НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Славянского городского суда (Краснодарский край) от 11.12.2023 № 2-1186/2023

УИД 23RS0045-01-2023-001282-98 К делу №2- 1186/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2023 года г. Славянск-на-Кубани

Славянский городской суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Мироненко Н.Н.,

при секретаре Шестопал Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко Е.М. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Бондаренко Е.М. обратилась в Славянский городской суд Краснодарского края с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований Бондаренко Е.М. указала, что она принята на государственную гражданскую службу в ИФНС России по Северскому району Краснодарского края 19.09.2019 г. на должность главного государственного налогового инспектора аналитического отдела. Приказом начальника ИФНС России по Северскому району Краснодарского края от 16.02.2021 года переведена на должность заместителя начальника аналитического отдела. Приказом от 14.06.2021 года переведена на должность начальника аналитического отдела. Приказом от 07.11.2022 года (...) служебный контракт расторгнут, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы по инициативе гражданского служащего (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). ИФНС России по Северскому району Краснодарского края прекратило деятельность 24.04.2023 года в результате реорганизации в форме присоединения к Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

При увольнении ей была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 22 619 руб. 05 коп.

В августе 2022 года ей производилась оплата отпуска за 15 календарных дней в сумме 12 465 руб. 55 коп.

С размером данных выплат она не согласна, так как в расчет не были включены суммы материального стимулирования и премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий. Общая сумма недоплаченных денежных средств составила 69 589 руб. 84 коп., в том числе: сумма недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск - 44 347 руб. 94 коп., отпускные за период с 09.09.2022 года по 22.09.2022 года - 25 241 руб. 90 коп.

Так, ей в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, было начислено 583 603 руб. 69 коп. в счет материального стимулирования (код 2002): нноябрь 2021 - 7 613 руб.; декабрь 2021 -201 759 руб. 91 коп.; апрель 2022 - 140 645 руб. 38 коп.; май 2022 - 29 826 руб.; июль 2022 - 56 960 руб. 96 коп.; август 2022 - 45 582 руб.; сентябрь 2022 - 46 179 руб.; октябрь 2022 - 55 037 руб. 44 коп.

Таким образом, материальное стимулирование государственных гражданских служащих осуществляется за счет денежных средств, имеющих целевой характер - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых Федеральной налоговой службой России именно на оплату труда, носят систематический характер и подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего и учету при исчислении среднего заработка.

Истица предоставила расчет, в соответствии с которым при увольнении ей выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 22 619 руб. 05 коп. считает, что задолженность ответчика по выплате компенсации за неиспользованный отпуск составляет 44 347 руб. 94 коп. ( 63 966 руб. 99 коп. -22 619 руб. 05 коп.) В соответствии с приказом о предоставлении отпуска ей предоставлялся ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 15 календарных дней с 09.09.2022 г. по 24.09.2022 г. Однако при исчислении денежного содержания на период нахождения в отпуске ответчиком не учтены суммы спорных выплат материального стимулирования. Денежное содержание на дату начала отпуска 09.09.2022 г. составило 20 720 руб. Дополнительные выплаты, включаемые в размере 1/12 за период 12 месяцев, предшествующих отпуску (с сентября 2021 года по август 2022 года) - 52 935 руб. 28 коп., в том числе: 1/12 часть от выплаченных сумм материального стимулирования (код 2002) составляет 51 032 руб. 04 коп. (612 384 руб. 50 коп./12). Согласно справке 2-НДФЛ в течение 12 месяцев, предшествующих предоставлению отпуска (с сентября 2021 года по август 2022 года), было начислено в счет материального стимулирования (код 2002): сентябрь 2021 - 73 763 руб. 25 коп., октябрь 2021 - 56 234 руб., ноябрь 2021 - 7 613 руб., декабрь 2021 - 201 759 руб. 91 коп., апрель 2022 - 140 645 руб. 38 коп., май 2022 - 29 826 руб., июль 2022 - 56 960 руб. 96 коп., август 2022 - 45 582 руб. Итого: 612 384 руб. 50 коп.;1/12 материальной помощи (код 2760) – 634 руб. 41 коп.. (7 613 руб./12); 1/12 единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (код 4800)- 1268,83 руб. (15 226 руб. /12). Таким образом, месячное денежное содержание на дату начала отпуска составляло 73 655 руб. 28 коп. (20 720 руб. + 52 935 руб. 28 коп.). Размер отпускных выплат должен составить 37 707 руб. 45 коп. (73 655 руб. 28 коп. : 29,3 * 15 дней). С учетом начисленной и выплаченной ответчиком суммы отпускных в размере 12 465 руб. 55 коп., недоплата денежного содержания на период нахождения ее в отпуске с 09.09.2022 года по 24.09.2022 года составила 25 241 руб. 45 коп. ( 37 707 руб. 45 коп. – 12 465 руб. 55 коп.) В целом задолженность составила 69 589 руб. 84 коп. (44 347 руб. 94 коп. - по выплате компенсации за неиспользованный отпуск; 25 241 руб. 90 коп. – по выплате отпускных за период с 09.09.2022 года по 24.09.2022 года.

