Дело № 2-3052/2023
УИД 48RS0003-01-2023-002027-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04.08.2023 г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего и.о судьи Винниковой А.И.
при секретаре Калугиной О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Поливкина Алексея Викторовича к УМВД России по Липецкой области, УФНС России по Липецкой области о снятии автомобиля с регистрационного учета, о возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Поливкин А.В. обратился в суд с иском к МРЭО ГИБДД УМВД России по ЛО, Управлению УФНС России по ЛО, МИФНС№ 5 по ЛО, ООО «Индустрия», ООО «Центр Финансовой поддержки», ООО «Финанс Актив Юг», об освобождении автомобиля от ареста, о снятии ТС с регистрационного учета, о возложении обязанностей произвести перерасчет транспортного налога. В обоснование требований сослался на то, что истцу принадлежал автомобиль БМВ-7351 гос.рег.знак №. 12.06.2017 года данный автомобиль бы продан новому владельцу, который не осуществил государственную регистрацию автомобиля на свое имя. Начиная с 2018 года в отношении истца составляются протоколы об административном правонарушении фото и видео фиксации, а также продолжается начисление транспортного налога. Истец обратился в МРЭО ГИБДД УМВД Росси по ЛО с заявлением о снятии ТС с регистрационного учета, однако в удовлетворении обращения было истцу отказано в связи с наличием ограничений. В связи с чем истец обратился в суд и просил об освобождении автомобиля от ареста, о снятии ТС с регистрационного учета, о возложении обязанностей произвести перерасчет транспортного налога.
Определением суда от 8.05.2023 (протокольно) к участию в деле в качестве соответчика было привлечено УМВД России по ЛО.
Определением суда от30.06.2023( протокольно) к участию в деле в качестве 3-го лица привлечен Рубаник В.О.
29.06.2023 представитель истца уточнила исковые требования, в котором исключил из числа ответчиков ООО «Индустрия», ООО «Центр Финансовой поддержки», ООО «Финанс Актив Юг». Просила обязать Управление ФНС России по ЛО произвести перерасчет транспортного налога на автомобиль БМВ-7351 гос.рег.знак № с момента его продажи, т.е с 12.06.2017.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Шмарина О.С уточненные исковые требования поддержала, просила о снятии автомобиля БМВ-7351 гос.рег.знак М 065 ХВ/48 с регистрационного учета, зарегистрированного на имя Поливкина А.В. и о возложении обязанности на Управление ФНС России по ЛО произвести перерасчет транспортного налога, ссылалась на доводы изложенные в заявлении. Представила оригинал договора купли-продажи автомобиля БМВ-7351 гос.рег.знак № от 12.06.2017, заключенного между Поливкиным А.В. и Рубаник В.О. Указала, что истец обратился в Управление ФНС России по ЛО - 12.07.2023. Ответ на обращение еще истцу не поступил. Ранее истец не обращался в УФНС России по ЛО с заявлением о перерасчете транспортного налога.
Представитель УМВД Росси по ЛО по доверенности Гаврилов А.А. иск не признал, ссылаясь на то, что в снятии с регистрационного учета ТС истца, было отказано по причине наличия значительного количества наложенных судом ограничений ( арестов), а при таких обстоятельствах ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств», запрещает производить регистрационные действия с ТС. Представил письменные возражения на иск, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель УФНС России по ЛО по доверенности Костина Е.В иск не признала и указала, что ФНС № 5 не существует, в связи с его ликвидацией 24.10.2022. Указала, что начисление транспортного налога происходит на основании сведений УМВД России по ЛО. Срок рассмотрения обращения лиц составляет 30 дней, и он еще не истек.
3-е лицо Рубаник В.О., представитель Липецкого РОСП УФССП России по ЛО в судебное заседание не явился. Привлеченные истцом в качестве ответчика МРЭО ГИБДД УМВД России по ЛО, не обладает признаками самостоятельного юридического лица, а МИФНС № 5 не обладает признаками самостоятельного юридического лица, а кроме того ликвидировано.
Выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Истец обосновывал свои исковые требования тем, что автомобиль БМВ-7351 гос.рег.знак № выбыл из его владения в связи с отчуждением его по договору купли-продажи от 12.06.2017, заключенного между истцом и Рубаник В.О., однако транспортное средство продолжает значиться зарегистрированным за Поливкиным А.В. в органах МРЭО ГИБДД, и он несет обязательства по уплате налога.
Правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств регламентированы Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон N 283-ФЗ).
Закон устанавливает права и обязанности лиц, обращающихся за государственным учетом, государственных органов, а также основания для отказа в таком учете.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ владельцем транспортного средства является собственник транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 283-ФЗ, к регистрационным действиям относится: внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства - изменение содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесение соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство.
Из п. 8 ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 283-ФЗ следует, что к регистрационным данным транспортного средства относятся: данные о владельце транспортного средства.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 283-ФЗ документами, устанавливающими основания для постановки транспортного средства на государственный учет и для внесения в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а в необходимых случаях также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Федерального закона.
