НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г.Томска (Томская область) от 22.03.2017 № 2-641/17

...

2-641/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2017 года Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Куц Е.В.

при секретаре Арчаковой А.М.,

с участием: представителя истца помощника прокурора Советского района г. Томска Подшивалова Р.М., представителя ответчика Смоленцевой О.И., действующей на основании доверенности от 26.12.2016 № 395, выданной сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Томска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «ТомскРТС» о признании незаконными действий по ограничению подачи тепловой энергии, обязании прекратить ограничение подачи тепловой энергии,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Советского района г. Томска обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с иском к АО «ТомскРТС» о признании незаконными действий по ограничению подачи тепловой энергии, обязании прекратить ограничение подачи тепловой энергии.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Советского района г. Томска по информации военной прокуратуры Томского гарнизона о нарушении закона со стороны АО «ТомскРТС», установлено, что в связи с наличием задолженности перед поставщиком тепловой энергии ответчиком ДД.ММ.ГГГГ была ограничена подача тепловой энергии военной прокуратуре Томского гарнизона, расположенной по адресу: г. Томск, ул. Советская, 16а, и являющейся объектом Министерства обороны РФ. Военный прокурор Томского гарнизона предупрежден о возможном полном ограничении подачи тепловой энергии в случае непогашения задолженности за потребленную тепловую энергию по истечении 10 дней со дня введения ограничения подачи тепловой энергии. Указанные действия АО «ТомскРТС» являются незаконными, поскольку противоречат требованиям действующего законодательства, а именно: Указу Президента РФ от 23.11.1995 №1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства», согласно п.1 которого ограничение или прекращение отпуска топливно - энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства. Нормы Указа Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 обладают высшей юридической силой и являются специальными по отношению к Правилам организации теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, которые в свою очередь закрепляют общие положения организации теплоснабжения потребителей.

Истец просит суд признать незаконными действия АО «ТомскРТС» по ограничению подачи тепловой энергии военной прокуратуре Томского гарнизона, обязать АО «ТомскРТС» прекратить ограничение подачи тепловой энергии военной прокуратуре Томского гарнизона, возобновить подачу тепловой энергии военной прокуратуре Томского гарнизона в полном объеме.

В судебном заседании помощник Советского района г. Томска поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что несмотря на то, что договор энергоснабжения заключен не между АО «ТомскРТС» и военной прокуратурой Томского гарнизона, а между АО «ТомскРТС» и АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (договор от ДД.ММ.ГГГГ), непосредственным получателем услуги является именно военная прокуратура Томского гарнизона, расположенная по адресу ул. Советская, 16а, о чем ресурсоснабжающей организации в лице АО «ТомскРТС» было доподлинно известно. Также, в открытом доступе имеется информация, о том, что АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» является единственным исполнителем государственных контрактов на поставку и передачу тепловой энергии, оказание услуг водоснабжения и водоотведения, обслуживание казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры для нужд Минобороны РФ. Наличие у АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» задолженности по оплате тепловой энергии, а также выявленные нарушения технических норм и правил, порядка подготовки объекта к отопительному сезону, не являются основанием для ограничения подачи тепловой энергии в помещения, где расположена Военная прокуратура Томского гарнизона, так как данные действия в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 нарушают безопасность государства.

