Дело № 2а-1130/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Спасск-Дальний 07 декабря 2017 года
Приморский край
Спасский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Бовсун В.А.,
при секретаре судебного заседания Рыбаковой Е.В.,
с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора <адрес>Сендецкой Ю.Ю.
представителя административного ответчика администрации городского округа Спасск-Дальний ФИО1
представителя административного заинтересованного лица Думы городского округа Спасск-Дальний ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации городского округа Спасск-Дальний, Думе городского округа Спасск-Дальний о возложении обязанности подготовить и направить ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, в соответствии с требованиями законодательства РФ, сведения о границах населённых пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования городской округ Спасск-Дальний, в формате XML, возложения обязанности на Думу городского округа Спасск-Дальний обеспечения финансирования мероприятий по приведению в формат XML сведений о границах населённых пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования городской округ Спасск-Дальний,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском, в котором указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления обязанности по передаче в филиал государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> сведений о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования.
В ходе проведенной проверки установлено следующее.
Согласно информации представленной кадастровой палатой в прокуратуру <адрес>, сведения о границах населенных пунктов, а также сведения о территориальных и функциональных зонах, в установленном законом формате, позволяющим разместить данные сведения на кадастровом плане (карте) территории, администрацией городского округа Спасск-Дальний в настоящее время не внесены.
Положениями ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении границ населенного пункта, территориальных и функциональных зонах.
Согласно ч. 16 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1,3-13, 15 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».
В соответствии с п. 7 Правил, в случае установления границ населенного пункта орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены границы населенных пунктов.
Пунктом 33 Правил установлено, что при информационном взаимодействии документы (за исключением документов, указанных в пунктах 12, 27, 29, а также в абзацах четвертом, шестом и седьмом пункта 30 настоящих Правил), в том числе карта (план) объекта землеустройства, предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Решением Думы городского округа Спасск<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении генерального плана городского округа Спасск-Дальний» утвержден генеральный план городского округа Спасск-Дальний. Данное Решение принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано главой городского округа.
Однако, с момента принятия решения об установлении границ населенного пункта, территориальных и функциональных зон по настоящее время администрацией городского округа Спасск-Дальний сведения о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах, в формате установленном, действующим законодательством, позволяющем разместить данные сведения на кадастровом плане (карте) территории в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> не направлены.
Отсутствие в государственном кадастре сведений о границах муниципального образования может привести к даче незаконного согласия должностными лицами органов местного самоуправления на выделение земельных участков под строительство из земель лесного или водного фонда, при этом у органа кадастрового учета будут отсутствовать основания для отказа в проведении государственного кадастрового учета данных земельных участков, нарушает права и законные интересы на получение достоверной информации из государственного кадастра недвижимости о границах населенного пункта, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
Учитывая изложенные обстоятельства, непринятие мер по внесению сведений о границах населенных пунктов муниципального образования в государственный кадастр недвижимости нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 84 Земельного Кодекса Российской Федерации, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Обязать администрацию городского округа Спасск-Дальний подготовить и оформить в соответствии с требованиями законодательства РФ документы, в формате XML, для внесения сведений о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования городского округа Спасск-Дальний в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморском) краю.
Обязать администрацию городского округа Спасск-Дальний направить в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> сведения о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования городского округа Спасск-Дальний, в формате XML, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объёме, просит их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации городского округа Спасск-Дальний в судебном заседании исковые не признал, пояснив, что границы городского округа Спасск-Дальний установлены <адрес> «О городском округе Спасск-Дальний» №-КЗ от ДД.ММ.ГГГГ, указанным Законом описана линия границ городского округа Спасск-Дальний.
Установление границ населенных пунктов - это в том числе утверждение генерального плана городского округа, поселения, в котором отображены их границы, в соответствии со ст.84 ЗК РФ.
Полномочиями по утверждению генеральных планов наделены органы местного самоуправления.
Внесение в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия, который установлен Федеральным законом №218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости». Документы направляются в соответствии с утвержденным Правительством РФ порядком (Постановление Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ). Эта функция возложена на органы местного самоуправления, которые приняли решение об установлении или изменении границ населенных пунктов.
