НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сосновского районного суда (Челябинская область) от 08.02.2017 № 2А-313/2017

Дело № 2а – 313\2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 февраля 2017 года

с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи

Куценко Т.Н.

при секретаре

Вадзинска К.В., Синицыной Н.А.

с участием административного истца Татьяненко В.Г., представителя административного ответчика Е.А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Татьяненко В.Г. о признании незаконным и отмене Решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения от 04.10.2016 года «О досрочном прекращении депутатских полномочий депутата Татьяненко В.Г.» с момента принятия, признания права на исполнение депутатских обязанностей до истечения срока полномочий,

У С Т А Н О В И Л:

Татьяненко В.Г. обратился с административным исковым заявлением к Совету депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным и отмене Решения Совета депутатов Рощинского сельского поселения от 04.10.2016 года «О досрочном прекращении депутатских полномочий депутата Татьяненко В.Г.» с момента принятия, признания права на исполнение депутатских обязанностей до истечения срока полномочий.

В обоснование требований Татьяненко В.Г. указал, что 04 октября 2016 года проведено заседание Совета депутатов Рощинского сельского поселения, в повестку дня которого был включен вопрос № 2 о досрочном прекращении депутатских полномочий депутата Совета депутатов Татьяненко В.Г., в проекте решения указано о досрочном прекращении депутатских полномочий депутата Татьяненко В.Г. в связи с неполным представлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 года на основании п.7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ. Решением Рощинского сельского поселения от 04.10.2016 года его депутатские полномочия были досрочно прекращены оспариваемым решением, основанием для вынесения этого решения явилось представление прокуратуры Сосновского района.

Ссылается на то, что документы, подтверждающие неполноту предоставленных сведений и устанавливающие заведомый характер незаконных деяний Татьяненко В.Г. к проекту не были приложены, депутаты с ними не ознакомлены. Оспариваемое решение принято при создавшемся конфликте интересов, из-за разногласий по вопросам, принимаемым на заседаниях Совета депутатов. Нарушен порядок принятия данного решения. Основание для прекращения полномочий депутата Татьяненко В.Г. могло возникнуть только в момент предоставления якобы неполной декларации. В соответствии с ч.11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через 3 месяца со дня появления такого основания. Исходя из содержания решение о досрочном прекращении полномочий депутата Татьяненко В.Г., якобы неполные сведения о доходах за 2015 года были представлены до 01 апреля 2016 года, следовательно, решение о досрочном прекращении полномочий не может быть принято представительным органом местного самоуправления ввиду истечения времени, когда такое решение может быть принято.

В судебном заседании административный истец Татьяненко В.Г, поддержал свои требования по указанным в заявлении основаниям, указал, что отразил в налоговой декларации все свое имущество, доходы не скрывал, поскольку декларацию заполнял в первый раз, то указал не общий годовой доход свой и супруги, а размер ежемесячной пенсии. Указывает на то, что, помимо него в представлении прокурора были указаны и иные депутаты, допустившие неточности в заполнении декларации, но в отношении них никаких решений не было принято.

Представитель административного ответчика – председатель Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области Е.А.И. против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснил, что сам он с декларациями, поданными Татьяненко В.Г. сам он не ознакомился, на обозрение депутатов их не предоставлял, на вопрос суда, почему такие меры были приняты только лишь в отношении депутата Татьяненко В.Г., представитель административного ответчика пояснил, что в отношении Татьяненко В.Г. прокурором в представлении было написано больше, кроме того, заявил, что в отношении депутата Татьяненко В.Г. все равно решали бы вопрос о прекращении полномочий, а представление прокурора только послужило поводом.

Заинтересованное лицо - прокуратура Сосновского района Челябинской области извещено, представитель не явился, ранее в судебном заседании представитель прокуратуры Пудова С.А. пояснила, что прокуратурой Сосновского района была проведена проверка по достоверности налоговых деклараций, документы проверялись на месте, был составлен акт, потом вынесено представление, никаких указаний, как надо рассмотреть данное представление, в нем не содержалось.

Иные заинтересованные лица Администрация Сосновского муниципального района, глава Рощинского сельского поселения, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского района извещены, представители не явились.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в полном объеме, суд полагает, что исковые требования являются обоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" - лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:

непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона N 230-ФЗ, является правонарушением.

Из ч. 2 указанной статьи следует, что лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное ч. 1 рассматриваемой статьи, подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности.

На основании ч. 3 ст. 40 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу части 7.1 статьи 40 этого Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 558, и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац семнадцатый части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно части 11 статьи 40 этого Федерального закона решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно решению избирательной комиссии муниципального образования Рощинское сельское поселение от 15 сентября 2014 года «О результатах голосования по выборам депутатов Совета депутатов Рощинского сельского поселения по единому многомандатному округу», Татьяненко В.Г., является избранным депутатом в Совет депутатов Рощинского сельского поселения третьего созыва.

Депутатами Совета депутатов Рощинского сельского поселения были заполнены и сданы в Совет депутатов справки о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе депутатом Татьяненко В.Г. данная справка была сдана 01.04.2016 года.

Прокуратурой Сосновского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона № 31-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Совете депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района, по результатам которой составлен акт проверки от 24.06.2016г.

При проверке установлены нарушения:

1. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 г. депутата Татьяненко В.Г. заполнены не в полном объеме, либо при их заполнении допускаются неточности – р.1 не указан общий доход депутата и его супруги за 2015г. (указан размер ежемесячной пенсии); п.5.1 р.5 – не указаны объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании, в разделах справок не ставятся прочерки либо словосочетание «не имеется», не указан орган, в который предоставляются указанные сведения.

