66RS0012-01-2020-003003-23
Дело № 2а-1778/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Каменск-Уральский 28 октября 2020 года
Свердловской области
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Третьяковой О.С.,
при секретаре Томиловой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кустовой Д.А. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» о признании незаконными действий,
У С Т А Н О В И Л:
Кустова Д.А. обратилась в Синарский районный суд г. Каменска-Уральского с административным исковым заявлением к ГКУ СЗН Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» о признании незаконными действий. В обоснование иска указано, что 28.04.2020 истец через портал «Работа России» подала онлайн - заявку на регистрацию в качестве безработной (заявление о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы), документы были приняты, она была зарегистрирована в качестве безработной с назначением пособия. 11.09.2020 административный ответчик направил уведомление, согласно которого она снята с регистрационного учета в связи с указанием недостоверной информации о ее месте регистрации, истцу предложено осуществить выплату неосновательного обогащения в размере 59 912 руб. 85 коп. Полагая указанное решение незаконным, нарушающим ее права на содействие в занятости со стороны государства, истец просит признать незаконными действия ответчика в части вынесения приказа о снятии с учета от 10.09.2020, возложить обязанность восстановить ее на учете в качестве безработной с выплатой пособия.
В судебном заседании представитель административного истца Рахманов С.А., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам и основаниям. Указал о том, что Кустова Д.А. является председателем некоммерческого садоводнического товарищества «Светлый». В соответствии с п. 2.1 Устава товарищество является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членами в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства. По своей организационно-правовой форме и задачам деятельность СНТ не предполагает получение прибыли в результате своего функционирования, учредители (участники) товарищества не имеют никакой возможности получения дохода от деятельности товарищества. Главой 11 «Полномочия председателя правления товарищества» и другими положениями Устава заключение трудового договора с избранным на 2 года председателем правления и оплата его труда не предусмотрены. Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика ГКУ СЗН Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» Скурихина А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Указала о том, что Кустовой Д.А. при подаче заявления о постановке на регистрационный учет в качестве безработной были указаны недостоверные сведения, поскольку 26.08.2020 из Пенсионного фонда РФ поступила информация о факте ее трудовой деятельности в период нахождения на учете. В связи с чем учреждением было принято решение о снятии Кустовой Д.А. с учета, прекращении ей выплаты пособия. Полагает действия ГКУ СЗН Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» основанными на нормах действующего законодательства, просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Административный истец Кустова Д.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом и в срок.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее ст. 7 (ч. 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (ст. 7, ч. 2; ст.37, ч. 3; ст. 39, ч. 2).
Согласно п.1, 3 и 4 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 1 ст.3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2 указанного Закона).
Перечень оснований для прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного указан в п. 2 ст. 35 Закона о занятости, где в числе прочего, указаны случаи признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 настоящего Закона; попытка получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Аналогичные положения содержатся в п. 20 Постановления Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (вместе с «Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», «Правилами регистрации безработных граждан»), п. 16 Приказа Минтруда России от 29.06.2012 № 10н «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».
Как установлено из материалов дела и следует из объяснений участников процесса, Кустова Д.А. 28.04.2020 через портал «Работа России» подала онлайн заявку на регистрацию в качестве безработной в ГКУ СЗН Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» (заявление о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы).
01.05.2020 в соответствии с приказом ГКУ СЗН Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» № 129Д223/2018 Кустова Д.А. зарегистрирована в качестве безработного с назначением пособия по безработице с 28.04.2020.
28.07.2020 в ГКУ СЗН Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» поступили сведения из ПФР о периодах трудовой деятельности у Кустовой Д.А. за период с апреля по июнь 2020 года.
26.08.2020 в ГКУ СЗН Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» поступили сведения из ПФР о периодах трудовой деятельности у Кустовой Д.А. с апреля по июль 2020 года.
10.09.2020 ГКУ СЗН Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» принято решение о снятии Кустову Д.А. с учета и прекращении выплаты пособия.
08.04.2020 постановлением Правительства Российской Федерации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы утверждены Временные правила регистрации граждан (далее Правила) в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Согласно данных Правил, в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации. Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
При этом от заявителя не требуется собирать и прикладывать копии документов, в том числе трудовой книжки, справки о среднемесячном заработке за последние 3 месяца, приказа об увольнении от предыдущего работодателя. Все необходимые сведения и достоверность указанных в заявлении данных должен проверить центр занятости путем межведомственного взаимодействия.
Из материалов дела следует, что на момент обращения с заявлением по средствам сети Интернет через сайт «Работа в России» Кустова Д.А. являлась председателем СНТ «Светлый».
В соответствии с со ст. 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).
В силу ст. 2 Закона занятыми считаются граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.
