Дело № 12-39/14г.
РЕШЕНИЕ
21 февраля 2014г.
Советский федеральный районный суд общей юрисдикции г. Новосибирска
в составе:
председательствующего Шевниной Г.И.
при секретаре Семеновой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Чернова Павла Борисовича на постановление начальника Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском Федеральном округе г.Новосибирск об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.19 КоАП РФ, суд
УСТАНОВИЛ:
Чернов П.Б. обратился в суд с жалобой на постановление начальника Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском Федеральном округе г.Новосибирск об административном правонарушении, указав, что 19.12.2013 МУ в СФО ЦБ РФ было вынесено Постановление о назначении Чернову П.Б. административного наказания № в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Заявитель считает, что указанное Постановление о назначении административного наказания вынесено генеральному директору ОАО «1» Чернову П.Б. незаконно и необоснованно, а потому подлежит отмене.
Административный орган пришел к выводу, что ОАО «1» нарушено требование п. 2 ст. 91 ФЗ «Об акционерных обществах», что выразилось в непредставлении акционеру А.М. сводной бухгалтерской отчетности ОАО «1» за 2008 г.
Отчетность за 2008 г. не была предоставлена акционеру А.М. исключительно по причине того, что сводная отчетность Обществом за указанный период вообще не составлялась.
Кроме того, если даже предполагать, что общество должно было составить сводную отчетность 2008г., то привлечение Генерального директора ОАО «1» к ответственности за непредставление этой отчетности также является неправомерным, поскольку, Общество не могло представить акционеру запрашиваемую им отчетности по причине ее отсутствия.
Отсутствие в обществе бухгалтерской отчетности связано с деятельностью предшествующего Генерального директора ОАО «1», а именно: К.В., занимавшего указанную должность с 2008 г. по 2011 г., который не обеспечил своевременное ее составление. Тогда как Чернов П.Б был назначен на должность Генерального директора только 06.09.2011 г., что говорит о невозможности Чернова П.Б. как лица, до 2011 г. не являющегося исполнительным органом ОАО «1», обеспечить составление отчетности за поименованный период. В последующем же необходимость составления сводной бухгалтерской отчетности за 2008 г. ставилась под сомнения, в связи с неясностью действующего законодательства и отсутствием прямого указания в законе на обязанность Генерального директора общества обеспечить составление сводной бухгалтерской отчетности за 2008 г., т.е. год, когда он не являлся Генеральным директором. Кроме того, на момент обращения А.М. с требованием о предоставлении копии сводной бухгалтерской отчетности за 2008 год судебные акты, вступившие в законную силу и обязывающие Чернова П.Б как Генерального директора ОАО «1» составить сводную бухгалтерскую отчетность за 2008 г. отсутствуют.
Заявитель сомневается в разумности привлечения его к ответственности за не предоставление отчетности, которая не могла быть предоставлена акционеру по объективным причинам ввиду отсутствия, никак не зависящим от Чернова П.Б.
В соответствии с п. 8 Информационного письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ» Судам необходимо учитывать, что в случае, когда участник обратился в хозяйственное общество с требованием о предоставлении копии и (или) обеспечении доступа к документу, который в силу закона или иного правового акта должен храниться обществом, но при этом данный документ по каким-то причинам у него отсутствует, общество обязано сообщить участнику об отсутствии документа, а также (при наличии таких сведений) о причинах его отсутствия, общество обязано сообщить участнику о предполагаемой дате, когда он будет возвращен в общество или восстановлен (при наличии такой возможности).
Об отсутствии сводной бухгалтерской отчетности ОАО «1» за 2008 г. и о причинах её отсутствия А.М. сообщено акционеру в ответ на его требование № от 27.06.2013 г. письмом № от 05.07.2013 г., т.е. требования законодательства были исполнены. Иная информация в письме А.М. не была сообщена только потому, что в срок, предоставленный законодательством с момента получения требования о предоставлении документов и до момента наступления обязанности предоставления, т.е. в срок до 08.07.2013 г. включительно, было невозможно установить иные необходимые сведения, как следствие, сообщить их по запросу. В том числе, это вызвано объективными причинами, требующими существенных временных затрат: поиском подходящей аудиторской организации, направлением запроса в данную организацию и др.
