Дело № 2-№/2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2019года г. Славск
Славский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Радченко И.И.,
при секретаре Кротко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Василия Михайловича к администрации МО «Славский городской округ» о возложении обязанности обеспечить подвод газопровода к жилому дому
УСТАНОВИЛ :
Иванов В.М. обратился в суд с иском к администрации МО «Славский городской округ» о возложении обязанности обеспечить подвод газопровода к жилому дому указав, что он является пенсионером и инвалидом второй группы, совместно с женой, проживает в <адрес>. Жилой дом находится в совместной собственности супругов, право собственности, титульно, зарегистрировано на его имя. Дом введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году.
Из заявления следует, что в рамках проекта газификации города Славска, Калининградской области, принадлежащий истцу индивидуальный жилой дом, состоял на кадастровом учете, в отношении него специализированной организацией должны были разрабатываться технические условия подключения к газораспределительной сети низкого давления города Славска, как самостоятельного объекта потребления. Дубликат таких технических условий запрашивался администрацией городского округа в ОАО «Калининградгазификация», о чем Иванову В.М. сообщил ответчик, в письме от ДД.ММ.ГГГГ года.
Однако, после реализации проекта газификации города, завершения строительно - монтажных работ, установлено, что домовладение истца не включено ответчиком в программу газификации города, бюджетное финансирование его газификации не предусмотрено. Ответчик предложил Иванову В.М. вариант самостоятельного, за свой счет, решения вопросов проектирования и монтажа газопровода, подключения дома к газораспределительной сети.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа газоснабжения, относится к вопросам местного значения городского округа. Реализация указанной программы газификации города Славска осуществлялась администрацией МО «Славский городской округ» на основании возложенных на неё законом публичных полномочий. Указанная выше программа подразумевает газификацию всего города, в том числе индивидуальных жилых домов, состоящих на государственном кадастровом учете, а не включение в неё объектов на усмотрение администрации МО «Славский городской округ».
Иванову В.М. стало известно, что описанная выше ситуация, связанная с не включением принадлежащего ему дома в программу газификации за счет средств бюджета, стала возможна ввиду прямого указания главы администрации округа Артюхова С.В., по причине личных неприязненных отношений к истцу.
Истец считает, что Ответчик - администрация МО «Славский городской округ» безо всяких экономических или иных обоснований, немотивированно, игнорируя его интересы и гражданские права, превратно понимая смысл осуществления публичных полномочий власти местного самоуправления, из личных амбиций ее главы, не включила дом в программу газификации города Славска. Такими дискриминирующими действиями, администрация МО «Славский городской округ» поставила Иванова В.М., инвалида второй группы, с ограниченными материальными возможностями и его семью, в неравное положение с другими жителями города, которым обеспечила доступ к системе газоснабжения и возможности получения доступного теплоносителя, бесплатно. В то же время, семья истца вынуждена, по прежнему, закупать дорогостоящее топливо, оплачивать потребление электроэнергии для отопления дома, что требует существенных финансовых затрат, не соразмерных с бюджетом семьи и доходами.
В письмах администрации МО «Славский городской округ» Иванову В.М. предлагается самостоятельно и за свой счет решать вопросы газификации жилого дома, но при этом не обосновывается по каким причинам в отношении него применен такой дискриминационный подход и его дом не включен в программу газификации города, наряду с другими объектами.
По мнению истца, такая ситуация указывает на явное нарушение его прав, носящее дискриминационный характер в сравнении с иными жителям города и обусловленное безответственным и недобросовестным отношением прежних должностных лиц органа местного самоуправления к исполнению своих обязанностей и к простым гражданам, что позволило умышленно или по небрежности не включить дом в программу газификации.
Уточняя требования, Иванов В.М. просит суд обязать администрацию МО «Славский городской округ» организовать подведение к жилому дому <адрес> газопровода в срок до ДД.ММ.ГГГГ года и профинансировать данные работы.