В частности, лица, работающие по трудовому договору, будучи экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении, подлежат социальной защите при наступлении безработицы, а граждане, осуществляющие индивидуально или совместно с другими лицами путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства самостоятельную экономическую деятельность, направленную на получение прибыли от использования своих способностей и имущества в процессе организации и управления производством, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, гарантий социальной защиты на случай отсутствия у них дохода в связи с безработицей не приобретают.
Возможность признания гражданина занятым и, следовательно, не нуждающимся в социальной защите в связи с безработицей обусловлена самостоятельным осуществлением им экономической деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно материалам дела, Кустова Д.А. является председателем некоммерческого садоводнического товарищества «Светлый». В соответствии с п. 2.1 Устава товарищество является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членами в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства. По своей организационно-правовой форме и задачам деятельность СНТ не предполагает получение прибыли в результате своего функционирования, учредители (участники) товарищества не имеют никакой возможности получения дохода от деятельности товарищества. Главой 11 «Полномочия председателя правления товарищества» и другими положениями Устава заключение трудового договора с избранным на 2 года председателем правления и оплата его труда не предусмотрены.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе путем создания некоммерческой организации. Создавая некоммерческую организацию как юридическое лицо, не имеющее целью извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками (п. 1 и 3 ст.50 ГК Российской Федерации), граждане, как правило, не ставят своей задачей ни реализацию конституционного права на свободное распоряжение своими способностями к труду, ни получение доходов от деятельности этой некоммерческой организации.
Разновидностью некоммерческих организаций является садоводческое некоммерческое товарищество, которое создается гражданами для решения общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.
Таким образом, члены (учредители, участники, председатель) садоводнического товарищества не обладают имущественными правами в отношении данной некоммерческой организации и не осуществляют экономическую деятельность посредством участия в юридическом лице, целью которой является получение регулярного дохода. Соответственно, по смыслу п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», определяющего занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход, председатель СНТ не может рассматриваться как лицо, имеющее работу и заработок (трудовой доход).
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляющий в рамках своих дискреционных полномочий регулирование и защиту того или иного права, не освобождается от обязанности соблюдать при определении круга лиц, которым соответствующее право предоставляется, конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые, помимо прочего, требуют для субъектов права при равных условиях равного положения, означают запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, и допускают возможность различий, только если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 24 мая 2001 года № 8-П, от 3 июня 2004 года № 11-П, от 5 апреля 2007 года № 5-П, от 10 ноября 2009 года № 17-П, от 3 февраля 2010 года № 3-П, от 20 декабря 2010 года № 21-П).
Абзац десятый ст. 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», как следует из его содержания, устанавливает закрытый перечень некоммерческих организаций, учредители (участники) которых не считаются занятыми, а именно: общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Соответственно, по буквальному смыслу данного законоположения, председатель СНТ не относятся к лицам, составляющим категорию «занятые граждане».
Относительно представленных по запросу суда сведений из УПФ РФ о трудоустройстве Кустовой Д.А., суд отмечает следующее.
Сведения о факте работы застрахованного лица (форма СЗВ-М) представляют в органы ПФР при отсутствии трудового договора и выплат в отношении председателя садоводческого некоммерческого товарищества.
Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме СЗВ-М.
Согласно ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В дачных товариществах, гаражных кооперативах, товариществах собственников жилья председателя выбирают из числа членов организации. По нормам Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если это избрание предполагает выполнение работником определенной трудовой функции (ст. 17 Трудового кодекса Российской Федерации).
Поскольку на председателя правления дачного (садоводческого) некоммерческого товарищества возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, такая деятельность относится к трудовой деятельности физического лица (Письмо Минфина России от 06.02.2018 N 03-15-05/6944).
Кроме того, в п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» нет условия о том, что сведения по форме СЗВ-М подаются только при наличии выплат в пользу застрахованных лиц.
Отсутствие трудового договора и выплат в таком случае роли не играет, важны фактические трудовые отношения (Постановления Арбитражного Суда Центрального округа от 18.04.2019 по делу № А14-1839/2018, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.04.2020 N Ф04-689/2020 по делу № А45-36196/2019). Это следует из Письма Минтруда России от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846.
Следовательно, СЗВ-М предоставляется и при отсутствии трудового договора и выплат в отношении председателя садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества.
На основании изложенного, суд полагает заявленные исковые требования Кустовой Д.А. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Кустовой Д.А. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» о признании незаконными действий удовлетворить.
Признать незаконным приказ начальника Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» № 254 Д423/2018 от 10.09.2020 о снятии Кустовой Д.А. с учета.
Признать незаконным приказ начальника Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» № 254 П22/2018 от 10.09.2020 о прекращении Кустовой Д.А. выплаты пособия по безработице.
Обязать Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» возобновить выплату пособия по безработице Кустовой Д.А. с 28.04.2020.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде, путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд.
Судья О.С.Третьякова
Решение в окончательной форме изготовлено 12.11.2020.