НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Самары (Самарская область) от 30.07.2019 № 2А-1553/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2019 года г. Самара

Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Мироновой С.В.,

при секретаре Бородулиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Петрол капитал», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Обществу с ограниченной ответственностью «Микрокредитная компания Брэнд Финанс» о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал»,

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с административным иском к Кредитному потребительскому кооперативу «Петрол капитал», ФИО1, Обществу с ограниченной ответственностью «Микрокредитная компания Брэнд Финанс» с требованиями

ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Петрол капитал» (ОГРН ИНН местонахождение:443083, <...>),

возложить на председателя Кредитного кооператива «Петрол капитал» ФИО1, учредителя кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал» ООО «Микрокредитная копания Брэнд Финанс» обязанности в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, в том числе:

назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом;

опубликовать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации;

принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомить в письменной форме кредиторов о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал»;

после окончания срока предъявления требований кредиторами составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества ликвидируемого кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал», перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившем в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией;

выплатить денежные суммы кредиторам ликвидируемого кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал» в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения;

после завершения расчетов с кредиторами составить и утвердить ликвидационный баланс;

представить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал».

В обоснование иска указал, что согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц, Кредитный потребительский кооператив «Петрол капитал» зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в качестве юридического лица Федеральной налоговой службой России по Красноглинскому району, юридический адрес кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал»: 443083, <...>. Согласно сведениям, полученным от саморегулируемых организаций, включенных в реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, Кредитный потребительский кооператив «Петрол капитал» не является членом ни одной саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов, в связи с чем, в силу закона подлежит ликвидации.

Определением Советского районного суда г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены учредители кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал» ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6

В ходе рассмотрения административного иска представитель административного истца Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, имеющая высшее юридическое образование, ФИО7, поддержала заявленные требования в полном объеме изменила основания административного иска.

В обоснование требований указала, что по результатам анализа данных Государственного реестра кредитных потребительских кооперативов, размещенного на сайте банка России, кредитный потребительский кооператив «Петрол капитал» является с ДД.ММ.ГГГГ членом <данные изъяты> однако имеются иные основания для ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал» в соответствии с подпунктом «в» пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», а именно:

нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ:

- несоблюдение периодичности проведения проверок, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно проверки не проводились, вместе с тем кооператив осуществлял свою деятельность,

- не информирование уполномоченного органа о результатах проверок, проведенных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, информация об указанных проверках была направлена кооперативом в уполномоченный орган ДД.ММ.ГГГГ, после получения запроса отделения Самара от ДД.ММ.ГГГГ, при установленных сроках ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ;

нарушение п.5 Указания Банка России : несоблюдение срока информирования уполномоченного органа о результатах проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ, информация направлена в уполномоченный орган ДД.ММ.ГГГГ при установленном сроке ДД.ММ.ГГГГ;

нарушение пункта 4.2. Положения Банка России пункта 1.1. Положения Банка России не присвоение 2 клиентам степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

нарушение Указания Банка России

- нарушен пункт 4.2 предоставление недостоверной «нулевой» отчетности по форме за февраль – сентябрь 2018 при осуществлении операций в указанном периоде,

- нарушен п.1 приложения 1 к Указанию: несоблюдение срока представления отчетности по форме за январь 2018 года - срок представления ДД.ММ.ГГГГ, отчетность представлена ДД.ММ.ГГГГ;

нарушение требований положения , допущенные при разработке правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ от ДД.ММ.ГГГГ:

- пункта 1.7. Положения в ПВК в целях ПОД/ФТ отсутствует программа организации в некредитной финансовой организации работы с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, запросами и решениями межведомственной комиссии, созданной при Банке России,

- пункта 1.4. Положения : в программе организации системы ПОД/ФТ ПВК неверно указано подразделение Банка России для представления информации о назначении ответственного сотрудника, а также о назначении (освобождении) другого сотрудника КПК исполняющим обязанности ответственного сотрудника в период нахождения ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком,