В судебном заседании Иванов В.М. поддержал заявленные уточненные требования в полном объеме. Дополнил, что еще до начала газификации г. Славска, его дом уже был построен, и поставлен на кадастровый учет. Но к домам, еще строящимся рядом с его домом, подвели газ, а к его дому нет. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года истец начал об этой ситуации сообщать в различные инстанции, но все письма главой администрации ФИО1 были проигнорированы, из-за того, что в то время он неоднократно судился с администрацией. Истцу администрация выдала Технические условия на проектирование и строительство распределительного газопровода низкого давления и газопровода-ввода для газоснабжения объекта газопотребления, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, срок их действий три года, но при общении с нынешним главой администрации тот заверил, что их срок они продлят. Более того, глава пояснил, что с иском согласен, но для финансирования нужно решение суда, а то, что газ не подведен к дому, виновата прежняя власть из-за личного нежелания газификации дома, принадлежащего истцу. Обещал подвести газ за счет администрации.
Понимаш А.В., представитель истца Иванова В.М., уточненные требования просил удовлетворить, по основаниям, указанным в иске. Дополнил, что подведение газопровода к жилому дому, принадлежащему истцу, относится к вопросам местного самоуправления. Изначально, при первичном проектировании, дом был включен, по заказу администрации были составлены Технические условия, но затем, из-за конфликтных отношений с прежним главой, дом был исключен из проекта. Все дома, стоящие рядом с домом Иванова газифицированы, а его дом нет. При этом Иванов неоднократно обращался в администрацию, для решения этого вопроса. Считает, что администрация не вправе была исключать принадлежащий истцу дом из проекта газификации. После подачи иска в суд, Иванов общался с главой администрации и его заместителем, и те признали, что дом необоснованно был исключен из проекта. Причиной этого они называли незаконное бездействие прежнего главы, и говорили о готовности признать исковые требования. Обратил внимание на то, что в ДД.ММ.ГГГГ году администрация выступила заказчиком для выдачи Технических условий на проектирование и строительство распределительного газопровода низкого давления и газопровода-ввода для газоснабжения объекта газопотребления на спорный дом, то есть именно по заявке ответчика они были подготовлены, но что потом произошло – не известно. Но на февраль ДД.ММ.ГГГГ года, администрация предлагает Иванову самостоятельно, за его счет, провести все работы по газификации дома, то есть сделать то, что администрация была обязана сделать ранее, при газификации города. Представить считает такие действия ответчика являются дискриминационными, поскольку истец является инвалидом второй группы, пенсионером, и при этом он вынужден, когда все вокруг пользуются газом, решать этот вопрос самостоятельно. В части требований о сроке исполнения решения суда пояснил, что срок до ДД.ММ.ГГГГ года считает достаточным, но если суд посчитает его недостаточным, то просит установить его не более шести месяцев о дня вступления решения суда в законную силу
Представитель ответчика, администрации МО «Славский городской округ» по доверенности Кириллов А.А. в судебном заседании с иском не согласился. Пояснил, что провести все работы по газификации спорного жилого дома, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года невозможно, необходимо для этого не менее двух лет, поскольку необходимо составить все проектную документацию, также учесть отсутствие финансирования на все работы, найти подрядчика и т.д.