В ДД.ММ.ГГГГ году ООО «Материк» проведены землеустроительные работы по установлению и межеванию границы городского округа Спасск-Дальний с установлением соответствующих координат и углов поворота других границ.
ДД.ММ.ГГГГ Дума городского округа Спасск-Дальний решением № на основании ст.24 Градостроительного кодекса РФ (в действующей на момент принятия редакции), Устава городского округа Спасск-Дальний, утвердила генеральный план городского округа Спасск-Дальний.
ДД.ММ.ГГГГ Дума городского округа Спасск-Дальний, решением № в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» действующих на момент принятия редакциях) утвердила Правила землепользования и застройки городского округа Спасск-Дальний.
Федеральный закон № 218-ФЗ, другие нормативные акты, на которые ссылается в обоснование своих требований прокурор <адрес>, не возлагают обязанности на органы местного самоуправления, ранее принявшие соответствующие землеустроительные документы, внесение таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Обязанность передачи таких сведений установлена для органов местного самоуправления в соответствии с вышеуказанными Законами и нормативными при установлении и изменении границ муниципальных образований.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р, утвержден комплексный план мер по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований населенных пунктов.
Указанным комплексным планом предусматривается анализ имеющихся документов, в том числе и документов территориального планирования, содержащих сведения о границах населенных пунктов и муниципальных образований, границах между субъектами РФ, с целью определения актуальности этих сведений и документов, а так же выявления населенных пунктов, муниципальных образований субъектов РФ, границы которых подлежат определению (уточнению) с последующим внесением сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
В целях подготовки документов, в том числе документов территориального планирования, содержащих актуальные сведения о соответствующих границах, предусмотрено проведение проектных работ в отношении границ населенных пунктов и муниципальных образований, границ между субъектами РФ.
Так же предусмотрено проведение землеустроительных работ по описанию местоположения границ населенных пунктов и муниципальных образований, границ между субъектами РФ, подготовка карт (планов) соответствующих объектов землеустройства.
Реализация вышеуказанного Комплексного плана с участием субъектов РФ и органов местного самоуправления предусмотрена в период до ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р все границы муниципальных образований должны быть внесены в ЕГРН поэтапно в ДД.ММ.ГГГГ годах.
Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель 3-го лица Думы городского округа Спасск-Дальний, в судебном заседании заявленные требования не признал, представив письменные пояснения в которых указал, что требования, изложенные в заявлении прокурора <адрес> не обоснованы, противоречат действующему законодательству и не подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
Установление границ населенных пунктов - это утверждение генерального плана городского округа, поселения, в котором отображены границы (статья 84 Земельного кодекса Российской Федерации). Полномочиями по утверждению генпланов наделены органы местного самоуправления.
Внесение в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия, который установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Документы направляются в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Эта функция возложена на органы местного самоуправления, которые приняли решение об установлении или изменении границ населенных пунктов.
Генеральный план городского округа Спасск-Дальний утверждён решением Думы городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ№. На основе Генерального плана были разработаны и утверждены решением Думы городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ№ Правила землепользования и застройки городского округа Спасск-Дальний, в соответствии с которым городской округ разделён на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
Границы городского округа установлены законом <адрес> «О городском округе Спасск-Дальний» №-КЗ от ДД.ММ.ГГГГ, описана линия границы городского округа.
Таким образом, информацию о границах городского округа и территориальных зон можно получить из официально опубликованных муниципальных нормативно-правовых актов.
Ни Законом № 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не установлена обязанность обеспечить до определенной даты внесение таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Между тем, распоряжением Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-<адрес> распоряжением утверждён комплексный план мер по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Федерации, границах муниципальных образований и населённых пунктов (далее -Комплексный план).