Представитель ответчика Смоленцева О.И. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которому при введении ограничения режима потребления тепловой энергии объекта по ул. Советская, 16а, АО «ТомскРТС» руководствовался положениями пунктов 95-97 Правил организации теплоснабжения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808. Указанным пунктами регламентирован порядок введения ограничения режима потребления для социально значимых категорий потребителей. Теплоснабжение здания по ул. Советская, 16а осуществляется ЭСО на основании договора энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между АО «ТомскРТС» и АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (Абонент), в соответствии с которым ЭСО обязалось отпускать тепловую энергию, а Абонент – получать и производить за нее оплату на условиях данного договора. Однако, в нарушение установленного техническими нормами и правилами порядка подготовки к отопительному сезону, Абонент в условиях отсутствия технической готовности, произвел самовольное включение систем отопления по ул. Советская, 16а, что зафиксировано актом нарушения от ДД.ММ.ГГГГ, составленным представителем АО «ТомскРТС» с участием представителя абонента. В результате проведенной Военной прокуратурой проверки, выявлены нарушения АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» требований ст.ст.3, 14, 20 Федерального закона «О теплоснабжении» и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, установлены Военной прокуратурой в результате проведенной проверки. Перечень мероприятий по подготовке объекта к отопительному сезону АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» не выполнен, в связи с чем в отношении него Военной прокуратурой возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ. Таким образом, факт введения ограничения режима потребления тепловой энергии в отношении объекта, который был несанкционированно включен абонентом, не должен порождать каких-либо неблагоприятных последствий для теплоснабжающей организации в виде признания ее действий незаконными. Кроме того, введение ограничения режима потребления не сопровождалось нарушением температурного режима внутри объекта, каких-либо жалоб относительно предоставления некачественной услуги по теплоснабжению от абонента (АО «ГУ ЖКХ») или непосредственного потребителя (Военная прокуратура Томского гарнизона) не поступало. Таким образом, ограничение подачи теплоэнергии не повлекло последствий, предусмотренных Указом Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 в виде нарушения устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства. Ответчик полагает, что Указ Президента РФ от 23.11.1995 № 1173, устанавливающий запрет на ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов, оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, не подлежит применению к отношениям между энергоснабжающей организацией и абонентом в сфере теплоснабжения, которым в данном случае является АО «ГУ ЖКХ», поскольку данные правоотношения регулируются специальными нормами Правил организации теплоснабжения Российской Федерации, имеющими в данном случае приоритетное значение. Кроме того, АО «ГУ ЖКХ» по существующему статусу и организационно-правовой форме не относится ни к одному из перечисленных в Указе Президента РФ субъектов.

Третьи лица Военная прокуратура Томского гарнизона, Министерство обороны РФ, АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», будучи надлежащим образом извещенными времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Судом установлено, что АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – АО «ГУ ЖКХ») является единственным исполнителем государственных контрактов на поставку и передачу тепловой энергии, оказание услуг водоснабжения и водоотведения, обслуживание казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры для нужд Минобороны РФ.

В соответствии с государственным контрактом -ТХ, заключенным между Министерством обороны РФ (Государственный заказчик) и АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (Исполнитель) ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, Исполнитель принял на себя обязательства в установленный Контрактом срок оказать услуги теплоснабжения, услуги по поддержанию резервной мощности, услуги по поставке горячего водоснабжения в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным Контрактом, на объектах, указанных в Приложении к Контракту, в число которых входит объект, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Советская, 16а. Установленный контрактом срок предоставления услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.13.2).

Между АО «ТомскРТС» (Энергоснабжающая организация) и АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (Абонент) заключен договор энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, на срок по ДД.ММ.ГГГГ с возможностью ежегодной пролонгации (но не более 5-ти лет). Предметом указанного договора является отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды. Согласно условиям договора ответчик обязался отпускать Абоненту (с учетом субабонентов) тепловую энергию и горячую воду в соответствии с установленными договором условиями, а Абонент принял на себя обязательство получать и оплачивать их на условиях настоящего договора (п.1.1, 1.2, 2.1.1). Перечень объектов Абонента установлен в Приложении к договору энергоснабжения, в числе которых указан объект по адресу: г. Томск, ул. Советская, 16а.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в пункт, касающийся определения срока действия договора. Установлено, что договор действует по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание, расположенное по адресу; г. Томск, ул. Советская, 16а, находится в собственности Российской Федерации и передано в оперативное управление ФГУ «Сибирское территориальное управление «Министерства обороны Российской Федерации».

В здании по указанному выше адресу: г. Томск, ул. Советская, д. 16а, располагается Военная прокуратура Томского гарнизона, военную службу в которой в настоящее время военную службу осуществляют четверо военнослужащих.

Из материалов дела следует, что в нарушение установленного техническими нормами и правилами порядка подготовки к отопительному сезону, АО «ГУ ЖКХ» в условиях отсутствия технической готовности, произвел самовольное включение систем отопления по ул. Советская, 16а, данное нарушение зафиксировано актом нарушения от ДД.ММ.ГГГГ, составленным представителем АО «ТомскРТС» с участием представителя АО «ГУ ЖКХ».

В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ военной прокуратурой Томского гарнизона с привлечением специалистов Томского отдела по надзору за электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлондзору Сибирского управления Ростехнадзора проверки исполнения АО «ГУ ЖКХ» законодательства о защите жизни и здоровья и материально-бытового обеспечения военной прокуратуры Томского гарнизона и иных лиц, работающих (находящихся) в здании военной прокуратуры Томского гарнизона по адресу: г. Томск, ул. Советская, 16а, выявлены нарушения АО «ГУ ЖКХ» требований ст.ст.3, 14, 20 Федерального закона «О теплоснабжении» и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115.

