НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Советского районного суда г. Орла (Орловская область) от 24.11.2017 № 2-1720/17

Дело №2-1720/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2017 года г.Орел

Советский районный суд г.Орла в составе:

председательствующего судьи Щербиной И.С.,

при секретаре Рохлиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Меркулова П.А. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области об обязании включить в стаж, дающий право на дополнительное пенсионное обеспечение, периоды замещения высшей государственной должности, назначении дополнительного пенсионного обеспечения,

установил:

Меркулов П.А. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области об обязании включить в стаж, дающий право на дополнительное пенсионное обеспечение, периоды замещения высшей государственной должности, назначении дополнительного пенсионного обеспечения. В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ года занимал высшую государственную должность категории «Б». Обратившись к ответчику с заявлением о назначении дополнительного пенсионного обеспечения к страховой пенсии по старости (инвалидности), он получил отказ, поскольку как следует, из письма, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец не занимал высшую государственную должность категории «Б». Полагает данный отказ незаконным. По указанным основаниям, просит суд включить в стаж, дающий право на дополнительное пенсионное обеспечение, периоды замещения им высшей государственной должности категории «Б» - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области назначить дополнительное пенсионное обеспечение с даты обращения – ДД.ММ.ГГ.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Орловской области.

При рассмотрении дела, истец требования уточнил, просит суд включить в стаж, дающий право на дополнительное пенсионное обеспечение, периоды замещения им высшей государственной должности категории «Б» - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области назначить дополнительное пенсионное обеспечение с даты обращения – ДД.ММ.ГГ.

В судебное заседание истец Меркулов П.А., надлежаще извещенный о рассмотрении дела, не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель истца Меркулова П.А. по доверенности Тихомирова О.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по Орловской области по доверенности Пензева М.И. исковые требования не признала, полагает, что в спорный период истец не занимал высшую государственную должность категории «Б». Считает, что не распространяются нормы Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты дополнительного пенсионного обеспечения лицам, занимавшим должность Губернатора Орловской области, и должностным лицам, занимавшим должность в высшем органе исполнительной государственной власти Орловской области, на настоящие правоотношения.

Представитель третьего лица Правительства Орловской области по доверенности Гайдуков Р.М. полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 6, ст. 17 ч. 1, ст. 18, 19, 46 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Постановлением Правительства Орловской области от 24.06.2011 №200 (ред. от 03.11.2017) утверждено Положение о порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты дополнительного пенсионного обеспечения лицам, занимавшим должность Губернатора Орловской области, и должностным лицам, занимавшим должность в высшем органе исполнительной государственной власти Орловской области (далее – Положение).

Согласно пункту 2 данного Положения действие настоящего Положения распространяется на граждан Российской Федерации, не менее трех лет занимавших должность Губернатора Орловской области, а также на граждан Российской Федерации, не менее трех лет занимавших должность в высшем органе исполнительной государственной власти Орловской области (далее - должностные лица), в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона Орловской области от 21 мая 2001 года №193-ОЗ «О статусе Губернатора Орловской области» и частью 1 статьи 14 Закона Орловской области от 3 февраля 2005 года №483-ОЗ «О статусе членов Правительства Орловской области».

Указанным положением предусмотрен порядок обращения лиц, имеющих право на дополнительное пенсионное обеспечение.

Так, пунктом 3 предусмотрено, что для назначения дополнительного пенсионного обеспечения должностные лица подают письменное заявление, форма которого представлена в приложении 1 к настоящему Положению, в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области (далее - Департамент) с приложением следующих документов:

1) копия паспорта;

2) справка о стаже нахождения на государственной должности Орловской области;

3) копия трудовой книжки;

4) справка о размере денежного содержания;

5) копия решения (распоряжения) об освобождении от замещаемой должности;

6) копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;

7) справка о назначении страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», выданная территориальным отделением Пенсионного фонда Российской Федерации;

8) согласие гражданина на обработку его персональных данных по форме, утвержденной приказом Департамента.

В случае назначения страховой пенсии по инвалидности дополнительно прилагается справка медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности.

