НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) от 24.01.2019 № 2А-4361/18

Дело № 2а-497/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2019 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Цыдыповой Д.З., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФГУП «Почта России» к Государственной инспекции труда в Республике Бурятия об оспаривании предписания,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратилась ФГУП «Почта России» с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в ..., просит признать незаконным предписание ... от ДД.ММ.ГГГГ

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки Государственной инспекции труда в РБ в отношении заявителя было вынесено предписание ... об устранении нарушения трудового законодательства. Данным предписанием на заявителя была возложена обязанность произвести в срок до ДД.ММ.ГГГГ: работодателю устранить нарушение требований ч.2 ст. 95 ТК РФ заявителям, осуществлявшему трудовую деятельность 15 и ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ путем предоставления времени дополнительного отдыха либо оплаты по нормам, установленным для сверхурочной работы за работу в предпраздничные дни, всем работникам , работавшим в указанные дни. Подтверждающие документы представить в территориальный орган Роструда в ...; работодателю устранить нарушение требований ч.3 ст.133 ТК РФ в отношении всех работников, которые за период ДД.ММ.ГГГГ отработали больше месячной нормы рабочего времени (за исключением работников, поименованных в справке от ДД.ММ.ГГГГ...) путем перерасчета и выплаты заработной платы и иных причитающихся работникам выплат. Подтверждающие документы представить в территориальный орган Роструда в .... Полагая данные обязанности незаконными, поскольку заработная плата работникам включая работников, отработавших больше месячной нормы рабочего времени (сверхурочные часы) за период с ДД.ММ.ГГГГ была выплачена в полном размере, не ниже МРОТ с учетом РК и надбавок за стаж. Работникам, отработавшим свыше нормы часов, были оплачены предпраздничные часы по ставке сверхурочных часов.

В судебном заседании представитель ФГУП «Почта России» по доверенности Мантурова И.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам административного искового заявления, дополнив тем, что проверка была произведена без согласования с Минвостокразвития РФ, вследствие чего является незаконной, просила иск удовлетворить.

Представители административного ответчика Государственной инспекции труда в ... Криницын А.Е., Климова И.С., действующие на основании доверенностей, заявленные требования не признали в полном объеме, полагая, что административным истцом на протяжении длительного периода времени нарушаются права работников, предписание отмене не подлежит.

Суд, выслушав участников процесса, свидетеля, рассмотрев материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.10 ст. 226 КАС РФ в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

Таким образом, основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия), и данными решениями, действиями (бездействиями) были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ... Государственной инспекцией труда в ... в отношении Управления федеральной почтовой связи Республики Бурятия – филиала ФГУП «Почта России» была проведена внеплановая выездная проверка.

По результатам проверки был составлен Акт ... от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены нарушения и на основании которого ФГУП «Почта России» выдано предписание ... от ДД.ММ.ГГГГ.

Оспариваемым предписанием на заявителя была возложена обязанность произвести в срок до ДД.ММ.ГГГГ: работодателю устранить нарушение требований ч.2 ст. 95 ТК РФ заявителям, осуществлявшему трудовую деятельность 15 и ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ путем предоставления времени дополнительного отдыха либо оплаты по нормам, установленным для сверхурочной работы за работу в предпраздничные дни, всем работникам , работавшим в указанные дни. Подтверждающие документы представить в территориальный орган Роструда в ...; работодателю устранить нарушение требований ч.3 ст.133 ТК РФ в отношении всех работников, которые за период ДД.ММ.ГГГГ отработали больше месячной нормы рабочего времени (за исключением работников, поименованных в справке от ДД.ММ.ГГГГ...) путем перерасчета и выплаты заработной платы и иных причитающихся работникам выплат. Подтверждающие документы представить в территориальный орган Роструда в ....

Согласно абзаца 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ).

Не согласившись с выданным предписанием, ФГУП «Почта России» обжаловало указанные акт и предписание вышестоящему должностному лицу ГИТ.

