НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Советского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 19.01.2022 № 2А-20/2022

Дело № 2а-20/2022 (№ 2а-765/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2022 года г. Советский

Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Казариновой А.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к Хихматулину Марату Рашитовичу о взыскании задолженности по транспортном налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, и пени по указанным налогам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обратилась в суд с административным иском к Хихматулину М.Р., в котором просила взыскать с административного ответчика сумму задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 14700 руб. и пени по указанному налогу за период с 02.12.2020 по 08.12.2020, сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 3404 руб. и пени по указанному налогу за период с 02.12.2020 по 08.12.2020, сумму задолженности по земельному налогу за 2019 в размере 38430 руб. и пени по указанному налогу за период с 02.12.2020 по 08.12.2020.

Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре № 02-40/125@ от 10.08.2021 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре реорганизованы путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. Установлено, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - МИФНС № 2 по ХМАО - Югре) является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - МИФНС № 4 по ХМАО - Югре).

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что ответчик Хихматулин М.Р. является налогоплательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Хихматулин М.Р. имеет в собственности транспортное средство, подлежащее налогообложению, - марки (-), государственный регистрационный знак (-), мощностью (-) лошадиных сил; ставка транспортного налога составляет: 60 руб., сумма налога составляет 14700 руб.

Административный ответчик имеет в собственности земельные участки, подлежащие налогообложению:

- земельный участок, расположенный по адресу: (-) (налоговая база: (-) руб., налоговая ставка: 1,20%, сумма налога: 7647 руб.);

- земельный участок, расположенный по адресу: (-) (налоговая база: (-) руб., налоговая ставка: 1,50%, сумма налога: 30783 руб.).

Согласно сведениям, предоставленными органами Росреестра, в базе данных налоговой инспекции отражена следующая информация об объектах недвижимости, зарегистрированных на имя Хихматулина М.Р.:

- иное строение, помещение, сооружение с кадастровым номером (-), расположенное по адресу: (-), налоговая база: (-) руб., налоговая ставка: 0,50%, количество месяцев владения в году: 4/12, сумма налога: 3257 руб.);

- квартира с кадастровым номером (-), расположенная по адресу: (-) (размер доли в праве: 1/3, налоговая база: (-) руб., налоговая ставка: 0,20%, количество месяцев владения в году: 12/12, сумма налога: 147 руб.).

03.10.2020 Хихматулину М.Р. было направлено налоговое уведомление № 53370264 от 01.09.2020 на уплату вышеуказанных налогов за 2019 год.

Административный ответчик получил доступ к личному кабинету налогоплательщика.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе, налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

В связи с отсутствием уплаты налога в установленный срок, налоговой инспекцией в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика направлено требование об уплате налога № 22656 от 09.12.2020, которое было получено Хихматулиным М.Р. 13.12.2020.

В связи с отсутствием оплаты транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налогаадминистративным истцом за период с 02.12.2020 по 08.12.2020 начислены пени в размере 56 руб. 07 коп., в том числе: по транспортному налогу в размере 14 руб. 58 коп., по налогу на имущество физических лиц в размере 03 руб. 38 коп., по земельному налогу в размере 38 руб. 11 коп.

Налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, на основании которого 04.06.2021 мировым судьей судебного участка № 3 Советского судебного района ХМАО - Югры вынесен судебный приказ о взыскании с Хихматулина М.Р. задолженности по налогам; 07.06.2021 судебный приказ был отменен.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом определено рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив содержание административного иска, прилагаемые к нему документы, суд приходит к следующему.

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации, а также в п. 1 ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено ст. 356.1 НК РФ.

В силу ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 359, п. 1 ст. 360, п. 1 ст. 161 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.Налоговым периодом признается календарный год.Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя.

В соответствии с п.п. 1, 3 статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 403, ст. 405 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 403 НК РФ. Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, указанных в ст. 46 НК РФ.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено п. 1 ст. 388 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог.

Исходя из положений п. 1 ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») и не могут превышать размеров, указанных в ст. 394 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Как следует из ст. 11.2 НК РФ, информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных НК РФ. В случаях, предусмотренных другими федеральными законами, личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами.

Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных п. 2 ст. 11.2 НК РФ.Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 11.2 НК РФ.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

01.09.2020 налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика в электронной форме административному ответчику передано налоговое уведомление № 53370264 на уплату:

- транспортного налога за 2019 год в сумме 14700 руб. в отношении объекта налогообложения - транспортного средства марки (-), государственный регистрационный знак (-) (налоговая база: (-); налоговая ставка: 60 руб.; количество месяцев владения в году: 12);

- земельного налога за 2019 год в сумме 38430 руб.в отношении объектов налогообложения: 1) земельного участка с кадастровым номером (-), расположенного по адресу: (-) (налоговая база (кадастровая стоимость): (-) руб., налоговая ставка: 1,20%, количество месяцев владения в году: 4/12; сумма налога: 7647 руб.), 2) земельного участка с кадастровым номером (-), расположенного по адресу: (-) (налоговая база (кадастровая стоимость): (-) руб., налоговая ставка: 1,50%, количество месяцев владения в году: 4/12; сумма налога: 30783 руб.);

- налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 3404 руб. в отношении объектов налогообложения: 1) иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером (-), расположенного по адресу: (-) (налоговая база: (-) руб., доля в праве: 1, налоговая ставка: 0,50%, количество месяцев владения в году: 4/12, сумма налога: 3257 руб.); 2) квартиры с кадастровым номером (-), расположенной по адресу: (-) (налоговая база: (-) руб., доля в праве: 1/3, налоговая ставка: 0,20%, количество месяцев владения в году: 12/12, сумма налога: 147 руб.).

Сумма транспортного налога исчислена по формуле: налоговая база (мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах) х налоговая ставка = сумма налога ((-) х 60 = 14700).

Налоговая ставка установлена ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югрыот 14.11.2002 № 62-оз «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (60 руб. для легковых автомобилей свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно).

Сумма земельного налога исчислена по формуле: налоговая база (кадастровая стоимость) х налоговая ставка = сумма налога:

(-) х 1,20% / 12 х 4 = 7646,58 = 7647

(-) х 1,50% / 12 х 4 = 30783.

Налоговые ставки установлены Решением Совета Депутатов городского поселения Советский "Об установлении земельного налога" от 10.11.2011 № 255 (в редакции от 30.10.2018 № 176-IV).

Расчет налога на имущество физических лиц произведен по формуле: налоговая база (кадастровая стоимость) х налоговая ставка = сумма налога.

Из содержания административного искового заявления следует, что расчет налога на имущество физических лиц по объекту недвижимости, расположенному по адресу: (-), исчислен следующим образом: ((-) - 0) х 1 х 0,50% х 4 / 1200 = 3257; по объекту недвижимости, расположенному по адресу: (-), исчислен следующим образом: ((-) х 0,20% / 3 = 146,67 = 147).

Налоговые ставки установлены Решением Совета депутатов городского поселения Советский Советского района «Об установлении налога на имущество физических лиц» от 13.11.2014 № 177-III (в редакции от 19.12.2018 № 181-IV).

Судом установлено, что производя расчет налога на имущество физических лиц по объекту недвижимости, расположенному по адресу: (-), административным истцом допущена арифметическая ошибка. Так, исходя из имеющихся в деле доказательств, уплате подлежит сумма налога в размере 5057 руб. 81 коп. ((-) х 0,50% / 12 х 4 = 5057,81). Вместе с тем, в силу положений ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, при этом оснований для выхода за пределы заявленных требований, предусмотренных федеральным законом, в данном конкретном деле не имеется.

Налоговое уведомление № 53370264 от 01.09.2020 получено Хихматулиным М.Р. 13.10.2020.

В адрес административного ответчика налоговым органом направлено требование № 22656 от 09.12.2020 об уплате транспортного налога, налога на доходы физических лиц, земельного налога и пени по указанным налогам за 2019 год, в котором сообщалось о наличии у него задолженности. Данное требование получено Хихматулиным М.Р. 13.12.2020.

