Дело № 2-619/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Солнечный 12.10.2016
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Вовченко Е.В.,
при секретарях Макаровой М.В., Куликовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачиной О.В. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе № 2 рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края (МБОУ ООШ № 2 р.п. Солнечный), администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о включении в стаж работы на должности педагогического работника периодов работы в должности руководителя кружка, признании ее права на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и электрической энергии, признании незаконным отказа в компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, возложении обязанности по компенсации указанных расходов,
установил:
Ачина О.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что она с 1988 года состоит в трудовых отношениях с МБОУ ООШ № 2 р.п. Солнечный. С 01.09.1989 она занимала должность руководителя кружка. Приказом Министерства образования РФ № 21 от 25.01.1993 должность «руководитель кружка» переименована в должность «педагог дополнительного образования. Приказом № 14 от 14.01.1993 ей присвоен 9 квалификационный разряд по должности учитель за кружковую работу, приказом № 32 от 21.08.1995 присвоен 10 квалификационный разряд. Руководителем кружка, а затем педагогом дополнительного образования она проработала с 01.9.1989 по 27.01.2001.
01.09.2003 она вновь принята педагогом дополнительного образования по 10 разряду, 02.10.2007 переведена на должность заведующей библиотекой, с 01.09.2009 ей производили доплату за ставку педагога дополнительного образования за проведение театральной студии.
При осуществлении педагогической деятельности в ее обязанности входило осуществление дополнительного образования учащихся школы, для проведения занятий она составляла планы и программы занятий, обучение проходило по разработанным образовательным программам, разрабатывались методические рекомендации. Таким образом, педагогом дополнительного образования (руководителем кружка) она отработала с 01.09.1989 по 27.08.2001, с 01.09.2003 по 02.10.2007, с 01.09.2009 по 31.01.2011, то сеть 18 лет. На пенсию она вышла 31.01.20111.
Согласно действующему законодательству Хабаровского края педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках Хабаровского края, включая вышедших на пенсию, осуществляется возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электрической энергии. Компенсация расходов педагогическим работникам производится, если, в частности, они проработали в сельских населенны пунктах, рабочих поселках не менее 10 лет на должностях педагогических работников.
В феврале 2016 года она обратилась к руководителю МБОУ ООШ № 2 с заявлением о компенсации ей указанных расходов, приложив к заявлению необходимые документы. В компенсации расходов ей было отказано в виду недостаточности педагогического стажа.
В должности педагогического работника она отработала в следующие периоды, подтвержденные документально:
-выписка из тарификации СОШ № 2 – руководитель кружка с 01.09.1989 по 31.08.1990, с 01.09.1992 по 31.08.1993, с 1994 по 1995 г.г., с 1995 по 1996 г.г., с 1997 по 1998 г.г., с 1998 по 1999 г.г., педагогом дополнительного образования с 2000 по 2001 г.г. (стаж педагогической деятельности 7 лет);
-карточка-справка СОШ № 2 за 1991-1992 г.г. – руководитель кружка с 1991 по 1922 г.г. (стаж педагогической деятельности 1 год);
-карточка-справка СОШ № 2 – руководитель кружка с 1993 по 1994 г.г. (стаж педагогической деятельности 1 год);
-лицевой счет СОШ № 2 – руководитель кружка с 1996 по 1997 г.г (стаж педагогической деятельности 1 год);
-лицевой счет СОШ № 2 – руководитель кружка с 1999 по 2000 г.г (стаж педагогической деятельности 1 год);
-приказ от 01.09.2009 о доплате 0,5 ставки педагога дополнительного образования,
- трудовая книжка – педагог дополнительного образования с 01.09.2003, переведена на должность заведующей библиотекой 02.10.2007 (стаж педагогической деятельности 4 года).
Считает, что должности «руководитель кружка» и «педагог дополнительного образования тождественны, следовательно, стаж ее педагогической деятельности составляет 15 лет.
