НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область) от 07.07.2020 № 2А-1330/20

Дело № 2а-1330/2020

УИД 48RS0001-01-2020-000745-70

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2020 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Амбарцумян Н.В.

при секретаре Струковой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Липецкой области к Егорову Игорю Петровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу

УСТАНОВИЛ:

МИФНС № 6 по Липецкой области обратилась с административным иском к Егорову И.П. о взыскании задолженности по транспортному налогу, указывая, что Егорову И.П. в 2017 году принадлежали транспортные средства: «МАЗ-543205-226» госномер «SCANIA-P114GA4X2NA34» госномер , «СКАНИЯ-Р114GA4X2NA340» госномер , «МАН-ТGA 18.480 4 Х2 ВLS» госномер , «МАЗ-5440А5-330-031» госномер и «Шевроле-KL1J CRUZE» госномер Налоговым органом направлялись в адрес административного ответчика налоговое уведомление и налоговое требование, однако, до настоящего времени задолженность по транспортному налогу за 2017 год им не погашена. Административный истец МИФНС №6 по Липецкой области просит взыскать с Егорова И.П. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 41763 рублей, пени в размере 32,37 рублей, всего на сумму 41795,37 рублей.

Представитель административного истца МИФНС №6 по Липецкой области по доверенности Лашкарева А.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, так же указала, что в собственности Егорова И.П. в 2017 году находились транспортные средства: «МАЗ-543205-226» госномер , «SCANIA-P114GA4X2NA34» госномер до 27.065.2017 года, «СКАНИЯ-Р114GA4X2NA340» госномер до 17.06.2017 года, «МАН-ТGA 18.480 4 Х2 ВLS» госномер до 24.06.2017 года, «МАЗ-5440А5-330-031» госномер до 12.04.2017 года и «Шевроле-KL1J CRUZE» госномер до 16.09.2017 года, налогоплательщику Егорову И.П. как инвалиду группы была применена льгота на 2 транспортных средства по 6 месяцев владения на наиболее крупные суммы налога в общей сумме 27098 рублей, а именно, на «МАН-ТGA 18.480 4 Х2 ВLS» госномер применена льгота в размере 16320 рублей и ««МАЗ-543205-226» госномер применена льгота в размере 10778 рублей, просила взыскать с Егорова И.П. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 41763 рубля, пени в размере 32,37 рублей, всего на сумму 41795,37 рублей.

В судебном заседании административный ответчик Егоров И.П. исковые требования не признал, указывая, что транспортные средства «СКАНИЯ-Р114GA4X2NA340» госномер , «МАН-ТGA 18.480 4 Х2 ВLS» госномер и МАЗ-5440А5-330-031» госномер в его пользовании в 2017 году не находились, поскольку были изъяты <данные изъяты> в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств по договорам лизинга, просил применить льготу по оплате транспортного налога за транспортное средство «МАЗ-543205-226» госномер в связи с инвалидностью, в судебном заседании 02.07.2020 года Егоров И.П. пояснил, что транспортное средство «SCANIA-P114GA4X2NA34» госномер было зарегистрировано в системе «Платон» в 2017 году, однако, доказательств того, что Егоровым И.П. за «SCANIA-P114GA4X2NA34» госномер была внесена плата по реестру государственной Системы взимания платы «Платон» в 2017 году не имеется.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч.1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В силу требований пункта 1 ч.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ч.1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу ч.2 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Согласно ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно статье 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей…

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.1 ч.1 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта) определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно ч.1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Законом Липецкой области от 25.11.2002 года «О транспортном налоге в Липецкой области», установлен транспортный налог на территории Липецкой области.

В соответствии со ст. 7 Закона Липецкой области от 25.11.2002 года «О транспортном налоге в Липецкой области» от уплаты налога освобождаются: инвалиды всех категорий, родители и опекуны детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Льготы по налогу на транспортные средства, зарегистрированные на физических лиц, предоставляются по выбору налогоплательщика только по одному из зарегистрированных за ним транспортных средств.

В силу ч.3 ст. 361.1 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Судом установлено, что Егоров И.П. является инвалидом группы, что подтверждается удостоверением Пенсионного фонда РФ № группа инвалидности установлена в ДД.ММ.ГГГГ году, группа инвалидности проделана с ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>

Таким образом, Егоров И.П. освобождается от уплаты транспортного налога в отношении одного транспортного средства за 2017 год.

В силу ст. 8 названного выше Закона, налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Установлено, что Егоров И.П. в 2017 году являлся собственником транспортных средств: Шевроле-KL1J CRUZE» госномер до 16.09.2017 года (мощность двигателя 109 л.с.), «SCANIA-P114GA4X2NA34» госномер до 27.06.2017 года (мощность двигателя 340 л.с.), и «МАЗ-543205-226» госномер , что подтверждается данными УМВД России по Липецкой области.

