НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г.Тулы (Тульская область) от 24.08.2023 № 2А-1282/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2023 года г.Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Стрижак Е.В.,

при секретаре Даниловой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 71RS0028-01-2023-001231-49 (№ 2а-1282/2023) по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Аствацатуровой Марине Левановне о взыскании задолженности по страховым взносам,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области обратилось в суд с иском к Аствацатуровой М.Л. с требованиями о взыскании задолженности по страховым взносам.

Административный истец в обоснование заявленных требований указал на то, что Аствацатурова М.Л. состоит на учете в УФНС по Тульской области, является плательщиком страховых взносов, административным ответчиком была предоставлена первичная декларация за 2020 год 29.12.2021 года.

Сумма налога по декларации подлежала уплате в бюджет в срок, предусмотренный п.19. раздела 3 Протокола, налог уплачен 30.10.2021 года, в связи с чем, УФНС по Тульской области было принято решение о привлечении административного ответчика за совершение налогового правонарушения от 05.05.2022 года к административной ответственности в виде штрафа

В адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога от 05.07.2022 года , от 14.07.2022 года , в связи с неисполнением требования в судебный участок № 71 Советского судебного района Тульской области направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки за 2019, 2020, 2021 год по пени, мировым судьей судебного участка № 71 Советского судебного района г. Тулы от 19.12.2022 года вынесено определение об отказе в выдаче судебного приказа, поскольку требования не является бесспорным.

Ранее, УФНС по Тульской области обращалось в суд с заявлением о взыскании с должника обязательных платежей и санкций, по состоянию на 27.04.2023 года требование исполнено частично, а именно по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ: пеня в размере 416,24 руб. оплачена 07.12.2022 года, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: пеня в размере 1711,14 руб. частично оплачено 13.12.2022 года в размере 1709,35 руб., остаток задолженности по пени за 2021 год составляет 1,79 руб.

При таких обстоятельствах административный истец обратился в суд и просит взыскать с Аствацатуровой М.Л. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ, пеня в размере 8430,96 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 год: пеня в размере 1,79 руб., штраф за налоговые правонарушения в размере 2697 руб., а всего в размере 11129,75 руб.

В дальнейшем административный истец предоставил уточнение, согласно которому просил взыскать с Аствацатуровой М.Л. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ, пеня в размере 8430,96 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 год: пеня в размере 1,79 руб., всего в размере 8432,75 руб.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежаще, в ходатайстве, предоставленном в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствии, на удовлетворении требований с учетом уточнений настаивал.

Административный ответчик Аствацатурова М.Л. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, в ранее в предоставленных суду возражениях, просила в иске отказать, так как заявленная ко взысканию административным истцом, задолженность, ею полностью погашена.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно пункту 4 названной статьи налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирован размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

По общему правилу пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Установлено, что Аствацатурова М.Л. состоит на учете в УФНС по Тульской области, является плательщиком страховых взносов.

Проверяя обоснованность заявленных требований судом установлено, что судебным приказом от 01 июня 2021 года мировой судья судебного участка № 71 Советского судебного района г. Тулы взыскал в пользу УФНС по Тульской области с административного ответчика недоимку за 2017,2018, 2019 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере: налог в размере 32448 руб., пеня в размере 193,07 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере налог в размере 8426 руб., пеня в размере 50, 13 руб., а всего в размере 41117,20 руб., судебным приказом от 11 апреля 2022 года недоимку за 2021 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере налог – 32448 руб., пеня в размере 128,71 руб.., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере: налог в размере 8426 руб., пеня в размере 33,42 руб., а всего 41036, 13 руб.

Впоследствии судебный приказ от 11 апреля 2022 года был отменен по заявлению административного ответчика 21 октября 2022 года, после чего административный истец обратился в суд с административным иском 22 марта 2023 года.

