Дело № 2-1815/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нижний Новгород 06 апреля 2021 года
Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:председательствующего судьи Рубинской О.С.
при секретаре Марушиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрегиональному Управлению Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу, Управлению Федерального казначейства по Нижегородской области, Филиалу № 27 Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Государственному учреждению – Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании недополученной суммы компенсации за дополнительные оплачиваемые выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику Межрегиональному Управлению Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу с требованиями о взыскании недополученной суммы компенсации за дополнительные оплачиваемые выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, в обоснование указав, что в период с (дата) по (дата) она работала в должности заместителя начальника отдела бухгалтерской отчетности МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу.
Приказом №.../лс от (дата) истец уволена с занимаемой должности.
У истца имеется несовершеннолетний ребенок - Т.Е.А., (дата) года рождения, являющийся ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой №... от (дата).
В соответствии со ст. 262 ТК РФ в (дата) году, согласно справки №... от (дата) истцу предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные по уходу за ребенком-инвалидом, на общую сумму 81 284,15 рублей за 33 выходных дня, что составляет в среднем 2 463,15 рублей за каждый дополнительный оплачиваемый выходной день.
В (дата) истец использовала 12 дополнительно оплачиваемых выходных, за период с (дата) по (дата), работодатель перечислил 14 206,66 руб. за 12 выходных дней, что в среднем составляет: 1 188,38 рублей в день. Истец полагает, что сумма компенсации за оплаченный выходной сократилась на 1 274,77 рублей в день по сравнению с периодом (дата).
За период с (дата) по (дата), заработная плата истца составила 526765 рублей, за 180 рабочих дней, без учета денежных средств, перечисленных в счет дополнительно оплачиваемых выходных дней. Средний заработок за один рабочий день составлял 2 926,47 рублей - за рабочий день. (526 765,25 рублей/180 р.д. = 2926,47 рублей). Исходя из среднего заработка, оплата выходных дней, полагает истец, должна была составлять 35 117,64 рублей (2 926,47 рублей х на 12 дней).
Истец полагает, что истец неверно произвел начисления оплаты за предоставленные выходные дни по ст. 262 ТК и задолженность работодателя перед истцом составляет 20910,98 руб. (35 117,64 рублей - 14 206,66 руб.).
Истец просит суд взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за дополнительно оплачиваемые выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом в размере 20910,98 руб.
В последствии к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Управление Федерального казначейства по Нижегородской области, Филиал № 27 Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Государственное учреждение – Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснила суду, что полагает, что спорная выплата должна производиться из расчета средней заработной платы, исчисляемой в соответствии со ст. 262 ТК РФ. Ранее, до 2019 г., ответчиком производилась выплата, исходя из средней заработной платы. Полагает, что начисление доплаты в соответствии со ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» ставит ее в неравное положение с другими гражданами, получающими данную доплату.
Представитель ответчика МРУ Росалкогольрегулирование по Приволжскому федеральному округу по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против заявленных требований, просил отказать в удовлетворении иска. Поддержал ранее представленные в материалы дела доказательства. Пояснив суду, что расчет оплаты спорной доплаты производился в 2019 Управлением Федерального казначейства по Нижегородской области на основании соглашения, заключенного между МРУ Росалкогольрегулирование и Управлением Федерального казначейства по Нижегородской области.
Представитель соответчика Управление Федерального казначейства по Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, письменно просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражал против заявленных требований.
Представитель соответчика Филиала № 27 Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель соответчика ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по доверенности ФИО3 возражала против заявленных требований, считала учреждение ненадлежащим ответчиком, поддержала письменные возражения на иск.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представитель опеки и попечительства администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, с учетом мнения участников процесса, полагал возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав доводы истца, возражения представителей ответчиков, установив значимые по делу обстоятельства, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ, приходит к следующему.
Согласно ст. 262 Трудового кодекса РФ - Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 28.01.2014 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» действие положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, распространяется на государственных гражданских служащих.
Порядок предоставления дополнительных выходных дней регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации № 1048 от 13.10.2014 «О порядке предоставления дополнительно оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами».
В соответствии со статьей 73 Закона федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В силу части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на федеральных государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец с (дата) по (дата) являлась государственным гражданским служащим и работала в должности заместителя начальника отдела бухгалтерского учета и бюджетной отчетности МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу.