Просила признать незаконным отказ ответчика в компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электрической энергии; обязать ответчика компенсировать ей расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электрической энергии.
В судебном заседании истец Ачина О.В. свои исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, и суду пояснила, что с 01.09.1989 она работала в МБОУ ООШ № 2 руководителем кружка. Фактически она вела уроки трудового обучения, занятия проводились в урочное время по расписанию. Она составляла календарно-тематическое планирование, вела классный журнал, выставляла оценки. В 10-11-х классах ученицы делились на две группы, одна группа обучалась у нее машинописи и делопроизводству, а вторая группа обучалась кройке и шитью у учителя труда. Несмотря на то, что ее должность называлась «руководитель кружка», фактически она вела педагогическую и преподавательскую деятельность. Будучи руководителем кружка, а затем педагогом дополнительного образования она выполняла одну и ту же работу. Как педагог дополнительного образования она проходила курсы повышения квалификации, как руководитель кружка аттестацию не проходила. Поскольку ее стаж педагогической деятельности составляет более 10 лет, считает, что ей незаконно отказано в компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электрической энергии.
Увеличив исковые требования, просит суд включить в стаж работы на должности педагогического работника периоды работы в должности руководителя кружка с 01.09.1992 по 31.08.1993, с 01.09.1993 по 31.08.1994, 01.09.1994 по 31.08.1995, 01.09.1995 по 31.08.1996, 01.09.1996 по 31.08.1997, 01.09.1997 по 31.08.1998, 01.09.1998 по 31.08.1999, признать ее право на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и электрической энергии признать незаконным отказ ответчика в компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электрической энергии; обязать ответчика компенсировать ей расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электрической энергии.
Представитель истца Плотников Д.И. исковые требования Ачиной О.В. поддержал в полном объеме по основания, изложенным в исковом заявлении, суду пояснил, что стаж педагогической работы, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скрепленных печатью. Стаж педагогической работы истца подтверждается следующими документами:
- в должности руководителя кружка с 01.09.1989 по 31.08.1990 - справка управления образования № 04/18 93 от 01.02.2016 года;
- в должности руководителя кружка с 01.09.1991 по 31.08.1992 – карточка-справка СОШ № 2 за 1991-1992 гг;
- в должности руководителя кружка с 01.09.1992 по 31.08.1993 - справка управления образования № 04/18 93 от 01.02.2016;
- в должности руководителя кружка с 01.09.1993 по 31.08.1994 – карточка-справка СОШ № 2 за 1993-1994гг, приказ №19 от 14.01.1993 директора СОШ № 2 «Об аттестации»;
- в должности руководителя кружка с 01.09.1994 по 31.08.1995 - справка управления образования № 04/18 93 от 01.02.2016 года, приказ № 52 от 21.08.1995 директора СОШ № 2 «О присвоении разряда»;
- в должности руководителя кружка с 01.09.1995 по 31.08.1996 - справка управления образования № 04/18 93 от 01.02.2016 года;
- в должности руководителя кружка с 01.09.1996 по 31.08.1997 – лицевой счет СОШ №2 №439 за 1996-1997гг;
- в должности руководителя кружка с 01.09.1997 по 31.08.1998 - справка управления образования № 04/18 93 от 01.02.2016;
- в должности руководителя кружка с 01.09.1998 по 31.08.1999 - справка управления образования № 04/18 93 от 01.02.2016;
- в должности педагога дополнительного образования с 30.09.1999 по 27.08.2001 и с 01.09.2003 по 01.10.2007 – трудовая книжка;
- в должности педагога дополнительного образования с 01.09.2009 по 31.08.2010 – приказ директора СОШ № 2 № 197 от 01.09.2009 «О компенсационных и стимулирующих доплатах», приказ директора СОШ № 2 № 179-к от 01.09.2009 «О доплате».