Решением заместителя руководителя ГИТ Р.... от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении жалобы.

В суд с иском ФГУП «Почта России» обратилось ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку административное исковое заявление было подано ДД.ММ.ГГГГ, то срок для предъявления искового заявления административным истцом не пропущен.

Обращаясь в суд, административный истец указывает, что ФГУП «Почта России» работникам , включая работников, отработавших больше месячной нормы рабочего времени (сверхурочные часы) заработная плата за период с мая по сентябрь 2018 г. была выплачена в полном размере, не ниже МРОТ с учетом РК и надбавок за стаж. Работникам, отработавшим свыше нормы часов, были оплачены предпраздничные часы по ставке сверхурочных часов. Поверяя указанные доводы, суд пришел к следующему.

Требование ч. 1 ст. 95 ТК РФ должно соблюдаться в отношении всех категорий работников, однако в отношении работников, которые работают в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), сокращение рабочего дня не производится в соответствии с ч. 2 ст. 95 ТК РФ, то есть таким работникам предусмотрена компенсация за переработку в виде:

- дополнительного времени отдыха;

- оплаты по нормам, установленным для сверхурочной работы.

Согласно ст. 104 ТК РФ суммированный учет рабочего времени вводится с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.

Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ...

При суммированном учете рабочего времени количество рабочих часов в течение одной смены (недели, месяца) может превышать допустимую норму, которая возмещается за счет уменьшения количества рабочих часов в течение других смен в пределах одного учетного периода.

Таким образом, нормальная продолжительность рабочего времени при таком режиме соблюдается путем перераспределения рабочих часов в течение учетного периода. Поэтому при составлении графика работы при суммированном учете рабочего времени нужно исходить из нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период с уменьшением ее на количество часов, на которое сокращается рабочее время в предпраздничные дни.

В ином случае необходимо производить оплату за этот час как за сверхурочную работу, при этом часы переработки будут считаться не за месяц, в котором рабочая смена должна быть уменьшена на один час, а на конец учетного периода - квартала. При суммированном учете рабочего времени сверхурочными считаются часы, отработанные сверх установленной для учетного периода нормы рабочего времени. Статьей 99 ТК РФ определено, что продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника четыре часа в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований ч.2 ст.95 ТК РФ работникам, осуществлявшим трудовую деятельность ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, продолжительность рабочего времени не была уменьшена на 1 час, при этом документов, подтверждающих компенсацию путем предоставления заявителям дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы, проверке представлено не было. Например, работник Ж. в ДД.ММ.ГГГГ отработал норму рабочего времени (142 часа), при этом работал и ДД.ММ.ГГГГ (продолжительность смены на 1 час не снижалась), представленный проверке расчетный лист данного работника не содержит в себе сведений об оплате двух часов в полуторном размере. Аналогичное нарушение установлено и в отношении работавших в предпраздничный день в ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представителями административного ответчика было пояснено, что проверкой было установлено, что З. в ДД.ММ.ГГГГ согласно табеля учета рабочего времени ДД.ММ.ГГГГ находился на больничном. Во время больничного работник освобожден от выполнения своих трудовых обязанностей, вследствие чего норма рабочего времени у данного работника должна составить 126 часов, а представленный расчетный листок на имя З. за ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений об оплате сверхурочной работы (в том числе по части 2 статьи 95 Трудового кодекса РФ).

Вместе с тем, согласно показаниям свидетеля Л., являющейся работником кадровой службы ФГУП «Почта России», нахождение на больничном З. не может влиять на его норму рабочего времени в данном случае, так как на больничном он находился в выходные дни.