Свидетель ФИО2 суду показал, что ранее он работал в администрации «Славского городского округа» начальником отдела строительства, и занимался напрямую вопросами газификации г. Славска. В процессе проектирования, при проверке списков было установлено, что дом Иванова и еще один дом, в проект газификации второй очереди не попали, о чем свидетель сообщил Иванову. На тот момент, было возможно внести уточнения, и получить дополнительное финансирование на газификацию этих домов. Иванов обратился в администрацию, и глава сказал свидетелю разобраться с этим вопросом. Свидетель выезжал к дому Иванова – до его дома от газопровода около 100м, и Иванов сказал, что во всем поможет. При этом от другого дома до газопровода расстояние было намного больше. ФИО3 после осмотра доложил обо всем главе администрации, и тот, в жесткой форме сказал, что вопросом газификации дома Иванова не заниматься, а заниматься газификацией второго дома. Причина такого указания свидетелю, не известна, но стороны главы администрации чувствовалось напряжение при произношении фамилии Иванова В.М. Дополнил, что на тот момент оба дома возможно было без дополнительных затрат газифицировать за счет резерва. Кроме этого, уже позднее, был сделан отвод для Кирхи г. Славска, за счет того же резерва. Считает, что активно работая, возможно, в течение 3-4 месяцев подвести газ к дому Иванова, поскольку Технические условия уже есть, расстояние от дома Иванова до газопровода не более 100 м.
Заслушав мнение сторон, пояснения свидетеля, изучив представленные документы и материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьёй 2 Конституции РФ провозглашено - Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Статьей 7 Федеральным законом от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-. и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования (Постановление от 2 апреля 2002 года N 7-П, определения от 10 апреля 2002 года N 92-0, от 6 марта 2008 года N 214-О-П и др.). Это обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти.
Закрепляя самостоятельность местного самоуправления как одну из основ его конституционно-правового статуса, Конституция Российской Федерации одновременно исходит из того, что местное самоуправление должно осуществляться в соответствии с общими принципами его организации, установление которых относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "н" части 1), а деятельность органов местного самоуправления должна носить законный характер (статья 15, часть 2). Из этих положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 1 (часть 1), 4 (часть 2), 71, 72 (часть 1) и 76 (части 1 и 2) следует, в частности, что самостоятельность местного самоуправления определяется его компетенцией, которая устанавливается на основании Конституции Российской Федерации в законе и включает в себя предметные сферы деятельности местного самоуправления и полномочия по решению вопросов местного значения. Данный вывод согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в ряде его Постановлений, в том числе от 16 октября 1997 года N 14-П и от 30 ноября 2000 года № 15-П.
К числу вопросов местного значения городского округа названный Федеральный закон относит организацию в границах городского округа газоснабжения населения (пункт 4 части 1 статьи 16).
Газоснабжение, как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве (статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации), в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению. Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере газоснабжения населения - а именно его организации, связанной с налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям, - к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Соответственно, такое правовое регулирование отвечает самой природе и конституционному назначению местного самоуправления как особой формы осуществления публичной власти на местах и как таковое не может рассматриваться как нарушающее конституционные права местного самоуправления.
Такие полномочия, как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов в сфере газоснабжения определяются в системе правового регулирования (включающей помимо Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» специальные федеральные законы, регулирующие правоотношения в этой сфере, а также бюджетное законодательство) и с учетом соответствующей компетенции иных территориальных уровней публичной власти, что следует из части 2 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по смыслу которой органы местного самоуправления городского округа не вправе в случаях, не предусмотренных федеральным законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 того же Федерального закона), как не вправе решать иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти либо, напротив, исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 года № 866 «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года» предусмотрены мероприятия по строительству газопроводов распределительных сетей в муниципальных образованиях Калининградской области.
В разделе 5 Программы предусмотрен механизм реализации Программы, в соответствии с которым, реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке с исполнителями мероприятий Программы.
Исполнители мероприятий Программы определяются на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом предложений всех заинтересованных организаций (включая некоммерческие объединения и ассоциации), направленных на решение задач Программы, реализацию комплекса ее целевых установок в экономической, финансовой, производственно-технической и социальной сферах.
В свою очередь в муниципальных образованиях Калининградской области должны быть разработаны и приняты муниципальные программы газификации соответствующих муниципальных образований на определенный период, в соответствии с которыми Администрации соответствующих муниципальных образований реализуют политику газоснабжения на территории соответствующих муниципальных образований.