Просит суд заявленные исковые требования Ачиной О.В. удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Солнечного муниципального района Соловьева Т.В. исковые требования Ачиной О.В. не признала в полном объеме, суду пояснила, что занимаемая истцом должность руководителя кружка, не относится к должностям педагогических работников, а значит не входит в педагогический стаж работы. Согласно Приказу министерства просвещения СССР от 20.02.1978 года № 24 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения» должность руководителя кружка не предусмотрена. Приказом Министерства образования РФ № 463 от 31.08.1995 года «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей» должность руководителя кружка также не предусмотрена, однако появилась должность – педагог дополнительного образования. Из анализа указанных правовых актов следует, что руководитель кружка выполняет работу по руководству кружком, при этом занимая иную должность в образовательном учреждении. Полагаю, что истец не имеет права на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроэнергии, поскольку не проработала не менее 10 лет на должностях педагогических работников. Просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Солнечного муниципального района Круглов А.В. иск не признал по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, УПФР в Солнечном районе Хабаровского края Приймак Г.Г. и Злагода Т.М. по существу иска пояснили, что при оформлении пенсии Ачиной был учтен ее общий стаж работы в районе, приравненном к району Крайнего Севера согласно документам представленным работодателем. Ачиной был рассчитан общий трудовой стаж, поскольку в представленных документах сведений о педагогическом стаже не имелось.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, министерства финансов Хабаровского края О.А. Ткаченко просила рассмотреть без ее участия, представила суду отзыв, из которого следует, что с иском министерство финансов Хабаровского края не согласно, поскольку Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность не содержит таких должностей педагогических работников как «руководитель кружка» и «педагог дополнительного образования». Доказательств осуществления Ачиной деятельности по предоставлению дополнительного профессионального образования и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам истцом не представлено. Также истцом не представлено доказательств того, что она проходила аттестацию. В связи с недоказанностью наличия у истца статуса «педагогический работник», а также необходимого стажа для получения мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений при выходе на пенсию, просит отказать в удовлетворении иска Ачиной.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, министерства образования и науки Хабаровского края А.В. Сурикова просила рассмотреть дело без ее участия, представила отзыв на исковое заявление, согласно которому в соответствии с постановлением правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «руководитель кружка» не относится к должностям педагогических работников. В связи с отсутствием необходимо педагогического стажа права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения Ачина не имеет. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Свидетель Попова Л.В. суду пояснила, что с 1970-х годов до 2010 года она работала учителем математики в МБОУ СОШ № 2 п. Солнечный. В 1989 году в школу пришла работать Ачина, которая вела уроки трудового обучения машинописи: заполняла классный журнал, выставляла в нем оценки. По истечении двух лет обучения ученицы сдавали экзамен, по итогам которого выдавались свидетельство о получении профессии – секретарь-машинистка, а в аттестат шла оценка за предмет «производственное обучение». На педагогических советах Ачина присутствовала в качестве учителя.
Свидетель Локтионова Т.Г. дала показания аналогичные показаниям свидетеля Поповой Л.В., в дополнение суду пояснила, что работала в школе с конца 1970-х годов по 2014 год. В 1990-х годах в школу пришла работать делопроизводителем Ачина, которая впоследствии стала преподавать уроки трудового обучения, проводившиеся по расписанию в урочное время. Ачина составляла календарно-тематическое планирование, проходила ли Ачина аттестацию ей неизвестно.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
В силу ч.1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Пунктом «ж» части 1 статьи 7 Конституции РФ вопросы социальной защиты и социального обеспечения граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 1 Закона Хабаровского края от 20.12.2006 № 90 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) устанавливает, что возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электрической энергии (далее - компенсация) педагогическим работникам и руководителям, деятельность которых связана с руководством образовательным процессом, включая вышедших на пенсию (далее - педагогические работники), краевых государственных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных органу исполнительной власти Хабаровского края (далее - край), осуществляющему государственное управление в сфере образования, и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Хабаровского края (далее - возмещение расходов), осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края.
