НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Соликамского городского суда (Пермский край) от 16.08.2016 № 2А-2403/16

Дело № 2а-2403/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 августа 2016 года город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием помощника Соликамского городского прокурора Суворова М.Ю.,

представителя административного истца – зарегистрированного кандидата в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 14 Черных Л.В. – Минкина М.В., действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа Пермского края – Козициной О.В.,

заинтересованного лица зарегистрированного кандидата в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 14 Филипповой В.С.,

при секретаре Максимовой Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске административное дело по заявлению Черных Л.В. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от 01 августа 2016 года № 17/14-3 «О регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Филипповой В.С.»,

у с т а н о в и л :

Зарегистрированный кандидат в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 14 Черных Л.В обратилась в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа Пермского края о признании незаконным и отмене решение территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от 01.08.2016 г. № 17/14-3 «О регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Филипповой В.С.».

В обоснование иска указала, что решением Соликамской городской Думы от <дата> «О назначении выборов депутатов Соликамской городской Думы шестого созыва» были назначены выборы депутатов Соликамской городской Думы, которые состоятся <дата>. Данное решение было опубликовано для всеобщего сведения в газете «<...>» от <дата> (

Постановлением территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа от <дата> «О регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу избирательному округу №14 Черных Л.В.» Черных Л.В. была зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 14 (приложение 3).

Постановлением территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 14 от 01.08.2016 №17/14-3 «О регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Филипповой В.С.» кандидат Филиппова В.С. была зарегистрирована на основании достаточного количества достоверных подписей, собранных в поддержку её самовыдвижения (приложение 4).

В соответствии с пунктом 6 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации один зарегистрированный кандидат вправе в судебном порядке оспорить решение избирательной комиссии о регистрации по тому же избирательному округу другого кандидата в течение десяти дней со дня принятия оспариваемого решения.

Вышеуказанное постановление комиссии противоречит требованиям закона и подлежит отмене по следующим основаниям:

1.Кандидат Филиппова В.С. не предоставила в комиссию необходимые для выдвижения и регистрации документы, что исключает ее регистрацию.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - он обязан приложить к заявлению о согласии баллотироваться копии соответствующих документов.

Как следует из содержания трудовой книжки кандидата Филипповой ее предыдущая фамилия была М., которая в <дата> году была изменена на Филиппову.

Однако в нарушение требований подпункта «в» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» копии документов, подтверждающих указанное изменение фамилии, кандидатом Филипповой В.С. в комиссию представлено не было, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Данное нарушение со стороны кандидата Филипповой было оставлено комиссией без внимания, что в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отмены постановления в судебном порядке.

2. Среди документов, представленных кандидатом Филипповой В.С. для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имеются документы, оформленные с нарушением требований закона.

В целях уведомления о выдвижении кандидатом Филипповой была предоставлена копия трудовой книжки , которая была заведена <дата>.

Согласно статье 39 Кодекса законов о труде РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от <дата>, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочего или служащего.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, о выполняемой им работе, а также о поощрениях и награждениях за успехи в работе на предприятии, в учреждении, организации.

На дату заведения трудовой книжки кандидата Филипповой В.С. и до 1 января 1975 года действовало Постановление Госкомтруда СССР от 09.07.1958 №620 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения Трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях».

Согласно пунктам 19, 20 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной вышеуказанным постановлением, в тех случаях, когда в Трудовых книжках рабочих и служащих заполнены все страницы разделов «Сведения о работе» или «Сведения о поощрениях и награждениях», Трудовые книжки дополняются «Вкладышем в Трудовую книжку». Вкладыш в Трудовую книжку вшивается, заполняется и ведется администрацией предприятия, учреждения или организации по месту работы рабочего или служащего в том же порядке, что и Трудовая книжка.

С 1 января 1975 года и до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» и Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» действовало Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 №656 «О трудовых книжках рабочих и служащих», согласно пункту 9 которого в тех случаях, когда в трудовой книжке рабочего или служащего заполнены все страницы соответствующих разделов, трудовая книжка дополняется вкладышем.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федератьным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» утверждены форма трудовой книжки и форму вкладыша в трудовую книжку, Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей.

В соответствии с пунктом 13 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства РФ, трудовая книжка заполняется в порядке, утверждаемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Во исполнение пункта 13 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, было принято Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» (зарегистрировано в Минюсте РФ 11.11.2003 N 5219).

