НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шушенского районного суда (Красноярский край) от 30.11.2021 № 2А-792/2021

Дело № 2а-792/2021

УИД: 24RS0059-01-2020-001451-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2021 года п. Шушенское

Судья Шушенского районного суда Красноярского края Кононов Сергей Сергеевич, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю к Кузьмину Олегу Викторовичу о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 10 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кузьмину О.В., ссылаясь на то, что ответчик является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц. Налогоплательщику исчислены налоги за 2018 год по сроку уплаты 02.12.2019: транспортный налог в размере 375 рублей (из налоговой ставки 12,50 руб.); налог на имущество физических лиц – на квартиру с кадастровым по адресу: <адрес> в размере 1.039 руб. (из налоговой ставки 0,28%). Согласно справке о доходах физических лиц за 2018 год налоговым агентом ПАО «СОВКОМБАНК» при выплате дохода Кузьмину О.В. не был удержан налог на доходы физических лиц в сумме 11078,00 руб. В связи с чем, исчислен налог на доходы физических лиц за 2018 год по сроку 02.12.2019 в размере 11 078 руб. (13% от суммы 85 218,34 руб.). На основании указанных данных, в адрес плательщика направлено налоговое уведомление № 1081890 по почте заказным письмом, в котором были исчислены налоги за 2018 год. В установленный законодательством срок недоимка по вышеуказанным налогам, налогоплательщиком не уплачена. За несвоевременную уплату вышеуказанных сумм налогов в установленный срок в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за периоды с 03.12.2019 по 15.12.2019, с 16.12.2019 по 29.01.2020: по транспортному налогу на общую сумму 4,58 руб.; по налогу на имущество физических лиц на общую сумму 12,67 руб.; по налогу на доходы физических лиц на общую сумму 135,06 руб.. В адрес плательщика направлено требование № 5580 от 30.01.2020 со сроком исполнения 31.03.2020. До настоящего времени суммы задолженности по налогам и пени не уплачены. 27.05.2020 мировым судьей судебного участка № 133 в Шушенском районе Красноярского края был выдан судебный приказ на взыскание с Кузьмина О.В. недоимки по налогам и пени, который 04.06.2020 года был отменен.

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 10 просит суд взыскать с Кузьмина О.В.: транспортный налог с физических лиц за 2018 год в размере 375 руб.; пени по транспортному налогу в размере 4,58 руб. за период с 03.12.2019 по 29.01.2020; налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1039 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц в размере 12,67 руб. за период с 03.12.2019 по 29.01.2020; налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 11078 руб.; пени за период с 03.12.2019 по 29.01.2020 в размере 135,06 руб.

В возражении на административный иск, Кузьмин О.В. указал, что из административного иска невозможно установить объекты налогообложения, т.е. невозможно проверить законность начисления налогов. Предполагает, что транспортный налог начислен на объект налогообложения – моторная лодка. Но эту моторную лодку Обь-3 в 2008 году он продал З., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (адресу: <адрес>), который с 2008 года платил за нее транспортный налог. Предполагает, что налог на доходы физических лиц, указанный в иске, начислен ему по имевшемуся ранее у него кредиту в ПАО «Совкомбанк». Административным истцом не изложены конкретные основания для такого начисления, что недопустимо законом. Но решением Шушенского районного суда от 03.07.2018 по делу № 2-697/2018 судом было признано, что в основной части исковых требований по начислениям по кредиту ПАО «Совкомбанк» пропустил установленный законом срок исковой давности и в основной части в удовлетворении иска отказано. Начисление ему налога в данному случае является незаконным, начислять такой налог не имелось законных оснований, а банк не имел права и обязанности подавать в налоговый орган соответствующую информацию о получении им некоего дохода.