2. при заполнении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015г. депутатов З.А.С. , Р.В.В., Ч.Т.Д. допущены неточности: не указывается наименование органа, в который представляются соответствующие сведения, не полностью указаны адреса банковских и кредитных учреждений, валата счетов (разд. 4), неправомерно заполнен разд. 6-6.1, т.к. имущество находится в собственности, не указана дата рождения, чьи сведения представлены (Ч.Т.Д.), отсутствуют подписи лица, принявшего справки.

(л.д. 55)

23.08.2016 года по результатам проведенной Сосновской районной прокуратурой Челябинской области проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции, соблюдения лицами,, занимающими муниципальные должности обязанностей представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Совете депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Рассмотрение указанного представления прокурора было включено в повестку на заседании Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района от 04.10.2016 года под № 10.

Отдельно был внесен вопрос № 2 досрочном прекращении депутатских полномочий депутата Татьяненко В.Г. в связи с неполным представлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 года на основании п.7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ.

На указанном заседании 04.10.2016 года присутствовали 10 депутатов из 11, из которых 6 депутатов – члены партии «Единая Россия», 4 депутата - члены партии «Справедливая Россия».

Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 04.10.2016 года большинством голосов (6 – за, 4 – против) принято решение «О досрочном прекращении депутатских полномочий депутата Татьяненко В.Г.» в связи с неполным представлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015г.

(л.д.101)

При рассмотрении вопроса «О рассмотрении представления прокуратуры Сосновского района от 28.06.2016г. Совет депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области принял решение № 101, которым указал на необходимость депутатам внимательно ознакомиться с требованиями Федеральных законом антикоррупционной направленности. При подаче сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера проявлять максимальную внимательность и ответственность. (л.д. 123)

При этом справки о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, сданные в Совет депутатов депутатом Татьяненко В.Г, либо иными депутатами, фамилии которых, указаны в представлении прокурора, не обозревались.

При обозрении в судебном заседании указанных справок, сданных депутатом Татьяненко В.Г. в Совет депутатов 01.04.2016 года (л.д. 129-148), видно, что при заполнении справки в отношении себя лично в разделе 1 «Сведения о доходах» в пункте 6 им указан вид дохода – пенсия, в графе «величина дохода (руб.)» указано - <данные изъяты> в месяц (л.д.130).

При заполнении справки в отношении супруги Татьяненко В.П. в разделе 1 «Сведения о доходах» в пункте 6 им указан вид дохода – пенсия по инвалидности с 21.11.2015г., в графе «величина дохода (руб.)» указано – <данные изъяты> в месяц. (л.д. 140)

При заполнении раздела 3 «сведения об имуществе» указано наличие земельного участка (огород), 1\4 доля в квартире и указан гараж, при этом в графе «вид собственности» указано – владение.

В то же время, сведения о гараже были отражены также и разделе 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании».

(л.д. 142, 147)

Таким образом, депутат Татьяненко В.Г. отразил наличие у его супруги в пользовании гаража как в разделе 3 «сведения об имуществе», так и в разделе 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании».

В материалы дела представлено Решение Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 21 апреля 2016г. № 84 об утверждении Положения «О порядке представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для лиц, замещающих муниципальные должности муниципальном образовании Рощинском сельском поселении».

Данное Положение предусматривает, что сведения представляются ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом либо в Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо председателю Совета депутатов, согласно форме, утверждаемой нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.

Согласно п.5 данного Положения, в случае, если лицо, замещающее муниципальную должность в муниципальном образовании Рощинского сельского поселения, обнаружило, что в представленных им сведениях о доходах,, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения, либо имеется ошибка, лицо вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в пункте 4 настоящего Положения.

Также представлено Решение Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 21 апреля 2016г. об утверждении Положения «О порядке проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности муниципальном образовании Рощинского сельского поселения, а также соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности муниципальным образовании Рощинского сельского поселения, ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации».

Депутат Татьяненко В.Г. заблаговременно, 01.04.2016 года представил в Совет депутатов Рощинского сельского поселения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые, исходя из положений п.4 Положения, должны быть сданы либо в Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо председателю Совета депутатов

Однако, из пояснений председателя Совета депутатов Е.А.И., Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не была создана, а сам он данные справки не смотрел даже после получения представления прокурора.

Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" основанием для принятия решения об освобождении от должности лица, замещающего муниципальную должность, является непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Оценивая представленные в материалы дела справки и конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что депутатом Татьяненко В.Г. были допущены технические ошибки при заполнении справок о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые сами по себе не искажают ни сведения об общих доходах депутата и его супруги, ни сведения о принадлежащем депутату и его супруге имуществе и основаниях им владения.

Учитывая изложенное, оспариваемое решение Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 04.10.2016 года «О досрочном прекращении депутатских полномочий депутата Татьяненко В.Г.» не соответствует закону и потому подлежит отмене.

Суд полагает необходимым указать, что принятие решения о признании незаконным с момента принятия и отмене Решение Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 04.10.2016 года «О досрочном прекращении депутатских полномочий депутата Татьяненко В.Г.» является основанием для восстановления депутатских полномочий административного истца.

В то же время, суд не находит оснований для удовлетворения требований о признании права Татьяненко В.Г. на исполнение депутатских полномочий до истечения срока полномочий.

Суд исходит из того, что Законом предусмотрены различные основания для досрочного прекращения депутатских полномочий, которые могут возникнуть и до истечения пятилетнего срока полномочий депутата Татьяненко В.Г.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Татьяненко В.Г. удовлетворить.

Признать незаконным с момента принятия и отменить Решение Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 04.10.2016 года «О досрочном прекращении депутатских полномочий депутата Татьяненко В.Г.»

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд путем подачи жалобы через Сосновский районный суд Челябинской области в течение месяца.

Председательствующий <данные изъяты> Т.Н. Куценко

<данные изъяты>

<данные изъяты>