- пункта 1.4 Положения : в программе идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца ПВК включены особенности упрощенной идентификации. Согласно требованиям статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ кредитный потребительский кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного потребительского кооператива (пайщиками). Прием клиентов в члены кредитного потребительского кооператива не относится к случаям, перечисленным в пункте 1.11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, при которых может быть проведена упрощенная идентификация. Кредитный потребительский кооператив обязан проводить «полную» идентификацию клиентов до приема на обслуживание в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 7 ФЗ № 115-ФЗ. За нарушения руководитель кредитного потребительского кооператива должностное лицо кооператива ФИО1 неоднократно привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 15.7, статье 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Административный истец считает, что выявленные неоднократные нарушения кредитным потребительским кооперативом «Петрол капитал» федеральных законов, нормативных правовых актов РФ и нормативных актов Банка России и вынесенные в адрес кооператива предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства, являются достаточными основаниями для обращения в суд с заявленными требованиями о ликвидации кооператива и возложении в связи с этим обязанностей на председателя Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал» ФИО1 и его учредителей. Административный истец просит суд

ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Петрол капитал», расположенный по адресу: 443083, <...>, ИНН ОГРН

возложить на председателя Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал» ФИО1, учредителей Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал» ООО «Микрокредитная компания Брэнд Финанс», ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 следующие обязанности:

обязанность в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал», предусмотренные статьями 62-64 ГК РФ, в том числе:

назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом,

опубликовать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации,

принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомить в письменной форме кредиторов о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал»,

после окончания срока предъявления требований кредиторами составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества ликвидируемого Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал», перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией,

выплатить денежные суммы кредиторам ликвидируемого Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал» в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения,

после завершения расчетов с кредиторами составить и утвердить ликвидационный баланс,

представить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал».

Представитель административного ответчика Кредитный потребительский кооператив «Петрол капитал» - ФИО8, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, имеющий диплом о высшем образовании, в судебном заседании исковые требования не признал, по доводам, указанным в письменном отзыве на административное исковое заявление, которые приобщены к материалам дела. Пояснил, что в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с разъяснениями Верховного суда РФ, изложенными в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений разделе 1 части первой ГК РФ удовлетворение административного иска возможно в качестве исключительной, крайней меры, при наличии существенных и неустранимых нарушений законодательства, регулирующего деятельность кредитных кооперативов, повлекших значительные негативные последствия, при отсутствии иных санкций, которые могли устранить допущенные нарушения. Административное исковое заявление не содержит указания о последствиях допущенных кредитным потребительским кооперативом «Петрол Капитал» нарушений, при том, что все нарушения носят устранимый характер и к моменту рассмотрения дела уже устранены. В связи с чем, что такая мера как ликвидация, является мерой, явно несоразмерной допущенным нарушениям и их последствиям.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании заявленные административным истцом требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. При этом пояснил, что кредитный потребительский кооператив «Петрол Капитал» в своей деятельности допустил ряд нарушений, которые в настоящее время устранены.

Представитель административного ответчика ООО «Микрокредитная компания Брэнд Финанс», административные ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

Согласно части 4 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.

В то же время в соответствии со статьями 101,102 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится. В случае, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика.

Применительно к пункту 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. N 221, и части 2 статьи 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Судом были установлены адреса регистрации ответчиков, своевременно и надлежащим образом отправлены судебные извещения. тверждается факт уклонения ответчика от получения судебной Доказательств невозможности получения судебной корреспонденции в ходе рассмотрения настоящего дела ответчиками не представлено, о причинах неявки суду не сообщено, ходатайств об отложении не заявлено.

В соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

При таких обстоятельствах, суд определил рассмотреть дело в отсутствии административных ответчиков ООО «Микрокредитная компания Брэнд Финанс», ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 262 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организаций, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона РФ от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 76.1 Федерального закона РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за не кредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона РФ от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России. Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 настоящего Федерального закона; обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях:

неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок;

осуществления кредитным кооперативом деятельности, запрещенной настоящим Федеральным законом;

неоднократного нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером внесена запись о создании Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал».

Председателем кооператива является ФИО1, учредителями юридического лица являются ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ООО «Микрокредитная компания Бренд финанс», что следует из выписки из Единого реестра юридических лиц.