В соответствии с пунктами 38, 39 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей в случае если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, в трудовую книжку вшивается вкладыш, который оформляется и ведется работодателем в том же порядке, что и трудовая книжка. Вкладыш без трудовой книжки недействителен. При выдаче каждого вкладыша в трудовой книжке ставится штамп с надписью «Выдан вкладыш» и указывается серия и номер вкладыша.

В нарушении вышеуказанных требований записи о работе кандидата Филипповой В.С. были внесены в раздел «Сведения о награждениях», без оформления вкладыша, что недопустимо.

Таким образом, трудовая книжка кандидата Филипповой В.С. оформлена с нарушением требований закона, что в свою очередь доказывает нарушение требований закона в отношении её копии, представленной в соответствии с подпунктом «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом «в. 1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», наличие на день, предшествующий дню регистрации кандидата Филипповой копии трудовой книжки, оформленной с нарушением требований закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Аналогичные основания для отказа в регистрации содержатся в пункте «г» части 4 статьи 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 №525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

Данное нарушение со стороны кандидата Филипповой В.С. было оставлено комиссией без внимания, что в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отмены постановления в судебном порядке.

3. Первый финансовый отчет представлен кандидатом Филипповой В.С. с нарушением требований закона, а именно: не был представлен в форме, соответствующей требованиям п. 4.5 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов депутатов Соликамской городской Думы шестого созыва, утвержденной решением территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от <дата>, согласно которой первый и итоговый финансовый отчеты представляются в избирательную комиссию на бумажном носителе и в электронном виде ( в формате MS Excel).

В соответствии с п.п. «в.1» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наличие на день, предшествующий дню регистрации кандидата Филипповой В.С. машиночитаемого первого финансового отчета, оформленного с нарушением требований закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата содержатся в п. «г» ч.4 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

Данное нарушение со стороны кандидата Филипповой было оставлено комиссией без внимания, что в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отмены постановления в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 4.1 Постановления ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6 «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения.

Регистрация кандидата Филипповой В.С. при указанных нарушениях требований Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Пермского края от 09.11.2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» свидетельствует о несоблюдении единых для всех кандидатов правил предоставления документов, необходимых для регистрации, и как следствие, о нарушении закрепленного статьей 39 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принципа равенства всех кандидатов, в соответствии с которым все кандидаты не только обладают равными правами, но и несут равные обязанности, а также предоставляет ему необоснованные преимущества передо мной, как кандидатом, которая таких нарушений не совершала.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

С учетом уточнений просила признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от 01.08.2016 г. № 17/14-3 «О регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Филипповой В.С.».

В судебное заседание административный истец Черных Л.В. не явилась, заявила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, на удовлетворении административного иска настаивала.

Представитель административного истца – Минкин М.В., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и уточнениях к нему.

Представитель территориальной избирательной комиссии Соликамского муниципального района Пермского края – Козицина О.В. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала. Пояснила, что кандидатом Филипповой В.С. в территориальную избирательную комиссию Соликамского городского округа было подано заявление о самовыдвижении кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 14. К заявлению о согласии баллотироваться кандидатом Филипповой В.С. были приложены надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающие указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы, а также о том, что кандидат является депутатом. В качестве документа, подтверждающего сведения об основном месте работы, к заявлению приложена копия трудовой книжки, заверенная кандидатом. Перечень документов, представляемых кандидатом при выдвижении, определен п.1 ст. 32 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <...>». Требование предоставления иных документов Законом № 525-ПК не предусмотрено. В задачу территориальной избирательной комиссии не входит определение действительности представляемых кандидатом документов. В подтверждение сведений о работе в территориальную избирательную комиссию поступила справка из ГБУЗ <...> «<данные изъяты>», полностью подтвердившая данные о месте работы кандидата. Оспариваемое решение было принято в соответствии с нормами избирательного права. Полагала, что административным истцом пропущен десятидневный срок для подачи административного иска об оспаривании решения комиссии о регистрации кандидата, поскольку обжалуемое решение было принято территориальной избирательной комиссией 01 августа 2016 г., а с учетом применения ст. 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ указанный срок истек 10 августа 2016 г.