В силу ч.1 ст.2 Закона Хабаровского края от 20.12.2006 № 90 размер компенсации педагогическим работникам краевых государственных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных органу исполнительной власти края, осуществляющему государственное управление в сфере образования, и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) края, определяется исходя из:
(в ред. Законов Хабаровского края от 27.11.2013 N 323, от 09.12.2015 N 148)
1) фактических расходов на оплату жилого помещения, занимаемого педагогическим работником, и фактических расходов на отопление жилого помещения и обеспечение его электрической энергией;
2) розничных цен, действующих в данном сельском населенном пункте или рабочем поселке (поселке городского типа), на топливо, используемое для получения тепловой энергии на нужды отопления, и транспортные услуги по доставке топлива к месту жительства педагогических работников, проживающих в жилых домах, не имеющих центрального отопления.В соответствии с ч.3 ст. 2 Закона Хабаровского края от 20.12.2006 № 90 педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, компенсация производится в случае, если они:
1) проработали в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет на должностях педагогических работников;
(в ред. Закона Хабаровского края от 27.11.2013 N 323)
2) проживают в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Компенсация педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций предоставляется в денежной форме образовательными организациями, с которыми педагогический работник состоит, а педагогический работник, вышедший на пенсию, состоял в трудовых отношениях, а в случае принятия органами местного самоуправления муниципальных районов решения о самостоятельном предоставлении компенсации педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций - органами местного самоуправления муниципальных районов (абзац 2 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 20.12.2006 № 90).
Согласно п.8 статьи 2 Закона Хабаровского края от 14.11.2007 № 153 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями края по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электрической энергии педагогическим работникам и руководителям, деятельность которых связана с руководством образовательным процессом (далее - педагогические работники), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), включая вышедших на пенсию, а также педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, вышедшим на пенсию, переехавшим из других сельских населенных пунктов, рабочих поселков (поселков городского типа) края.
В силу ч.6 ст. 3 Закона Хабаровского края от 20.12.2006 № 90 компенсация производится при предъявлении педагогическим работником следующих документов:
1) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
2) документа, подтверждающего право педагогического работника на занимаемое жилое помещение (ордер, свидетельство о праве собственности, договор социального найма жилого помещения или иной договор, документы о приватизации);
3) документов, подтверждающих внесение платы за жилое помещение, отопление и электрическую энергию (расчетные книжки, квитанции об оплате, документы о приобретении топлива и об оплате транспортных услуг по его доставке и т.п.);
4) пенсионного удостоверения и трудовой книжки - для педагогических работников, вышедших на пенсию.
Представляются оригиналы документов и их копии. Копии заверяются должностным лицом, принимающим документы.
В судебном заседании установлено, что 31.01.2011 Ачиной О.В. назначена пенсия по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением.
Согласно трудовой книжке Ачина О.В. 01.03.1988 принята в среднюю школу № 2 Солнечного района Хабаровского края делопроизводителем (приказ № 454 от 29.02.1988) , 14.12.1993 ей присвоен IV разряд оплаты труда по ЕТС по должности делопроизводитель (приказ РОНО № 454 от 16.12.1993), 01.09.1998 переведена на должность заведующей канцелярией по 5 разряду ЕТС (приказ № 130 от 26.10.1998), 30.09.1999 освобождена от должности заведующей канцелярией и оставлена педагогом дополнительного образования (приказ № 170-к от 10.10.1999), 27.08.2001 уволена с должности педагога дополнительного образования МОУ СОШ № 2 п. Солнечный (приказ № 120 от 27.08.2001), 01.09.2003 принята в МОУ СОШ № 2 Солнечного района Хабаровского края педагогом дополнительного образования по 10 разряду ЕТС на 0,5 ставки (приказ № 126 к от 08.09.2003), 02.10.2007 переведена на должность заведующей библиотекой (приказ № 151 от 15.10.2007).