В соответствии с уведомлением об одностороннем отказе от исполнения обязательств по договорам лизинга (финансовой аренды) и взыскании неоплаченных лизинговых платежей и неустойки № от 28.11.2016 года, <данные изъяты> уведомило ИП Егорова И.П. об отказе от исполнения обязательств по договорам финансовой аренды (лизинга) № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года, №) от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении транспортных средств: МАН-ТGA 18.480 4 Х2 ВLS» госномер «СКАНИЯ-Р114GA4X2NA340» госномер и «МАЗ-5440А5-330-031» госномер

Актами изъятия предмета лизинга от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ указанные транспортные средства были изъяты <данные изъяты> у лизингополучателя ИП Егорова И.П. в связи с ненадлежащим исполнением условий договоров лизинга № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года и от ДД.ММ.ГГГГ года.

Как следует из материалов дела, транспортное средство «SCANIA-P114GA4X2NA34» госномер было зарегистрировано в реестре Системы взимания платы «Платон», о чем свидетельствует акт передачи бортового устройства от 06.04.2016 года Егорову И.П. для безвозмездного пользования от <данные изъяты>

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Липецкой области от 28.05.2020 года по делу №А36-8439/2019 по иску <данные изъяты> транспортные системы» к ИП Егорову И.П. о взыскании задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам движением транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн установлено, что истец Егоров И.П. не исполнил обязанность по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам движением транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн за период с 12.05.2016 года по 25.11.2016 года, сведений о взыскании задолженности по внесению платы по реестру государственной Системы взимания платы «Платон» в 2017 году не имеется.

Согласно данным «РТ-Инвест Транспортные системы» транспортное средство «SCANIA-P114GA4X2NA34» госномер в реестре Системы взимания платы «Платон» зарегистрировано за ФИО9 с 03.08.2017 года, свидетельство о регистрации транспортного средства от 27.06.2017 года.

Более того, согласно ответа на судебный запрос от 07.07.2020 года № 20-5288 плата за транспортное средство «SCANIA-P114GA4X2NA34» госномер в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам движением транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн в 2017 году Егоровым И.П. не вносилась.

В соответствии с пунктами 48.2, 52, 60.5 Приказа МВД России от 07.08.2013 года №605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) регистрация транспортных средств на ограниченный срок производится в отношении транспортных средств являющихся предметом лизинга; транспортные средства, переданные лизингодателем лизингополучателю во временное владение и (или) пользование на основании договора лизинга или сублизинга, предусматривающего регистрацию транспортных средств за лизингополучателем регистрируются за лизингополучателем на срок действия договора; регистрация транспортного средства прекращается по заявлению лизингодателя в случае расторжения договора лизинга, в отношении транспортных средств, зарегистрированных за лизингополучателем на ограниченный срок.

Приказом МВД России от 26.06.2018 года №399 «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России» (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что прекращение регистрации транспортного средства, зарегистрированного за лизингополучателем на срок действия договора лизинга в случае его расторжения, осуществляется по заявлению лизингодателя либо лизингополучателя (п. 8.3).

Из анализа указанных норм права следует, что прекращение регистрации транспортного средства, зарегистрированного за лизингополучателем в 2017 году могло осуществляться только по заявлению лизингодателя. Следовательно, Егоров И.П. не имел возможности самостоятельно снять с регистрационного учета транспортные средства МАН-ТGA 18.480 4 Х2 ВLS» госномер , «СКАНИЯ-Р114GA4X2NA340» госномер и «МАЗ-5440А5-330-031» госномер , которые были изъяты <данные изъяты> в связи с отказом от исполнения обязательств по договорам финансовой аренды (лизинга), а <данные изъяты>», в свою очередь снял с регистрации указаные ТС только в 2017 году, что послужило причиной начисления транспортного налога Егорову И.П. за указанные ТС в 2017 году, несмотря на то, что данные ТС были изъяты у Егорова И.П. в декабре 2016 года.

Более того, транспортное средства МАЗ-5440А5-330-031» госномер было продано <данные изъяты> в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года и актом приема-передачи от 06.04.2017 года, 06.04.2017 года указанное транспортное средство было продано <данные изъяты><данные изъяты>» по договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ года и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом до снятия с регистрационного учета указанное ТС уже было продано <данные изъяты> другому лицу, несмотря на то, что по сведениям ГИБДД еще числилось за Егоровым И.П.

Таким образом, поскольку транспортные средства МАН-ТGA 18.480 4 Х2 ВLS» госномер , «СКАНИЯ-Р114GA4X2NA340» госномер и «МАЗ-5440А5-330-031» госномер в пользовании и владении административного ответчика не находились, суд приходит к выводу, что транспортный налог за 2017 год за указанные транспортные средства взысканию не подлежит.

