НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сибайского городского суда (Республика Башкортостан) от 11.01.2019 № 2-1193/18

№ 2-24/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сибай 11 января 2019 года

Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Чернова В.С.,

при секретаре судебного заседания Юнусовой Ю.А.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сибай Республики Башкортостан о перерасчете размера пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сибай Республики Башкортостан о перерасчете размера пенсии. В обоснование иска указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление ответчику о перерасчете назначенной пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по нормам действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ законодательства, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, письма Минздравсоцразвития РФ от 04.06.2004 года № МЗ-637 и постановления Минтруда РФ от 17.10.2003 года № 70. Решением ГУ – УПФ РФ в г. Сибай РБ от ДД.ММ.ГГГГ, на основании п. 1 ч. 2 ст. 18 Закона № 400-ФЗ, в перерасчете страховой пенсии по старости ей отказано. С отказом ответчика она не согласна. Согласно сделанного истцом расчета, трудовой стаж с учетом положений ФЗ № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (ст. 91) составляет 22 года 3 мес. 29 дней, что увеличивает стажевый коэффициент с 0,55 до 0,57, в связи этим начисленная пенсия должна быть больше.

В сделанном истцом расчете пенсии, при оценке пенсионных прав на ДД.ММ.ГГГГ год были применены: статьи 7, 16, 17, 18, 91 Федерального закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», статей 4, 5 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 27.05.2000) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ № 91 от 8 февраля 2002 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2001 г.». Расчет, сделанный, с применением перечисленных правовых норм, оказался наиболее выгоден для истца. ГУ УПФ РФ в г. Сибай по Республике Башкортостан в своем расчете от ДД.ММ.ГГГГ, при оценке пенсионных прав на ДД.ММ.ГГГГ год, применяет Закон № 173-ФЗ п. 3 статьи 30, который имеет ограничения в расчетах пенсии: отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитываются в размере не свыше 1.2, не учитываются периоды обучения и который значительно уменьшает пенсию истца по сравнению с расчетом, сделанным истцом, по Федеральному закону от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» с применением статьи 5 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 27.05.2000) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ № 91 от 8 февраля 2002 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2001 г.»

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» п. 4 ст. 30 предусматривает еще один вариант расчета страховой пенсии в котором расчет пенсии, при оценке пенсионных прав приобретенных до ДД.ММ.ГГГГ, производится без применения индивидуального коэффициента 1,2 и включаются периоды обучения. Но пенсия ограничивается величиной равной 555,96 руб., т.к. минимальный размер пенсии берется равным минимальному размеру труда 185,32 руб. в тройном размере.

Таким образом, расчеты пенсии согласно п. 3 и п. 4 статьи 30 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» истцу не выгодны по сравнению с расчетом пенсии по нормам действовавшего до 31 декабря 2001 г. законодательства.

В своем расчете истец рассчитывает страховую пенсию без применения индивидуального коэффициента 1,2. согласно ст. 16 Федерального закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».

Статья 7 Федерального закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 21.07.1997 N 113-ФЗ) гласит, что в тех случаях, когда размер пенсии, исчисленный в соответствии с настоящей статьей, не достигает размера, предусмотренного другими нормами Закона, пенсионер вправе выбрать исчисление пенсии без применения индивидуального коэффициента.

В Постановлении Минтруда РФ от 17.10.2003 N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (вместе с Разъяснением Минтруда РФ от 17.10.2003 N 4) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.11.2003 N 5284) п. 2 сказано: «При оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 Закона от 17 декабря 2001 г. расчетный размер трудовой пенсии по его желанию может быть исчислен исходя из предусмотренного законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона от 17 декабря 2001 г., размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального коэффициента пенсионера (включая правила подсчета общего трудового стажа, специального трудового стажа и среднемесячного заработка пенсионера) и определяемого с учетом продолжительности общего трудового стажа этого лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и его среднемесячного заработка за 2000 - 2001 гг.»

В Письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 июня 2004 г. N МЗ-637 "О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2- П" сообщается следующее: «С учетом изложенного, при определении права на трудовую пенсию, исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на ДД.ММ.ГГГГ правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

При оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал трудовой стаж может быть определен как в льготном порядке, так и календарно.

В случае определения расчетного размера трудовой пенсии по нормам, действовавшим для исчисления пенсии без применения индивидуального коэффициента пенсионера, исчисление трудового стажа производится в льготном порядке».