В дополнении к возражениям, также указав, что против иска в части взыскания с него налога на доходы физических лиц ввиду того, что та сумма денежных средств, на которую налоговым органом ему начислен подоходный налог была признана судом исковым требованием с истекшим трехлетним сроком исковой давности. И именно в силу этого, а также в силу положений Налогового кодекса РФ, устанавливающих соответствующий срок для начисления и уплаты такого налога, такой налог ему не имели право начислять, поскольку срок исковой давности для предъявления ему требований со стороны государства в лице налогового органа также истек. То есть заявляет о пропуске административным истцом срока исковой давности и на этом основании просит в удовлетворении иска в данной части отказать.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались судом о времени и месте рассмотрения дела.

В силу ч. 7 ст. 150 и ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.

Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ (здесь и далее в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Статьей 356 НК РФ закреплено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 357 НК РФ).

Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676 «О транспортном налоге» на территории Красноярского края вводится транспортный налог.

По правилам п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п.п. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическим лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 ст. 363 НК РФ).

В силу абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами с 1 января 2016 года в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, в том числе квартира, комната, гараж (ст. 401 НК РФ).

Статьей 408 НК РФ установлено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 409 Налогового кодекса РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3).

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 4).

В соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).

В судебном заседании установлено, что по учетным данным налогоплательщика, Кузьмин Олег Викторович ИНН , является собственником:

- транспортных средств: с 19.03.2020г. ВАЗ 21214, государственный регистрационный знак , 2003 года выпуска; с 07.08.2000г. моторной лодки, государственный регистрационный знак , марка отсутствует, модель РК02-07В, 1990 года выпуска; с 14.09.2019г. ВАЗ 2121, государственный регистрационный знак , 1990 года выпуска;

- недвижимого имущества: с 06.10.1992г. земельного участка с кадастровым , по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м.; с 07.06.2013 земельного участка с кадастровым , площадью 609 кв.м. и квартиры с кадастровым , площадью 53,30 кв.м., по адресу: <адрес>.

Представленными материалами дела подтверждено, что в адрес Кузьмина О.В. было направлено 12.07.19 налоговое уведомление № 1081890 от 27.06.2019 об уплате налогов за 2018 год в срок не позднее 02.12.2019 в общем размере 13 194 руб., из которых: транспортный налог (по РК0207В, налоговая база – 30 л.с., налоговая ставка 12,50 руб.) в размере 375 руб.; земельный налог (по земельным участкам с кадастровыми номерами 24:42:2425004:514 и 24:42:2402005:267) в общем размере 702 руб.; налог на имущество физических лиц (по квартире с кадастровым номером 24:42:0000000:3447) в размере 1 039 руб.; налог на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом ПАО «Совкомбанк», в размере 11 078 руб. (сумма дохода 85 218,34 руб., код дохода 4800, налоговая ставка 13%).

По утверждению Кузьмина О.В., в 2008 году моторная лодка Обь-3 была продана З., который с 2008 года платил за нее транспортный налог.

На судебный запрос, начальником Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Красноярскому краю предоставлена информация, что за Кузьминым Олегом Викторовичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 04.08.2000 по настоящее время зарегистрирована моторная лодка «Обь 3» (заводской номер отсутствует), 1990 с двигателем «Вихрь» мощностью 30 л.с., заводской , регистрационный номер . Сведения о перерегистрации Кузьминым О.В. моторной лодки «Обь 3» без заводского номера на имя З. в личном деле отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Лодки относятся к небольшим (маломерным) судам, длина которых не должна превышать 20 м и общее количество людей на которых не должно превышать 12. В свою очередь, моторные лодки - это лодки, движимые при помощи мотора (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ; п. 3 ст. 7 КТМ РФ; п. 04.02.05, пп. «в» п. 04.02.05.05 Справочника, утв. Приказом Минсельхоза России от 15.06.2015 № 247).