Судом показания данного свидетеля принимаются во внимание, так как факт того, что З. в указанные дни не должен был работать, подтверждаются документально, а из Писем Роструда от ДД.ММ.ГГГГ.... и от ДД.ММ.ГГГГ... следует, что при подсчете нормы рабочих часов, которые необходимо отработать в учетном периоде, из этого периода исключается время, в течение которого работник освобождался от исполнения трудовых обязанностей с сохранением места работы (в частности, ежегодный отпуск, временная нетрудоспособность и др.). Норма рабочего времени в этих случаях должна уменьшаться на количество часов такого отсутствия, приходящихся на рабочее время. Норма рабочего времени в этих случаях должна уменьшаться на количество часов, пропущенных работником по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными в субботу и воскресенье (письмо Минздравсоцразвития России ...).

Между тем, указанное не может повлиять на законность выданного предписания в части нарушения ст.95 ТК РФ, поскольку на момент проверки выявленные факты не были известны ответчику, из представленного табеля учета рабочего времени установить время работы и время отдыха З. невозможно. Кроме того, выданное предписание не содержит требования об устранении нарушения в отношении именно данного работника.

Так, проверкой было установлено, что в отношении работника Х. оплата сверхурочной работы (за работу в предпраздничные дни в мае и июне 2018 года) произведена без письменного согласия работника. Однако, согласно ст.152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Аналогичные нарушения установлены и в отношении иных работавших в предпраздничные дни.

Таким образом, доводы представителя ФГУП «Почта России» об отсутствии нарушений требований части 2 статьи 95 Трудового кодекса РФ являются несостоятельными и не основанными на фактических обстоятельствах дела.

Кроме того, проверкой установлено, что в нарушение требований ч.3 ст. 133 ТК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ... «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» работодатель произвел начисление и выплату заработной платы без учета минимального размера оплаты труда (ниже минимального размера оплаты труда) за ДД.ММ.ГГГГ работнику Н. и другим работникам за период ДД.ММ.ГГГГ которые за указанные месяцы отрабатывали больше месячной нормы рабочего времени. Так, при выполнении норм труда в ДД.ММ.ГГГГ работнику причитается выплата денежных средств (заработная плата) в размере 16744 руб. 50 коп. Вместе с тем, работник Н. в ДД.ММ.ГГГГ. отработал 165 час., таким образом, расчет заработной платы работника составит: 16744,50 руб. (МРОТ) % : 159 час. (норма рабочего времени) х 165 час. (фактически отработанное время) = 17376 руб. 15 коп. к начислению. Из расчетного листа за май 2018 г. следует, что работнику заработная плата начислена в размере 16744,50 руб., то есть недоначислено 631,65 руб. Аналогичные нарушения установлены в отношении других работников , которые за период ДД.ММ.ГГГГ проработали свыше нормы часов за определенный месяц.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ (часть 3 статьи 133 ТК РФ).

При этом согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ при условии, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, которые по смыслу статьи 129 ТК РФ являются элементами заработной платы (ее составной частью), не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

Учитывая, что сверхурочная работа осуществляется за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, ее оплата также не включается в МРОТ.

Между тем, согласно расчета представленного истцом на примере работника Г., который отработал больше месячной нормы рабочего времени, оплата ему была произведена не ниже МРОТ, но с учетом сверхурочной работы, что является недопустимым.

Следовательно, в указанной части предписание также является обоснованным.

При этом доводы административного истца о том, что проверка была произведена без согласования с Минвостокразвития РФ, вследствие чего является незаконной, влечет признание акта и предписания недействительными, суд отклоняет, так как решение о проведении проверки было принято ДД.ММ.ГГГГ, то есть до включения Республики Бурятия в Дальневосточный федеральный округ.

Таким образом, исходя из совокупности установленных обстоятельств, учитывая, что проведенная проверка и оспариваемый ненормативный акт принят уполномоченным лицом, в рамках, предоставленных действующим законодательством, соответствуют закону, права, свободы и законные интересы административного истца нарушены не были, оснований для удовлетворения заявления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать ФГУП «Почта России» в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца в Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Мотивированное решение составлено 30.01.2019 г.

Судья Е.А. Богомазова