То есть, согласно этих нормативных актов и Постановлений Конституционных судов, указанных в этих актах, истец имеет полное право на перерасчет пенсии без применения индивидуального коэффициента пенсионера с исчислением трудового стажа в льготном порядке, что увеличивает размер ее пенсии.

В своем расчете страховой пенсии истец применяет величину прожиточного минимума пенсионера при определении минимального размера пенсии указанного в ст. 17 Федерального закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», т.к. статья 18 указанного закона ограничивает страховую пенсию тремя минимальными размерами пенсии.

Изначально, часть 1 статьи 17 Федерального закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» звучала так: «Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, который определяется ежегодно Верховным Советом РСФСР».

С 1992 года часть 1 статьи 17 Федерального закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» была изложена в новой редакции, согласно которой минимальный размер пенсии устанавливался на уровне минимального размера оплаты труда (Закон № 2294-1 от 06 февраля 1992 года) и затем Закон № 2 - ФЗ от 05 мая 1994 года внес корректировку в изложенную норму и уточнил, что минимальный размер пенсии устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. Это означает, что с 1992 года по 1994 год минимальный размер пенсии был равен минимальному размеру оплаты труда, а с 1994 года он не должен был быть ниже минимального размера оплаты труда, но мог быть выше и равняться величине прожиточного минимума пенсионера.

И, наконец, Закон № 122 от 07 августа 2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» внес окончательную редакцию, определяющую, что минимальный размер пенсии устанавливается не ниже размера установленного федеральным законом, полностью убрав из статьи понятие «минимальный размер оплаты труда». А также установил, что минимальные размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации устанавливаются ежегодно федеральным законом (федеральными законами) исходя из величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Единственный Федеральный закон, регулирующий минимальный размер пенсии, в то время был Закон № 134 ФЗ « О прожиточном минимуме в РФ» от 24.10.1997 года, статья 5 п. 1 гласит: «Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат».

Указ Президента РФ от 14.06.1997 N 573 "О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров» установил, что начиная с 1 января 1998 года минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной компенсационной выплаты, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не может быть менее 80 процентов прожиточного минимума пенсионера, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, согласно статьи 17 Закона 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 (в ред. от 07.08.2000 N 122-ФЗ), Указа Президента РФ от 14.06.1997 N 573 "О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров» и Закона № 134 ФЗ « О прожиточном минимуме в РФ» от 24.10.1997 года, статья 5 п. 1, величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления минимального размера пенсии по старости.

В Постановлении Правительства РФ № 91 от 8 февраля 2002 величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2001 г. для пенсионеров устанавливается в размере 1197 рублей.

При определении среднего заработка, при расчете пенсии, заработок подлежит индексации согласно п. 4 ст. 103 Федерального закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»: «Порядок увеличения заработка в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда устанавливается Законом». Такой порядок впервые был введен ст. 7 Закона РФ N 2654-1 от 3 апреля 1992 г. "О досрочном введении в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

С ДД.ММ.ГГГГ пенсии исчисляются как с применением, так и без применения индивидуального коэффициента пенсионера согласно ст. 7 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР": «Увеличение пенсий, исчисленных по нормам Закона без применения индивидуального коэффициента, производится в сроки, предусмотренные пунктом "в" настоящей статьи, путем индексации в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране».

Поскольку индивидуальный коэффициент определяется соотношением индивидуального заработка, взятого за 24 или 60 месяцев (по желанию обращающегося за пенсией), со средней заработной платой в стране за те же периоды, необходимость в индексации заработка для исчисления пенсии отпадает. Такая необходимость сохраняется при исчислении пенсии без применения индивидуального коэффициента. При назначении и перерасчете пенсии без применения индивидуального коэффициента заработок за прошлое время индексируется сначала по правилам, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, а затем в зависимости от роста индекса повышения среднемесячной заработной платы в стране.

