Дело № 2-5251/2019г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2019 года г. Липецк
Советский районный суд гор. Липецка Липецкой области в составе:
председательствующего Акимовой Е.А.,
при секретаре Кондратьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Назарьева Сергея Ивановича к Управлению труда и занятости Липецкой области о признании безработным, возложении обязанности назначить и выплатить пособие по безработице,
УСТАНОВИЛ:
Назарьев С.И. обратился в суд с иском к Управлению труда и занятости Липецкой области о признании безработным, возложении обязанности назначить и выплатить пособие по безработице, указывая, что он подпадает под категорию граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации, – одинокий, малоимущий, безработный, предпенсионного возраста. Работал в ЧОП «Булат 48» охранником, уволен 01 февраля 2019 года. после увольнения обратился в Центр занятости для признания его безработным. Однако ему отказано по причине того, что он не зарегистрирован в г. Липецке. Полагает данный отказ незаконным, поскольку с 2013 года проживает по адресу: <адрес>. Данное жилье снимает по договору найма. В настоящий момент не работает, не имеет средств к существованию. Просил признать его безработным и назначить пособие по безработице.
В судебном заседании истец Назарьев С.И. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика – Управления труда и занятости Липецкой области по доверенности Шульга К.В. и представитель третьего лица – ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» исковые требования не признали, объяснив, что Назарьев С.И. зарегистрирован по адресу: <адрес>. ФИО2 08 февраля 2019 года в ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» зарегистрирован в качестве лица, ищущего работу. На основании сведений УПФР г. Липецка от 14 февраля 2019 года истец относится к категории лиц предпенсионного возраста (за 5 лет до пенсии). Признание истца в качестве безработного с назначением пособия по безработице ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» невозможно в связи с наличием места регистрации в г. Москве. Представитель ответчика – Управления труда и занятости Липецкой области по доверенности Шульга К.В. также ссылался на то, что Управление труда и занятости Липецкой области не является надлежащим ответчиком по делу. Просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 предусматривает, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Перечень случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенный в статье 3 названного Закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Порядок регистрации граждан, обратившихся в государственные учреждения службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, регулируется Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.09.2012г. № 891.
В соответствии с п. 2 указанных Правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации. При регистрации государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы, ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан.
Порядок регистрации безработных граждан регулируется Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012г. № 891.
При регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета (п. 2 указанных Правил).
Согласно п. 3 Правил регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 (далее - зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
а) паспорт или документ, его заменяющий;
б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);
д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
В соответствии со ст. 31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (часть 2 приведенной статьи).
Как следует из материалов дела и установлено судом Назарьев Сергей Иванович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается данными паспорта.
По утверждению Назарьева С.И. он проживает по адресу: <адрес>; с 2013 года, регистрация по месту жительства либо по месту пребывания с указанием данного адреса отсутствует.
Последнее место работы истца согласно записям в трудовой книжке ОАО «Федеральная пассажирская компания», Московский филиал, город Москва, истец работал по профессии транспортировщик 2-10 разряда и уволен 10.01.2014г. по п. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (запись 21 в трудовой книжке).
На основании сведений, представленных УПФР г. Липецка от 14.02.2019г., Назарьев С.И. с 01 января 2019 года относится к категории лиц предпенсионного возраста (за 5 лет до пенсии).
Назарьев С.И. обратился в ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» 08 февраля 2019 года по вопросу трудоустройства. На истца оформлена карточка персонального учета и согласно перечню предоставлены документы: документ, удостоверяющий личность (паспорт); документ, подтверждающий трудовую деятельность (трудовая книжка); страховое свидетельств; заявление о предоставлении государственной услуги содействия в поиске работы, заявление о предоставлении государственной услуги по информированию.
На основании заявления о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от 08 февраля 2019 года Назарьев С.И. зарегистрирован в день обращения в качестве лица, ищущего работу с учетом требований Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы.