В ходе рассмотрения дела установлено, что кредитным потребительским кооперативом «Петрол капитал» при осуществлении деятельности были допущены следующие нарушения:

нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, выразившееся в несоблюдении периодичности проведения проверок, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно проверки не проводились, вместе с тем кооператив осуществлял свою деятельность; в не информировании уполномоченного органа о результатах проверок, проведенных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, информация об указанных проверках была направлена кооперативом в уполномоченный орган ДД.ММ.ГГГГ, после получения запроса отделения Самара от ДД.ММ.ГГГГ, при установленных сроках ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ;

нарушение п.5 Указания Банка России , выразившиеся в несоблюдение срока информирования уполномоченного органа о результатах проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ, информация направлена в уполномоченный орган ДД.ММ.ГГГГ при установленном сроке ДД.ММ.ГГГГ;

нарушение пункта 4.2. Положения Банка России пункта 1.1. Положения Банка России , выразившееся в не присвоении двум клиентам степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма;

нарушение Указания Банка России выразившееся в нарушении пункт 4.2 - предоставление недостоверной «нулевой» отчетности по форме за февраль – сентябрь 2018 при осуществлении операций в указанном периоде, нарушении п.1 приложения 1 к Указанию - несоблюдение срока представления отчетности по форме за январь 2018 года - срок представления ДД.ММ.ГГГГ, отчетность представлена ДД.ММ.ГГГГ;

нарушение требований положения допущенные при разработке правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ от ДД.ММ.ГГГГ, в частности

- пункта 1.7. Положения в ПВК в целях ПОД/ФТ отсутствует программа организации в некредитной финансовой организации работы с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, запросами и решениями межведомственной комиссии, созданной при Банке России,

- пункта 1.4. Положения : в программе организации системы ПОД/ФТ ПВК неверно указано подразделение Банка России для представления информации о назначении ответственного сотрудника, а также о назначении (освобождении) другого сотрудника КПК исполняющим обязанности ответственного сотрудника в период нахождения ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком,

- пункта 1.4 Положения : в программе идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца ПВК включены особенности упрощенной идентификации. Согласно требованиям статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ кредитный потребительский кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного потребительского кооператива (пайщиками). Прием клиентов в члены кредитного потребительского кооператива не относится к случаям, перечисленным в пункте 1.11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, при которых может быть проведена упрощенная идентификация. Кредитный потребительский кооператив обязан проводить «полную» идентификацию клиентов до приема на обслуживание в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 7 ФЗ № 115-ФЗ.

За перечисленные нарушения руководитель кредитного потребительского кооператива должностное лицо кооператива ФИО1 неоднократно привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ постановлениями Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ, также кооперативу выдавалось предписание ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений.

Согласно подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно проверки кооперативом не проводились, при этом кооператив осуществлял свою деятельность.

Проверки были проведены кооперативом ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, информация о них должна была быть направлена административному истцу в срок ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, однако информация об указанных проверках была направлена кооперативом в уполномоченный орган только ДД.ММ.ГГГГ после получения запроса административного истца от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 5 Указаний Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", действовавших в указанный период, информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - проверка), направляется НФО в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.

Проверка была проведена ДД.ММ.ГГГГ, информация направлена в уполномоченный орган ДД.ММ.ГГГГ при установленном сроке ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1.1 Положения об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России ДД.ММ.ГГГГ некредитная финансовая организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать: физическое или юридическое лицо, иностранную структуру без образования юридического лица, индивидуального предпринимателя, физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, которым некредитная финансовая организация оказывает услугу на разовой основе либо которых принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом в рамках своей профессиональной деятельности в качестве некредитной финансовой организации (далее - клиент); лицо, при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе, а также единоличный исполнительный орган юридического лица (далее - представитель клиента); лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом (далее - выгодоприобретатель).

Идентификация юридического лица, являющегося представителем клиента, осуществляется в объеме, предусмотренном для клиентов - юридических лиц, за исключением сведений, предусмотренных подпунктами 2.4 - 2.8 пункта 2 приложения 2 к настоящему Положению.

Некредитная финансовая организация при проведении идентификации (упрощенной идентификации) оценивает степень (уровень) риска клиента в соответствии с Положением Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" независимо от вида и характера операции, проводимой клиентом, или продолжительности устанавливаемых отношений с клиентом.