Заинтересованное лицо – Филиппова В.С. заявление полагала необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что административным истцом пропущен десятидневный срок предъявления иска, установленный п.6 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, с учетом требований п.11.1 указанного Федерального закона. При сдаче в территориальную комиссию заявления о согласии баллотироваться ею были также сданы копии паспорта, трудовой книжки и диплома. При приеме документов ей не было указано о необходимости представления свидетельства о заключении брака. Территориальная избирательная комиссия по неизвестной причине не уведомила её об отсутствии копии свидетельства о регистрации брака. Ответственность за открытие трудовой книжки, ведений записей несет работодатель. Оспариваемое решение было принято избирательной комиссией в соответствии с избирательным законодательством.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, изучив материалы дела, заслушав заключение помощника Соликамского городского прокурора Суворова М.Ю., полагавшего административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Основную нормативно-правовую базу данного избирательного процесса составляет Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 05.04.2016 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Закон Пермского края от 09 ноября 2009 г. № 525-ПК (в ред. от 16.06.2016 г.) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

Право гражданина Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления регламентировано ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации.

Судом установлено, что решением Соликамской городской Думы от <дата> «О назначении выборов депутатов Соликамской городской Думы шестого созыва» выборы депутатов Соликамской городской Думы были назначены на <дата> Данное решение было опубликовано для всеобщего сведения в газете «<...>» от <дата> ().

Решением территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от <дата> полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатным избирательным округам № возложены на территориальную избирательную комиссию Соликамского городского округа.

Решением территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от <дата> г. № «О регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу избирательному округу №14 Черных Л.В.» кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 зарегистрирована Черных Л.В.(л.д. 9-10)

Решением территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от 01.08.2016 г. №17/14-3 «О регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Филипповой В.С.» кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 была зарегистрирована Филиппова В.С.(л.д. 11-12)

Оспаривая регистрацию кандидата Филипповой В.С. в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 14, административный истец Черных Л.В. в обосновании своих требований сослалась на нарушения кандидатом Филипповой В.С. норм избирательного законодательства, которые выразились в непредставлении в комиссию необходимых для выдвижения и регистрации документы; предоставлении документов, оформленных с нарушением требований закона.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом. Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

(пп. "в" в ред. Федерального закона от 05.12.2006 N 225-ФЗ)

в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;

(пп. "в.1" введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ)

Статьей 33 Федерального закона N 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, установлено, что если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, то вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются копии соответствующих документов (подпункт «в» пункт 2.2).

Из анализа вышеприведенных норм права следует, что обязанность кандидата представлять копии документов, подтверждающих изменение фамилии, или имени или отчества установлена федеральным законодателем уже на этапе выдвижения кандидата и заключается в обязанности представить соответствующие документы, подтверждающие факт перемены фамилии (имени, отчества).

Таким образом, закон возлагает на кандидата безусловную обязанность представлять копии документов, подтверждающих изменение фамилии, или имени, или отчества, в соответствии с подпунктом «в» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Из содержания трудовой книжки кандидата Филипповой В.С. следует, что её предыдущая фамилия была «М.», которую в связи с заключением брака <дата> она сменила на «Филиппову».

В соотвествии с пунктом 2 статьи 19 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.

Согласно статьи 58 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» лицо, достигшее возраста четырнадцати лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество.

Перемена имени производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, собственно имя и (или) отчество.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 6 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» сведения, подлежащие внесению в запись акта о рождении, заключении брага, расторжении брака, об усыновлении (удочерении), установлении отцовства, о перемене имени или смерти и в выдаваемые на основании данных записей свидетельства, определяются настоящим Федеральным законом. В запись акта гражданского состояния могут быть включены и иные сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния.

Формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статьи 32 Семейного кодекса РФ фамилия супруга может измениться в результате заключения брака. Аналогичные нормы содержались в статье 18 КОБС РСФСР.

Статьёй 142 КОБС РСФСР был предумотрен порядок выдачи свидетельств о заключении брака, о расторжении брака, о перемене фамилии имени отчества.

В соответствии с ч.2 ст. 6, ч.1 ст. 8 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г.) «Об актах гражданского состояния», государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния.

То есть в данном случае документом, подтверждающим изменение кандидатом Филипповой В.С. фамилии, является свидетельство о заключении брака.