Специалистами службы занятости истец был ознакомлен с услугами, предоставляемыми службой занятости и имеющимся банком вакансий, предложено несколько вариантов работы на предприятиях г. Липецка. Однако трудоустройство не состоялось по различным причинам.
Назарьев С.И. посещал ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» Межокружной центр по работе с населением 11.02.2019г., 22.02.2109г., 07.03.2019г., 21.03.2019г., 04.04.2019г., 18.04.2019г., 07.05.2019г., 28.05.2019г., 21.06.2019г., 16.08.2019г., что отражено в листе учета посещений для подбора подходящей работы.
Истцу выдавались направления на работу: 11.02.2019г. – в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №<адрес>», ООО «Липецкий силикатный завод»; 22.02.2019г. – МБДОУ №<адрес>, ИП Труфанов; 07.03.2019г. – МАУК «Липецкий зоологический парк» <адрес>, МБДОУ №<адрес>; 21.03.2019г. – АО «Корпорация ГРИНН» филиал гипермаркет «Линия» <адрес>»; ДД.ММ.ГГГГ – ООО «Сервис-партнер»; 04.04.2019г. – ОАО «Компания Росинка», ЗАО Липецкий станкозавод «Возрождение»; 19.04.2019г. – ООО «Фирма Дека», 23.04.2019г. – ОКУ «Государственный архив <адрес>»; 08.05.2019г. – МБДОУ №<адрес>; 13.05.2019г. – МАУ «Спортивный город»; 04.07.2019г. – ООО «ЧОП «Беркут 48», ООО «ЧОП «Святогор»; 16.07.2019г. – МБДОУ №<адрес>, ООО «Клинарт»; 07.08.2019г. – ООО «Фирма «Дека», ФГУП «Почта России»; ДД.ММ.ГГГГ – МУП «Зеленхоз» <адрес>, ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница». Кандидатура Назарьева С.И. отклонена по различным причинам – не соответствует занимаемой должности, не прошел собеседование, отказ в связи с тем, что спецодежда выдается после того, как работник приступает к работе, нет вакансий, штат укомплектован, удаленность от места жительства, не согласование графика работы и оплаты труда.
Из ответов ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» от 18.02.2109г., от 10.04.2019г. следует, что Назарьеву С.И. на его заявления от 11.03.2019г., 12.03.2019г., 18.03.2019г., 29.03.2019г. по вопросу назначения пособия по безработице службой занятости разъяснено, что при отсутствии регистрации по месту жительства в городе Липецк присвоить статус безработного не позволяют Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 г. № 891, и Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1032-1.
Из ответа Управления труда и занятости Липецкой области от 26.04.2019г. следует, что по вопросу признания безработным истцу необходимо обратиться в орган службы занятости населения по месту жительства.
Назарьев С.И. в период с 08 февраля 2019 года по 27 мая 2019 года состоял на регистрационном учете целях поиска подходящей работы.
С целью повышения квалификации Назарьев С.И. направлялся на обучение незанятых граждан из числа лиц предпенсионного возраста в ООО «Школа охраны «Спарта» в период с 10 июня 2019 года по 27 июня 2019 года с выплатой стипендии в сумме 6 768 руб.
Согласно справке ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» от 15 июля 2019 года Назарьев С.И. со 02 июля 2019 года зарегистрирован в целях поиска подходящей работы.
Из объяснений истца следует, что он проживает в съемном жилье по адресу: <адрес>; с 2013 года. В <адрес> имеет квартиру по адресу: <адрес>; в которой в настоящее время не имеет возможности проживать, поскольку в ней проживает его дочь с семьей.
В <адрес> проживает давно и работал в различных частных охранных предприятиях охранником. По месту жительства по адресу: <адрес>; не зарегистрирован, временной регистрации по данному адресу не имеет.
