32RS0027-01-2018-008214-30
Дело № 2а-1541 (2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2019 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
Председательствующего Сухоруковой Л.В.
При секретаре Аверкиной О.Н.
С участием представителя административного истца по доверенности Горбачева К.Н., представителей административных ответчиков по доверенности Васекиной С.А., Осипенко С.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тарасова Е.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску, Управлению Федеральной налоговой службы России по Брянской области об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Тарасов Е.В. обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указал, что решением ИФНС России по г. Брянску № 55639 от 03.10.2018 года он был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ. Налоговой инспекцией при проведении камеральной проверки налоговой декларации установлено, что налогоплательщиком в нарушение п. 5 ст. 217.1 НК РФ занижена сумма полученного дохода от продажи земельного участка <адрес>, что является налоговым правонарушением, выразившимся в неуплате налога в сумме 1306796 рублей. 02.11.2018 года данное решение было обжаловано истцом в УФНС России по Брянской области, апелляционная жалоба Тарасова Е.В. оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, ссылаясь на требования ст. ст. 19, 23, 210, 228 НК РФ, ст. ст. 8.1, 209, 423 ГК РФ, ст. ст. 218-220 КАС РФ административный истец просил суд признать незаконным и отменить решение ИФНС России по г. Брянску от 03.10.2018 года № 55639 о привлечении Тарасова Е.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ.
Определением суда от 21.02.2019 года производство по административному делу было приостановлено, до вступления в законную силу решения Брянского областного суда по административного иску Тарасова Е.В. к Управлению Росреестра по Брянской области, ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Определением суда от 13.05.2019 года производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представитель административного истца Горбачев К.Н. уточнил исковые требования. В связи с установлением объективных причин изменения налоговых обязательств перед бюджетом, выразившихся в изменении кадастровой стоимости, подачей уточненной налоговой декларации, просил суд определить в рамках камеральной налоговой проверки реальные налоговые обязательства по налогу на доходы физических лиц за 2017 год с учетом решения Брянского областного суда от 15.04.2019 года. Признать решение № 55639от 03.10.2018 года ИФНС России по г. Брянску недействительным в части штрафной санкции, снизив размер штрафа до 3000 рублей, и учесть данную сумму штрафа при проведении камеральной налоговой проверки уточенной декларации во избежание двойного привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ.
Административный истец Тарасов Е.В. в судебное заседание не явился. Уведомлен надлежащим образом.
Представители административных ответчиков ИФНС России по г. Брянску, УФНС России по Брянской области Васекина С.А., Осипенко С.И. в судебном заседании просили суд рассмотреть административный иск Тарасова Е.В. только в части штрафной санкции в размере 26135,92 рублей, с учетом подачи им уточненной налоговой декларации за 2017 год, решения Брянского областного суда от 15.04.2019 года. Суду пояснили, что вопрос о сумме налога и пени урегулирован между сторонами в рамках действующего налогового законодательства и разрешен, в связи с чем, предмет спора в указанной части иска отсутствует.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие административного истца.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, - влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ если иное не предусмотрено настоящим пунктом, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В соответствии со ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят, в том числе, физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ, согласно которой освобождение от налогообложения доходов от продажи недвижимого имущества осуществляется с учетом минимального срока владения имуществом, который составляет 5 лет (п. 4 ст. 217.1 НК РФ). Положения данной статьи, как и п. 17.1 ст. 217 НК РФ в новой редакции, применяется в отношении объектов недвижимости, приобретенных в собственность после 01.01.2016 (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса российской Федерации»). После вступления в силу указанного Федерального закона доход от продажи имущества, право собственности на которое возникло после 01.01.2016 года согласно п. 5 ст. 217.1 НК РФ, производится расчетным путем.
Согласно п. 5, п. 6 ст. 217.1 НК РФ в указанной редакции в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения настоящего пункта не применяются.
Законом субъекта Российской Федерации вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества может быть уменьшен: минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный в пункте 4 настоящей статьи; размер понижающего коэффициента, указанного в пункте 5 настоящей статьи.
Судом установлено, что 07.05.2018 года Тарасовым Е.В. представлена в налоговый орган Декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год, согласно которой налогоплательщиком был получен доход от продажи недвижимого имущества – земельный участок, расположенный <адрес>, в сумме 1000000 рублей и заявлен имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение указанного объекта недвижимости в размере 223200 рублей. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета составила 29016 рублей.
При проведении ИФНС России по г. Брянску камеральной проверки налоговой декларации Тарасова Е.В. установлено, что право собственности на указанный земельный участок возникло у налогоплательщика после 01.01.2016 года, в связи с чем, налогооблагаемый доход при продаже имущества необходимо было определить исходя не из фактически полученного дохода, а расчетным путем исходя из его кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2017 года и понижающего коэффициента 0,7. Таким образом, доход от продажи земельного участка в 2017 году составит в сумме 12490971,78 руб. Сумма налога к уплате на основании данной декларации по результатам проверки составит 1306796 руб., что на 1306796 больше, чем указано в представленной Тарасовым Е.В. декларации.