Также в трудовой книжке записи № 16 от 01.03.1993 о присвоении Ачиной 9 квалификационного разряда с 01.11.1992 за кружковую работу (по должности учитель), № 18 от 22.07.1995 о присвоении 10 разряда по ЕТС (по должности учитель), № 19 от 01.09.1989 о принятии мастером производственного обучения курса «Машинопись и делопроизводство» признаны недействительными.
Согласно записи № 39 от 01.03.1993 Ачиной присвоен 9 квалификационный разряд за кружковую работу с 01.11.1992 (приказ от 14.01.1993 № 19), согласно запись № 40 от 22.07.1995 Ачиной присвоен 10 разряд по ЕТС за кружковую работу (приказ от 21.08.1995 № 52).
Истцом представлен приказ отдела образования Солнечного района № 326 от 16.09.1993, которым, в связи с введением Единой тарифной сетки должность руководитель кружка в образовательных учреждениях изменить на «педагог дополнительного образования» с 01.09.1993.
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 25.01.1993 № 21 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке проведения внеочередной аттестации работников учреждений и организаций образования и других вопросах по переводу работников на условия оплаты труда по ЕТС» отменен приказом Министерства образования Российской Федерации от 28.09.2000 № 2797 «Об отмене Приказа Минобразования России от 25.01.1993 № 21, Приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 31.08.1995 № 463/1268 и от 14.12.1995 № 622/1646» в связи с отказом Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации и в соответствии с п. 15 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009.
Таким образом, суд не принимает в качестве доказательства приказ отдела образования Солнечного района № 326 от 16.09.1993, поскольку нормативный правовой акт, на основании которого он издан, отменен.
Из справки от 01.02.2016 управления образования администрации Солнечного муниципального района следует, что согласно тарификационным спискам Ачина Ольга Владимировна являлась: с 01.09.1989 по 31.08.1990 руководителем кружка 0,5 ставки, с 01.09.1992 по 31.08.1993 – руководителем кружка (машинопись) 16 часов, 1994-1995 учебный год – руководителем кружка (машинопись) 9 часов, 1995-1996 учебный год – руководителем кружка (машинопись) 0,5 ставки, 1997-1998 учебный год – руководителем кружка 0,5 ставки (9 часов), 1998-1999 учебный год – педагогом дополнительного образования (машинопись) 0,5 ставки (9 часов); 2000-2001 учебный год – педагогом дополнительного образования – 6 часов. В списках о распределении учебной нагрузки Ачина О.В. отсутствует. В архиве отсутствует тарификация на учебные года 1990-1991, 1991-1992, 1993-1994, 1996-1997, 1990-2000.
Согласно карточкам-справкам МБОУ СОШ № 2 Ачина в 1991-1992, 1993-1994 годах значилась руководителем кружка.
Из Устава МБОУ ООШ № 2 р.п. Солнечный следует, что основным видом деятельности Школы является реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего образования, программ коррекционно-развивающего обучения, программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида.
Статьей 85 Закона РСФСР от 02.08.1974 «О народном образовании», действовавшего в период рассматриваемых спорных правоотношений, было установлено, что к работе в детских дошкольных и внешкольных учреждениях, в общеобразовательных школах, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, иных учебно-воспитательных учреждениях в качестве воспитателей, учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения и других педагогических (инженерно-педагогических, научно-педагогических) работников допускаются лица, имеющие соответствующее образование и профессиональную подготовку.
В целях совершенствования педагогического мастерства, развития творческой инициативы и повышения ответственности за порученное дело систематически проводится аттестация педагогических работников детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных учебных заведений и других учебно-воспитательных учреждений.
Лица, занимающиеся педагогической деятельностью, в случае обнаружившегося несоответствия занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, препятствующих выполнению педагогических и воспитательных функций, освобождаются от педагогической работы в порядке, установленным законодательством Союза ССР и РСФСР о труде.
Приказом Министерства просвещения СССР от 20.02.1978 № 24 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения» должность «руководитель кружка» не предусмотрена.