В силу положений ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, предусмотрено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 того же закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно представленным справкам ООО «Объединенные Вычислительные Центры» от 25.03.2019г. Назарьев С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был зарегистрирован по адресу: <адрес>, общежитие; в период с 07.09.1983г. по 14.10.1989г., снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>; по месту пребывания был зарегистрирован по адресу: <адрес>; в период с 21.08.2009г. по 21.02.2010г., с 02.03.2010г. по 02.03.2011г., с 25.05.2012г. по 25.05.2013г.
Из представленного паспорта на имя Назарьева С.И. усматривается адрес регистрации: <адрес>. Истец является нанимателем указанной квартиры.
Данные обстоятельства не оспаривались сторонами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства.
Истцом Назарьевым С.И. не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что <адрес> в <адрес> является его местом жительства, где он постоянно или преимущественно проживает, также как и доказательств, свидетельствующих о невозможности регистрации в установленном законом порядке по указанному адресу. Истец не отрицал, что в государственные органы для получения временной регистрации или регистрации по месту пребывания он не обращался.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании его безработным, выплате пособия по безработице не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
10.06.2019г. ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» и Назарьев С.И. заключили договор № по организации профессионального обучения (дополнительного профессионального образования) незанятого гражданина из числа лиц предпенсионного возраста, ищущих работу, по условиям которого организовано профессиональное обучение гражданина в рамках реализации основного мероприятия 4 «Региональный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» подпрограммы 1 «Развитие рынка труда и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения Липецкой области», утвержденной постановлением администрации области от 16.10.2013 г. № 465. Центр занятости в соответствии с государственным контрактом (договором) о закупке услуг по профессиональному обучению и (или) дополнительному профессиональному образованию граждан из числа лиц предпенсионного возраста от 7 мая 2019г. № организует обучение гражданина в ООО «Школа охраны «Спарта» по программе профессиональной подготовки охранник (частный охранник) 4 разряда.
Согласно выписке из приказа ООО «Школа охраны «Спарта» № от 10.06.2019г. Назарьев С.И. зачислен в группу № незанятых граждан из числа лиц предпенсионного возраста, ищущих работу для прохождения профессиональной подготовки кадров.
Приказом Управления труда и занятости Липецкой области ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» № от 13.06.2019г. Назарьеву С.И. назначена стипендия на период получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости с 10.06.2019г. по 27.06.2019г. в размере 11 280 руб. в месяц.
Для прохождения обучения истец Назарьев С.И. снят с учета в службе занятости, со 02 июля 2019 года истец вновь зарегистрирован в службе занятости.
Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по правовому регулированию этой сферы общественных отношений, определил в статье 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» порядок и условия признания граждан безработными, а также установил перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, включив в него наряду с другими лиц, которые считаются занятыми в силу статьи 2 данного Закона.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения.
Таким образом, на момент рассмотрения спора права истца Управлением труда и занятости Липецкой области не нарушены, поскольку, как установлено судом, ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» оказал Назарьеву С.И. государственную услугу в поиске подходящей работы, предложив ряд вакансий в период с февраля 2019 г. по сентябрь 2019г., и организовал прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения исковых требований Назарьева С.И. у суда не имеется.
Доводы истца о том, что с 2014 года адрес его фактического проживания: <адрес>, на данный адрес приходили почтовые отправления со всех государственных, правоохранительных органов, суд находит несостоятельными и не являющимися основанием для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку почтовая корреспонденция приходила по адресу, указанному истцом в своих обращениях, что не свидетельствует о фактическом и постоянном проживания истца по данному адресу.
Кроме того, суд полагает, что Управление труда и занятости Липецкой области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с главой 2 Положения об управлении труда и занятости Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 15 января 2010 года № 4-р, в полномочия Управления не входит признание граждан безработными и осуществление выплат пособий по безработице.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Назарьева Сергея Ивановича к Управлению труда и занятости Липецкой области о признании безработным, возложении обязанности назначить и выплатить пособие по безработице, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е. А. Акимова
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2019 года.