В соответствии с пунктом 8 Положения, Департамент проверяет все представленные заявителем документы на соответствие требованиям пункта 3 настоящего Положения, а также соответствие заявителя критериям, указанным в пункте 2 настоящего Положения. По результатам проверки Департамент в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления принимает решение о назначении или об отказе в назначении дополнительного пенсионного обеспечения должностным лицам.

Основаниями для отказа в назначении дополнительного пенсионного обеспечения должностным лицам являются: несоответствие заявителя критериям, указанным в пункте 2 настоящего Положения; представление неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, за исключением документов, которые представляются заявителем по собственной инициативе (пункт 10 Положения).

В судебном заседании установлено, что Меркулов П.А. в период с ДД.ММ.ГГ назначен на высшую государственную должность категории «Б» - <данные изъяты>. В данной должности он состоял по ДД.ММ.ГГ. Указанные обстоятельства подтверждаются личным делом и трудовой книжкой Меркулова П.А.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГ№***/Д, выданной <данные изъяты>, Меркулов П.А. замещал следующие должности:

с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (<данные изъяты>) – высшую государственную должность категории «Б» - <данные изъяты>

с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (<данные изъяты>) - <данные изъяты>;

с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (<данные изъяты>) - высшую государственную должность государственной службы категории «Б» - <данные изъяты>

с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (<данные изъяты>) - государственную должность Орловской области - <данные изъяты>

Общий стаж нахождения Меркулова П.А. на вышеуказанных должностях составляет <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГ Меркулов П.А. обратился с заявлением в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о назначении дополнительного пенсионного обеспечения к страховой пенсии по старости (инвалидности).

ДД.ММ.ГГ Меркуловым П.А. получено уведомление об отказе в назначении дополнительного материального обеспечения в виду того, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ он не занимал должность в высшем органе исполнительной власти Орловской области.

Отказывая в назначении дополнительного пенсионного обеспечения Меркулову П.А. ответчик указал, что у истца не имеется необходимого стажа (более трех лет) для назначения дополнительного пенсионного обеспечения, поскольку период с замещения должности с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не является высшей государственной должностью, что свидетельствует о несоответствии заявителя критериям, указанным в пункте 2 Положения.

С таким выводом нельзя согласиться ввиду следующего.

До принятия Положения действовало Постановление Коллегии администрации Орловской области от 15.03.2005 №36 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии высшему должностному лицу Орловской области, должностным лицам, осуществляющим полномочия высшего органа исполнительной государственной власти Орловской области» которое устанавливало порядок назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии высшему должностному лицу Орловской области, должностным лицам, осуществляющим полномочия высшего органа исполнительной государственной власти Орловской области.

Постановление Коллегии администрации Орловской области от 15.03.2005 №36 содержало аналогичный порядок назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии высшим должностным лицам Орловской области с порядком утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 24.06.2011 №200.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти (пункт «н» части 1 статьи 72). Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (часть 1 статьи 77).

Конституция Российской Федерации (ст. ст. 10, 77 ч. 2) предусматривает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образующие вместе с федеральными органами исполнительной власти единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют собой единую систему, возглавляемую руководителем высшего органа исполнительной власти, без чего невозможно их функционирование. Отсюда следует, что необходимость образования в субъектах Российской Федерации данной государственной должности вытекает непосредственно из Конституции Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации устанавливают в своих конституциях (уставах) лишь наименование и статус этой должности, как высшего должностного лица субъекта Российской Федерации либо как руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. ст. 2, 17, 18 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Данное понимание правового основания должности руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации нашло отражение в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

В частности, в преамбуле упомянутого Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ отмечается, что образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации основываются, в первую очередь, на Конституции Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 №32 «О государственных должностях Российской Федерации» должность руководителя государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации включена в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации.

Пункт 47 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав, раскрывая для целей этого Закона понятие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относит к ним не в общем органы исполнительной власти, а конкретно высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Пунктом 4 Указа Президента РФ от 11.01.1995 №33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» действовавшим до 31.07.2006 рекомендовано субъектам Российской Федерации утвердить реестры государственных должностей государственных служащих субъектов Российской Федерации.

