваемый объект правомерно включен в указанные выше Перечни объектов налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, поскольку согласно сведениям выписки из ЕГРН наименование объекта: торговый склад пищевых продуктов, поэтому в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации данный объект подлежит включению в указанные Перечни. И по этой причине обследование фактического использования указанного здания при включении его в оспариваемые Перечни не проводилось.

В судебном заседании М.К.С. не отрицала, что при фактическом обследовании спорного объекта, проведенного в ходе рассмотрения данного административного дела, выяснилось, что торговая или административная деятельность в нем не осуществляется, здание имеет производственное назначение.

Административный истец А.А.Н. представители заинтересованных лиц: Правительства Ставропольского края, МИФНС России № 12 по Ставропольскому краю, администрации г. Ставрополя, извещенные о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не ходатайствовали.

В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Л.Н.В. об удовлетворении административного иска, допросив свидетеля Д.К.С. исследовав материалы административного дела, материалы инвентарного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, в которой перечислены объекты налогообложения, в том числе здание, строение, сооружение, помещение.

Статьей 402 поименованного кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3).

Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Ставропольского края «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» от 5 ноября 2015 года № 109-кз, установлена единая дата начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.

Решением Ставропольской городской Думы «Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» от 17 ноября 2014 года № 567, в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ставка налога на имущество физических лиц установлена в размере 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года № 137 (далее - Положение), с последующими изменениями и дополнениями, Министерство имущественных отношений Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, за исключением отношений, связанных с планированием, рациональным использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, а также в сфере финансового оздоровления и банкротства в пределах своей компетенции (пункт 1).

К полномочиям Министерства имущественных отношений Ставропольского края относится определение в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и его размещение на официальном сайте министерства и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подпункт 16.1 пункта 16 раздела 3 «Полномочия» Положения).

Следовательно, Министерство имущественных отношений Ставропольского края, как орган исполнительной власти, является уполномоченным органом для определения Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость.

Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Оспариваемые в части приказы Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» от 27 декабря 2017 года №1122, «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года №985, «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» от 27 декабря 2019 года №1317 опубликованы на официальном интернет – портале правовой информации Ставропольского края www/pravo.stavregion, 27 декабря 2017 года и 29 декабря 2018 года, 30 декабря 2019 года соответственно.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом в части нормативные правовые акты Министерства имущественных отношений Ставропольского края: приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» от 27 декабря 2017 года №1122, приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года» №985 и приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» от 27 декабря 2019 года № 1317 приняты уполномоченным органом субъекта - Министерством имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» и пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется в том числе видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 «Налог на имущество организаций».

К таким нежилым объектам отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Закон Ставропольского края «О налоге на имущество организаций» от 26 ноября 2003 года № 44, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации вводит налог на имущество организаций на территории Ставропольского края, устанавливает ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, а также налоговые льготы.

В соответствии со статьей 1.1 названного закона, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается министерством имущественных отношений Ставропольского края.

Таким образом, включение зданий, строений, сооружений и нежилых помещений в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, осуществляется на территории Ставропольского края на основании взаимосвязанных положений федерального и регионального законодательства.

Проверяя соответствие пункта 4986 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» от 27 декабря 2017 года №1122, пункта 3170 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года №985, пункта 1840 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» от 27 декабря 2019 года №1317 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> принадлежит А.А.Н. на праве собственности на основании договора купли-продажи недвижимого имущества №17 от 28 сентября 2010 года, свидетельство о регистрации права на недвижимое имущество от 08 августа 2013 года № 26 АИ 421528, назначение объекта - нежилое здание, наименование здания – торговый склад пищевых продуктов, этажность 2, в том числе подземных 0, общая площадь 1165,6 кв.м.

Свидетельством о государственной регистрации права от 08 августа 2013 года № и выпиской из ЕГРН от 06 ноября 2019 № 23/236/002/2019-9654 подтверждается, что площадь объекта недвижимости с кадастровым номером составляет 1165,6 кв.м, что свидетельствует о том, что общая площадь здания не изменялась с момента приобретения его административным истцом в собственность и по настоящее время. Это обстоятельство административным истцом в судебном заседании не отрицалось.

Данный объект расположен на земельном участке из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , общей площадью 1209 кв.м, вид разрешенного использования: под строениями литеры «Д», «Д1» производственного назначения, принадлежащему административному истцу на праве аренды, что подтверждается договором аренды от 03 марта 2009 года № 7017, заключенным между комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя и «КАВ М КОМ» сроком до 05 февраля 2019 года, права и обязанности по которому, в соответствии с договором от 02 ноября 2010 года переданы А.А.Н.

В судебном заседании установлено, что на момент включения здания с кадастровым номером в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества его фактическое использование не устанавливалось и это обстоятельство стороной административного ответчика не оспаривается.

Обследование объекта недвижимого имущества с кадастровым номером проведено ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» в период рассмотрения данного административного дела. Согласно его акту обследования от 08 июля 2020 года торговые объекты, офисы и сопутствующая инфраструктура, а также объекты общественного питания в спорном объекте недвижимости отсутствуют.