ОАО «1», в лице Чернова П.Б., во исполнение указанного требования действующего законодательства, были предприняты меры, направленные на поиск подходящей организации, которая могла бы качественно и добросовестно исполнить возложенную на них обязанность по проведению аудиторской проверки сводной годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год.
Необходимость проведения обязательной аудиторской проверки консолидированной финансовой отчетности Общества за 2008 г. основана на ст.87, п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»,
В соответствии с п. 7.4. «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденным Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11 -46/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», годовая сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность эмитента с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет.
Кроме того, как следует из ч. 5 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», «...обязательный аудит проводится в случаях: если организация представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность...».
26.09.2013 г. Чернов П.Б. обратился с запросом в адрес ООО «2» о возможности проведения аудиторской проверки сводной годовой бухгалтерской отчетности, сроков и стоимости проведения такой проверки.
01.10.2013 г. факсом получен ответ исх. № от ООО «2», из которого следовало, что организация готова приступить к оказанию аудиторских услуг с 01.12.2013 г., срок, в течение которого будет проведена проверка - 20 дней.
Таким образом, Чернов П.Б.. соблюдая принцип разумности, добросовестности и осмотрительности, по его мнению, предпринял все зависящее от него для соблюдения требований действующего законодательства.
Также заявитель пришел к выводу, что по смыслу содержащихся в п.8 Информационного письма Президиума ВАС от 18.01.2011 № 144 разъяснений невозможность представления документов должна быть обусловлена объективными обстоятельствами, в силу которых документ мог быть утрачен или временно отсутствует.
Таким образом, Генеральный директор ОАО «1» Чернов П.Б. представить копию годовой сводной бухгалтерской отчетности за 2008 год не мог ввиду ее отсутствия, что, по мнению Заявителя, и является обстоятельством, объективно препятствующим Заявителю исполнить возложенную на него законом обязанность по предоставлению сводной отчетности акционеру общества.
Заявитель уведомил акционера ОАО «1» о невозможности предоставления сводной отчетности, указав на причины невозможности ее предоставления, что свидетельствует, соответственно, что ОАО «1» в лице Генерального директора Чернова П.Б. предпринимались меры, направленные на соблюдение требований законодательства РФ, касающиеся предоставления информации на Финансовых рынках.
По мнению Заявителя, также необходимо учитывать нормы действующего законодательства, а именно: отсутствие презумпции виновности в действиях лица и наличие презумпции добросовестности, следующей из ст. 10 ГК РФ, которая обязательно должна учитываться в ситуации, когда привлечение к ответственности зависит от того, действовало ли лицо при исполнении своих обязанностей разумно и добросовестно.
Кроме того, презумпция невиновности лица привлекаемого к административной ответственности прямо следует из положения ст. 1.5.КоАП РФ.
По мнению заявителя, в его действиях нет, и не может быть вины в том, что он:
1) не предоставил акционеру запрашиваемую консолидированную отчетность за 2008 г., поскольку этой отчетности не существует в природе, и предоставлять по сути – нечего;
2) не обеспечил составление Обществом консолидированной отчетности за 2008 г., поскольку в указанный период времени, Чернов П.Б. не являлся генеральным директором ОАО «1».
Генеральный директор Чернов П.Б. настаивает на том, что исполнил в полном объеме требования, возложенные на него действующим законодательством.
При указанных обстоятельствах привлечение Генерального директора ОАО «1» к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ является незаконным и необоснованным, поскольку в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии следующего обстоятельства по делу, как отсутствие события административного правонарушения либо отсутствие состава административного правонарушения.