Просит суд взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю 79 589 руб. 84 коп., из которых: сумма компенсации за неиспользованный отпуск – 44 347 руб. 94 коп.; денежное содержание на период нахождения в оплачиваемом отпуске – 25 241 руб. 90 коп.; компенсация морального вреда – 10 000 руб.

В судебное заседание истица Бондаренко Е.М. не явилась, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, уведомлен о дне и времени слушания дела надлежащим образом.

08.09.2023 года от заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю ЛТН поступил отзыв на иск Бондаренко Е.М., в котором инспекция просит отказать Бондаренко Е.М. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст.7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст.35 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

В соответствии с нормами ГПК РФ суд выносит решение с учетом представленных сторонами доказательств, которым судом дается юридическая оценка.

В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Письменные доказательства являются основными при разбирательстве дел о разделе имущества супругов.

Согласно ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с нормами ГПК РФ суд выносит решение с учетом представленных сторонами доказательств, которым судом дается юридическая оценка.

Как указано в ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Обязанность доказывания возлагается на ту сторону, которая ссылается на соответствующие обстоятельства. При недоказанности обстоятельств, на которых истец основывает свое требование, суд отказывает в удовлетворении иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд оценивает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ч. 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу ст. 21 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключение случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Согласно ст. 84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).

В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Как предусмотрено чч. 1,2 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).

В силу части 10 статьи 50 данного закона гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определен Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Согласно ч. 2 Федерального закона N 79-ФЗ при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.

Согласно п.8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 разъяснило, что в связи с обращениями отдельных федеральных органов исполнительной власти по вопросу о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7 (далее - постановление N 238-7), для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила), дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, согласно пункту 5 которого одним из полномочий Министерства финансов Российской Федерации является осуществление полномочий по обобщению практики применения законодательства Российской Федерации и проведение анализа реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. В соответствии с положениями части 3 статьи 51 приведенного Федерального закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом, выплаченное в период прохождения государственной гражданской службы материальное стимулирование входит в состав денежного довольствия и вопреки доводам ответчика должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты отпускных, компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Судом установлено, что приказом (...) от 19.09.2019 года Бондаренко Е.М. принята на работу (назначена на должность) главным государственным налоговым инспектором аналитического отдела ИФНС России по Северскому району Краснодарского края на период отсутствия основного работника.

16 февраля 2021 года (Приказ (...)) Бондаренко Е.М. переведена постоянно на должность заместителя начальника аналитического отдела ИФНС России по Северскому району Краснодарского края.

Приказом (...) от 14 июня 2021 года Бондаренко Е.М. переведена постоянно на должность начальника аналитического отдела ИФНС России по Северскому району Краснодарского края.

Приказом (...) от 23 августа 2022 года Бондаренко Е.М. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на 15 календарных дней с 09 по 23 сентября 2022 года.

