Дело 2а-946/2019 37RS0019-01-2019-001196-59 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Советский районный суд г. Иваново в составе председательствующего судьи Маракасовой Д.В., при секретаре Копиной Ю.М., с участием п административного ответчика Салахутдинова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново административное дело по административному иску Инспекции федеральной налоговой службы по г. Иваново к Салахутдинову Манаверу Мухаметдиновичу о взыскании страховых взносов и пени, у с т а н о в и л : Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Иваново (далее – ИФНС России по г. Иваново) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Салахутдинову М.М. о взыскании страховых взносов и пени. Требования мотивированы тем, что мировым судьей судебного участка №2 Советского судебного района г. Иваново ДД.ММ.ГГГГ было вынесено определение об отмене судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Салахутдинова М.М. задолженности по страховым взносам и пени в общей сумме 30945,93 руб. и государственной пошлины. В соответствии с п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Салахутдинов М.М. является адвокатом (рег. номер в реестре 37/285). Удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из реестра адвокатов Ивановской области. За административным ответчиком числится следующая задолженность: по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме 23400 руб., по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный Фонд обязательно медицинского страхования в размере 4590 руб. В установленные законодательством сроки, то есть до 09.01.2018 года Салахутдинов М.М. страховые взносы в сумме 27990 руб. не уплатил, что подтверждается данными лицевого счета. В соответствии со ст.ст. 57, 75 НК РФ на указанную задолженность начислены пени в сумме 1296,89 руб., в том числе: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за период с 10.01.2018 года по 16.07.2018 года в размере 1084,21 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в размере 212,68 рублей за период с 10 января 2018 года по 16 июля 2018 года. Административному ответчику было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №30937 от 25.07.2018 года. До настоящего времени суммы долга в бюджет не поступили. На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 23, 31, 48 НК РФ, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика Салахутдинова М.М. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере 23400 рублей за 2017 год, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в размере 4590 рублей за 2017 год, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере 1084,21 рублей за период с 10 января 2018 года по 16 июля 2018 года, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в размере 212,68 рублей за период с 10 января 2018 года по 16 июля 2018 года, всего взыскать 29268,89 рублей, государственную пошлину в уставленном порядке. В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Иваново не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В суд поступили письменные возражения на доводы административного ответчика, согласно которым адвокаты являются отдельной категорией налогоплательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов, исходя из своего дохода от профессиональной деятельности. Положениями главы 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов-адвокатов, являющимися пенсионерами, в том числе военными пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, указанных в п.1 (в части военной службы по призыву), 3, 6-8 части 1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ « О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), а также периоды, в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность. Подробно доводы изложены в письменных пояснениях по делу. Административный ответчик Салахутдинов М.М. в судебном заседании на иск возражал, пояснил, что является пенсионером по выслуге лет по линии прокуратуры. В обоснование доводов об отсутствии обязанности уплачивать взносы сослался на определение Конституционного суда Российской Федерации от 24.05.2005 года за №223-О, согласно п.1 резолютивной части которого взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П, от 3 июня 2004 года N 11-П и от 23 декабря 2004 года N 19-П и настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В силу ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В ст. 57 Конституции Российской Федерации указано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно пп.2 п.1 ст.419 НК РФ адвокаты признаются плательщикам страховых взносов. В соответствии с пп.1 п.3.4 ст. 23 ГК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы Согласно п.5 указанной статьи за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 3 ст. 420 НК РФ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам установлен ст. 430 НК РФ. Как следует из пп.1 п.1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса. За 2017 год страховые взносы, с учетом положений п.7 ст. 6.1 НК РФ, п.2 ст. 432 Н РФ подлежали уплате в срок не позднее 09.01.2018 года. Судом установлено, что административный ответчик является действующим адвокатом, что подтверждается сведениями из реестра адвокатов Ивановской области, регистрационный номер в реестре 37/285, удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12). За 2017 год Салахутдинов М.