Дело № 2-3942/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Владикавказ 24 мая 2022 года
Советский районный суд г. Владикавказ РСО-Алания в составе:
председательствующего судьи Гусовой Т.К.,
с участием помощника военного прокурора Владикавказского гарнизона военной прокуратуры Южного военного округа Булатова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Икаевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Владикавказского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к ФИО1 о взыскании денежных средств в порядке ст.45 ГПК РФ, с привлечением третьего лица Военного комиссариата РСО-Алания,
установил:
Военный прокурор Владикавказского гарнизона выступая в защиту интересов РФ обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств в порядке ст.45 ГПК РФ, с привлечением третьего лица Военного комиссариата РСО-Алания.
В обоснование исковых требований истец указал, что в соответствии со ст.17 Закона РФ от ... N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", ... гражданин ФИО1 представил в Военный комиссариат РСО-Алания документы для назначения пенсии за выслугу лет. Основаниями для назначения пенсии явились: заявление ФИО1 на назначение пенсии от 30.07.2014г., личное дело, выписка из приказа командира 12 военной базы № от 8.10.2007г. об увольнении с военной службы и расчет выслуги лет на пенсию, составленный ... ФКУ «УФО МО РФ по » и иные документы, в результате чего, ФИО1 имел на день увольнения с военной службы выслугу 20 лет. ... бывшим начальником отдела социального обеспечения Военного комиссариата РСО-Алания ФИО3, произведен расчет выслуги лет на пенсию, которая назначена в размере 56% от оклада по последней занимаемой должности в размере 6 725,60 руб. В ходе надзорных мероприятий, проведенных в пенсионном отделе Военного комиссариата РСО-Алания установлено, что в период с 10.03.1994г. по 15.10.2010г. ФИО1 проходил военную службу по контракту в воинских частях Южного военного округа на различных должностях с воинским званием «рядовой». В соответствии с приказом командира 12 военной базы № от 8.10.2007г. рядовой ФИО1 на основании подпункта «а» пункта 2 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. ФИО1, зная о том, что общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляет менее 20 лет, предоставил сведения в военный комиссариат , а в последующем в Военный комиссариат РСО-Алания, подложные сведения о, якобы, непрерывном прохождении им военной службы в период с 27.05.1994г. по 31.08.1994г. в зоне Грузино-Абхазского конфликта, при помощи чего, ФИО1 мог бы незаконно получать пенсионные выплаты за выслугу лет (архивная справка ЦАМО РФ от 05.02.2020г. №).
Истец просил взыскать с ФИО1 в пользу Военного комиссариата РСО-Алания Министерства обороны Российской Федерации денежные средства в размере 560 216,61 рублей.
Представитель истца помощник военного прокурора Владикавказского гарнизона военной прокуратуры Южного военного округа ФИО4, действующий на основании служебного удостоверения № от 3.09.2020г., доверенности от 24.05.2022г., в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить требования в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, о причине неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Военного комиссариата РСО-Алания в судебное заседание не явился, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили.
Суд рассмотрел дело в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие сторон.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 3 ст. 35 Федерального Закона от 17.01.1992г. № «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со статьей 10 Закона о пенсионном обеспечении выплата пенсий лицам, указанным в статье 1 Закона о пенсионном обеспечении, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от ...№ (далее - Положение) установлено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение.
Судом установлено, что ФИО1, ... года рождения являлся пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с ....
Установлено так же, что в соответствии со ст.17 Закона РФ от ... N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", ... гражданин ФИО1 представил в Военный комиссариат РСО-Алания документы для назначения пенсии за выслугу лет.
Основаниями для назначения пенсии явились: заявление ФИО1 на назначение пенсии от 30.07.2014г., личное дело, выписка из приказа командира 12 военной базы № от 8.10.2007г. об увольнении с военной службы и расчет выслуги лет на пенсию, составленный ... ФКУ «УФО МО РФ по » и иные документы, в результате чего, ФИО1 имел на день увольнения с военной службы выслугу 20 лет.
... бывшим начальником отдела социального обеспечения Военного комиссариата РСО-Алания ФИО3, произведен расчет выслуги лет на пенсию, которая назначена в размере 56% от оклада по последней занимаемой должности в размере 6 725,60 руб.
Лица, указанные в статье 1 Закона РФ N 4468-1 от ... "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации. Указанные лица несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсий.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе надзорных мероприятий, проведенных в пенсионном отделе Военного комиссариата РСО-Алания установлено, что в период с 10.03.1994г. по 15.10.2010г. ФИО1 проходил военную службу по контракту в воинских частях Южного военного округа на различных должностях с воинским званием «рядовой».
В соответствии с приказом командира 12 военной базы № от 8.10.2007г. рядовой ФИО1 на основании подпункта «а» пункта 2 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
По мнению суда подтверждено, что ФИО1, зная о том, что общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляет менее 20 лет, предоставил сведения в военный комиссариат , а в последующем в Военный комиссариат РСО-Алания, подложные сведения о, якобы, непрерывном прохождении им военной службы в период с 27.05.1994г. по 31.08.1994г. в зоне Грузино-Абхазского конфликта, при помощи чего, ФИО1 мог бы незаконно получать пенсионные выплаты за выслугу лет.
Архивной справкой от ... за № установлено, что ФИО1 зачислен в списки личного состава войсковой части полевая почта 77958 () с ... в воинском звании «рядовой контрактной службы». Исключен из списков личного состава войсковой части полевая почта 77958 с ... (приказ № от 31.08.1994г.). Сведений об откомандировании ФИО1 в зону Грузино-Абхазского конфликта, сведений о прибытии его из зоны Грузино-Абхазского конфликта не имеется. По архивным документам установлено, что ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части полевая почта 77958 с 1.09.1994г. (приказ № от 01.09.1994г.) по 21.04.1997г. (приказ № от 21.04.1997г.).
В силу ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом: недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.
Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках пенсионных правоотношений.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что взысканию с ответчика в пользу истца подлежит необоснованно полученная пенсия за период с 30.07.2014г. по ... в размере 560 216,61 руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Военного прокурора Владикавказского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к ФИО1 о взыскании денежных средств в порядке ст.45 ГПК РФ, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Военного комиссариата РСО-Алания Министерства обороны Российской Федерации денежные средства в размере 560 216 рублей 61 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования пошлину в размере 8 802 рублей 16 копеек.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Гусова Т.К.