Согласно ч.1 ст. 18 Федерального закона N 283-ФЗ, государственный учет транспортного средства прекращается: по заявлению владельца транспортного средства; по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства…
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" снятию с государственного учета подлежит транспортное средство по заявлению владельца транспортного средства или организации, уполномоченной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, после утилизации транспортного средства.
В силу п.п.4,7 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ, основаниями для отказа в совершении регистрационных действий являются: непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание; наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Частью 7 ст. 20 ФЗ N 283-ФЗ предусмотрено, что отказ в совершении регистрационных действий может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 71 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764 "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" снятие с государственного учета транспортного средства после утилизации по заявлению о совершении регистрационных действий владельца транспортного средства либо организации, уполномоченной на проведение утилизации транспортных средств, осуществляется регистрационным подразделением при предъявлении свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.
Судом установлено, что согласно карточке учета ТС, представленной УМВД России по ЛО, с 02.03.2017 Поливкин А.В. значится собственником автомобиля БМВ-7351 гос.рег.знак №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.
Согласно договору купли-продажи от 12.06.2023, Поливкин А.В. продал, а Рубаник В.О. купил автомобиль БМВ-7351 гос.рег.знак №. Данный договор в оригинале был представлен представителем истца в судебном заседании 30.06.2023.
29.11.2022 представитель истца по доверенности Душкин С.Е. обратился с заявлением № о прекращении регистрации автомобиля БМВ-7351 гос.рег.знак №.
29.11.2022 было отказано в проведении регистрационных действий по следующим основаниям: в доверенности от 25.11.2022 представитель заявителя не наделен правом снятия транспортных средств принадлежащих доверителю в МРЭО ГИБДД, при этом на транспортном средстве БМВ-7351 гос.рег.знак № имеется 8 текущих ограничений на регистрационные действия.
Отказ в проведении регистрационных действий не обжаловался истцом в установленном законом порядке.
Как следует из объяснений представителя истца в судебном заседании, в настоящее время на ТС БМВ-7351 гос.рег.знак № имеется 3 не снятых ограничения, наложенных в отношении Поливкина А.В. по трем исполнительным производствам, возбужденным судебными приставами-исполнителями Липецкого РОСП УФССП России по ЛО, в отношении должника Поливкина А.В. по взысканию задолженности по кредитным договорам.
В подтверждение чего представителем истца в суд представлены 3 постановления судебных приставов-исполнителей Липецкого РОСП УФССП России возбужденные в отношении должника Поливкина А.В. от 10.09.2018 (по делу № 2-1947/2018 судебный приказ, выданный судебным участком № 15 Советского судебного района г. Липецка); от 12.09.2019 (по делу № 2-3479/2019 судебный приказ, выданный судебным участком № 7 Октябрьского судебного района г. Липецка); от 20.08.2021 (по делу № 2-2176/2019 судебный приказ, выданный судебным участком № 13 Правобережного судебного района г. Липецка).
Как следует из материалов представленных УМВД России по ЛО от 13.06.2023 на ТС БМВ-7351 гос.рег.знак № имеется 9 наложенных ограничений судебными приставами-исполнителями.
Таким образом, отказ МРЭО ГИБДД УМВД Росси по ЛО истцу в регистрационных действиях (прекращения регистрации) при наличии существующих ограничений на ТС, является правомерным и основанным на законе.
Следовательно, оснований для удовлетворения иска о снятии автомобиля с регистрационного учета, не имеется.
Не имеется оснований и для удовлетворения иска заявленного к УФНС России по Липецкой области о возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, а также пункту 1 статьи 3, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Плательщиками имущественных налогов в соответствии со ст. 357, 388, 400 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, обладающие земельными участками, и правом собственности на имущество признаваемые объектом налогообложения согласно статьи 358, 389, 401 НК РФ соответственно.
Налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ (ч 1 ст. 362 НК РФ); государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 390 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 69, п. 2 ст. 70 НК РФ, при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу налоговый орган обязан направить в его адрес требование об уплате налога, содержащее сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Согласно пункту 4 статьи 4 Закона РФ «О транспортном налоге» от 02.12.2002, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог, установленный п.1 ст.363.1 НК РФ не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу абз. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 апреля 2018 года N 1069-О, правовое регулирование, согласно которому федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362).
По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства его собственником.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24 ноября 2016 г. N 2513-О, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса РФ транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщика.
Доводы истца о том, что с 12.06. 2017 на основании договора купли-продажи, он не являлся собственником указанного транспортного средства, а потому не является плательщиком транспортного налога с 2017 год, суд считает необоснованными, поскольку обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного транспортного средства налогоплательщиком.
По смыслу закона, прекращение взимания транспортного налога предусмотрено в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
Истец обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете транспортного налога только 12.07.2023. Срок рассмотрения обращения истца, установленный ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", не истек. Ранее истец в налоговый орган не обращался.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Поливкину Алексею Викторовичу к УМВД России по Липецкой области, УФНС России по Липецкой области о снятии автомобиля с регистрационного учета, о возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога, отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.И. Винникова
мотивированное решение
изготовлено 11.08.2023.