Дело №2а-327/2022
УИД 21RS0017-01-2022-000360-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2022 год г.Шумерля Чувашской Республики
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Мироновой Н.Б., при секретаре Макаровой Т.М.,
с участием истца Арюхина Е.Н., представителя истца Королевой Л.В. - Миронова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Арюхина Евгения Николаевича, Королевой Лидии Вячеславовны к Администрации г.Шумерля Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении многоквартирного жилого дома № ___________ расположенного по ........................, в «Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики №92 от 28 марта 2019 года; обязании включить жилой дом в эту программу,
УСТАНОВИЛ:
Арюхин Е.Н., Королева Л.В. обратились в суд к администрации г.Шумерля Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании бездействия, выразившееся в невключении многоквартирного жилого дома № ___________, расположенного по ........................, в «Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики №92 от 28 марта 2019 года, незаконным; обязании включить жилой дом в эту программу.
Административный иск мотивирован тем, что ФИО5 (наследодатель Королевой Л.В.) являлась собственником квартиры № ___________ а Арюхин Е.Н. – нанимателем по договору социального найма квартиры № ___________ расположенных в жилом многоквартирном ........................ Жилой дом № ___________ по ........................ признан аварийным и подлежащим сносу согласно акту обследования и заключению межведомственной комиссии от "___" ___________ г. в связи с физическим износом (65%) в процессе его эксплуатации. На территории Чувашской Республики реализована республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2017 годы при участии Государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Указанная программа закончила свое действие. "___" ___________ г. решением Шумерлинского районного суда № ___________ отказано в удовлетворении исковых требований Шумерлинского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Шумерля Чувашской Республики об обязании включить в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории г.Шумерля Чувашской Республики на 2014-202 годы», утвержденную постановлением главы администрации г.Шумерля ЧР от "___" ___________ г., жилой дом № ___________ по ......................... Суд мотивировал отказ тем, что дом был признан аварийным и подлежащим сносу лишь в 2013 году, тогда как в программу подлежали включению дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до "___" ___________ г.. "___" ___________ г. между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Администрацией г.Шумерля Чувашской Республики заключено соглашение № ___________ о сотрудничестве (взаимодействии) в 2013-2014 году по реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2015 годы. Согласно приложению к данному соглашению истцы и принадлежащие им жилые помещения в доме № ___________ по ........................ в данную программу не вошли (поскольку дом был признан аварийным лишь в 2013 году). Спорный жилой многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу "___" ___________ г., в связи с чем, данное жилое помещение не было включено в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории ФИО1 Республики на 2013-2017 годы». Эта республиканская адресная программа в настоящее время прекратила свое действие. Постановлением главы администрации г.Шумерля № ___________ от "___" ___________ г. утвержден Паспорт муниципальной программы г.Шумерля «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2014-2020 годы утверждено приложение № ___________ к данной подпрограмме, в соответствии с которым дом № ___________ по ........................ входит в список домов, из которых граждане подлежат переселению в течении 2014-2020 годов, срок реализации данной программы так же истек. Несмотря на это, дом не был включен ни в одну из Республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года №92 утверждена Республиканская адресная программа «Переселения граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы, в которую многоквартирный дом, расположенный по адресу: ........................, не включен. Государственным заказчиком программы является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики. В ответе № ___________ от "___" ___________ г., который истцы получили из Администрации г.Шумерля Чувашской Республики, и в ответе № ___________ от "___" ___________ г. Министерства строительства и архитектуры Чувашской Республики указано, что жилой № ___________ расположенный по адресу: ........................, не может быть включен в новую адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, так как согласно реестру АИС «Реформа ЖКХ» об аварийном жилищном фонде, признан таковым после 01 января 2017 года. По мнению администрации г.Шумерля Чувашской Республики этот дом не может являться предметом регулирования программы. Однако, там же в реестре АИС «Реформа ЖКХ» в разделе об аварийном жилищном фонде указано о том, что дом признан аварийным и подлежащим сносу до 31 декабря 2021 года и переселению в данный срок. Считают, что действия и бездействия ответчиков являются незаконными, так как нарушают жилищные права истцов.
Административный истец Арюхин Е.Н. в судебном заседании поддержал требования по доводам, изложенным в административном иске, пояснил, что неоднократно обращались в администрацию, где им ответили, что до "___" ___________ г. их должны расселить, а дом снести, однако ничего сделано не было, их дом в 2013 году признали аварийным, но так и не включили ни в одну из Программ.
Представитель административного истца Королевой Л.В. - Миронов А.А. в судебном заседании поддержал иск по доводам, изложенным в нем, пояснил, что бездействие администрации г.Шумерля Чувашской Республики повлекло невключение жилого дома № ___________ по ........................ ни в одну из программ по переселению граждан.
Административный истец Королева Л.В. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена, обеспечила участие своего представителя.
Представитель административного ответчика Администрации г.Шумерля Чувашской Республики Сотниченко Д.В. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв.
Из письменного отзыва администрации г.Шумерля Чувашской Республики следует, что Администрация г.Шумерля Чувашской Республики административный иск не признает по следующим основаниям. Во-первых, Республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», утверждена Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года №92. Поэтому в соответствии с п.1 ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», п.4, п.5 ст.13 Закона Чувашской Республики «О Кабинете Министров Чувашской Республики», внести изменения в данную программу и утвердить их может только Кабинет Министров Чувашской Республики. Согласно п. 2, п. 2.2 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению следующих требований: перечень многоквартирных домов, признанных до 01 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы. Соответственно законодательство не предусматривает включения в уже сформированную программу многоквартирных домов, ранее в нее не вошедших. Суд не может обязать изменить уже существующую Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019 - 2025 годы», утвержденную Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года №92. Во-вторых, на основании раздела IV Паспорта республиканской адресной программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года №92, Перечень аварийных многоквартирных домов формируется на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов (далее - сведения об аварийном жилищном фонде), представленных органами местного самоуправления в Чувашской Республике. Сведения об аварийном жилищном фонде органами местного самоуправления формируются (актуализируются) в Системе. Органы местного самоуправления представляют в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики формы, выгруженные из Системы и подписанные главой администрации муниципального района (городского округа), с приложением пакета документов, предусмотренных законодательством. Министерство в рамках своих полномочий осуществляет проверку документов, представленных органами местного самоуправления, и на их основании формирует сведения об аварийном жилищном фонде Чувашской Республики с последующим представлением в Фонд для расчета лимита средств финансовой поддержки Фонда на переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Обязанностью Администрации г.Шумерля являлось своевременное и полное направление сведений об аварийном жилищном фонде г.Шумерля до момента утверждения программы Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики. В соответствии со скриншотами сведений АИС «Реформа ЖКХ» и письмом администрации г.Шумерля от "___" ___________ г.№ ___________ Администрация г.Шумерля предоставила сведения до 28 марта 2019 года. Ответственность за формирование сведений об аварийном жилищном фонде Чувашской Республики с последующим представлением в Фонд для расчета лимита средств финансовой поддержки, согласно условиям данной программы, администрация г.Шумерля не несет, так как работой по формированию сведений занимается Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики. Кроме того, согласно акту обследования от "___" ___________ г.№ ___________, заключению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от "___" ___________ г.№ ___________, многоквартирный дом, расположенный по адресу: ........................ был признан аварийным и подлежащим сносу после "___" ___________ г.. Таким образом, данный дом не входит ни в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013-2017 годы», ни в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации на 2019-2025 годы», утвержденную Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года №92. В-третьих, в силу ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть, межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. В силу ч.8 ст.32 ЖК РФ и подп. «и» п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого, суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение. Считает, что исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, представил письменный отзыв.
Из письменного отзыва следует, что в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, ликвидации аварийных многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Кабинет Министров Чувашской Республики постановлением от 28 марта 2019 года №92 утвердил Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы. Данная программа разработана в целях обеспечения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 01 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики. Задачи программы - формирование механизмов ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям; создание условий для развития территории, на которой сосредоточен аварийный жилищный фонд. Мероприятия Программы включают в себя нормативно-правовое и методологическое обеспечение Программы. Перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, сформирован в автоматизированной информационной системе Фонда «Реформа ЖКХ». Согласно акту обследования и заключению межведомственной комиссии от "___" ___________ г. жилой дом № ___________ по ........................ признан аварийным, непригодным для проживания, подлежащим сносу. Вместе с тем, указанных документов в Минстрой Чувашии от органа местного самоуправления в полном объеме представлено не было. Согласно заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома), требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции "___" ___________ г. принято заключение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, отнесенным к категории «недопустимое состояние» (категория 4): категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования, износ жилого дома составляет 72%. Сведения об аварийном жилищном фонде органами местного самоуправления формируются (актуализируются) в Системе. Министерство организует работу по реализации Программы в пределах своих полномочий, осуществляет общую координацию и мониторинг работ, организует при необходимости формирование нормативно-правовой базы, определяет объемы финансов средств, предоставляемых органам местного самоуправления из Фонда и республиканского бюджета Чувашской Республики. Таким образом, признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также внесение такого дома в автоматизированную информационную систему Фонда «Реформа ЖКХ», не является безусловным основанием для включения в перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках реализации республиканской адресной программы. Формированию сведений об аварийном жилищном фонде Чувашской Республики и реализации Программы предшествует ряд мероприятий, мер, принимаемых, в том числе органами местного самоуправления. В данном случае, Администрацией г.Шумерля Чувашской Республики мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренные, разделом III Программы, не выполнены, документы, предусмотренные разделом VIII Программы, в уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики, ответственный за реализацию Программы, не представлены. Кроме того, согласно Республиканской адресной программе перечень аварийных многоквартирных домов формируется Минстроем Чувашии на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представленных органами местного самоуправления в Чувашской Республике в соответствии с ч.6 ст.17 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В полномочия Кабинета Министров Чувашской Республики как постоянно действующего высшего исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики входит утверждение региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Изменения в региональной адресной программе вносятся в установленном законом и порядке, при условии отсутствия нарушений требований, установленных ч.ч.2 и 2.1 ст.16 Федерального закона №185-ФЗ. Более того, Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не содержит положений о возможности в судебном порядке возлагать на орган местного самоуправления, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность включить жилой дом, признанный аварийным, в утвержденную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку программа утверждается в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут выйти за пределы предоставленных лимитов и включать в муниципальную и республиканскую адресные программы все дома, которые в установленном законом порядке признаны аварийными, т.к. как размер денежных средств, выделяемых Фондом для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования, ограничен лимитами, утвержденными самим Фондом. С учетом изложенного полагают, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Королевой Л.В. и административных ответчиков.
Выслушав явившихся участников, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления, исходя из следующего.
Согласно п.1 ст.85 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Исходя из ст.86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно п.6 ст.13, п.8 ст.14 ЖК РФ признание в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания в отношении жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении муниципального жилищного фонда - к полномочиям органов местного самоуправления.
Частью 4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Для целей указанного Федерального закона понятие «аварийный жилищный фонд» определено как совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Исходя из вышеизложенного, в соответствии с Федеральным законом в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, финансируемую с участием средств Фонда, могут быть включены только дома, соответствующие установленным в данном законе признакам.
Частями 1 и 2 ст.16 данного Закона установлено, что региональная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01 января 2019 года, она утверждается на период до 01 сентября 2025 года. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 01 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года №92 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы. (далее - Программа).
Этим же постановлением органам местного самоуправления рекомендовано принять участие в реализации и финансировании Программы.
Согласно договору социального найма жилого помещения от "___" ___________ г. Арюхин Е.Н. является нанимателем квартиры № ___________ общей площадью 50,60 кв.м., расположенной по адресу: ........................
Согласно договору от "___" ___________ г. квартира № ___________ в доме № ___________ по ул........................, общей площадью 35 кв.м., была передана в собственность ФИО5, которая умерла "___" ___________ г., что подтверждается свидетельством о смерти № ___________, выданным "___" ___________ г..
Согласно наследственному делу ФИО5 ее дочь Королева Л.В. обратилась к нотариусу Шумерлинского нотариального округа Чувашской Республики с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО5
Согласно акту обследования помещения от "___" ___________ г. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ........................, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом (65%) в процессе его эксплуатации.
Из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от "___" ___________ г. следует, что межведомственной комиссией, утвержденной распоряжением главы администрации ........................ от "___" ___________ г.№ ___________-п, принято заключение о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ........................, аварийным в связи с тем, что несущая способность конструктивных элементов многоквартирного дома не соответствует требованиям, обеспечивающим безопасное проживание граждан в многоквартирном доме.
Данные обстоятельства не оспариваются ответчиками и подтверждаются решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики по гражданскому делу № ___________ от "___" ___________ г., вступившим в законную силу "___" ___________ г., которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Шумерлинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Шумерля Чувашской Республики об обязании в течение пятнадцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, включить в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории г. Шумерля Чувашской Республики на 2014-2020 годы» утвержденную постановлением главы администрации г. Шумерля ЧР от "___" ___________ г. жилой дом № ___________ по ........................, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу; об обязании в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда, направить документы в Министерство строительства, архитектуры, и жилищного хозяйства Чувашской Республики для включения жилого дома № ___________ по ........................, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2017 годы», утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 апреля 2013 г. № 168», - отказать.
Отказывая в удовлетворении требований суд указал, что спорный жилой дом признан аварийным "___" ___________ г., то есть после "___" ___________ г..
Тем не менее, из письма Администрации г.Шумерля № ___________ от "___" ___________ г. следует, что в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Закона от 28 ноября 2018 года №436-ФЗ в реестр региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда внесены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Дом № ___________ по ........................ признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу распоряжением администрации № ___________ от "___" ___________ г. на основании заключения межведомственной комиссии от "___" ___________ г., основанное на результатах независимой экспертизы от 2018 года. В связи с чем, вышеуказанный дом не вошел в республиканскую адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. Расселение дома вне программы не представляется возможным. В настоящее время вышеуказанный дом включен в реестр аварийных домов автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ».
Из письма Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР № ___________ от "___" ___________ г. следует, что в связи с тем, что дом № ___________ по ........................ признан аварийным после "___" ___________ г., он не включен в мероприятия республиканской адресной программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного ТВ установленном порядке до "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы. Иные республиканские программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Чувашской Республики не реализуются.
Согласно п.1 ст.16 Федерального закона №185 от 21 июля 2007 года (в редакции от 28 ноября 2018 года) «О фонде содействия реформированию ЖКХ» (далее ФЗ №185) высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу подп.1 п.2 ст.16 ФЗ №185 Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 01 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Из Перечня многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации следует, что дом № ___________ по ........................ в указанную Программу не включен.
Из представленных истцами по данному делу письменных доказательств также следует, что спорный дом признан аварийным "___" ___________ г..
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Так, ответчиками не представлены доказательства того, что дом № ___________ по ........................ признан аварийным после "___" ___________ г..
При таких обстоятельствах суд приходит к тому, что бездействие административных ответчиков, выразившееся в невключении спорного многоквартирного жилого дома в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке от 01 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», утвержденную Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики №92 от 28 марта 2019 года, является незаконными, в связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Арюхина Евгения Николаевича, Королевой Лидии Вячеславовны к Администрации г.Шумерля Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации г.Шумерля Чувашской Республики, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, выразившееся в невключении многоквартирного жилого дома № ___________, расположенного по ........................ в «Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке от "___" ___________ г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики №92 от 28 марта 2019 года.
Обязать Администрацию г.Шумерля Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики включить многоквартирный жилой дом № ___________, расположенный по ........................, в «Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке от 01 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации» на 2019-2025 годы», утвержденную Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики №92 от 28 марта 2019 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики путем подачи в Шумерлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2022 года.
Судья Н.Б. Миронова
Решение17.08.2022