По общему правилу маломерные суда подлежат государственной регистрации в реестре маломерных судов. Исключение составляют суда массой до 200 кг включительно и с мощностью двигателя до 8 кВт включительно. Регистрация используемых в некоммерческих целях маломерных судов осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России (п. п. 1, 1.1 ст. 16, п. 2 ст. 17 КВВТ РФ; пп. 2 п. 1, п. 1.1 ст. 33, п. 2 ст. 35 КТМ РФ; п. 3 Постановления Правительства РФ от 18.09.2013 № 820; пп. 4, 6 п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835; п. 2 Правил, утв. Приказом МЧС России от 24.06.2016 № 340; п. 11 Административного регламента, утв. Приказом МЧС России от 24.06.2016 № 339).

Однако, административный ответчик не представил доказательств обстоятельств, указанных им в возражениях на административный иск.

Кроме того, сам по себе факт выбытия моторной лодки с двигателем из владения, в рассматриваемой ситуации, без снятия его с учета в органах ГИМС ГУ МЧС России, не свидетельствует об отсутствии обязанности по уплате транспортного налога у лица, за которым это транспортное средство зарегистрировано.

Доказательств невозможности снятия моторной лодки с двигателем 30 л.с. с регистрационного учета в органах ГИМС ГУ МЧС России с 2008 года, Кузьмин О.В. не представил и на такие обстоятельства не ссылается.

Поскольку моторная лодка с двигателем «Вихрь» мощностью 30 л.с. подлежит государственной регистрации и относится к недвижимому имуществу, действия налогового органа по исчислению транспортного налога за 2018 год в размере 375 руб. правомерны.

Таким образом, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования административного истца о взыскании с Кузьмина О.В. недоимки за 2018г: по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц, а также начисленных за просрочку их уплаты пеней.

По требованиям о взыскании с административного ответчика налога на доходы физических лиц и пени по данному налогу, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

При этом, налоговые агенты обязаны, в частности, письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах (п.п. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Согласно справке налогового агента ПАО «Совкомбанк» о доходах и суммах налогов физического лица № 170 от 22.02.2019, сумма дохода Кузьмина Олега Викторовича за август 2018 года составила 85218,34 руб.. Сумма налога исчисленная 11078 руб., удержаний нет.

Из расчета административного истца следует, что Кузьмину О.В. налоговым органом исчислена сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в размере 11 078 руб., исходя из ставки 13% (код дохода 4800 – иные доходы).

В силу п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст.209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу п.1 ст.210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все ходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 8 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015), разрешая вопрос о получении гражданином дохода при списании его задолженности как безнадежной, необходимо выяснять реальное существование и наличие документального подтверждения долга.

При разрешении данной категории споров также необходимо учитывать, что по смыслу пункта 1 статьи 210 НК РФ списание долга может свидетельствовать о получении гражданином дохода лишь в том случае, если обязательство по его погашению у физического лица действительно имелось.

Исключение задолженности гражданина в бухгалтерском учете является односторонним действием кредитора, совершение которого не зависит от воли налогоплательщика. Поэтому один лишь факт отнесения задолженности в учете кредитора к безнадежной, при наличии соответствующих возражений гражданина относительно существования долга и его размера, не может являться безусловным доказательством получения дохода.

В силу ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.

По ранее рассмотренному Шушенским районным судом гражданскому делу по исковому заявлению ПАО «Совкомбанк» к Кузьмину О.В. 03 июля 2018 года было вынесено решение суда, вступившее в законную силу 04.08.2018, которым исковые требования ПАО «Совкомбанк» удовлетворены частично, отказано во взыскании части задолженности по кредитному договору в связи с пропуском срока исковой давности.

В ходе рассмотрения указанного гражданского дела обстоятельств и возражений Кузьмина О.В., свидетельствующих о необоснованности долга либо неверном расчете его размера не установлено, и не поступало, должник наличие кредиторской задолженности перед банком, в том числе, в объеме тех требований, по которым было отказано в связи с пропуском исковой давности, не отрицал.

В связи с изложенным, ПАО «Совкомбанк» как налоговым агентом представлена в МИФНС №10 по Красноярскому краю справка о доходах Кузьмина О.В. за 2018г. в сумме 85218,34 руб., представляющей собой списанную сумму задолженности по кредитному договору в связи с пропуском исковой давности, и сумме, исчисленного налога на полученный физическим лицом доход в размере 11078 руб., исходя из ставки 13%.

Порядок списания кредитной организацией безнадежной задолженности по ссудам регламентирован главой 8 Положения Банка России от 28.06.2017 N 590- "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности"

Согласно пунктам 8.1, 8.3, 8,4,8.5 указанного Положения Задолженность по ссудам признается безнадежной в случае, если кредитной организацией предприняты необходимые и достаточные юридические и фактические действия по ее взысканию и по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, при наличии документов и (или) актов уполномоченных государственных органов, необходимых и достаточных для принятия решения о списании безнадежной задолженности по ссуде за счет сформированного под нее резерва.

При списании безнадежной задолженности по ссудам и процентов по ней кредитная организация обязана предпринять необходимые и достаточные юридические и фактические действия по взысканию указанной задолженности, возможность осуществления которых вытекает из закона, обычаев делового оборота либо договора.

Списание безнадежной задолженности по ссудам и процентов по ней является обоснованным при наличии документов, указанных в пункте 8.4 настоящего Положения, а в случаях, предусмотренных пунктом 8.7 настоящего Положения, - актов уполномоченных государственных органов, указанных в пункте 8.5 настоящего Положения.

К документам, указанным в пункте 8.3 настоящего Положения, могут относиться документы, подтверждающие факт неисполнения заемщиком обязательств перед его кредиторами в течение периода не менее одного года до даты принятия решения о списании безнадежной задолженности по ссуде.

К актам уполномоченных государственных органов могут относиться судебные акты, акты судебных приставов - исполнителей, акты органов государственной регистрации, а также иные акты, доказывающие невозможность взыскания безнадежной задолженности по ссуде.

Из доказательств, представленных ПАО «Совкомбанк» в материалы вышеуказанного гражданского дела следует, что до вынесения судом решения по нему у Кузьмина О.В. имелась задолженность по кредитному договору, сформированная за период, продолжительностью более одного года до даты вынесения решения суда, при этом, судебный акт от 03.07.2018, вступивший в законную силу, является применительно к приведенным правилам актом уполномоченного государственного органа, подтверждающим наличие оснований для признания задолженности безнадежной и её списания.

Указанное также подтверждается и ответом ПАО «Совкомбанк» на запрос МИФНС №10 по Красноярскому краю от 27.05.2021, согласно которому задолженность Кузьмина О.В. в сумме 85218,34 руб. была списана банком в бухгалтерском учете согласно решению суда от 03.07.2018, и к которому приложена выписка по счету с указанием данного списания 24.08.2018 (корректировка задолженности согласно решению суда №2-697 от 03.07.2018).

При указанных обстоятельствах, не вызывающих сомнение в наличии и размере задолженности Кузьмина О.В. по кредитному договору от 08.11.2011, списанной кредитором в качестве безнадежной на основании судебного решения, следует, что у административного ответчика возникла экономическая выгода в размере 85218,34 руб., которая согласно п.1 ст.41 НК РФ является доходом, подлежащим налогообложению.

Федеральным законом от 26.07.2019 N 210-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст.217 НК РФ были внесены изменения, из которых следует, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

доходы в виде суммы задолженности перед кредитором (организацией или индивидуальным предпринимателем), от исполнения требований по уплате которой налогоплательщик полностью или частично освобождается при прекращении соответствующего обязательства в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию, при одновременном соблюдении следующих условий:

налогоплательщик не является взаимозависимым лицом с кредитором и (или) не состоит с ним в трудовых отношениях в течение всего периода наличия обязательства;

такие доходы фактически не являются материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Вместе с тем, согласно п.4 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Однако, Федеральным законом от 26.07.2019 N 210-ФЗ, исключающим из налогообложения доходы в виде суммы списанной задолженности, безнадежной ко взысканию, не предусмотрено, что он имеет обратную силу, а поскольку спорный доход был получен Кузьминым О.В. в 2018г., вносимые им изменения не распространяют свое действие на возникшие между сторонами правоотношения.

Таким образом, требования административного истца о взыскании с Кузьмина О.В. недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018г. и соответствующих пеней также являются обоснованными.

В ходе судебного разбирательства административным ответчиком заявлено о пропуске административным истцом срока исковой давности.

Оценивая данный довод, суд исходит из следующего.

Так, срок для добровольной уплаты предъявляемых административным истцом ко взысканию налогов установлен налоговым законодательством 02.12.2019.

В связи с неуплатой указанных налогов в положенный срок, 30 января 2020 года налоговым органом за плательщиком Кузьминым О.В. выявлена недоимка, что не противоречит положениям п.1 ст.70 НК РФ (требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки), в том числе, по транспортному налогу – 375 руб., налогу на имущество – 1039 руб., налогу на доходы физических лиц – 11078 ру. в связи с чем, в адрес Кузьмина О.В. 10.02.20 было направлено требование № 5580 об уплате в срок до 31.03.2020, кроме налогов в указанных суммах, и пени по транспортному налогу – 4,58 руб., по налогу на имущество физических лиц – 12,67 руб., пени по налогу на доходы физических лиц – 135,06 руб.

Из представленного расчета сумм пеней, включенных в требование по уплате № 5580 от 30.01.2020г., следует, что пени по вышеуказанным налогам исчислены за период с 03.12.2019 по 29.01.2020.

Расчет транспортного налога, налога на имущество физического лиц, налога на доходы физических лиц за 2018 года и пеней по данным налогам является верным, соответствует установленным законом налоговым ставкам, доказательств иного расчета административным ответчиком не представлено, как и доказательства их оплаты в указанный в требовании срок.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (п. 8 ст. 45 НК РФ).

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 6 ст. 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Определением мирового судьи судебного участка № 133 в Шушенском районе от 04 июня 2020 года, отменен судебный приказ № 2а-204/133/2020 от 27.05.2020 о взыскании с Кузьмина О.В. налога на доходы физических лиц с доходов, транспортного налога, налога на имущество физических лиц, пени в общей сумме 12644,31 руб..

В силу п. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

При этом, по п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая, что срок для уплаты взыскиваемых налогов за 2018 год и пени, в соответствии с требованием № 5580 от 30.01.2020, истек 31.03.2020, к мировому судье с заявлением о взыскании налогов и пени административный истец обратился в пределах шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования (судебный приказ вынесен 04.06.2020), и после отмены судебного приказа 04.06.2020, с настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 03.12.2020, то есть в пределах установленного срока.

При таких обстоятельствах, срок обращения налоговым органом в суд с настоящим иском не пропущен.

В связи с неисполнением Кузьминым О.В. требований в части оплаты недоимки по налогам и пеням, исковые требования административного истца подлежат удовлетворению в полном размере.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рубля - 4% цены иска, но не менее 400 рублей.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 505,80 руб. (из общей суммы взыскания 12 644,31 руб.).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 293-294 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю удовлетворить в полном объеме.

Взыскать в пользу государства с Кузьмина Олега Викторовича, <данные изъяты> транспортный налог с физических лиц за 2018 год в размере 375 руб., пени по транспортному налогу в размере 4,58 руб. за период с 03.12.2019 по 29.01.2020, налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1039 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 12,67 руб. за период с 03.12.2019 по 29.01.2020, налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 11078 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 135,06 руб. за период с 03.12.2019 по 29.01.2020, всего на общую сумму 12 644 руб. 31 коп.

Взыскать с Кузьмина Олега Викторовича государственную пошлину в доход местного бюджета в 505 руб. 80 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий 15 дней со дня получения копии решения лицами, участвующими в деле.

Председательствующий С.С. Кононов