Соответственно, привлечение Чернова П.Б. к ответственности без вины является основанием для отмены Постановления о назначении административного наказания № от 19.12.2013 г. и прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, Генеральный директор ОАО «Институт прикладной физики» полагает, что оспариваемым Постановлением о назначении административного наказания № от 19.12.2013 г. нарушены его права и законные интересы, поскольку возложенное на него этим Постановлением административное наказание незаконно, не отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания, а само оспариваемое Постановление, по мнению заявителя, не соответствует ст. 2.1., 24.5 КоАП РФ.
В судебном заседании заявитель Чернов П.Б. личного участия не принимал и не направил в суд своего представителя.
Представитель начальника Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе А.В. с жалобой не согласился, настаивая на том, что ОАО «1» действующим законодательством не было освобождено от обязанности по составлению и раскрытию консолидированной отчетности. Разрешение об освобождении ОАО «1» от этой обязанности появилось только 23.07.2013г. по результатам рассмотрения заявления ОАО «1» об этом.
Привлеченный к участию в деле потерпевший А.М. в лице представителя Я.С. считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Освобождение акционерного общества 23.07.2013г. от обязанности раскрытия информации о ценных бумагах не освобождает Общество от обязанности предоставлять информацию участнику Общества по его требованию в соответствии со ст.91 ФЗ «Об акционерных обществах». Генеральный директор Чернов П.Б. при необходимости решения вопросов о назначении новой аудиторской организации мог и должен был созвать внеочередное общее собрание акционеров и принять меры к своевременному составлению отчетности в срок, установленный законодательством.
Согласно пункту 2.1.10 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 16 шаля 2003 г. N 03-33пс, документы бухгалтерской отчетности (бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерской отчетности, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, аудиторские заключения, подтверждающие достоверность бухгалтерской отчетности, пояснительные записки), в том числе сводной (консолидированной) годовой отчетности должны храниться о6шествами постоянно.
Согласно п. 1 ст. 91 ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом I статьи 89 ФЗ «Об акционерных обществах», К числу таких документов относятся, в том числе, документы бухгалтерской отчетности.
Пункт 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" (на которое в том числе ссылается Заявитель, указывая его не в полном объеме) разъясняет, что «в случае, когда участник обратился в хозяйственное общество с требованием о предоставлении копии и (или) обеспечении доступа к документу, который в силу закона или иного правового акта должен храниться обществом, но при этом данный документ по каким-то причинам у него отсутствует, общество обязано сообщить участнику об отсутствии документа, а также (при наличии таких сведений) о причинах его отсутствия, месте нахождения документа и предполагаемой дате, когда он будет возвращен в общество или восстановлен (при наличии такой возможности). Непредставление участнику указанной в настоящем пункте информации является нарушением права участника на информацию, за которое общество может быть привлечено к ответственности в установленном законодательством порядке (часть I статьи 15.19 КоАП РФ)».
Доказательства наличия у ОАО 1 обязанности по составлению сводной бухгалтерской отчетности за 2008г. подробно проанализированы на страницах 3-6 Постановления. В процессе производства по делу об административном правонарушении ОАО 1 предоставило справку, согласно которой у ОАО 1 в период с 01.01.2008 по 31.12.2008 имелись дочерние и зависимые общества ООО «1-инвест», ЗАО «4», ЗАО «3», следовательно, на общество распространяются требования законодательства по составлению данной отчетности.
Кроме того, обязанность составления сводной бухгалтерской отчетности у ОАО 1 (за 2011 г.) уже была установлена судебными актами по делу № (Картотека арбитражных дел ВАС РФ). Постановление суда апелляционной инстанции по данному делу вынесено и вступило в силу 02.04.2013.
Решением суда Новосибирской области по делу № предписание административного органа о предоставлении акционеру А.М. сводной отчетности за 2008 г. признано законным.
2. В соответствии с указаниями пункта 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ. акционеру общества должно быть сообщено о предполагаемой дате, когда утраченный или отсутствующий документ будет возвращен в общество или восстановлен (при наличии такой возможности).
Однако Черновым П.Б. при получении требования акционера и при установлении факта отсутствия данной отчетности в обществе не были предприняты попытки по ее восстановлению, кроме того, не было сообщено о дате предполагаемого получения акционером А.М. данной отчетности.