Согласно административному иску УФНС по Тульской области просило взыскать с административного ответчика страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату страховой пенсии в размере налог 31482,32 руб., пеня в размере 128,69 руб., а всего в размере 31611,01 руб., при этом было установлено, что от Аствацатуровой М.Л. поступали денежные средства 10.04.2022 года в размере 8176 руб., от 13.12.2022 года в сумме 7131,54 руб., из которой УФСН по Тульской области была учтена сумма 249,16 руб. в погашение задолженности по страховым взносам ОМС за 2021 год, от 13.12.2022 года в размере 2741,33 руб. (пени) в погашение задолженности по страховым взносам ОМС за расчетный период 2021 год, по извещению от 14.12.2022 года поступили денежные средства в размере 959,48 руб. в погашение задолженности по страховым взносам по ОПС за расчетный период 2021 год.

По исполнительному производству, возбужденному на основании судебного приказа были взысканы денежные средства с административного ответчика 26.10.2022 года на сумму 0,02 руб., от 27.10.2022 года в размере 6,20 руб. в погашение задолженности по страховым взносам ОПС за налоговый период 2021 год, на сумму 1,62 руб. и на сумму 0,01 руб. в погашении езадолженности по страховым взносам ОМС за налоговый период 2021 год

Определением суда от 15 мая 2023 года прекращено производство по делу № 2а-827/2023 по иску УФНС по Тульской области к Асватцатуровой М.Л. о взыскании задолженности по налогам: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере – в размере 31611,01 руб., ввиду отказа от иска административным истцом, так как задолженность административным ответчиком полностью погашена.

В случае отказа от иска и принятия его судом, в соответствии с частью 1 статьи 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, при этом повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определением суда от 19 декабря 2022 года УФНС по Тульской области мировым судьей отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с Асватцатуровой М.Л. в виде пени в размере 416, 24 руб., пени в размере 8430,96 руб., пени в размере 1711,14 руб., штрафов за налоговые правонарушения, так как требования не являются бесспорными.

По сообщению УФНС по Тульской области от 24.08.2023 года по состоянию на 13.07.2023 года у Аствацатуровой М.Л. сальдо единого счета является отрицательным в размере 72093,78 руб., в том числе: по ОПС в размере 44348,78 руб. ( за 2021, 2022 года), по ОМС в размере 8766 руб. ( за 2022 год), пени в размере 18979 руб., в связи с чем, административный истец полагает, что остаток задолженности по настоящему делу составляет задолженность по пени по ОМС и ОПС в размере 8432,75 руб.

Административным ответчиком в суд предоставлен чек-ордер от 05.07.2023 года об оплате на счет ФНС России задолженности по налогам в размере 8430,96 руб., предоставлены платежные поручения об оплате задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в размере 1,79 руб. через АО «Газпромбанк» от 25.12.2022 года, по оплате штрафа в размере 2697 руб. 25.12.2022 года.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 г. N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации", положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.

Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Из изложенного следует, что поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление (неначисление) правового значения не имеет.

Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в рамках заявленных административных требований у административного ответчика отсутствует, вопреки утверждениям административного истца задолженность по налогам, подлежащая взысканию по заявленным административным исковым требованиям в настоящем деле, то обстоятельство, что ФЗ от 14.07.2022 года «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса РФ» с 01.01.2023 года введен единый налоговый счет, в рамках которого все подлежащие уплате и уплаченные налоги, сборы и страховые взносы консолидированы в единое сальдо расчетов с бюджетом и как указывает административный истец засчитывается ЕНП будет в определенной последовательности, не влияет на вывод суда об отсутствии задолженности, так как пеня в размере 1,79 руб. оплачена 25.12.2022 года до внесения изменений в действующее законодательства, пеня в размере 8430,96 руб. оплачена в рамках настоящего административного дела, то есть в рамках заявленных административных требований, никаких иных требований УФСН по Тульской области к административному ответчику не заявлено.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Определение об отказе в вынесении судебного приказа вынесено мировым судьей 19 декабря 2022 года, в суд административное исковое заявление направлено административным истцом 16 мая 2023 года, то есть в пределах установленного законом срока.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд исходит из следующего.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд,

решил:

отказать Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области в удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Аствацатуровой Марине Левановне о взыскании задолженности в виде пени в размере 8430,96 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии,

во взыскании пени в размере 1,79 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья