НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Шумерлинского районного суда (Чувашская Республика) от 23.09.2013 № 2-761/2013

Дело №                                                                                                                                                                                        Р Е Ш Е Н И Е

                         Именем Российской Федерации

........................                                                                       "___" ___________ г.г.

Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Емельянова С.А.,

при секретаре ФИО2,

с участием старшего помощника прокурора Шумерлинской межрайонной прокуратуры ЧР Тарасовой А.Я.,

представителя ответчика, администрации г. Шумерля ЧР ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению

прокурора Шумерлинской межрайонной прокуратуры Чувашской Республики в интересах муниципального образования города Шумерля к администрации г. Шумерля Чувашской Республики об обязывании в течении _____________ месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности по итогам работы за "___" ___________ г. год в МУП «_____________»,

                                           УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском к администрации г. Шумерля об обязывании провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности за "___" ___________ г.. в МУП «_____________». Иск обоснован тем, что проведенной проверкой установлено, что администрацией г. Шумерля аудиторская проверка бухгалтерской отчетности МУП «_____________» за "___" ___________ г.. не проводилась. Между тем, проведение независимых аудиторских проверок способствует устранению причин, порождающих коррупцию; условий, способствующих ее проявлению в муниципальных предприятиях. Указанное бездействие в соблюдении законодательства по проведению независимых ежегодных аудиторских проверок в муниципальных предприятиях не способствует оздоровлению финансовой дисциплины и бухгалтерской отчетности в них, что затрагивает интересы муниципального образования. Собственником муниципального унитарного предприятия «_____________» является администрация г. Шумерля. При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности любое нецелевое использование бюджетных средств и имущества, искажение в отчете или отчетности, может повлечь за собой финансовые потери, тем самым, причинив материальный ущерб муниципальному образованию. Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов муниципального образования города Шумерля, просит удовлетворить требования.

Старший помощник прокурора Тарасова А.Я. в суде иск поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в заявлении. Пояснила, что администрация г. Шумерля ежегодно должна проводить аудиторскую проверку в МУП «_____________», в целях контроля и недопущения нарушения законодательства по использованию имущества и финансов. При проверке было установлено, что ответчик такую обязанность не выполняет. Только после обращения прокуратурой в суд, администрацией был объявлен конкурс на проведение аудиторской проверки.

Представитель ответчика, администрации г. Шумерля ФИО4, действующая на основании доверенности от "___" ___________ г.г. № (л.д. _____________) в суде иск не признала по доводам, изложенным в письменном возражении. Пояснила также, что срок аудиторской проверки законодательством не определен. Прокуратура через суд пытается провести аудиторскую проверку. В настоящее время процедура аудиторской проверки МУП «_____________» уже идет - объявлен конкурс по выбору аудитора. Администрацией города Шумерля, как собственником имущества унитарных предприятий предусмотрены, только основания проведения аудиторской проверки: если объем выручки от реализации продукции унитарных предприятий за один год превышает 50 миллионов руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшему отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Сроки проведения такой проверки собственником не предусмотрены. Поэтому считает, что администрация города Шумерля обязана проводить проверку за "___" ___________ г.. в течение "___" ___________ г.. по своему усмотрению.

В письменном возражении ответчика отмечено, что согласно п. _____________ Устава МУП «_____________» бухгалтерская отчетность предприятия в случаях, определенных собственником его имущества, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Постановлением администрации г. Шумерля от "___" ___________ г.г. № «Об утверждении нормативно-правовых актов администрации г. Шумерля по проведению ежегодного обязательного аудита» установлено, что обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат муниципальные унитарные предприятия г. Шумерля, если объем выручки от реализации продукции предприятий (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. "___" ___________ г.г. был объявлен открытый конкурс на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по проведению аудиторской проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности муниципального унитарного предприятия «_____________» муниципального образования «город Шумерля Чувашской Республики» за период с "___" ___________ г.г. по "___" ___________ г.г. Вместе с тем, ни один нормативный документ не ограничивает собственника имущества по сроку проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности. Администрация оставляет за собой право самостоятельно определять эти сроки (л.д. _____________).

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 Кодекса.

В силу п.п. 11 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в целях эффективного управления и распоряжения имуществом, относящимся к муниципальной казне, администрация г. Шумерля как собственник обязана осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.

Согласно п. 16 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решение о проведении аудиторской проверки, утверждении аудитора и определение размера оплаты его труда.

В соответствии с п. 1 ст. 26 указанного Федерального закона бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной проверке независимым аудитором.

Установлено, что собственником муниципального унитарного предприятия «_____________» является администрация г. Шумерля.

Об этом свидетельствует Устав МУП «_____________» (утв. постановлением главы администрации г. Шумерля от "___" ___________ г.г. № - (л.д. _____________).

Из Устава МУП «_____________», в частности, следует, что МУП «_____________» является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Предприятие является муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения (п. 1.5). Собственником имущества МУП «_____________» является муниципальное образование города Шумерля (п. 1.7). Правомочия собственника имущества предприятия осуществляет глава администрации города Шумерля непосредственно либо Шумерлинский городской комитет по управлению имуществом в рамках своей компетенции (п. 1.8).

Проведенной Шумерлинской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что за "___" ___________ г.. администрацией г. Шумерля аудиторская проверка бухгалтерской отчетности МУП «_____________» не проводилась.

Это подтверждается справкой о результатах проведения проверки от "___" ___________ г.г. (л.д. _____________

Из объяснений директора МУП «_____________» ФИО5 от "___" ___________ г.г. также усматривается, что администрация г. Шумерля в "___" ___________ г.. аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности по итогам работы за "___" ___________ г.. в МУП «_____________» не проводила, а аудиторская проверка бухгалтерской отчетности по итогам работы за "___" ___________ г.. администрацией г. Шумерля проведена в "___" ___________ г.. (л.д. _____________).

Между тем, в соответствии норм Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 20 декабря 2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится ежегодно.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц в соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Согласно ст. 20 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Бездействие администрации г. Шумерля, выразившееся несоблюдении законодательства по проведению независимых ежегодных аудиторских проверок в МУП «_____________», затрагивает интересы муниципального образования, поскольку любое нецелевое использование бюджетных средств и имущества, а также искажение в отчете или отчетности может влечь за собой финансовые потери, причиняя материальный ущерб муниципальному образованию.

Доводы представителя ответчика о том, что администрация г. Шумерля имеет право самостоятельно определять сроки проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности, поэтому в удовлетворении иска следует отказать, суд считает неубедительными.

Действительно, в настоящее время ответчиком начата процедура проведения открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по проведению аудиторской проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности МУП «_____________». Дата которой назначена на "___" ___________ г.г., со сроками оказания услуги - с момента заключения контракта до "___" ___________ г.г., о чем указывают извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация (л.д. _____________).

Между тем, такое решение ответчиком было принято только после вмешательства органов прокуратуры; и данное обстоятельство не является основанием для отказа в иске.

Поскольку 2013г. не истек, Федеральным законом и постановлением администрации г. Шумерля от "___" ___________ г.г. № «Об утверждении нормативно-правовых актов администрации города Шумерля по проведению ежегодного обязательного аудита» действительно не определен конкретный срок в пределах календарного года, суд обязывает ответчика в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности в срок до "___" ___________ г.г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд

                                                РЕШИЛ:

Обязать администрацию г. Шумерля Чувашской Республики провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности в муниципальном унитарном предприятии «_____________» по итогам работы за "___" ___________ г. год - в срок до "___" ___________ г..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Шумерлинский районный суд.

Председательствующий:                                                С.Емельянов

                   Решение в окончательной форме принято "___" ___________ г.г.