По информации взятых из различных правовых источников коэффициенты роста заработной платы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составили: для заработка, полученного в 1971 году и ранее-3,41; в 1972 г.-3,35; в 1973-3,25; в 1974-3,16; в 1975-3,07; в 1976-2,98; в 1977 - 2,88; в 1978 - 2,79; в 1979 - 2,70; в 1980 - 2,60; в 1981 - 2,52; в 1982 - 2,42; в 1983 - 2,33; в 1984 - 2,24; в 1985 - 2,14; в 1986 - 2,05; в 1987 - 1,96; в 1988 - 1,87; в 1989 - 1.78; в 1990 - 1,69; в 1991 - 1,32; в 1992 - 0,12; в январе 1993 - 0,07; с февраля по апрель 1993 г. - 0,04; с мая по июль 1993 г. - 0,02; с августа по декабрь 1993 г. - 0,01; с января по апрель 1994 г. - 0,01; с мая по июль 1994 г. - 0,007; с августа по октябрь 1994 г. - 0,005; с ноября 1994 г. по апрель 1995 г. - 0,004; в мае 1995 г. - 0,003; с июня по июль 1995 г. - 0,002; с августа по октябрь 1995 г. -0,0025; с ноября 1995 по апрель 1996 г. - 0,0022; с мая 1996 г. по сент. 1997 г. - 0,002; с октября по ноябрь 1997 г. - 0,0017; с января 1998 по апрель 1999 г. - 1,65; с мая по октябрь 1999 г. -1,48; с ноября 1999 г. по январь 2000 г. - 1,28; с февраля по апрель 2000 г. - 1,07; с мая по ноябрь - 1,10; с ноября 2000 г. по ДД.ММ.ГГГГ - 1,00. С ДД.ММ.ГГГГ очередной индекс составил также 1,1, что привело к увеличению всех приведенных выше коэффициентов на 10%, в том числе и заработка до ДД.ММ.ГГГГ

В своем расчёте истец не применила индексацию заработка, т.к. не располагает информацией о заработной плате за 2000-2001 года. И если проиндексировать ее заработок за 2000-2001 года для расчета, то средний заработок увеличится, что приведет к увеличению ее пенсии.

Исходя из вышесказанного, истец имеет полное право расчет страховой пенсии по старости произвести в соответствии: со статьями 12-14, 15 Федерального закона от 28.12.2013 №400-Ф3 «О страховых пенсиях», со статьями 14, 29, ст. 30 (кроме п.п. 3, 4,), 32 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», со статьями 7, 16, 17, 18, 90-94, 102, 103 Федерального закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», со статьями 4, 5 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 27.05.2000) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», с Постановлением Правительства РФ № 91 от 8 февраля 2002. «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2001 г.», со статьей 7 Закона РФ от 03.04.1992 N 2654-1 (ред. от 21.04.1992, с изм. от 03.07.1992) «О досрочном введении в действие Закона РСФСР» «О государственных пенсиях в РСФСР» с Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 июня 1 996 года N 06-1 2/4408-ИН «О сводной таблице коэффициентов для исчисления заработка, минимальных и максимальных пенсий».

На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством РФ; просит суд признать решение ГУ УПФ РФ в г. Сибай по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости незаконным. Обязать ГУ УПФ РФ в г. Сибай по Республике Башкортостан пересчитать ей назначенную пенсию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при оценке пенсионных прав приобретенных до ДД.ММ.ГГГГ по нормам действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ законодательства. Обязать ГУ УПФ РФ в г. Сибай по Республике Башкортостан включить в стаж периоды моей учебы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно статьи 91 Федерального закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и считать ее стаж за период до ДД.ММ.ГГГГ 22 года 3 мес. 29 дней. Обязать ГУ УПФ РФ в г. Сибай по Республике Башкортостан пересчитать страховую пенсию истцам по старости, без применения индивидуального пенсионного коэффициента 1,2 согласно статей 7, 16 Федерального закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». Обязать ГУ УПФ РФ в г. Сибай по Республике Башкортостан пересчитать страховую пенсию истца по старости согласно требований ст. 17 и 18 Федерального закона № 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 07.08.2000 N 122-ФЗ), Закона № 134 ФЗ « О прожиточном минимуме в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, статья 5 п. 1 за период до 2002 года, при этом применить для расчета прожиточный минимум пенсионера на 2001 год - 1197 (одна тысяча сто девяносто семь) рублей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 91. Обязать ГУ УПФ РФ в г. Сибай по Республике Башкортостан проиндексировать заработок истца за 2000-2001 года для расчета страховой пенсии по старости согласно п. 4 ст. 103 Федерального закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к производству суда принято заявление истца в порядке ст. 39 ГПК РФ, согласно которому истец просит:

- признать решение ГУ - УПФ РФ в г. Сибай по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости незаконным,