Допрошенный судебном заседании в качестве свидетеля начальник управления кадастровых работ ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» Д.К.С. проводивший обследование спорного объекта недвижимости, суду пояснил, что при выходе на место в объекте недвижимости с кадастровым номером не было выявлено торговых помещений, а также помещений, предназначенных для коммерческого, административно-делового использования или общественного питания. Свидетель ФИО1, указал, что объект обследования представляет собой 2 этажное здание, которое в настоящее время не используется, 1 этаж состоит из помещений холодного хранения и иных складских помещений, 2 этаж составляют служебные кабинеты с соответствующей мебелью, при этом оборудования для ведения коммерческой или административно-деловой деятельности и предлагаемых к продаже товаров в обследованных помещениях не выявлено.

Названные обстоятельства стороной административного ответчика не оспаривались.

В соответствии с экспликациями к поэтажным планам строения, поэтажным планам объекта с кадастровым номером представленным в техническом паспорте объекта по состоянию на 02 апреля 2006 года, в здании, литер «Д1», на 1 этаже расположены складские помещения в том числе основные: холодильные камеры, помещение подготовки заказов, а также вспомогательные: подсобные помещения, лестничная клетка, электрощитовая, комната обогрева рабочих. На 2 этаже расположены служебные кабинеты, которые не соответствуют условиям для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку термин «кабинет» не является тождественным термину «офис», комната операторов, вычислительный центр, а также вспомогательные: касса, занимающая незначительную площадь в размере 5,8 кв.м, лестничные клетки, коридоры, серверная, венткамера.

Наименование «торговый склад» само по себе не свидетельствует об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам торговли.

Понятие «торгового объекта» приведено в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 582-ст.

Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

К объектам материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок относятся базы, склады, прочие объекты складского назначения различного профиля, камеры хранения, предприятия материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. К объектам же торговли относятся магазины, торговые комплексы, торгово-развлекательные центры, ярмарки, рынки открытые и закрытые, выставки товаров, художественные салоны, магазины оптовой и мелкооптовой торговли.

При этом понятие «торговый склад» в законодательстве отсутствует.

Следовательно, в данном случае необходимо было определить, относится ли «торговый склад» к объектам материально-технического, продовольственного снабжения, хранения, сбыта и заготовок или же к объектам торговли.

Согласно толковому словарю ФИО2 определено следующее понятие слово «склад» - это специальное помещение для хранения чего-либо.

В Большом бухгалтерском словаре (Большой бухгалтерский словарь - М.; Институт новой экономии. Под редакцией А.Н. Азриляна.1999 г.) определено понятие «торговый склад» как помещения, специально оборудованные для хранения товаров.

Понятие «торговый склад» не соответствует понятию «торгового объекта», данному в пункте 4 статьи 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, из приведенных определений можно сделать вывод о том, что понятие «торговый склад» используется для обозначения складских помещений, предназначенных для хранения продовольствия, а также других товаров, предназначенных для снабжения.

Следовательно, для того чтобы признать нежилое здание с наименованием «торговый склада» торговым объектом, его площадь должна включать в себя как помещения, предназначенные для хранения, так и для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а также прохода покупателей (когда торговый зал соединен со складом).

В спорном здании отсутствуют торговые залы, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а также прохода покупателей.

Напротив, из приведенных экспликаций к поэтажным планам объекта следует, что помещения в данном здании имеют назначение складское, в нем также расположены служебные кабинеты, но не офисные помещения, а также и иные подсобные помещения.

Названные помещения не являются помещениями торгового, административно-делового центра (комплекса) или объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку ни вид разрешенного земельного участка с кадастровым номером «под строениями литеры «Д», «Д1» производственного назначения» на котором расположено здание с кадастровым номером , ни

назначение этого здания не соответствуют критериям установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Фактическое использование здания по состоянию на 2017-2019годы не проводилось. Обследование здания в 2020 году не подтвердило его текущее использование как торговый объект.

Наличие в здании помещения «касса» (согласно представленной в техническом паспорте экспликации) не может служить основанием к отнесению этого объекта к торговому, поскольку доказательств, подтверждающих, что она предназначена для расчета с покупателями, а не для выплаты заработной платы работникам, не предоставлено.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, однако административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванного объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в оспариваемые Перечни, по делу не представлено.

Исходя из установленных фактических обстоятельств, суд пришел к выводу о несоответствии объекта с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> признакам объектов налогообложения, закрепленным в статье 378,2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона Ставропольского края «О налоге на имущество организаций» от 26 ноября 2003 года № 44, так как он является объектом производственной деятельности.

С учетом установленных судом обстоятельств, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований административного истца.

В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункт 4986 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» от 27 декабря 2017 года №1122, пункт 3170 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года №985, пункт 1840 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» от 27 декабря 2019 года №1317 подлежат признанию недействующими момента вступления в силу названных приказов, то есть с 01 января 2018 года, 01 января 2019 года и с 01 января 2020 года соответственно.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление А.А.Н. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации в части, удовлетворить.

Признать недействующим пункт 4986 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» от 27 декабря 2017 года №1122, со дня вступления его в законную силу, с 01 января 2018 года.

Признать недействующим пункт 3170 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года №985, со дня вступления его в законную силу, с 01 января 2019 года.

Признать недействующим пункт 1840 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» от 27 декабря 2019 года №1317, со дня вступления его в законную силу, с 01 января 2020 года.

Возложить обязанность на Министерство имущественных отношений Ставропольского края опубликовать сообщение о принятии настоящего судебного решения на Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись

Копия верна.

Судья Мекерова С.Р.