В связи с чем, в отношении Тарасова Е.В. ИФНС России по г. Брянску вынесено оспариваемое решение № 55639 от 03.10.2018 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ.
Решением заместителя руководителя УФНС России по Брянской области от 04.12.2018 года апелляционная жалоба Тарасова Е.В. от 02.11.2018 года на решение ИФНС России по г. Брянску от 03.10.2018 года № 55639 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.
10.01.2019 года Тарасов Е.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Брянской области, ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Решением Брянского областного суда от 15.04.2019 года административный иск Тарасова Е.В. был удовлетворен. Судом постановлено: установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым №..., общей площадью 6738 кв.м., расположенного <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 октября 2015 года в размере 4341091 рубль. Датой обращения о результатах определения кадастровой стоимости считать 10 января 2019 года. Указанное решение вступило в законную силу. Данное решение имеет существенное значение при рассмотрении данного административного спора, поскольку судебным актом пересмотрена кадастровая стоимость земельного участка, которая установлена равной рыночной стоимости по состоянию на 27.10.2015 года, таким образом, и в 2017 году должна использоваться пониженная стоимость земельного участка в целях налогообложения.
В соответствии с п. 1, п. 4 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях: 1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени; 2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах налогоплательщик обязан представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию, в отношении которой налоговый орган обязан провести камеральную проверку, по результатам которой оспариваемое решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение подлежит корректировке налоговым органом в части размера налога и пени, в связи уменьшением суммы налога, рассчитанной из новой кадастровой стоимости, соответственно подлежит уменьшению пеня. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Как установлено судом, 06.06.2019 года Тарасов Е.В. представил в ИФНС России по г. Брянску уточненную налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2017 год, согласно которой сумма налога на доходы, подлежащие уплате в бюджет, уменьшилась и составила 78009 рублей, сумма пени 6429 рублей. Сумма штрафной санкции в случае неуплаты налога и пеней до момента представления уточненной (корректирующей) декларации составит 15601,80 рублей (п. 4 ст. 81 НК РФ). Таким образом, налогоплательщик фактически изменяет свои налоговые обязательства за тот же налоговый период, представляя иные данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога.
При таких обстоятельствах истец уточнил административный иск о признании недействительным решения налогового органа в части взыскания суммы штрафных санкций, которые просит уменьшить, и определить в рамках камеральной налоговой проверки уточненной декларации реальные налоговые обязательства за 2017 год с учетом вступившего в силу судебного акта.
Как установлено судом, вопрос о размере налога и пени между сторонами урегулирован в рамках действующего НК РФ и разрешен, в связи с чем, административный спор в указанной части между сторонами отсутствует.
Между тем, по сроку уплаты НДФЛ, установленному налоговым кодексом 16.07.2018 года, Тарасов Е.В. не исчислил и не уплатил сумму налога от какой – либо кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества (завышенной или заниженной). В связи с чем, в действиях административного истца имеется состав налогового правонарушения, установленного п. 1 ст. 122 НК РФ. Таким образом, штрафная санкция, предусмотренная ст. 122 НК РФ, обоснованно подлежит применению к административному истцу.
В части взыскания штрафной санкции за налоговое правонарушение оспариваемое решение налогового органа не может быть признано недействительным, поскольку основания и порядок привлечения Тарасова Е.В. к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы, предусмотренный ст. 122 НК РФ, ответчиком нарушен не был.
Исходя из суммы налога по уточенной налоговой декларации штрафная санкция по ст. 122 НК РФ должна составлять 15601,80 руб. (78009 х 20%).
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, содержится в п. 1 ст. 112 НК РФ. Ими признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
В соответствии со статьей 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 1); при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (пункт 3).
Судом установлено, что налоговое правонарушение было совершено Тарасовым Е.В. в форме неосторожности, поскольку он не осознавал противоправный характер своего действия, но должен был и мог это осознавать.
Проанализировав перечисленные нормы права, а также учитывая обстоятельства по делу, решение Брянского областного суда от 15.04.2019 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, представление Тарасовым Е.В. уточненной налоговой декларации по которой проводится камеральная проверка, отсутствие предмета административного спора между сторонами относительно размера налога и пени, подлежащих уплате, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имеются основания для применения положений пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации и уменьшения размера штрафа, назначенного Тарасову Е.В. решением инспекции ФНС России по г. Брянску от 03.10.2018 года № 55639 до 3000 рублей.
На основании изложенного, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 179-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Тарасова Е.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску, Управлению Федеральной налоговой службы России по Брянской области об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, удовлетворить частично.
Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску определить в рамках камеральной налоговой проверки реальные налоговые обязательства Тарасова Е.В. по налогу на доходы физических лиц за 2017 год с учетом решения Брянского областного суда от 15 апреля 2019 года по делу по иску Тарасова Е.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Снизить размер штрафа, назначенного Тарасову Е.В. решением инспекции ФНС России по г. Брянску от 03.10.2018 года № 55639, до 3000 рублей.
Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску учесть данную сумму штрафа при проведении камеральной налоговой проверки уточенной налоговой декларации во избежание двойного привлечения Тарасова Е.В. к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Сухорукова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 июня 2019 года.