М. должен был уплатить страховые взносы в общей сумме 27990 руб., в том числе, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере 23400 рублей за 2017 год, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в размере 4590 рублей за 2017 год. Согласно п. 2 с. 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. В связи с выявлением недоимки, административный истец в соответствии с вышеприведенными положениями начислил пени, размер которых составил: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за период с 10 января 2018 года по 16 июля 2018 года 1084,21 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования за период с 10 января 2018 года по 16 июля 2018 года 212,68 рублей, Налоговым органом в адрес плательщика 26.07.2018 года направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени №30937 по состоянию на 25.07.2018 года (л.д.13-14, 15-17). Согласно требованию срок уплаты недоимки был установлен до 24.08.2018 года. В связи с тем, что до настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступили, инспекция обратилась с настоящим иском. Суд, находит требования обоснованными по праву и пор размеру. Размер задолженности подтверждается представленными административным истцом документами. Срок на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа и с административным иском инспекцией не пропущен. В связи с тем, что задолженность оплачена не была, административный истец 22.02.2019 года, то есть в установленный законодательством срок, обратился с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи от 22.02.2019 года вынесен судебный приказ о взыскании с Салахутдинова М.М. недоимки по страховым взносам, пени, государственной пошлины. Определением мирового судьи от 11.03.2019 года в связи с поступлением от административного ответчика возражений, судебный приказ был отменен (л.д. 7) Административный иск поступил в суд 24.07.2019 года, то есть с соблюдением срока на его подачу. Таким образом, административным истцом соблюдены как процессуальные, так и материальные номы права, регулирующие спорные правоотношения. С доводами административного ответчика о наличии оснований для освобождения его от уплаты о страховых взносов суд не соглашается связи со следующим. Действительно, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 года N 223-О признаны утрачивающими силу и не подлежащими применению, как не соответствующие Конституции Российской Федерации, взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат. Вместе с тем, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 18.10.2012 года N 1948-О, от 23.04.2014 года N 794-О, от 28.04.2017 года N 519-О отнесение адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.07.2008 года N 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», лица, указанные в статье 1 Закона N 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», получили право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1 и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части) при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости (определенный возраст и наличие не менее пяти лет страхового стажа). Соответственно, с введением указанной нормы Федеральным законом от 22.07.2008 года N 156-ФЗ, пенсионеры, получающие соответствующую государственную пенсию, приобрели право на получение одновременно пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии. Таким образом, суд соглашается с позицией административного истца о том, что в настоящее время положениями главы 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, адвокатов, являющихся пенсионерами, в том числе военными пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6-8 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ (пункт 7 статьи 430 Кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды. В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден в соответствии с главой 25 НК РФ, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в бюджет пропорционально размеру удовлетворенных требований. ИФНС России по г. Иваново освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции в силу ст. 333.36. НК РФ. Законных оснований для освобождения административного ответчика от уплаты государственной пошлины судом не установлено. В этой связи суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика по настоящему делу государственную пошлину в доход бюджета исходя из общей денежной суммы взысканной судом в пользу истца, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ в размере 1078,07 руб. Руководствуясь ст.ст.175-180, 286-290 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административный иск к Инспекции федеральной налоговой службы по г. Иваново к Салахутдинову Манаверу Мухаметдиновичу о взыскании страховых взносов и пени удовлетворить. Взыскать с Салахутдинова Манавера Мухаметдиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере 23400 рублей за 2017 год, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в размере 4590 рублей за 2017 год, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере 1084,21 рублей за период с 10 января 2018 года по 16 июля 2018 года, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в размере 212,68 рублей за период с 10 января 2018 года по 16 июля 2018 года, всего взыскать 29268,89 рублей. Взыскать с Салахутдинова Манавера Мухаметдиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ Иваново в размере 1078,07 рублей. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме. Судья: Д.В. Маракасова В полном объеме решение изготовлено 29 августа 2019 года. |