В жалобе Заявителя указано, что Чернов П.Б. обратился в аудиторскую службу только 26.09.2013и после осуществления подбора соответствующей организации.
Однако ООО Аудиторская служба «Эдвейз» была выбрана на годовом общем собрании акционеров ОАО 1 22.06.2013 г. согласно сообщению о существенном факте от 26.06.2013г.«Решения общих собраний участников (акционеров)», раскрытом в сети Интернет на странице ОАО 1.
В соответствии со статьей 86 ФЗ «Об акционерных обществах» только общее собрание акционеров утверждает аудитора общества. Общество не вправе привлекать для осуществления аудиторской проверки бухгалтерской отчетности другие аудиторские службы, не утвержденные высшим органом управления общества - общим собранием акционеров.
Поэтому довод Заявителя о временных затратах со стороны генерального директора ОАО 1 Чернова П.Б. на поиск аудитора для проведения проверки подготовленной сводной отчетности за 2008 г. несостоятелен.
В соответствии с пунктом 98 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
В соответствии с Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения" годовая бухгалтерская отчетность организаций хранится организациями постоянно.
Следовательно, ОАО 1 и генеральный директор Чернов П.Б. имели возможность составить сводную годовую бухгалтерскую отчетность общества за 2008 г. на основе годовой бухгалтерской отчетности своих дочерних и зависимых обществ и предоставить ее акционеру А.М. по требованию №.
3. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В силу статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Согласно пункту 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
В соответствии со ст. 88 ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган общества в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества.
Согласно п. 18.2. Устава ОАО 1 ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие государственные органы, а также сведений о деятельности Общества, представляемых акционерам Общества, кредиторам и в средства массовой информации, несет Генеральный директор Общества в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах”, иными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом.
В связи с тем, что ответственность по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ устанавливается для должностного лица юридического лица именно за непредставление или нарушение эмитентом порядка и сроков представления информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, а не за составление той или иной отчетности, то привлечение Чернова П.Б. к ответственности за непредставление сводной отчетности за 2008 г. является правомерным.
Согласно пункту 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Вина Заявителя выразилась в недобросовестном и неразумном неисполнении своих обязанностей, предусмотренных федеральными законами и Уставом общества.
Выслушав пояснения участников процесса, проверив письменные доказательства, приложенные к жалобе и содержащиеся в административном материале №, суд приходит к следующему.
19.12.2013 МУ в СФО ЦБ РФ было вынесено Постановление № о назначении административного наказания генеральному директору ОАО «1» Чернову Павлу Борисовичу в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Факт того, что Чернов Павел Борисович является генеральным директором ОАО 1, подтвержден справкой ОАО «1».
В адрес РО ФСФР России в СФО 29.07.2013 от имени А.М. поступила жалоба, составленная его представителем Я.С., по вопросу, касающемуся соблюдения ОАО 1 требований нормативных правовых актов Российской Федерации к порядку предоставления А.М. копий документов, предусмотренных п. 1 ст.91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» согласно его требованию от 07.05.2013 № 6.
А.М. через своего представителя Я.С. по доверенности от 27.12.2012 №, направил в адрес ОАО 1 требование от 27.06.2013 № о предоставлении заверенной копии годовой сводной годовой бухгалтерской отчетности ОАО «1» за 2008 год. В требовании А.М. просил направить заверенную копию годовой сводной отчетности посредством почтовой связи по <адрес>, в срок, установленный законодательством Российской Федерации об акционерных обществах. Он гарантировал оплату за изготовление копий документов и их почтовую пересылку. Однако заверенная копия отчетности ему предоставлена не была, т.к. не составлялась.
Согласно ст.4 Устава, утвержденного 30.06.2008г. уставный капитал ОАО 1 составляет 43 692 рублей и разделен на 327 690 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 10 копеек каждая (государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг: 1-01-10765-F) и 109 230 привилегированных именных бездокументарных акций типа А номинальной стоимостью 10 копеек каждая (государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг: 2-01-10765-F).