Между тем, к заявлению о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, поданного Филипповой В.С. в территориальную избирательную комиссию <дата>, копии предусмотренного законом документа, подтверждающего смену кандидатом фамилии, представлено не было.

Копия трудовой книжки, заверенная кандидатом, является документом о трудовой деятельности работника и не может служить соответствующим документом, подтверждающим изменение фамилии.

Не представление Филипповой В.С. среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, копии документа, подтверждающего изменение фамилии, необходимого в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, свидетельствуют о нарушении кандидатом требований избирательного законодательства к оформлению документов, предоставляемых в территориальную избирательную комиссию.

Отсутствие в Законе Пермского края от 09 ноября 2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» нормы, содержащей требование о необходимости представления кандидатом копий документов, подтверждающих изменение кандидатом фамилии (имени, отчества), не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку такое требование содержится в статье 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющего большую юридическую силу и прямое действие.

Не предоставление кандидатом документов в предусмотренном законом объеме, в силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является достаточным основанием для отказа в регистрации кандидата. При этом причины и мотивы, вследствие которых данный документ не был представлен в территориальную избирательную комиссию, правового значения не имеют. Закон обуславливает возможность регистрации кандидата соблюдением ряда требований, в том числе формального характера, что соответствует принципу равного, в том числе пассивного, избирательного права.

При таком положении суд приходит к выводу о наличии предусмотренного законом основания для признания незаконным и отмены решения территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от 01.08.2016 г. № 17/14-3 «О регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Филипповой В.С.», как принятого избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Относительно доводов иска о представлении кандидатом Филипповой В.С. для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов, оформленных с нарушением требований закона, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:

б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В качестве документа, подтверждающего основное место работы, занимаемую должность в целях уведомления о выдвижении кандидатом Филипповой В.С. в территориальную избирательную комиссию была представлена копия трудовой книжки , заведенной <дата>.

Согласно пунктам 19, 20 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной вышеуказанным постановлением, в тех случаях, когда в Трудовых книжках рабочих и служащих заполнены все страницы разделов «Сведения о работе» или «Сведения о поощрениях и награждениях», Трудовые книжки дополняются «Вкладышем в Трудовую книжку». Вкладыш в Трудовую книжку вшивается, заполняется и ведется администрацией предприятия, учреждения или организации по месту работы рабочего или служащего в том же порядке, что и Трудовая книжка.

С 1 января 1975 года и до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» и Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» действовало Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 №656 «О трудовых книжках рабочих и служащих», согласно пункту 9 которого в тех случаях, когда в трудовой книжке рабочего или служащего заполнены все страницы соответствующих разделов, трудовая книжка дополняется вкладышем.

В соответствии со статьёй 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федератьным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» утверждены форма трудовой книжки и форму вкладыша в трудовую книжку, Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей.

В соответствии с пунктом 13 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства РФ, трудовая книжка заполняется в порядке, утверждаемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Во исполнение пункта 13 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, было принято Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» (зарегистрировано в Минюсте РФ 11.11.2003 N 5219).

В соответствии с пунктами 38, 39 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, в случае если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, в трудовую книжку вшивается вкладыш, который оформляется и ведется работодателем в том же порядке, что и трудовая книжка. Вкладыш без трудовой книжки недействителен. При выдаче каждого вкладыша в трудовой книжке ставится штамп с надписью «Выдан вкладыш» и указывается серия и номер вкладыша.

Из содержания трудовой книжки кандидата Филипповой В.С. следует, что записи о работе были внесены работодателем в раздел «Сведения о награждениях», без оформления вкладыша, что противоречит пунктам 38, 39 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках».

Вместе с тем суд считает, что представление в территориальную избирательную комиссию кандидатом Филипповой В.С. копии трудовой книжки , оформленной с нарушением требований Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, не может служить основанием для признания незаконным и отмены решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата, поскольку ни Федеральный закон РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни Закон Пермского края от 09 ноября 2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» не содержат требований к оформлению документов об основном месте работы или службы кандидата, о занимаемой им должности (роде занятий). Кроме того, ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Нарушения, допущенные работодателем при заполнении и ведении трудовой книжки Филипповой В.С., неправильное оформление записей в трудовой книжке не должны ограничивать права работника и не могут служить основанием для отказа в регистрации данного кандидата.