Оценка степени (уровня) риска клиента не осуществляется в случаях, когда идентификация (упрощенная идентификация) клиента в установленных случаях не проводится.

Согласно п. 4.2 Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России ДД.ММ.ГГГГ оценка риска проводится в отношении всех клиентов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом, при которых идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится. Степень (уровень) риска клиента оценивается по шкале определения степени (уровня) риска клиента, которая не может состоять менее чем из двух степеней (уровней).

Оценка риска клиента осуществляется по одной или по совокупности следующих категорий рисков: риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца; страновой риск; риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций.

Факторы, влияющие на оценку риска клиента по каждой из указанных категорий рисков, определяются некредитной финансовой организацией в программе управления риском в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению.

Некредитная финансовая организация принимает решение об отнесении клиента к определенной степени (определенному уровню) риска клиента самостоятельно в соответствии с программой управления риском с учетом факторов, влияющих на оценку риска клиента, предусмотренных приложением 2 к настоящему Положению. Некредитная финансовая организация в порядке, предусмотренном программой управления риском, фиксирует результаты оценки степени (уровня) риска клиента, а также обоснование отнесения клиента к определенной степени (определенному уровню) риска (или неотнесения клиента к повышенному уровню риска в случае, если статус клиента (и/или его деятельность) соответствует одному либо нескольким факторам, предусмотренным приложением 2 к настоящему Положению).

Установлено, что по двум клиентам не была определена степень (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма.

Согласно п. 1.4, 1.7 Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утв. Банком России ДД.ММ.ГГГГ ПВК по ПОД/ФТ разрабатываются некредитной финансовой организацией в соответствии с Федеральным законом, настоящим Положением и иными нормативными актами Банка России с учетом особенностей вида и масштаба ее деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Порядок разработки ПВК по ПОД/ФТ, внесения изменений в ПВК по ПОД/ФТ, их согласования подразделениями некредитной финансовой организации (при наличии подразделений) и утверждения определяется внутренними документами некредитной финансовой организации.

ПВК по ПОД/ФТ включают в себя следующие программы: программа организации системы ПОД/ФТ; программа идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (далее - программа идентификации); программа управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; программа выявления в деятельности клиентов операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - программа выявления операций); программа, определяющая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента и порядок проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - программа по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки); программа, определяющая порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом; программа организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции; программа организации в некредитной финансовой организации работы с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, запросами и решениями межведомственной комиссии, созданной при Банке России (далее - межведомственная комиссия); программа подготовки и обучения кадров некредитной финансовой организации в сфере ПОД/ФТ; программа, определяющая порядок взаимодействия некредитной финансовой организации с лицами, которым поручено проведение идентификации (упрощенной идентификации) (в случае поручения некредитной финансовой организацией проведения идентификации (упрощенной идентификации) иным лицам).

В ПВК по ПОД/ФТ могут включаться иные программы, разработанные некредитной финансовой организацией по своему усмотрению.

Установлено, что в нарушение указанных пунктов в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует программа организации в некредитной финансовой организации работы с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, запросами и решениями межведомственной комиссии, созданной при Банке России, в программе организации системы ПОД/ФТ ПВК неверно указано подразделение Банка России для представления информации о назначении ответственного сотрудника, а также о назначении (освобождении) другого сотрудника КПК исполняющим обязанности ответственного сотрудника в период нахождения ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, в программе идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца ПВК включены особенности упрощенной идентификации.

Согласно требованиям статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ кредитный потребительский кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного потребительского кооператива (пайщиками). Прием клиентов в члены кредитного потребительского кооператива не относится к случаям, перечисленным в пункте 1.11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, при которых может быть проведена упрощенная идентификация. Кредитный потребительский кооператив обязан проводить полную идентификацию клиентов до приема на обслуживание в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 7 ФЗ № 115-ФЗ.

В судебное заседание кредитным потребительским кооперативом были представленные правила внутреннего контроля, утвержденные ДД.ММ.ГГГГ. По информации административного истца указанные правила в новой редакции также содержат нарушения.