Комплексным планом предусматривается анализ имеющихся документов, в том числе документов территориального планирования, содержащих сведения о границах населённых пунктов и муниципальных образований, границах между субъектами Федерации, с целью определения актуальности этих сведений и документов, а также выявления населённых пунктов, муниципальных образований и субъектов Федерации, границы которых подлежат определению (уточнению) с последующим внесением сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
В целях подготовки (внесения изменений) документов, в том числе документов территориального планирования, содержащих актуальные сведения о соответствующих границах, предусмотрено проведение проектных работ в отношении границ населённых пунктов и муниципальных образований, границ между субъектами Федерации.
Также предусмотрено проведение землеустроительных работ по описанию местоположения границ населённых пунктов и муниципальных образований, границ между субъектами Федерации, подготовка карт (планов) соответствующих объектов землеустройства.
Реализация Комплексного плана с участием субъектов Федерации и органов местного самоуправления предусмотрена в период до ДД.ММ.ГГГГ года.
Кроме того, в соответствии с поручениями Президента России подготовлена и утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ годы 147-р Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, в том числе и целевая модель «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», в соответствии с которой, к концу ДД.ММ.ГГГГ года необходимо внести в ЕГРН 55% границ муниципальных образований, в ДД.ММ.ГГГГ г. соответственно 85% и 100%, т.е. все границы муниципальных образований должны быть внесены в ЕГРН до 2021 года включительно.
Просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав участников процесса изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему:
Решением Думы городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден генеральный план городского округа Спасск-Дальний, Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены «Правила землепользования и застройки городского округа Спасск-Дальний».
Во исполнение поручения прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о государственном кадастровом учете, в том числе исполнения органами местного самоуправления обязанности по передаче сведений в формате, установленном действующим законодательством о границах населённых пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документов территориального планирования и градостроительного зонирования.
В ходе проведения проверки прокуратурой <адрес> в адрес филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра картографии по <адрес>» направлен запрос о предоставлении информации о наличии сведений о территориальных и функциональных зонах которые внесены ЕГРН.
Из поступившего письменного ответа от ДД.ММ.ГГГГ№ усматривается, что в филиал учреждения сведения в формате, установленном действующим законодательством о границах населённых пунктов, о территориальных и функциональных зонах, согласно документов территориального планирования и градостроительного зонирования городского округа Спасск-Дальний, в соответствии со статей 32 Закона № 218-ФЗ не поступали.
Полагая, что со стороны администрации городского округа Спасск-Дальний имеется незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по представлению в орган кадастрового учета в установленные законом сроки сведений об установлении территориальных зон, предусмотренных правилами землепользования и застройки муниципального образования городского округа Спасск-Дальний прокурор <адрес> обратился в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Оценивая доводы прокурора суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с часть 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что требования прокурора в настоящем деле заявлены в рамках надзора за исполнением органами местного самоуправления требований законодательства о государственном кадастровом учете границ.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуру органов местного самоуправления входят, в том числе, представительный орган муниципального образования и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
Прокурор, контролируя исполнение органами местного самоуправления городского округа Спасск-Дальний требований законодательства о государственном кадастровом учете, действует в интересах неопределенного круга лиц.
Предъявление настоящего требования осуществлено прокурором в рамках полномочий, предоставленных частью 1 статьи 39 КАС РФ.
Поскольку об оспариваемом бездействии прокурору стало известно в рамках проверочных мероприятия, проведенных в июле 2017 года, срок, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ на обращение в суд, соблюден.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, в период спорных правоотношений регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Таким уполномоченным органом является кадастровая палата.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории и иные вопросы в сфере градостроительной деятельности урегулированы, в частности, Градостроительным кодексом РФ.
Субъектами градостроительных отношений являются, в числе прочего, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, от имени которых выступают соответствующие органы в пределах своих компетенций (статьи 5 ГрК РФ).
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены статьей 8 ГрК РФ, к числу которых относится, в том числе, утверждение правил землепользования и застройки муниципального образования.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 2 части 2 и частью 4 статьи 30 ГрК РФ составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон.
Согласно пункту 7 статьи 1 ГрК РФ под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве» территориальная зона является объектом землеустройства, в отношении которого необходимо установление его границ на местности. Для этих и других целей в отношении территориальных зон должна составляться землеустроительная документация.