09 ноября 2022 года (Приказ (...) от 07.11.2022) служебный контракт расторгнут, Бондаренко Е.М. освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации по инициативе гражданского служащего (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

24 апреля 2023 года деятельность ИФНС России по Северскому району Краснодарского края прекращена путем реорганизации в форме присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю, что подтверждается Приказом исполняющего обязанности руководителя УФНС России по Краснодарскому краю от 11.01.2023 (...), а также выпиской из ЕГРЮЛ.

Пунктом 2 Приказа от 11.01.2023 (...) установлено, что Межрайонная ИФНС № 11 по Краснодарскому краю является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности ИФНС России по Северскому району Краснодарского края.

Согласно пункту 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Таким образом, требования предъявляются к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю.

Увольнение с государственной гражданской службы истица Бондаренко Е.М. не оспаривает, на нарушение законодательства при увольнении не ссылается.

Судом достоверно установлено, что при увольнении Бондаренко Е.М. была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 22 619 руб. 05 коп.

В августе 2022 года истице производилась оплата отпуска за 15 календарных дней в сумме 12 465 руб. 55 коп.

С размером данных выплат истица Бондаренко Е.М. не согласна, ссылаясь на то, что в расчет не были включены суммы материального стимулирования и премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий. Общая сумма недоплаченных денежных средств составила 69 589 руб. 84 коп., в том числе: сумма недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск - 44 347 руб. 94 коп., отпускные за период с 09.09.2022 года по 22.09.2022 года - 25 241 руб. 90 коп.

Установлено, что истицей в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, было начислено 583 603 руб. 69 коп. в счет материального стимулирования (код 2002): ноябрь 2021 - 7 613 руб.; декабрь 2021 -201 759 руб. 91 коп.; апрель 2022 - 140 645 руб. 38 коп.; май 2022 - 29 826 руб.; июль 2022 - 56 960 руб. 96 коп.; август 2022 - 45 582 руб.; сентябрь 2022 - 46 179 руб.; октябрь 2022 - 55 037 руб. 44 коп.

В обоснование иска Бондаренко Е.М. ссылается на то, что денежное содержание за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках и компенсация за неиспользованный отпуск выплачены в меньшем размере в связи с тем, что при расчете среднего заработка не были учтены суммы разовых премий (премий за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда), а также суммы материального стимулирования, выплачиваемые ежеквартально.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству РФ поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В письме Минфина России от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.

В Письме Минтруда России от 05.05.2021 N 14-0/10/В-5300 «О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих» разъяснено, что в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами (Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562) порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения. Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, выплата средств материального стимулирования в отдельных федеральных государственных органах осуществляется в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих. Такой порядок выплаты средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по нашему мнению, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.

Материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, выплачиваемое государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, относится к дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Расчет сумм, подлежащих выплате Бондарнко Е.М., приведенный в исковом заявлении, судом проверен и признан верным.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Согласно пункту 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Размер денежного содержания на дату увольнения 09.11.2022 г. Бондаренко Е.М. составлял 21 549 руб. (код дохода в справке 2000 в справке 2-НДФЛ).

Дополнительные выплаты, включаемые в размере 1/12 за период 12 месяцев, предшествующих увольнению (с ноября 2021 года по октябрь 2022 года) - 50 536 руб. 88 коп. (634 руб. 41 коп. + 1268 руб. 83 коп. + 48 633 руб. 64 коп.), в том числе: 1/12 материальной помощи (код дохода 2760) – 634 руб. 41 коп. (7613 руб./12); 1/12 единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (код дохода 4800) – 1268 руб. 83 коп. (15 226 руб. /12);1/12 выплаченных сумм материального стимулирования (код дохода 2002) составляет 48 633 руб. 64 коп. (583 603 руб. 69 коп./12).

Установлено, что в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, Бондаренко Е.М. было начислено материальное стимулирование (код дохода 2002 в справке 2-НДФЛ) в общем размере 583 603 руб. 69 коп.

