Дело № 2а-2715/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
« 04 » июля 2019 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Сулим С.Ф.
при секретаре Скворцовой М.С.,
с участием представителя административного истца Понкратова С.С. (ордер № 000918 от 21.06.2019 г.), представителя ответчика Ливенцевой О.Г. (доверенность от 01.11.2018 г. № 03-10/007521),
в отсутствие истца Иванова А.В., заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 4 по Белгородской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Иванова Александра Владимировича к Межрайонной ИФНС России № 8 по Белгородской области о признании незаконными действий по перерасчёту и доначислению земельного налога, признании исполненной обязанность по его уплате,
установил:
Иванов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 4 по Белгородской области, в последующем ответчик заменен на Межрайонную ИФНС России № 8 по Белгородской области, в котором просил признать незаконными действия инспекции по перерасчету и доначислению земельного налога на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в размере 164483 руб. и признать исполненной обязанность по уплате земельного налога за указанный земельный участок за 2015 год.
Заявленные требования мотивированы тем, что Иванов А.В. являлся собственником земельного участка, в связи с чем на него возложена обязанность по уплате земельного налога, которая в установленный законом срок исполнена, причитающаяся сумма налога, выставленная в налоговом уведомлении за 2015 год, рассчитывалась исходя из ставки 0,3%, и за указанный период налог им был уплачен согласно данного налогового уведомления в полном объеме. Считает, что к спорным правоотношениям применимы положения п. 3 ст. 5 и п. 2.1 ст. 52 НК РФ, на основании которых перерасчет в сторону увеличения налога осуществляться не может, поскольку земельный налог за 2015 год был уплачен административным истцом в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца поддержал требования.
Представитель ответчика иск не признала, ссылаясь на законность действий и отсутствие нарушения прав истца.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 статьи 387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии со ст. 396 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 2).
Истец Иванов А.В. является плательщиком земельного налога, ему в 2015 году на праве собственности принадлежал, в том числе, земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 4860 кв. м, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для обслуживания и эксплуатации административного здания, расположенный по адресу: <адрес>
На основании статьи 31 НК РФ, МИФНС России № 8 по Белгородской области Иванову А.В. был начислен земельный налог за 2015 год, сумма налога на указанный земельный участок составила 41121 руб., исходя из кадастровой стоимости 13706901 руб. и налоговой ставки 0,3%.
Обязанность по уплате налога Ивановым А.В. в указанный в налоговом уведомлении № 67189146 от 20.10.2016 г. срок была исполнена.
В соответствии с Положением о земельном налоге на территории Губкинского городского округа от 10 ноября 2008 года № 45, утвержденным решением второго заседания восьмой сессии Совета депутатов Губкинского городского округа первого созыва от 30.10.2008 года № 1, ставка земельного налога в отношении прочих земельных участков, к которым относится спорный земельный участок, установлена в размере 1,5%.
Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Абзацем третьим пункта 2 статьи 52 НК РФ установлено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Из содержания приведенных норм следует, что налоговый орган имеет право на перерасчет земельного налога за последние три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления.
Поскольку при исчислении налога на указанный земельный участок была допущена ошибка, неправильно применена налоговая ставка, в соответствии со статьей 52 названного Кодекса произведен перерасчет земельного налога за 2015 год с применением ставки налога 1,5% в соответствии с Положением о земельном налоге на территории Губкинского городского округа от 10 ноября 2008 года № 45; посредством личного кабинета направлено налоговое уведомление от 209.12.2018 г. № 716920 со сроком уплаты до 27.02.2019 г. суммы земельного налога в размере 164483 руб.
В соответствии с п. 3 Положения о земельном налоге на территории Губкинского городского округа от 10 ноября 2008 года № 45, устанавливаются следующие ставка земельного:
1) 0,1 процента в отношении земельных участков, занятых землями общего пользования гаражных, дачных и садоводческих объединений граждан, в границах города Губкина;
3) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса); занятых жилищным фондом, предоставленных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; занятых землями дачных и садоводческих объединений граждан в сельских населенных пунктах; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков;
5) 1,5 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и не используемых для сельскохозяйственного производства.
Ранее принадлежавший административному истцу спорный земельный участок, исходя из его разрешенного использования - для обслуживания и эксплуатации административного здания, не относится к приведенным в подп. 3 п. 3 категориям, соответственно, в отношении него подлежала применению ставка 1,5%, предусмотренная для прочих земельных участков.
Положения пункта 2.1 статьи 52 НК РФ (введен Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ), предусматривающие, что перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов, не распространяются на рассматриваемые спорные правоотношения, поскольку исходя из содержания абзаца первого указанного пункта, правовое значение для начала его применения имеет момент направления налогоплательщику налогового уведомления, с календарным годом направления которого, законодатель связывает возможность осуществления перерасчета сумм ранее исчисленных налогов не более чем за три налоговых периода.
Налоговое уведомление № 716920 направлено в адрес административного ответчика 29.12.2018 года, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 03 августа 2018 года № 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Помимо указанного, данный Федеральный закон, которым статья 52 НК РФ дополнена пунктом 2.1, улучшающим положение налогоплательщиков, не предусматривает его обратную силу, что также исключает возможность его применения в рамках настоящего административного спора в силу п. 4 ст. 5 НК РФ.
Пунктом 3 ст. 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Разъясняя нормы права, регулирующие действие законодательства во времени в части налоговой ответственности, в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано следующее.
В соответствии с частью второй статьи 54 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, имеют обратную силу. Следовательно, решение о взыскании налоговой санкции за налоговое правонарушение, допущенное до 1 января 1999 года, не может быть принято судом после вступления в силу Кодекса, если ответственность за соответствующее правонарушение им не установлена. Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за такое правонарушение не может быть произведено после 31 декабря 1998 года. В том случае, когда Кодекс устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено Основами, за соответствующее правонарушение, совершенное до 1 января 1999 года, применяется ответственность, установленная Кодексом. Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за данное правонарушение после 31 декабря 1998 года может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных Кодексом за такое правонарушение.
Между тем, по настоящему делу инспекцией принималось не решение о привлечении Иванова А.В. к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, а решение о перерасчете земельного налога и правильности определения суммы налога.
Соответственно к спорным правоотношениям не подлежат применению положения п. 3 ст. 5 Налогового кодекса РФ, на которую ссылается заявитель в иске.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания, указанные в пункте 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска и суд приходи к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в соответствии с п. 2 ч. 2 названной статьи Кодекса.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Иванова Александра Владимировича к Межрайонной ИФНС России № 8 по Белгородской области о признании незаконными действий по перерасчёту и доначислению земельного налога на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, признании исполненной обязанность по уплате земельного налога за 2015 год, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Ф. Сулим
Решение принято в окончательной форме 10 июля 2019 года.