По заявлениям истца ответчиком МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу были изданы приказы №... от (дата), №... от (дата), №... от (дата), №... от (дата), №... от (дата), №... от (дата), №... от (дата), №... от (дата), №... от (дата), №... от(дата) «О предоставлении дополнительных оплачиваемых дней для уходы за ребенком-инвалидом ФИО1.».
В соответствии со ст. 18 Постановления Правительства РФ от 25.12.2018 №1664 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Федеральное казначейство (его территориальные органы, подведомственные учреждения) осуществляет полномочия по начислению выплат по оплате труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, ведению бюджетного учета, включая составление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной аласти, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, а также обеспечивает представление такой отчетности в соответствующие государственные органы на основании соглашений.
В соответствии с вышеуказанным постановлением МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу и Управление Федерального казначейства по Нижегородской области заключили Соглашение от 29.12.2018 «О передаче полномочий по начислению выплат по оплате труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, ведению бюджетного учета, включая составление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета».
На основании Постановления №... и Соглашения от (дата) приказы «О предоставлении дополнительных оплачиваемых дней для ухода за ребенком - инвалидом ФИО1.» были переданы в Управление Федерального казначейства по Нижегородской области для начисления и перечисления.
В соответствии с п. 12 Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 года N 1048 "О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами" оплата каждого дополнительного оплачиваемого выходного дня производится в размере среднего заработка родителя (опекуна, попечителя).
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2).
К дополнительным выплатам относятся ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562, пунктом 2 которых установлены такие же составляющие денежного содержания гражданского служащего: 2. Согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Из материалов дела следует, что истцу в спорный период начислена и произведена оплата дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом исходя из среднедневного заработка истца, рассчитанного из денежного содержания истца, как государственного служащего.
Таким образом, в спорный период истцу верно была рассчитана оплата за дополнительные выходные дни. Применение к государственным гражданским служащим прямой аналогии трудового законодательства, без учета особенностей специального законодательства, не предусмотрено.
Довод истца, что до (дата) работодатель оплачивал истцу дополнительные выходные дни с учетом Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922, в размере среднего заработка, не свидетельствует о незаконности начисления выплат за дополнительные выходные дни в (дата).
Также суд учитывает, что принцип равенства, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Установленные Правила и положения Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" одинаково применяются ко всем федеральным государственным гражданским служащим и не применяются к работникам, занятым в других сферах труда. Федеральные государственные гражданские служащие и физические лица, вступившие в отношения с работодателями различных организационно-правовых форм, относятся к разным категориям.
Предоставление одинаковых гарантий и компенсаций лицам, относящимся к разным категориям, из предписаний статьи 19 Конституции Российской Федерации не вытекает.
Поскольку судом установлено, что истцу ответчиком Межрегиональным Управлением Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу выплачены денежные средства в счет оплаты 12 дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом за период с (дата) по (дата) в размере 14206,66 руб. (после вычета НДФЛ), т.е. из расчета денежного содержания государственного гражданского служащего, то суд не находит оснований для удовлетворения требований истца, заявленных к Межрегиональному Управлению Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу.
Поскольку истец на момент спорных отношений состояла в трудовых отношениях с Межрегиональным Управлением Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу, расчет выплат делегирован на основании соглашения Управлению Федерального казначейства по Нижегородской области, спорные выплаты производятся работодателем, которому впоследствии возмещаются Фондом социального страхования по месту нахождения страхователя, на основании п. 11 Положения об особенностях назначения и выплаты в (дата) застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплаты в субъектах Российской Федерации, участвующих в пилотных проектах», то Управление Федерального казначейства по Нижегородской области, Филиал № 27 Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Государственное учреждение – Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации являются ненадлежащими ответчиками по настоящему делу, в связи с чем в удовлетворении требований к ним суд отказывает.
Руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрегиональному Управлению Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу, Управлению Федерального казначейства по Нижегородской области, Филиалу № 27 Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Государственному учреждению – Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании недополученной суммы компенсации за дополнительные оплачиваемые выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом – отказать.
Решение может быть обжаловано через Советский районный суд г.Н.Новгорода в Нижегородский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.С. Рубинская
(марка обезличена)