08.01.1997 принят Закон Орловской области №20-ОЗ «О государственной службе Орловской области» в котором прописано (ст.ст.1-4 Закона), что государственной должностью Орловской области является должность в областном Совете народных депутатов, в администрации области, в аппарате уполномоченного по правам человека области, в контрольно-счетной палате области, в избирательной комиссии области с установленными кругом обязанностей, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственные должности области подразделяются на государственные должности категории «А», государственные должности категории «Б» и государственные должности категории «В».

Государственными должностями категории «А» являются должности, установленные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов области.

Лица, заменяющие государственные должности категории «А», не являются государственными служащими. Вопросы, связанные со статусом лиц, замещающих государственные должности категории «А», настоящим Законом не регулируются.

Государственными должностями категории «Б» являются должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения полномочий лиц, заменяющих государственные должности категории «А».

Государственными должностями категории «В» являются должности, учреждаемые для обеспечения полномочий государственных органов области.

В соответствии со ст. 9 Закона Орловской области №20-ОЗ реестр государственных должностей области представляет собой перечень должностей в государственных органах области, классифицированных по категориям и группам.

Реестр государственных должностей утверждается областным Советом народных депутатов. Сведения о должностях в администрации области, в аппарате уполномоченного по правам человека и области, контрольно-счетной палате области и в избирательной комиссии области включаются в реестр государственных должностей по представлению этих органов.

К реестру государственных должностей прилагаются перечень специализации государственных должностей и квалификационные требования к государственным служащим.

Постановлением Орловской областной Думы от 08.12.1995 №10/54-ОД «О реестре государственных должностей Орловской области» утвержден реестр государственных должностей Орловской области.

Разделом 1 вышеуказанного постановления установлено, что к государственным должностям исполнительной власти Орловской области относятся:

1) государственные должности категории «А» - руководитель исполнительного органа.

2) государственные должности категории «Б»:

- высшая должность - заместитель руководителя исполнительного органа,

- ведущая должность - советник (помощник) руководителя исполнительного органа.

3) государственные должности категории «В»:

- высшая должность - начальник управления,

- главная должность - председатель комитета,

- ведущая должность - заместитель начальника управления, заместитель председателя комитета, начальник отдела,

- старшая должность - начальник отдела в составе управления, начальник отдела в составе комитета, заведующий сектором, заместитель начальника отдела в составе управления, заместитель начальника отдела в составе комитета, консультант, главный специалист,

- младшая должность - ведущий специалист, специалист I категории, специалист II категории.

Таким образом, анализируя вышеуказанные нормы законодательства, действовавшего на момент возникновения правоотношений, должность заместителя руководителя исполнительного органа (заместителя главы администрации Орловской области) относилась к высшей государственной должности категории «Б».

До принятия Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) вопросы организации системы региональной исполнительной власти были урегулированы Указом Президента Российской Федерации от 03.10.1994 № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации», утвердившим Положение о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, согласно пункту 1.1 которого глава администрации являлся высшим должностным лицом области руководил органами исполнительной власти области.

Из указанного следует, что глава администрации субъекта Российской Федерации до принятия Федерального закона № 184-ФЗ осуществлял функции по аналогии с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В частности, к полномочиям главы администрации относилось формирование органов исполнительной власти области в соответствии с законодательством области (подпункт «г» пункта 4.2 Положения).

Частью 3 статьи 5 Устава Орловской области от 26.02.1996 № 7-ОЗ было определено, что исполнительная власть области осуществлялась администрацией Орловской области, возглавляемой Главой администрации Орловской области (часть 3 статьи 5). Высшим должностным лицом исполнительной власти области являлся - Глава администрации Орловской области, который осуществлял свои полномочия на принципах единоначалия и нес ответственность за надлежащее осуществление полномочий и исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава и законов власти (часть 2 статьи 66).

При этом структура администрации области утверждалась областным Советом народных депутатов по представлению Главы администрации области; заместители Главы администрации области назначались главой администрации области на срок полномочий Главы администрации области, установленный Уставом (основным Законом) области, а по истечении полномочий главы администрации области заместители Главы администрации области слагали свои полномочия (части 1, 3 статьи 69).

Кроме того, позже в Устав Орловской области были внесены изменения, согласно которым высшим исполнительным органом государственной власти области являлось Правительство Орловской области (часть 4 статьи 5), осуществлявшее в порядке правопреемства функции администрации области (часть 5 статьи 72). Правовой статус Правительства Орловской области был детализирован в Законе Орловской области от 06.06.2001 № 200-ОЗ «О Правительстве Орловской области».