- обязать ГУ УПФ РФ в г. Сибай по Республике Башкортостан пересчитать истцу назначенную пенсию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при оценке пенсионных прав приобретенных до ДД.ММ.ГГГГ по нормам действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ законодательства в соответствии: со статьями 12-14, 15 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», со статьями 14, 29, ст. 30 (кроме п.п. 3, 4,), 32 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», со статьями 7, 16, 17, 18, 90-94, 102, 103 Федерального закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», со статьями 4, 5 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 27.05.2000) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», с Постановлением Правительства РФ № 91 от 8 февраля 2002. «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2001 г.»,

- обязать ГУ - УПФ РФ в г. Сибай по Республике Башкортостан включить в стаж периоды учебы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно статьи 91 Федерального закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и считать ее стаж за период до ДД.ММ.ГГГГ 22 года 3 мес. 29 дней,

- обязать ГУ - УПФ РФ в г. Сибай по Республике Башкортостан пересчитать страховую пенсию по старости, без применения индивидуального пенсионного коэффициента 1,2 согласно статей 16, 17 и 18 Федерального закона № 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Закона № 134 ФЗ « О прожиточном минимуме в РФ» от 24.10.1997 года, статья 5 п. 1 за период до 2002 года, при этом применить для расчета прожиточный минимум пенсионера на 2001 год - 1197 (одна тысяча сто девяносто семь) рублей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 91 и считать расчетный размер трудовой пенсии РП равный 1619,14 рублей при среднем заработке застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования- 2840,60 руб., РП=2840,60 х 57%=1619,14 руб.,

- взыскать с ГУ УПФ РФ в г. Сибай по Республике Башкортостан в пользу истца
за услуги представителя 11 000 рублей.

В последующем истцом вновь уточнены исковые требования, согласно которых истец просит:

- признать решение ГУ - УПФ РФ в г. Сибай по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости незаконным,

- обязать ГУ УПФ РФ в г. Сибай по Республике Башкортостан пересчитать истцу назначенную пенсию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при оценке пенсионных прав приобретенных до ДД.ММ.ГГГГ по нормам действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ законодательства в соответствии: со статьями 12-14, 15 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», со статьями 14, 29, ст. 30 (кроме п.п. 3, 4,), 32 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», со статьями 7, 16, 17, 18, 90-94, 102, 103 Федерального закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», со статьями 4, 5 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 27.05.2000) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», с Постановлением Правительства РФ № 91 от 8 февраля 2002. «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2001 г.»,

- обязать ГУ - УПФ РФ в г. Сибай по Республике Башкортостан включить в стаж периоды учебы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно статьи 91 Федерального закона от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и считать ее стаж за период до ДД.ММ.ГГГГ 23 года 5 месяцев 27 дней, СК – стажевый коэффициент равным 0,58),

- обязать ГУ - УПФ РФ в г. Сибай по Республике Башкортостан пересчитать страховую пенсию по старости, без применения индивидуального пенсионного коэффициента 1,2 согласно статей 16, 17 и 18 Федерального закона № 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Закона № 134 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» от 24.10.1997 года, статья 5 п. 1 за период до 2002 года, при этом применить для расчета минимальный размер пенсии равный прожиточному минимуму пенсионера на 2001 год - 1197 (одна тысяча сто девяносто семь) рублей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 91, или 957,6 руб. – 80% от прожиточного уровня согласно Указа Президента РФ от 14.06.1997 № 573, или 660 руб. согласно Указа Президента РФ от 12.07.2001 № 833, и считать размер трудовой пенсии РП равным 1 647,548 руб. при среднем заработке застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования – 2 840,60 руб.

РП = 2 840,60 х 58% = 1 647,548 руб.

- взыскать с ГУ УПФ РФ в г. Сибай по Республике Башкортостан в пользу истца
за услуги представителя 11 000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО2, допущенный на основании устного заявления доверителя, внесенного в протокол судебного заседания, уточненные исковые требования поддержали в полном объёме, просили иск удовлетворить по доводам искового заявления.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сибай Республики Башкортостан ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска по доводам возражения, приобщенного к материалам дела.

Выслушав истца, представителей истца и ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 2122-1 (ред. от 05.08.2000) "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)", Пенсионный фонд наделен полномочиями по обеспечению конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, в том числе назначение и выплата пенсий, и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и произвольному увеличению не подлежат.

В соответствии с п. 10 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по нормам Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в зависимости от имеющегося у заявителя трудового стажа и заработка, учтенных до ДД.ММ.ГГГГ, и суммы страховых взносов за работу с ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ данный Федеральный закон применяется в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых взносах».

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Управление Пенсионного фонда г. Сибай с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (заявление от ДД.ММ.ГГГГ).

Решением ГУ – УПФР в г. Сибай РБ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 330,86 руб. С учетом последующих корректировок размера пенсии и перерасчета по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составляет 11 816,65 руб.

Решением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. Причина отказа: отсутствие основания для перерасчета пенсии. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится при увеличении величины индивидуального пенсионного коэффициента. Согласно п. 10 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, определяется из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по нормам Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в зависимости от имеющегося у заявителя трудового стажа и заработка, учтенных до ДД.ММ.ГГГГ, и суммы страховых взносов за работу с ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что заявителем другие документы о стаже работы до ДД.ММ.ГГГГ, не учтенные для перерасчета страховой пенсии, дополнительно не представлены, оснований для перерасчета страховой пенсии по старости в соответствии с действующим законодательством не имеется.

Поводом для обращения в суд с вышеуказанными требованиями послужили те обстоятельства, что, по мнению истца, пенсионным органом при назначении трудовой пенсии неправомерно в стаж не включены периоды ее учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Просит пересчитать страховую пенсию по старости без применения индивидуального пенсионного коэффициента.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ правоотношения, связанные с установлением трудовых пенсий в Российской Федерации регулировались ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Подсчет общего трудового стажа для осуществления оценки пенсионных прав застрахованных лиц мог быть произведен:

- в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, а именно: в общий трудовой стаж включаются периоды работы и иной деятельности в календарном порядке. При этом, например, в указанный стаж не включаются периоды учебы, военная служба по призыву учитывается календарно.

- в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, а именно: в общий трудовой стаж включаются все периоды работы и иной деятельности, предусмотренные законодательством, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, например, засчитываются в стаж периоды учебы, а военная служба по призыву учитывается в льготном исчислении.

Согласно п. ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Судом установлено, что размер пенсии ФИО1 исчислен в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, как наиболее выгодный вариант, что подтверждается расчетами пенсии по нормам: 1) Закона РСФСР от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР»; 2) по п. 4 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ; 3) по п. 3 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно п. 8 ст. 13 данного закона, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Представитель ответчика в ходе рассмотрения дела пояснила, что размер пенсии ФИО1 исчислен по наиболее выгодному варианту по п. 3 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, а именно: в общий трудовой стаж включаются периоды работы и иной деятельности в календарном порядке. При этом, например, в указанный стаж не включаются периоды учебы, военная служба по призыву учитывается календарно.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ от 08.12.2004 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2004 года" Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГ, устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В соответствии со ст. 31 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно ст. 10 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 11 Закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень этих периодов является исчерпывающим. Согласно данной правовой норме период обучения в учебном заведении в этот стаж не засчитывается. Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу указанного Закона, его ст. 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

При этом в п. 4 данной правовой нормы установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды. В данный перечень период обучения в учебном заведении не включен.

Таким образом, правовая норма, содержащаяся в п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после ДД.ММ.ГГГГ до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Иных оснований для перерасчета размера пенсии застрахованных лиц не имеется.

Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для зачета в страховой стаж периода обучения истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" государственные пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с настоящим Законом. Изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон. Согласно ст. 17 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже размера, установленного федеральным законом.

Указ Президента РФ от 14.06.1997 года № 573 не вносит изменения в Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" по порядку исчисления минимального размера пенсии по старости, а лишь дает поручение Правительству Российской Федерации при подготовке проектов федеральных законов о федеральном бюджете на 1998 год и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1998 год предусмотреть средства, необходимые для обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ соотношения минимального размера пенсии по старости с учетом компенсационной выплаты и прожиточного минимума пенсионера, предусмотренного пунктом 1 настоящего Указа.

Руководствуясь приведенными нормами законодательства и принимая во внимание установленные на основании имеющихся в деле доказательств обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку ответчиком выбран наиболее выгодный вариант расчёта пенсии, который учитывает все имеющиеся преимущества согласно нормам законодательства, подлежащего применению.

В силу ст. 12 ГК РФ в судебном порядке осуществляется защита нарушенных либо оспоренных гражданских прав.

На настоящий момент отсутствует нарушение прав истца ФИО1 на перерасчет пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сибай Республики Башкортостан о перерасчете размера пенсии, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сибайский городской суд Республики Башкортостан.

Председательствующий: В.С. Чернов