Как указано в административном исковом заявлении, задолженность по транспортному налогу, налогу на доходы физических лиц, земельного налога за 2019 год административным ответчиком не погашена, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) конституционной обязанности платить налоги в НК РФ предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.

Согласно положениям п.п. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено ст. 75 НК РФ и главами 25 и 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации

Таким образом, начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет.

В связи с неуплатой Хихматулиным М.Р. транспортного налога, налога на доходы физических лиц, земельного налога за 2019 год в сроки, предусмотренные законодательством, налоговым органом за период с 02.12.2020 по 08.12.2020 были начислены пени в размере 56 руб. 07 коп., в том числе: по транспортному налогу в размере 14 руб. 58 коп., по налогу на имущество физических лиц в размере 03 руб. 38 коп., по земельному налогу в размере 38 руб. 11 коп. (требование об уплате № 22656 от 09.12.2020).

Расчет задолженности по пени проверен судом и является верным.

Поскольку административный ответчик надлежащим образом не исполнил обязанность по уплате законно установленных налогов, то иск МИФНС № 2 по ХМАО - Югре подлежит удовлетворению в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в размере 1898 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к Хихматулину Марату Рашитовичу о взыскании задолженности по транспортном налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, и пени по указанным налогам, - удовлетворить.

Взыскать с Хихматулина Марата Рашитовича, (-) года рождения, уроженца (-),

- сумму транспортного налога за 2019 год в размере 14700 (четырнадцать тысяч семьсот) руб. (требование об уплате № 22656 от 09.12.2020), пени по транспортному налогу за период с 02.12.2020 по 08.12.2020 в размере 14 (четырнадцать) руб. 58 коп. (требование об уплате № 22656 от 09.12.2020), с перечислением денежных средств по реквизитам получателя УФК (ОФК):

РКЦ ХАНТЫ-МАНСИЙСК // УФК по ХМАО - Югре (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Ханты-Мансийскому округу - Югре, ИНН 8622008585, КПП 862201001)

р/счет № 40102810245370000007

корр./счет 03100643000000018700

БИК 007162163

Код бюджетной классификации налог 18210604012021000110

Код ОКАТО (ОКТМО) 71824104

Код бюджетной классификации пени 18210604012022100110

Код ОКАТО (ОКТМО) 71824104;

- сумму земельного налога за 2019 год в размере 38430 (тридцать восемь тысяч четыреста тридцать) руб. (требование об уплате № 22656 от 09.12.2020), пени по земельному налогу за период с 02.12.2020 по 08.12.2020 в размере 38 (тридцать восемь) руб. 11 коп. (требование об уплате № 22656 от 09.12.2020),с перечислением денежных средств по реквизитам получателя УФК (ОФК):

РКЦ ХАНТЫ-МАНСИЙСК // УФК по ХМАО - Югре (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Ханты-Мансийскому округу - Югре, ИНН 8622008585, КПП 862201001)

р/счет № 40102810245370000007

корр./счет 03100643000000018700

БИК 007162163

Код бюджетной классификации налог 18210606042041000110

Код ОКАТО (ОКТМО) 71824104

Код бюджетной классификации пени 182106060420421000110

Код ОКАТО (ОКТМО) 71824104

- сумму налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 3404 (три тысячи четыреста четыре) руб. (требование об уплате № 22656 от 09.12.2020), пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 по 08.12.2020 в размере 03 (три) руб. 38 коп. (требование об уплате № 22656 от 09.12.2020), с перечислением денежных средств по реквизитам получателя УФК (ОФК):

РКЦ ХАНТЫ-МАНСИЙСК // УФК по ХМАО - Югре (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Ханты-Мансийскому округу - Югре, ИНН 8622008585, КПП 862201001)

р/счет № 40102810245370000007

корр./счет 03100643000000018700

БИК 007162163

Код бюджетной классификации налог 18210601020041000110

Код ОКАТО (ОКТМО) 71824104

Код бюджетной классификации пени 18210601020042100110

Код ОКАТО (ОКТМО) 71824104.

Взыскать с Хихматулина Марата Рашитовича в бюджет Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры государственную пошлину в размере 1898 (одна тысяча восемьсот девяносто восемь) руб.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Казаринова А.А.