В соответствии со ст. 6 Закона Липецкой области от 25.11.2002 года «О транспортном налоге в Липецкой области», налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах согласно приложению к настоящему Закону.

Согласно данному приложению (в редакции согласно заявленном периоду взыскиваемого налога) на автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно устанавливается налоговая ставка 28 рублей, на грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) устанавливается налоговая ставка 68 рублей.

В соответствии с п. 2 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Административному ответчику начислен транспортный налог за 2017 год:

- за транспортное средство «МАЗ-543205-226» госномер из расчета

317 л.с. х 68 (ставка) :12 х 12 мес. – 10778 рублей (льгота за 6 месяцев) = 10778 рублей, однако, поскольку к транспортному налогу за транспортное средство «МАН-ТGA 18.480 4 Х2 ВLS» госномер за 6 месяцев владения была применена налоговая льгота, указанная налоговая льгота подлежит применению за 12 месяцев к транспортному налогу за транспортное средство «МАЗ-543205-226» госномер , поскольку за ТС «МАН-ТGA 18.480 4 Х2 ВLS» госномер налог за 2017 год взиманию не подлежит. Таким образом, транспортный налог за 2017 год за транспортное средство «МАЗ-543205-226» госномер составляет:

317 л.с. х 68 (ставка) :12 х 12 мес. – 10778 рублей (льгота) - 10778 рублей (льгота) = 0 рублей;

- за автомобиль «Шевроле-KL1J CRUZE» госномер М 682 КК/48 из расчета:

109 л.с. х 28 (ставка) : 12 мес. х 9 мес. = 2289 рублей;

- за транспортное средство «SCANIA-P114GA4X2NA34» госномер из расчета 340 л.с. х 68 (ставка) : 12 мес. х 6 мес. = 11560 рублей, всего на сумму 13849 рублей. При этом суд учитывает, что административным ответчиком не представлено доказательств того, что плата за транспортное средство «SCANIA-P114GA4X2NA34» госномер в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам движением транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн в 2017 году Егоровым И.П. не вносилась.

Предоставленный расчет административным ответчиком не оспорен.

Оснований сомневаться в размере начисленной ответчику задолженности по транспортному налогу и пени у суда не имеется. Расчет суммы транспортного налога выполнен в полном соответствии с Законом Липецкой области «О транспортном налоге в Липецкой области».

В адрес Егорова И.П. в связи с неуплатой налога в срок, 05.02.2019 года было направлено налоговое уведомление №789647.

Административному ответчику было направлено требование № об уплате задолженности по транспортному налогу и пени в срок до 27.05.2019 года, однако, задолженность административным ответчиком погашена не была.

Направление налоговых извещений, уведомлений и требований подтверждается списками заказных писем, имеющимися в материалах дела. Налоговое уведомление и требование об уплате налога, направлены административному ответчику по месту регистрации на момент направления: <адрес>.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что налоговым органом соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога, а у налогоплательщика Егорова И.П. возникла обязанность по уплате указанной судом задолженности по транспортному налогу за 2017 год.

В соответствии с ч.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

01 июля 2019 года мировым судьей судебного участка №20 Советского судебного района г. Липецка был вынесен судебный приказ по заявлению МИФНС №6 по Липецкой области о взыскании с Егорова И.П. задолженности по транспортному налогу за 2017 год.

По заявлению Егорова И.П. и.о. мирового судьи судебного участка №20 Советского судебного района г.Липецка 14.10.2019 года указанный судебный приказ был отменен. Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 13.02.2020 года, следовательно, административным истцом соблюден срок предъявления указанных требований.

Истцом не была погашена сумма задолженности своевременно. Доказательств обратного суду не представлено. Следовательно, с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 13849 рублей.

Поскольку в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобождён от уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела судом, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 553 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

взыскать с Егорова Игоря Петровича, 07.05.1962 года рождения, проживающего по адресу: г.Липецк, ул. Циолковского, д. 35, кв. 134 задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 13849 рублей с уплатой по следующим реквизитам: УФК по Липецкой области (МИФНС № 6 по Липецкой области) ИНН 4826085887; р/счет № 40101810200000010006; БИК 044206001 отделение г.Липецк ОКТМО 42701000 КБК 18210604012021000110 (транспортный налог), КБК 18210604012022100110 (пени по транспортному налогу), в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Егорова Игоря Петровича в доход бюджета г. Липецка государственную пошлину в размере 553,96 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: (подпись) Н.В. Амбарцумян

Мотивированное решение

составлено 13.07.2020 г.