Согласно статье 19 Федерального закона № 78-ФЗ эта документация должна включать, в том числе карты (планы) объектов землеустройства.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 78-ФЗ карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Согласно статье 22 Федерального закона № 78-ФЗ землеустроительная документация в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы по объекту землеустройства собирается в землеустроительное дело.
Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки определены в статье 31 ГрК РФ.
В соответствии со статьей 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, после чего данный документ подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
На период утверждения генерального плана городского округа Спасск-Дальний согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение, в том числе, правил землепользования и застройки.
В силу части 5 статьи 4 Закона № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
В соответствии с пунктами 1 - 5 статьи 10 Закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
С ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 250-ФЗ была изменена редакция статьи 15 Закона № 221-ФЗ, в соответствии с которой органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки, в порядке, установленном названной статьей, а именно в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу таких решений.
Одновременно в части 4 статьи 15 законодатель определил, что перечень и содержание документов, направляемых в орган кадастрового учета, порядок их направления, требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ утверждены Правила №, в пункте 5 которого предусмотрено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
Согласно пункту 18 Правил № при информационном взаимодействии документы представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. При отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» или на электронных носителях.
Документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных (пункт 21 Правил №).
С ДД.ММ.ГГГГ статьи 3 - 28 Закона № 221-ФЗ, как и Правила № утратили свою силу.
С данного момента рассматриваемые правоотношения урегулированы соответствующими положениями Закона № 218-ФЗ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, и принятыми в развитие законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества иными нормативными правовыми актами, в том числе Правилами №.
Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 32 названного Федерального закона органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
Согласно пункту 6 Правил № в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что из приведенного правового регулирования межведомственного информационного взаимодействия следует, что в случае принятия органами местного самоуправления решений об утверждении правил землепользования и застройки (при внесении в них изменений) указанные органы должны направлять в орган кадастрового учета необходимые документы для внесения сведений в государственный кадастр.
То есть действующим в период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время законодательством императивно установлено, что субъектом, на который возложена обязанность по направлению спорных сведений и документов, является именно представительный орган местного самоуправления, который утверждает своим решением правила землепользования и застройки.
Как установлено судом Решением Думы городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден генеральный план, следовательно, установленная законом обязанность по представлению в орган кадастрового учета соответствующего документа в электронном виде должна была выполнена Думой городского округа Спасск-Дальний в срок не более чем пять рабочих дней с момента вступления в силу указанных правил.
Соответственно, документы и сведения подлежат направлению в орган кадастрового учета в порядке, установленном на дату совершения указанных действий.
Доказательств, что в спорный период имелись сведения о местоположении, размере и границах объектов землеустройства (территориальных зонах), а также об иных их характеристиках, подлежащие передаче органу кадастрового учета в материалы дела прокурором не представлено.
Возникновение обязанности по направлению сведений поставлено законом в зависимость от такого юридического факта как утверждение карт (планов) в составе правил землепользования и застройки.
Из изложенного следует, что если в нормативном правовом акте - правилах землепользования и застройки отсутствуют утвержденные представительным органом - сведения, то они и не могут быть направлены в орган кадастрового учета.
Кроме того, согласно ч. 5 ст. 72 Федерального закона № 218-ФЗ положения указанного закона применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Из анализа указанной нормы следует, что действие указанного прокурором Федерального закона № 218-ФЗ обратной силы не имеет, ввиду того, что на момент вступления указанного Федерального закона в силу (с ДД.ММ.ГГГГ), полномочия органов местного самоуправления городского округа по вопросу о направлении указанной административным истцом информации не отнесён к полномочиям органа исполнительной власти местного самоуправления, суд не находит правовых оснований для возложения на администрацию городского округа Спасск-Дальний обязанности по подготовке и оформлению в соответствии с требованиями законодательства РФ документов, в формате XML, для внесения сведений о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования городского округа Спасск-Дальний в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморском) краю., а также обязанности по их направлении.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления прокурора <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Спасский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.А. Бовсун