В обоснование административного иска Черных Л.В. указала, что первый финансовый отчет был оформлен кандидатом Филипповой В.С. с нарушением требований закона, а именно: не был представлен в форме, соответствующей требованиям п. 4.5 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов депутатов Соликамской городской Думы шестого созыва, утвержденной решением территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от <дата>, согласно которой первый и итоговый финансовый отчеты представляются в избирательную комиссию на бумажном носителе и в электронном виде (в формате MS Excel).

Согласно п.12 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.

В соответствии с п.9 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.

В силу п. «б» ч. 1 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному и (или) многомандатному избирательному округу, кандидат не ранее чем за 65 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию:

б) первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, установленного частью 1 статьи 58 настоящего Закона).

Согласно п.1 ч.1 ст. 60 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» кандидат, выдвинутый по одномандатному или многомандатному избирательному округу, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, представляют в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, со следующей периодичностью:

1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, при этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.

Решением территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от <дата> утверждена Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов депутатов Соликамской городской Думы шестого созыва.

В соответствии с п. 4.5 вышеуказанной Инструкции первый и итоговый финансовый отчеты представляются в избирательную комиссию на бумажном носителе и в электронном виде (в формате MS Excel).

Согласно п. 4.6 вышеназванной Инструкции финансовый отчет ( первый, итоговый) составляется по форме приложения . Пример заполнения финансового отчета (первого, итогового) приведен в приложении .

Финансовый отчет (первый, итоговый) кандидата состоит из следующих документов: учета поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда (форма приложение ); финансового отчета (форма приложения ); справки об оставшихся средствах избирательного фонда (п. 4.7 Инструкции).

В соответствии с п.п. «в.1» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата содержатся в п. «г» ч.4 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

Вместе с тем, ни Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни Закон Пермского края от 09 ноября 2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» не содержат требований к оформлению первого финансового отчета кандидата, необходимости его предоставления в электронном виде в определенном формате (формате MS Excel).

Первый финансовый отчет был представлен кандидатом Филипповой В.С. в объеме, предусмотренном законом, по форме, приведенной в Приложении Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов депутатов Соликамской городской Думы шестого созыва, утвержденной решением территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от <дата>, что соответствует п.1 ч.1 ст. 60 Закона Пермского края от 09 ноября 2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае»

Кроме того, первый финансовый отчет кандидата Филипповой В.С. в электронном виде по своей форме и содержанию соответствовал первому финансовому отчету, представленному кандидатом в избирательную комиссию на бумажном носителе.

Представление кандидатом первого финансового отчета в электронном виде в ином формате, нежели предусмотрено пунктом 4.5 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов депутатов Соликамской городской Думы шестого созыва, не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата.

При таких обстоятельствах суд полагает, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, среди документов, представленных Филипповой В.С. для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, отсутствовали документы, оформленные с нарушением требований закона.

Доводы административного ответчика и заинтересованного лица Филипповой В.С. о том, что административное исковое заявление подано Черных Л.ВА. с нарушением установленного законом десятидневного срока, суд находит несостоятельными и основанными на ошибочном применении норм права, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 92 Кодекса административного судопроизводства РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим кодексом.

Процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода.

Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

В силу ч. 4 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, регламентирован статьей 11.1 Федерального закона РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события (ч.1).

Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события (ч.2).

Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события (ч.3).

Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Федеральном законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней (ч.4).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» статьей 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предусмотрен порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, который отличается от правил, установленных главой 9 ГПК РФ. Указанная норма определяет порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, и не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены статьями 107 и 108 ГПК РФ.

Решение № 17/14-3 о регистрации кандидата Филипповой В.С. было принято территориальной избирательной комиссией Соликамского городского округа 01 августа 2016 г. Соответственно, последним днем подачи заявления об оспаривании данного решения являлось 11 августа 2016 г. Административное исковое заявление об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии подано Черных Л.В. в суд 11 августа 2016 г., то есть в течение установленного законом десятидневного срока.

Учитывая вышеизложенное, суд находит административный иск Черных Л.В. о признании незаконным и отмене решение территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от 01.08.2016 г. № 17/14-3 «О регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Филипповой В.С.» обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 239-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административный иск Черных Л.В. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа от 01.08.2016 г. № 17/14-3 «О регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Филипповой В.С.».

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с 18 августа 2016 года.

Судья И.В.Шатуленко