В соответствии со ст. 90 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями Федерального закона об акционерных обществах и иных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 67 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что участники акционерного общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке. Следовательно, акционерное общество обязано предоставить акционеру соответствующую информацию.
В соответствии с п. 1 ст. 91 ФЗ Об АО, общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 указанного закона.
В соответствии с п. 2 ст. 91 ФЗ об АО документы, предусмотренные п. 1 указанной статьи должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным п. 1 ст. 91 ФЗ Об АО, предоставить им копии указанных документов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ», если участник обратился с требованием к хозяйственному обществу о предоставлении заверенных копий документов, то исполнение обществом обязанности по предоставлению участнику информации может считаться надлежащим только при условии, что копии таких документов заверены должностным лицом общества, полномочия которого вытекают из устава общества, его внутренних документов, или лицом, полномочия которого на заверение копий документов общества явствуют из обстановки, в которой такое лицо действует, в установленном порядке с проставлением печати общества либо верность копий документов засвидетельствована нотариусом.
Таким образом, ОАО 1 в течение семи дней с даты получения требования о предоставлении информации обязано обеспечить акционерам ОАО 1 доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 ФЗ Об АО, и предоставить копии таких документов.
Согласно документам, имеющимся в материалах дела, требование А.М. от 27.06.2013 № получено ОАО 1 01.07.2013, и зарегистрировано под входящим номером №.
Из письма ОАО 1 от 05.07.2013 исх. № следует, что А.М. во исполнение его требования было сообщено, что сводная бухгалтерская отчетность за 2008 год ОАО 1 не составлялась. Указанный ответ ОАО 1 направлен А.М. посредством почтовой связи 08.07.2013, что подтверждается описью вложения в почтовое отправление от 08.07.2013 и копией квитанции об оплате почтовых расходов от 08.07.2013.
В соответствии с п. 1 ст. 88 ФЗ Об АО, общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном ФЗ Об АО и иными правовыми актами Российской Федерации.
Положения устава ОАО 1, утвержденного 30.06.2008 общим собранием акционеров ОАО 1, зарегистрированного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по г. Новосибирску, регламентирующие порядок представления информации акционерам ОАО 1, повторяют нормы Федерального закона об акционерных обществах.
В соответствии с п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета), в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ Об АО общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
В соответствии с п. 4 ст. 6 ФЗ Об АО общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20 процентов голосующих акций первого общества.
Согласно справке ОАО 1. у ОАО 1 в период с 01.01.2008 по 31.12.2008 имелись следующие дочерние и зависимые общества:
- закрытое акционерное общество «4», доля участия ОАО 1 в его уставном капитале - 45 %;
- закрытое акционерное общество «3», доля участия ОАО 1 в его уставном капитале - 25 %:
- общество с ограниченной ответственностью «1-иивест», доля участия ОАО 1 в его уставном капитале - 98 % (приобретена во втором квартале 2008 года).
Таким образом. ОАО 1 должно было составить сводную бухгалтерскую отчетность ОАО 1 за 2008 год.
Однако, в нарушение указанных норм сводная бухгалтерская отчетность за 2008 год Обществом не составлялась. Следовательно, отказывая А.М. в предоставлении по его требованию сводной бухгалтерской отчетности Общества за 2008 год, генеральный директор ОАО 1 Чернов П.Б. нарушил п. 2 ст. 91 ФЗ Об АО.
Указанные действия Чернова П.Б. образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ.
Вывод Управления о наличии у ОАО 1 обязанности по составлению сводной бухгалтерской отчетности Общества за 2008 год и обязанности по представлению копии указанной отчетности акционеру по требованию подтвержден решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.11.2013 по делу №.
Суд пришел к выводу, что документы, составляющие сводную бухгалтерскую отчетность ОАО 1 за 2008 год, должны храниться в Обществе в соответствии с требованиями законодательства РФ, и в связи с этим предоставляться акционерам Общества в порядке, предусмотренным ст. 91 ФЗ Об АО.