Таким образом, месячное денежное содержание истца на дату увольнения составляет 72 085 руб. 88 коп. (21 549,00 руб. + 50 536,88 руб.).

Размер компенсации за неиспользованный отпуск должен был составлять 63 966 руб. 99 коп. (72 085 руб. 88 коп. : 29,3 * 26 дней).

При увольнении истице выплачена компенсация за неиспользованный отпуск – 22 619 руб. 05 коп.

Таким образом, задолженность ответчика по выплате компенсации за неиспользованный отпуск составляет 44 347 руб. 94 коп. (63 966 руб. 99 коп. - 22 619 руб. 05 коп).

Денежное содержание Бондаренко Е.М. на дату начала отпуска 09.09.2022 г. составило 20 720 руб. (код дохода в справке 2000 в справке 2-НДФЛ).

Дополнительные выплаты, включаемые в размере 1/12 за период 12 месяцев, предшествующих отпуску (с сентября 2021 года по август 2022 года) - 52 935 руб. 28 коп., в том числе: 1/12 материальной помощи (код дохода 2760) – 634 руб. 41 коп. (7 613 руб./12); 1/12 единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (код дохода 4800) – 1268 руб. 83 коп. (15 226 руб. /12); 1/12 выплаченных сумм материального стимулирования (код дохода 2002) составляет 51 032 руб. 04 коп. (612 384 руб. 50 коп./12). В течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, истцу было начислено материальное стимулирование (код дохода 2002 в справке 2-НДФЛ) в общем размере 612 384 руб. 50 коп.

Таким образом, месячное денежное содержание Бондаренко Е.М. на дату начала отпуска составляло 73 655 руб. 28 коп. (20 720 руб. + 52 935 руб. 28 коп.).

Размер отпускных выплат составляет 37 707 руб. 45 коп. (73 655 руб. 28 коп.: 29,3 * 15 дней).

Следовательно, недоплата денежного содержания за период нахождения истца в отпуске с 09.09.2022 года по 24.09.2022 2022 года составила 25 241 руб. 90 руб. (37 707 руб. 45 коп. - 12 465 руб. 55 коп.).

В целом общая задолженность составила 69 589 руб. 84 коп. (44 347 руб. 94 коп. - по выплате компенсации за неиспользованный отпуск: 25 241 руб. 90 коп. - по выплате отпускных за период с 09.09.2022 г. по 24.09.2022 г..

На основании изложенного требования истца о взыскании с ответчика компенсации за неиспользованный отпуск в размере 44 347 рублей 94 копейки, денежное содержание на период нахождения в оплачиваемом отпуске в размере 25 241 рубль, 90 копеек обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Размер компенсации морального вреда определяется по правилам, установленным статьями 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в соответствии со статьей 237 названного Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Аналогичные критерии определения размера компенсации морального вреда содержатся и в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (в редакции от 06 февраля 2007 года).

Из содержания приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что в случае спора размер компенсации морального вреда определяется судом по указанным выше критериям вне зависимости от размера, установленного соглашением сторон, и вне зависимости от имущественного ущерба.

При недостижении соглашения между сторонами трудовых отношений спор о размере компенсации морального вреда разрешается судом на основе применения общих положений о защите нематериальных благ, предусмотренных гражданским законодательством.

Поскольку, как установлено судом, ответчик нарушил трудовые права истца, незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который подлежит возмещению.

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, степень вины ответчика по делу, степень нравственных страданий истца, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу Бондаренко Е.М. компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.

Оценив доказательства по делу в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца Бондаренко Е.М. подлежат частичному удовлетворению. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования – удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю в пользу Бондаренко Е.М. сумму компенсации за неиспользованный отпуск в размере 44 347 рублей 94 копейки, денежное содержание на период нахождения в оплачиваемом отпуске в размере 25 241 рубль, 90 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В остальной части иска –отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Славянский городской суд Краснодарского края в течение одного месяца со дня вынесения его в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме принято 15 декабря 2023 года.

Копия верна

Согласовано

Судья