Дело № 2-69/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2014 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Летуновой В.Н.,
при секретаре Свириной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Леонтьева Д.А. Леонтьевой Л.Н. к Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» о совершении определенных действий,
установил:
Леонтьев Д.А. имеет в собственности дом, назначение - жилое, 2-этажный, общая площадь 75 квадратных метров, расположен по адресу: <Адрес обезличен>, в садовом некоммерческом товариществе (далее – СНТ) "Н." участок 52, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии <Номер обезличен>. Дом был построен с целью проживания, поэтому имеет все необходимые коммуникации.
Истцы зарегистрированы по адресу: <Адрес обезличен>, но постоянно проживают в доме, который построен на земельном участке в садовом некоммерческом товариществе "Н."». Земельный участок имеет кадастровый номер <Номер обезличен> и территориально располагается в конце улицы <Адрес обезличен> города Сортавала. В связи с постоянным проживанием в указанном доме на садовом участке желают зарегистрироваться по данному адресу. С целью регистрации обратились в администрацию Сортавальского городского поселения, но получили отказ. в связи с чем просят в судебном порядке признать право на регистрацию по постоянному месту жительства в СНТ "Н."
В судебном заседании Леонтьев Д.А. указал, что в Администрацию МО «Сортавальское городское поселение» (далее - АСГП) обращались с заявлением о присвоении адреса объекту недвижимости, который находится у него в собственности. Из полученного 12.04.2013 ответа стало понятно, что ответчик не признает за ними права на регистрацию по месту постоянного проживания, поэтому первоначально и были заявлены соответствующие требования. В настоящий момент по согласованию со вторым ответчиком изменяет требование и просит обязать АСГП совершить определенные действия: присвоить адрес объекту недвижимости. Пояснил, что дом является пригодным для круглогодичного проживания. В настоящий момент ни он, ни его мать (второй истец) не имеют регистрации на территории городского поселения, так как жилое помещение, в котором они ранее имели регистрацию, продано. Также указал, что при получении регистрации по месту жительства желает иметь официальный адрес с указанием номера жилого дома.
Леонтьева Л.Н. в суд не явилась, просила рассматривать дело в ее отсутствие.
Представитель АСГП Лукьянова Е.А., действующая на основании доверенности, указала, что с учетом результатов экспертизы, а также пояснений представителя отдела УФМС РФ в г. Сортавала, принципиальных возражений относительно требований истцов не имеет. В случае удовлетворения заявления, в решении суда просит указать номер дома, соответствующий в настоящий момент номеру земельного участка.
Представитель третьего лица УФМС по РК Сафронова Е.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что поскольку истец владеет на праве собственности жилым домом, то никаких препятствий для получения регистрации по месту фактического проживания не имеется. Если истец желает присвоить адрес объекту недвижимости, который и будет указан в качестве места регистрации, то эти полномочия относятся к АСГП.
Представитель МУ «Архитектура и градостроительство» в суд не явился, извещен своевременно, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Представитель ГУП РГЦ «Недвижимость» в суд не явился, извещен своевременно, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Установлено, что Леонтьев Д.А. имеет в собственности дом, назначение - жилое, 2-этажный, общая площадь 75 квадратных метров, расположен по адресу: <Адрес обезличен>, СНТ "Н.". Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности <Номер обезличен> и кадастровым паспортом на объект недвижимости. Согласно заключению эксперта от 13.02.2014 жилой дом, принадлежащий Леонтьеву Д.А., пригоден для постоянного (круглогодичного) проживания. Земельный участок имеет кадастровый номер <Номер обезличен> и территориально располагается в конце улицы <Адрес обезличен> города Сортавала, что ответчиком не оспорено.
Из материалов дела следует, что истцы обращались в АСГП с заявлением о присвоении адреса объекту недвижимости, который находится у него в собственности, предоставляя необходимый пакет документов, однако до настоящего момента указанное заявление не удовлетворено.
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов.
Наделение органа местного самоуправления поселения правом на присвоение адреса корреспондируется с соответствующей обязанностью по присвоению адресов домам, расположенным в указанном поселении, и исполнение данной обязанности не зависит от усмотрения уполномоченного органа.
Постановлением администрации Сортавальского городского поселения № 66 от 21.08.2012 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача адресной справки о присвоении адреса объектам недвижимости, расположенных на территории муниципального образования Сортавальское городское поселение». Факт обращения истцов с заявлением о присвоении адреса, предоставление ими необходимого пакета документов для получения данной муниципальной услуги представителем ответчика не оспаривался. Также суду не представлено никаких сведений о том, по какой причине истцам не был предоставлен мотивированный ответ на их заявление, в котором бы содержались данные о невозможности присвоения адреса объекту недвижимости, поскольку ответ АСГП от 12.04.2013 № 730-01/2.30 дан заявителям не по существу.
В связи с отсутствием официально присвоенного адреса жилому дому истцы не смогут заполнить форму № 6 («Заявление о регистрации по месту жительства»), которая в силу п. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 № 208, является обязательным документом для регистрации гражданина по месту жительства.
Таким образом, требование истцов о присвоении адреса объекту недвижимости является законным и обоснованным. То обстоятельство, что земельный участок, на котором находится жилой дом, относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: под садоводство, не имеет решающего значения для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 № 13-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27 часть 1).
Федеральным законодательством определено место жительства, как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК РФ ), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.к. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.
При осуществлении правового регулирования в указанной сфере законодатель связан также требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции РФ, согласно которой государство обязано гарантировать каждому равенство прав и свобод перед законом независимо от места жительства, и ее статьи 55 (часть 3), согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям. Предоставляя собственнику земельного участка право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем садовом участке другим лицам, пункт 1 статьи 263 ГК РФ одновременно обязывает его соблюдать помимо градостроительных и строительных норм и правил требования пункта 2 статьи 260 данного Кодекса об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Между тем согласно статье 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности, жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования (пункт 1), причем земельные участки в населенных пунктах в составе зоны сельскохозяйственного использования (в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых, как указано в статье 77, для нужд сельского хозяйства) используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11).
С учетом того, что Градостроительный кодекс РФ позволяет включать в состав жилых зон зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома.
Одним из принципов, на которых основывается Земельный кодекс РФ и иные акты земельного законодательства, является принцип единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Одновременно в земельном законодательстве и в законодательстве о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан сохранен принцип целевого использования садового земельного участка, при том, что гражданским и жилищным законодательством возможность использования жилых строений в иных, помимо отдыха граждан, целях, в том числе для постоянного или преимущественного проживания, не исключается.
Одним из элементов правового статуса гражданина является его право на выбор места жительства. Местом жительства гражданина является место, где он постоянно или преимущественно проживает, граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.
Как указал в своем Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации от 14 апреля 2008 № 7-П, в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Таким образом, строение, имеющее статус жилого и в установленном порядке зарегистрированное, предполагает возможность не только временного, но и постоянного проживания в нем и, как следствие, влечет за собой обязанность уполномоченного органа на совершение действий по присвоению адреса указанному объекту недвижимости.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Сортавальское городское поселение» присвоить адрес объекту недвижимости, принадлежащему Леонтьеву Д.А. и расположенному в Республике Карелия, город Сортавала, СНТ "Н."
Взыскать с Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» в пользу Леонтьевой Л.Н. расходы по госпошлине в сумме 200 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Летунова В.Н.
Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2014 года.