Таким образом, судом было установлено, что на требование А.М. от 27.06.2013 № о предоставлении заверенных копий документов сводной бухгалтерской отчетности ОАО 1 за 2008 год, Обществом неправомерно не предоставлены копии указанных документов, что является нарушением требований п. 2 ст. 91 ФЗ Об АО.
Доводы Чернова П.Б. о том, что являясь генеральным директором ОАО 1 с 201 lг., он не имел возможности обеспечить составление сводной бухгалтерской отчетности ОАО 1 за 2008 год в установленные сроки, а также не мог представить А.М. отчетность, которой не существует в природе, являются несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета, годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других лиц, которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
В силу пункта 2 ст. 89 ФЗ об АО документы, перечисленные в пункте 1 указанной статьи, могут храниться обществом только по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Следовательно, организация хранения документов общества обеспечивается его единоличным исполнительным органом - в данном случае генеральным директором ОАО 1 Черновым П.Б..
Согласно п. 2.1.10. Постановления ФКЦБ РФ от 16.07.2003 N ОЗ-ЗЗ/пс «Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ» документы сводной (консолидированной) годовой отчетности подлежат хранению акционерным обществом постоянно.
Следовательно, генеральный директор ОАО 1 Чернов П.Б., осуществляя текущее руководство деятельностью ОАО 1 с 06.09.2011 года, должен был обеспечить составление отсутствующих документов, подлежащих обязательному постоянному хранению в Обществе, несмотря на то, что предыдущим единоличным исполнительным органом Общества указанная отчетность не была составлена в установленные сроки (в 2009 году).
Таким образом, учитывая, что с 06.09.2011 именно Чернов П.Б. отвечал за наличие всех документов, подлежащих обязательному хранению по местонахождению Общества, в том числе, и на день получения требования акционера А.М. - 01.07.2013, Чернов П.Б. правомерно привлечен к административной ответственности за непредставление А.М. копий запрошенных документов.
При рассмотрении административного дела было установлено, что доказательств отсутствия у Чернова П.Б. возможности соблюдения требований законодательства РФ, касающихся представления информации на рынке ценных бумаг, не имеется.
В материалах дела также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Черновым П.Б. предпринимались какие-либо меры, направленные на соблюдение требований законодательства РФ, в частности, на создание необходимых условий (составление отсутствующих документов) для обеспечения прав владельцев его эмиссионных ценных бумаг на получение информации о деятельности Общества.
Таким образом, довод Чернова П.Б. об отсутствии вины в совершении вменяемого административного правонарушения, выразившегося в неисполнении предусмотренной законом обязанности по представлению А.М. копий документов акционерного общества, неправомерен и полностью опровергается материалами дела.
Право А.М. на получение копий документов бухгалтерской отчетности ОАО 1 было основано на ст. 89, 91 ФЗ об АО и носило обязательный характер для ОАО 1 (Чернова П.Б.), поэтому в данном случае реализация акционером своих законных прав, не могла быть ограничена пренебрежительным отношением руководства Общества к составлению и хранению, определенных законодательством РФ документов.
Реализация предусмотренного Федеральным законом об акционерных обществах права акционера на ознакомление с документами общества и получение их копий возможна лишь при совершении акционером юридически значимого действия - обращения с соответствующим требованием в общество.
Требование акционера А.А. получено ОАО 1 01.07.2013, и зарегистрировано под входящим номером 4/727.
Согласно ответу ОАО 1 от 05.07.2013 исх. №, во исполнение Требования ОАО 1 А.М. было сообщено, что сводная бухгалтерская отчетность ОАО 1 за 2008 год не составлялась. Указанный ответ ОАО 1 направлен А.М. посредством почтовой связи 08.07.2013, что подтверждается копией квитанции об оплате почтовых расходов от 08.07.2013.