Согласно п. 4, 4.2 Указания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ "О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами" в целях составления отчетности об операциях с денежными средствами организации осуществляют кодирование операций с денежными средствами, в том числе операций с собственными средствами организаций. Код вида операции (код вида валютной операции) присваивается: каждой операции, совершенной с использованием банковских счетов организаций, в том числе банковских счетов, открытых в небанковских кредитных организациях, и зафиксированной в расчетных (платежных) документах, выписках из лицевых счетов по банковским счетам организаций; каждой операции с наличными денежными средствами, проведенной через кассу организаций.

Установлено, что в период с февраля по сентябрь 2018 кооператив предоставлял нулевую отчетность по форме , несмотря на осуществление операций в указанном периоде. Также не был соблюден срок предоставления отчетности: отчет за январь 2018 должен быть представлен ДД.ММ.ГГГГ, а фактически представлен ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал», ФИО1 не оспаривали выявленные нарушения в деятельности кооператива, однако ссылались на то обстоятельство, что все нарушения в настоящее время устранены.

Однако стоит отметить, что нарушения устранялись только после проведения проверок административным истцом, привлечения председателя кооператива к административной ответственности и выдачи предписания. Надлежащих доказательств устранения всех допущенных нарушений, что в настоящее время кооператив ведет деятельность в соответствии с требованиями законодательства, направляя все необходимые отчеты и проводя проверки своевременно суду не представлено.

Согласно ч. 5 ст. 61 Гражданского кодекса РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 50.1 ГК РФ, юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", учредители кредитного кооператива принимают решения, которые оформляются протоколом, о создании кредитного кооператива, об утверждении устава, иных документов кредитного кооператива, о формировании органов кредитного кооператива и о вступлении в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы.

Положениями ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

В соответствии с положениями пункта "д" ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения об учредителях (участниках) юридического лица подлежат отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.

По смыслу названных норм единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

Судом установлено и подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, что учредителями кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал» являются ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ООО «Микрокредитная компания Бренд финанс», в связи с чем, доводы представителя ответчика кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал» о том, что указанные ответчики не являются учредителями кооператива суд находит несостоятельными, поскольку именно наличие соответствующей записи в государственном реестре юридических лиц является доказательством включения гражданин и юридических лиц в состав учредителей юридического лица.

Внесение в государственный реестр юридических лиц сведений об ответчиках ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ООО «Микрокредитная компания Бренд финанс», как об учредителях кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал» не оспорено, данная запись недействительной не признана, иных доказательств не представлено.

Исходя из положений ст. 12 Гражданского Кодекса РФ, ответчики не лишены возможности защитить свои права предусмотренным законом способом, из чего следует, что в случае исключения из государственного реестра юридических лиц сведений об указанных ответчиках, как об учредителях ликвидируемого юридического лица, указанное обстоятельство будет являться основанием для пересмотра постановленного по делу судебного акта.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Петрол капитал», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Обществу с ограниченной ответственностью «Микрокредитная компания Брэнд Финанс» о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал» удовлетворить.

Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Петрол капитал», расположенный по адресу: 443083, <...>, ИНН , ОГРН , дата государственной регистрации в качестве юридического лица – ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на председателя Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН

учредителей Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал»:

Общество с ограниченной ответственностью «Микрокредитная компания Брэнд Финанс», ИНН ОГРН , юридический адрес: 107140 <...>, комната 79,

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированную по адресу: <адрес>, ИНН ,

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированную по адресу: <адрес>, ИНН ,

ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированную по адресу: <адрес>, ИНН ,

ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> ИНН

ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН

обязанность в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал», предусмотренные статьями 62-64 ГК РФ, в том числе :

назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом,

опубликовать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации,

принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомить в письменной форме кредиторов о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал»,

после окончания срока предъявления требований кредиторами составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества ликвидируемого Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал», перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией,

выплатить денежные суммы кредиторам ликвидируемого Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал» в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения,

после завершения расчетов с кредиторами составить и утвердить ликвидационный баланс,

представить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности Кредитного потребительского кооператива «Петрол капитал».

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Решение изготовлено 05.08.2019.

Судья Миронова С.В.