Указанная должность также не предусмотрена постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11.11.1992 № 33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должности работников учреждений и организаций образования Российской Федерации» и постановлением Министерства труда Российской Федерации от 17.08.1995 № 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации».
В судебном заседании установлено, что соответствующего образования для работы в должности педагогического работника Ачина О.В. не имела, среднее профессиональное образование получила только в 2002 году. Кроме того, за период работы у ответчика Ачина не проходила аттестацию педагогических работников, что не оспаривает и сама истец.
В соответствии со ст. 6 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При рассмотрении спорных правоотношений суд считает возможным применить аналогию закона, а именно положения Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
К указанному выводу суд пришел на основании того, что федеральным законодателем закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (ч.1 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
При этом, Законом Хабаровского края от 20.12.2006 не определен конкретный перечень педагогических работников, имеющих право на предоставление предоставлением мер социальной поддержки на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии п. 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии в пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Таким образом, педагогическая деятельность, осуществляемая работниками, подлежит включению в специальный стаж лишь при условии, что она включена в соответствующие Списки, поскольку это связано с характером и сложностью осуществляемой педагогической работы на тех должностях и в тех учреждениях, которые определены государством.
Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», равно как и ранее действовавшим Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, не предусматривается право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности «руководитель кружка».
Тождество должностей «руководитель кружка» и «педагог дополнительного образования» на федеральном уровне не установлено в связи с тем, что Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367, наряду с должностью «педагог дополнительного образования» сохранено и прежнее название «руководитель кружка» (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции студии и т.п.), используемое в других организациях и учреждениях.
Работа в должности руководителя кружка никогда не учитывалась при предоставлении льгот, полагающихся педагогическим работникам, в связи с чем, ссылки истца и ее представителя о тождестве профессий суд не принимает.
Также суд не принимает ссылки истца и ее представителя о том, что согласно Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 и приложению № 5 к ней в педагогический стаж засчитывается работа в должности руководителя кружка в общеобразовательном учреждении, поскольку данной Инструкцией, действовавшей до 09.12.2011, стаж работы в должности руководителя кружка засчитывался в педагогический стаж для исчисления заработной платы, а не предоставления определенных льгот педагогическим работникам.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается трудовой книжкой, в спорные периоды Ачина О.В. работала в МБОУ ООШ № 2 р.п. Солнечный в должности делопроизводителя, заведующей канцелярией.
Данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на льготы, предоставляемые педагогическим работникам, подтверждаются справками, а также иными документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (п.4 Порядка подтверждения периодов работы, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 № 258н). Если документы о работе утрачены в связи со стихийными бедствиями, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний (п. 37 Правил).
Трудовая книжка Ачиной О.В. не утрачена, она содержит правильные и точные сведения об отдельных периодах работы. Правильность записей в трудовой книжке подтверждается приказами, в том числе и приказами о признании отдельных записей недействительными, а также лицевыми счетами. При наличии правильно заполненной трудовой книжки представленные истцом в судебные заседания документы не свидетельствуют о неправильности в указании должности истца или об отсутствии такой должности в учреждении, несмотря на то, что штатные расписания не сохранились, так как истец подтвердила, что работала в спорные периоды в МБОУ ООШ № 2 р.п. Солнечный именно делопроизводителем и заведующей канцелярий, по совместительству являлась руководителем кружка.
В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» обращается внимание на то, что к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Ачиной О.В. не представлено доказательств о том, что в спорные периоды она осуществляла педагогическую деятельность, наличие определенного стажа которой дает право на льготы, установленные для педагогических работников, следовательно, исковые требования Ачиной О.В. удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Ачиной О.В. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе № 2 рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края (МБОУ ООШ № 2 р.п. Солнечный), администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о включении в стаж работы на должности педагогического работника периодов работы в должности руководителя кружка, признании ее права на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и электрической энергии, признании незаконным отказа в компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, возложении обязанности по компенсации указанных расходов отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в апелляционном порядке, через Солнечный районный суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Вовченко
Решение принято в окончательной форме 12.10.2016.