Как указано в жалобе Чернова П.Б., а также согласно письменным пояснениям ОАО 1, представленным в РО ФСФР России в СФО, сводная бухгалтерская отчетность ОАО 1 за 2008 год не составлялась ОАО 1 на основании требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», в случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с Федеральным законом от 27.-7.2010г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», в случае регистрации проспекта ценных бумаг, допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг для такого допуска эмитент после начала размещения соответствующих эмиссионных ценных бумаг обязан осуществлять раскрытие информации на рынке ценных бумаг в форме:
-ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет);
-консолидированной финансовой отчетности эмитента;
-сообщений о существенных фактах.
ОАО 1 является акционерным обществом, созданным при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций ОАО 1, была предусмотрена возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
В соответствии с пунктом 14 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (в настоящее время утратил силу), утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом план приватизации предприятия является проспектом эмиссии его акций.
Пунктом 10 Положении о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, утвержденных в процессе приватизации, которое было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 1992 г. № 547 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (в настоящее время утратило силу), план приватизации также расценивался как «зарегистрированный проспект эмиссии».
Таким образом, действие пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № Э9-ФЗ «О рынке ценных бумаг» распространяется на ОАО 1.
В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», консолидированная финансовая отчетность эмитента составляется в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Годовая консолидированная финансовая отчетность эмитента за последний завершенный отчетный год с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности раскрывается в течение трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания указанного отчетного года и включается в состав ежеквартального отчета за второй квартал следующего отчетного года, а в случае ее составления до даты окончания первого квартала следующего отчетного года - в состав ежеквартального отчета за первый квартал следующего года.
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.
Следовательно, консолидированная финансовая отчетность ОАО 1 за 2008 год должна была быть составлена ОАО 1 в срок до 30.04.2009г..
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона об акционерных обществах, общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», для целей Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности а изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Нормы, касающиеся определения эмитентов, имеющих по отношению к себе подконтрольных лиц, и у которых имеется обязанность по составлению консолидированной финансовой отчетности, содержатся также в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 04.10.2011 №.
В соответствии с пунктом 7.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 04.10.2011 № сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность эмитента и (ели) группы организаций, являющихся по отношению друг к другу контролирующим и подконтрольным лицами либо обязанных составлять такую отчетность по иным основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, если хотя бы одной из указанных организаций является эмитент, составляется в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Следовательно, ОАО 1, общество с ограниченной ответственностью «1-инвест», закрытое акционерное общество «4», закрытое акционерное общество «3» являются группой организаций, являющихся по отношению друг к другу контролирующим и подконтрольными лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Федерального закона об акционерных обществах, общество обязано хранить, в том числе документы бухгалтерской отчетности, вше документы, предусмотренные Федеральным законом об акционерных обществах, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества. а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 ст. 88 Федерального закона об акционерных обществах, общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном Федеральным законом об акционерных обществах и иными правовыми актами Российской Федерации.
Локальные нормативные документы Открытого акционерного общества «1» не могут противоречить действующему законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 18.1 Устава ОАО 1 обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном Федеральным законом об акционерных обществах и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 18.7 Устава ОАО 1, информация об ОАО 1 предоставляется им в соответствии с требованиями Федерального закона об акционерных обществах и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Следовательно, консолидированная финансовая отчетность ОАО 1 за 2012 год должна храниться в ОАО 1 наряду с документами, указанными в пункте I статьи 89 Федерального закона об акционерных обществах, и предоставляться акционерам ОАО 1 в порядке, предусмотренном статьей 91 Федерального закона об акционерных обществах.