В связи с невыполнением АО «ГУ ЖКХ» перечня мероприятий по подготовке объекта по адресу: г. Томск, ул. Советская, 16а к отопительному сезону постановлением заместителя военного прокурора Томского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «ГУ ЖКХ» возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ.

Судом установлено, что в связи с наличием у АО «ГУ ЖКХ» задолженности перед поставщиком тепловой энергии по договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, директором СП «Теплоэпергосбыт» АО «ТомскРТС» Ю.И.Г.ДД.ММ.ГГГГ принято решение об ограничении подачи военной прокуратуре Томского гарнизона тепловой энергии.

Согласно акту ограничения от ДД.ММ.ГГГГ в 14.00 час. инженером СП «Теплоэпергосбыт» АО «ТомскРТС» С.С.В. подача тепловой энергии военной прокуратуре Томского гарнизона была ограничена.

Военный прокурор Томского гарнизона предупрежден АО «ТомскРТС» о возможности полного ограничения подачи тепловой энергии в случае непогашения задолженности за потребленную тепловую энергию по истечении 10 дней со дня введения ограничения подачи тепловой энергии.

Вместе с тем, наличие у АО «ГУ ЖКХ» задолженности по оплате тепловой энергии, а также выявленные нарушения технических норм и правил, порядка подготовки объекта к отпительному сезону, не являются основанием для ограничения подачи тепловой энергии в помещения, где расположена Военная прокуратура Томского гарнизона.

В силу п.2 ст.546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом – юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В соответствии с ч. 1 ст.22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

Правила организации теплоснабжения утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, и закрепляют общие положения организации теплоснабжения потребителей.

Вместе с тем, суд полагает, что в данном случае к спорным правоотношениям подлежит применению положения Указа Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства», как обладающие высшей юридической силой по отношению к Правилам организации теплоснабжения.

В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.

При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с ч.3 ст.40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

В силу ч.8 ст.48 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и обладают правами и социальными гарантиями, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Таким образом, поскольку военная прокуратура Томского гарнизона является органом, в котором предусмотрена военная служба, и в котором она фактически осуществляется круглосуточно, действия ответчика по ограничению режима потребления тепловой энергии в отношении объекта, по адресу ул. Советская, 16а, препятствуют полноценному функционированию государственного федерального органа.

Доводы ответчика о том, что непосредственно прямых отношений между АО «ТомскРТС» и Военной прокуратурой Томского гарнизона не имеется, а сам договор энергоснабжения заключен с АО «ГУ ЖКХ», которое не подпадает под перечень объектов, поименованных в Указе Президента РФ от 23.11.1995, судом отклоняются, поскольку в данном случае подача тепловой энергии осуществляется поставщиком на объект, входящий в структуру Вооруженных Сил РФ. Прекращение обеспечения объектов Министерства обороны РФ услугами теплоснабжения в силу п. 1 данного Указа Президента РФ недопустимо, как нарушающие безопасность государства.

Из анализа вышеприведенных нормативных положений в совокупности с представленными по делу доказательствами, с учетом социальной значимости данного объекта, входящего в структуру Вооруженных Сил РФ, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика по прекращению поставки тепловой энергии военной прокуратуре Томского гарнизона являются незаконными, нарушающими права и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В целях устранения указанных нарушений суд в соответствии со ст.206 ГПК РФ считает необходимым возложить на АО «ТомскPTC» обязанность прекратить ограничение подачи тепловой энергии военной прокуратуре Томского гарнизона и возобновить подачу тепловой энергии военной прокуратуре Томского гарнизона в полном объеме.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче иска освобожден, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В силу ст.103 ГПК РФ, п.9 ч.1 ст.333.36, п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ с АО «ТомскРТС» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Советского района г. Томска, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «ТомскРТС» о признании незаконными действий по ограничению подачи тепловой энергии, обязании прекратить ограничение подачи тепловой энергии, удовлетворить.

Признать незаконными действия акционерного общества «ТомскPTC» по ограничению подачи тепловой энергии военной прокуратуре Томского гарнизона, обязать акционерное общество «ТомскPTC» прекратить ограничение подачи тепловой энергии военной прокуратуре Томского гарнизона, возобновить подачу тепловой энергии военной прокуратуре Томского гарнизона в полном объеме.

Взыскать с акционерного общества «ТомскРТС» в бюджет муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

...

...

Судья: Е.В.Куц

...

...

...

...

...

...