Постановлением администрации МО «Славский городской округ» № № от ДД.ММ.ГГГГ года утверждена программа «Газификации населенных пунктов МО «Славский муниципальный район» на 2015-2020 г.г., в которую Постановлением № № от ДД.ММ.ГГГГ года администрацией МО «Славский городской округ» внесены изменения. /л.д.33-36/
Как следует из доводов иска, пояснений Иванова В.М. и представителя, подтверждается материалами дела, истец Иванов В.М., неоднократно, с ДД.ММ.ГГГГ года, обращался в администрацию МО «Славский муниципальный район», МО «Славский муниципальный район, Совет ветеранов по вопросу газификации жилого дома, в котором он проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>.
В сообщении администрации МО «Славский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ года, на очередное письмо Иванова В.М. указала, что подготовила и направила письмо в адрес ОАО «Калининградгазификация» о предоставлении дубликата технических условий подключения к газораспределительной сети низкого давления г. Славска объекта потребления индивидуального жилого дома, расположенного в <адрес>./л.д.10/
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года администрация, к дополнению к ранее направленному письму от ДД.ММ.ГГГГ года Иванову В.М. сообщает, что проект газификации г. Славска реализован, строительно-монтажные работы завершены, и жилой дом Иванова В.М. в данную программу не был включен. Финансирование на газификацию дома бюджетом на 2019 и плановый период 2020-2021 г.г. не предусмотрено, в связи с отсутствием лимитов финансирования, выполнить указанные мероприятия по газификации дома не представляется возможным. Разъяснено, что Иванову В.М. необходимо самому обратиться в ОАО «Калининградгазификация» с заявлением о присоединении к существующему газопроводу. /л.д.11/
Судом установлено, и не оспаривается ответчиком, что именно Администрация МО «Славский городской округ» по вопросам газификации в Славском городском округе являлась заказчиком по выполнению работ в рамках программы газификации г. Славска. Следовательно, для включения объекта в адресный инвестиционный перечень Администрация, являясь заказчиком работ, подготовила заявку с полным пакетом документов (включая разработку рабочей документации, проектно-сметной документации, государственной экспертизы проектно-сметной документации и тп.).
С учетом утвержденной, в установленном порядке проектной документации, Министерство экономического развития Российской Федерации, после проверки соответствия перечню и законодательству предоставленных от Калининградской области и муниципального образования документов, выделило средства федерального бюджета в форме субсидий на строительство указанных в перечне объектов. Министерство жилищно-коммунального хозяйства, в свою очередь, довело предусмотренное финансирование из федерального бюджета до Администрации.
Из указанного выше следует, что вопрос включения или не включения спорного жилого дома, в котором проживает и зарегистрирован истец Иванов В.М. в программу газификации муниципального образования является исключительными полномочиями Администрации. То есть, субсидия из федерального бюджета предоставлялась по информации и комплекта документов, полученных от администрации, т.е. по результатам разработанной Администрацией проектной документации. Как указано выше, и не оспаривается сторонами, спорный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в программу газификации муниципального образования, Администрацией не был включен. Данное обстоятельство также подтвердил свидетель ФИО4., который в момент подготовки этой документации, напрямую, в силу своих должностных полномочий, занимался именно этим вопросом-подготовкой необходимых документов.
На основании изложенного, с учетом полномочий, возложенных на Администрацию МО «Славский городской округ» Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», именно администрация МО «Славский городской округ» уполномочена на организацию газоснабжения в г. Славске к спорному объекту капитального строительства, по индивидуальному проекту, которая должна быть осуществлена за счет собственных средств Администрации. Следовательно, исковые требования Иванова В.М. подлежат удовлетворению. Суд также считает возможным предоставить ответчику шесть месяцев для исполнения решения суда, с момента вступления решения в силу, этот срок является разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Иванова Василия Михайловича удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Славский городской округ» организовать подведение и обеспечить финансирование на подведение газопровода к жилому дому <адрес>, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Славский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10 августа 2019 года.
Судья - /И.И.Радченко