Факт нарушения ОАО 1 зафиксирован заключением от 13.09.2013 № по вопросу, касающемуся соблюдения открытым акционерным обществом ИНСТИТУТ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИКИ» требований нормативных правовых актов Российской Федерации к порядку предоставления А.М. копий документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Дело № об административном правонарушении в отношении генерального директора ОАО 1 Чернова Павла Борисовича возбуждено на основании протокола об административном правонарушении от 02.12.2013 №, составленного начальником отдела контроля эмитентов Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе. г. Новосибирск) В.Ю. - должностным лицом Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (г. Новосибирск), уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях на основании части 1, части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Указания Банка России от 25.10.2013 № 3078-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, совершенных некредитными финансовыми организациями, эмитентами эмиссионных пенных бумаг, участниками корпоративных отношений, обществами с ограниченной ответственностью, их должностными лицами, гражданами, субъектами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в пределах своих полномочий), субъектами законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, иными юридическими лицами, их должностными лицами».
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Исходя из положений статьи 69 Федерального закона об акционерных обществах, руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией).
Вина генерального директора ОАО 1 Чернова Павла Борисовича зависит от того, действовал ли он при исполнении своих обязанностей разумно и добросовестно, т.е. проявил ли он заботливость и осмотрительность, и принял ли он все необходимые меры для надлежащего исполнения своих обязанностей.
Доказательства того, что ОАО 1 в лице генерального директора ОАО 1 Чернова Павла Борисовича предпринимались какие-либо меры, направленные на соблюдение требований законодательства РФ, касающихся представления информации на финансовых рынках, к моменту рассмотрения дела не представлены.
Доказательств отсутствия у ОАО 1 в лице генерального директора ОАО 1 Чернова Павла Борисовича возможности соблюдения требований законодательства РФ, касающихся представления информации на финансовых рынках, не имеется.
Следовательно, имея возможность соблюсти требования законодательства РФ, касающиеся представления информации на финансовых рынках, ОАО 1 в лице генерального директора ОАО 1 Чернова Павла Борисовича не предпринимало надлежащих мер, направленных на их соблюдение, что свидетельствует о наличии вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Вина генерального директора ОАО 1 Чернова Павла Борисовича заключается в отсутствии надлежащего контроля за соблюдением ОАО 1 требований законодательства РФ. касающихся представления информации на финансовых рынках и подтверждается протоколом об административном правонарушении от 02.12.2013 №, заключением от 13.09.2013 № по вопросу, касающемуся соблюдения открытым акционерным обществом <«ИНСТИТУТ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИКИ» требований нормативных правовых актов Российской Федерации к порядку предоставления А.М. копий документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 Ха 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Согласно Указу Президента Российской Федерации «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» от 25.07.2013 № 645, на основании Федерального закона от 23.07.2013 № 249-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» Федеральная служба по финансовым рынкам упраздняется, права и обязанности Федеральной службы по финансовым рынкам передаются Центральному банку Российской Федерации. Принимая во внимание вышеизложенное, с 01.09.2013 органом, рассматривающим дела об административных правонарушениях. в соответствии со статьей 23.74 КоАП РФ от имени Банка России на территории Сибирского федерального округа является Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (г. Новосибирск).
Таким образом, в обжалуемом постановлении административным органом учтены все обстоятельства, характер, степень общественной опасности совершенного ОАО 1 административного правонарушения, в том числе, отсутствие доказательств уважительности причин нарушения требований законодательства РФ, касающихся представления информации на финансовых рынках. Оснований для освобождения генерального директора ОАО 1 Чернова Павла Борисовича от административной ответственности не имеется.
При назначении административного наказания должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, учтен характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также принято во внимание обстоятельство, смягчающее административную ответственность, а именно то, что генеральный директор ОАО 1 Чернов Павел Борисович за совершение ОАО 1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, ранее к административной ответственности не привлекался.
Наказание Чернову П.Б. назначено в пределах санкции ч.1 ст.15.19 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах жалоба Чернова П.. удовлетворению не подлежит.
Оспариваемое Постановление было получено 09.01.2014, что свидетельствует о том, что установленный 10-дневный срок на обжалование Постановления административного органа не пропущен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Чернову Павлу Борисовичу в удовлетворении жалобы на постановление начальника Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском Федеральном округе г.Новосибирск об административном правонарушении от 19.12.2013г. № отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в срок 10 дней.
Председательствующий: (подпись) Г.И. Шевнина