В последующем в Устав внесены изменения в наименование высшего исполнительного органа государственной власти Орловской области, которым стала Коллегия администрации Орловской области, полномочия которой осуществлялись с 30.05.2006 по 17.03.2009.

После чего, с 2009 года функции высшего исполнительного органа государственной власти Орловской области стали осуществляться Правительством Орловской области.

Таким образом, заместители Главы администрации Орловской области фактически замещали должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Орловской области, что в настоящее время подпадает под действие понятия «государственная должность субъекта Российской Федерации», раскрываемого в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Полномочия администрации Орловской области, закрепленные в статье 70 Устава (в последней редакции Закона Орловской области от 11.08.1997 № 44-ОЗ), аналогичны полномочиям, осуществляемым в настоящее время Правительством Орловской области, и, в силу закрепленного на законодательном уровне правопреемства, заместители Главы администрации Орловской области замещали государственные должности области в высшем исполнительном органе государственной власти области.

Из п.1, 4 ст. 4 Закона Орловской области от 10.11.2014 №1683-ОЗ «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» следует, что высшим исполнительным органом государственной власти Орловской области является Правительство Орловской области, возглавляемое Председателем Правительства Орловской области. Правительство Орловской области является правопреемником Коллегии Орловской области, являющейся правопреемником Коллегии администрации Орловской области, которая в свою очередь является правопреемником администрации Орловской области.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Меркулов П.А. в оспариваемый период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ занимал высшую государственную должность категории «Б» - <данные изъяты>.

О данных обстоятельствах также пояснили допрошенные в судебном заседании свидетели С.В.И., Т.М.В.

Таким образом, довод ответчика о том, что замещаемая Меркуловым П.А. должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не является высшей государственной должностью, что свидетельствует о несоответствии заявителя критериям, указанным в пункте 2 Положения, является основанной на неверном толковании норм материального права.

Довод ответчика о том, что нормы Положения не распространяются на истца, в связи с чем, не могут быть к нему применимы, также сводятся к неправильному применению норм материального права.

Из данного положения четко следует, на кого оно распространяется, это граждане Российской Федерации, не менее трех лет занимавших должность в высшем органе исполнительной государственной власти Орловской области, к какой категории граждан относится истец Меркулов П.А.

Из пункта 4 Постановления Правительства Орловской области от 24.06.2011 №200 (ред. от 03.11.2017) следует, что настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первоначальный текст вышеуказанного документа опубликован 28.06.2011 в издании Государственная специализированная информационная система «Портал Орловской области - публичный информационный центр» на интернет сайте: http://www.adm.orel.ru.

Таким образом, начиная с 28.06.2011 в любое время без ограничения каким-либо сроком лица, которым Положением о порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты дополнительного пенсионного обеспечения лицам, занимавшим должность Губернатора Орловской области, и должностным лицам, занимавшим должность в высшем органе исполнительной государственной власти Орловской области, предоставлено право на назначение дополнительного пенсионного обеспечения, могут обращаться за ее назначением. При наличии на 28.06.2011 права на дополнительное пенсионное обеспечение, она назначается с момента обращения с заявлением в уполномоченный орган, которым в данном случае является Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Меркулова П.А. Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области об обязании включить в стаж, дающий право на дополнительное пенсионное обеспечение, периоды замещения высшей государственной должности, назначении дополнительного пенсионного обеспечения.

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Меркулова П.А. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области об обязании включить в стаж, дающий право на дополнительное пенсионное обеспечение, периоды замещения высшей государственной должности, назначении дополнительного пенсионного обеспечения - удовлетворить.

Обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области включить Меркулову П.А. в стаж, дающий право на дополнительное пенсионное обеспечение, периоды замещения им высшей государственной должности категории «Б» - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

Обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области назначить дополнительное пенсионное обеспечение Меркулову П.А. с даты обращения – ДД.ММ.ГГ.

Взыскать с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области в пользу Меркулова П.А. государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 29 ноября 2017 года.

Председательствующий И.С. Щербина