Дело № 2а-352/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2019 года р.п. Шилово
Шиловский районный суд Рязанской области в составе судьи Левиной Е.А., с участием административного истца ФИО3, при секретаре Пивкиной М.В., рассмотрев в судебном заседании в зале Шиловского районного суда Рязанской области административное дело по административному иску ФИО3 к начальнику отдела – старшему судебному приставу отдела судебных приставов по Шацкому и Чучковскому районам УФССП России по Рязанской области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области об оспаривании постановления старшего судебного пристава,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику отдела – старшему судебному приставу отдела судебных приставов по Шацкому и Чучковскому районам УФССП России по Рязанской области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области об оспаривании постановления старшего судебного пристава, в котором просит суд признать постановление начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Шацкому и Чучковскому районам УФССП России по Рязанской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности по алиментам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому административному истцу установлена задолженность за указанный период в размере 54678 рублей 83 копейки – незаконным в силу его несоответствия ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве». Также просит восстановить срок для подачи административного искового заявления.
В судебном заседании административный истец ФИО3 поддержал свои требования в полном объеме.
Административный ответчик - старший судебный пристав отдела судебных приставов по Шацкому и Чучковскому районам УФССП России по Рязанской области ФИО1 просила рассмотреть дело в свое отсутствие, при этом ею представлен отзыв на административное исковое заявление ФИО3, в котором она указала, что на исполнении в ОСП находится исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника ФИО3 в пользу ФИО7 алиментов в размере 1/4 части всех видов заработка и (или) иного дохода на содержание несовершеннолетнего ребенка. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период неуплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, и ДД.ММ.ГГГГ должником произведена оплата в счет погашения задолженности по алиментам в размере 13000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ при установлении места работы ФИО3 вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника с удержанием 50% до погашения задолженности, и в этот же день вынесено постановление об окончании исполнительного производства. ДД.ММ.ГГГГ при обращении взыскателя - ФИО7 о возбуждении исполнительного производства в связи с открытием новых обстоятельств, постановление об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, были произведены запросы в ФНС о представлении сведений, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о расчете задолженности за период нахождения должника в статусе индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, так как должником не предоставлен и не подтвержден его доход в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, задолженность по алиментам составляла 54678 рублей 83 копейки. Данное постановление о расчете задолженности получено должником, и по истечении времени на обжалование, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника в размере 50% до погашения задолженности по алиментам. ДД.ММ.ГГГГ при обнаружении арифметической ошибки, вынесено постановление о перерасчете задолженности по алиментам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая составляет 49013 рублей 96 копеек. В соответствии с ч.4 ст.113 СК РФ и ч.3 ст.102 ФЗ «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не представил документов о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из средней месячной заработной платы по Российской Федерации. Перерасчет должнику ФИО3 произведен исходя из расчета среднемесячной заработной платы в РФ. На основании ч.1 ст. 24 НК РФ обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога на доходы физических лиц возложены на страхового агента. То есть, при перерасчете размера задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в РФ налог на доходы физических лиц в размере 13% не подлежит удержанию, поскольку рассчитываемая сумма задолженности не является доходом должника, с которого исчисляется данный налог. Таким образом, административный ответчик - старший судебный пристав отдела судебных приставов по Шацкому и Чучковскому районам УФССП России по Рязанской области ФИО1 просит признать постановление о расчете задолженности законным и правомерным в связи с перерасчетом задолженности по алиментам, и в удовлетворении требований к административному истцу ФИО3 отказать.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, направленные в его адрес судебное документы получены, о чем свидетельствует уведомление о получении заказного письма.
Заинтересованное лицо – ФИО7 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что о нарушении своего права административный истец узнал ДД.ММ.ГГГГ, когда получил постановление о расчете задолженности на почте. ДД.ММ.ГГГГ им было подано административное исковое заявление в Шацкий районный суд Рязанской области, которое согласно определения Шацкого районного суда Рязанской области было возвращено в связи с неподсудностью данного дела Шацкому районному суду Рязанской области. Указанное определение было получено ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в Шиловский районный суд Рязанской области с административным исковым заявлением.
В связи с этим суд приходит к выводу, что срок на подачу настоящего административного иска истцом не пропущен.
Суд, выслушав пояснения административного истца, изучив письменные материалы дела, находит, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 316 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Применительно к части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ, предписаниям статьи 62 КАС РФ суд распределяет бремя доказывания между сторонами и устанавливает обстоятельства, имеющие значение для административного дела.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Шацкому и Чучковскому районам УФССП России по Рязанской области ФИО5 было возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного документа – судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного мировым судьей Судебного участка № судебного района Шиловского районного суда Рязанской области в отношении должника ФИО2 о взыскании в пользу ФИО7 алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 части всех видов заработка ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.2 указанного постановления требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению, - в течение суток с момента получения должником копии настоящего постановления.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Шацкому и Чучковскому районам УФССП России по Рязанской области ФИО5 было вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника ФИО3, поскольку в ходе исполнения исполнительного документа установлено, что должник имеет доходы (место работы должника: <данные изъяты>, адрес: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ исполнительный документ в отношении должника ФИО3 был направлен <данные изъяты> в Управление службы судебных приставов по Рязанской области ОСП по Шацкому и Чучковским районам в связи с его увольнением ДД.ММ.ГГГГ. Также был приложен расчет удержания алиментов в размере 35057 рублей 20 копеек за период ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Шацкому и Чучковскому районам УФССП России по Рязанской области ФИО6 было вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника ФИО3, поскольку в ходе исполнения исполнительного документа установлено, что должник имеет доходы (место работы: <данные изъяты> в связи с чем постановлено: обратить взыскание на доходы должника ФИО3 в пределах 9855,25 рублей, из них: основной долг на сумму 8360,05 рублей, исполнительский сбор в сумме 1495,20 рублей. Удержания производить ежемесячно в размере: 50% текущего платежа и 25% в погашение задолженности, которая на ДД.ММ.ГГГГ составляет 8360, 05 рублей. В соответствии со ст. 110 ФЗ «Об исполнительном производстве» в первую очередь удержать сумму долга 8360,05 рублей, затем исполнительский сбор в размере 1495,20 рублей.
В этот же день ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Шацкому и Чучковскому районам УФССП России по Рязанской области ФИО6 было вынесено постановление об окончании исполнительного производства, поскольку установлено, что должник работает и копию исполнительного документа необходимо направить по месту получения дохода должника для удержания периодических платежей.
ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Шацкому и Чучковскому районам УФССП России по Рязанской области поступило заявление взыскателя – ФИО7 с просьбой о принятии мер по ранее направленному ею в ОСП заявлению о том, что должник ФИО3 являлся индивидуальным предпринимателем, и являлся получателем иных доходов.
Для подтверждения данной информации судебным приставом-исполнителем ОСП по Шацкому и Чучковскому районам УФССП России по Рязанской области были направлены запросы, в ответ на которые была получена Выписка из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ № №, содержащая сведения о том, что ФИО3 включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ; дата прекращения деятельности – ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе исполнительных действий, судебным приставом-исполнителем было установлено, что ФИО3 являлся индивидуальным предпринимателем.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Шацкому и Чучковскому районам УФССП России по Рязанской области ФИО1 вынесено постановление об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства по основанию, предусмотренному п.8 ч.1 ст.47, ст.ст. 6,14 ФЗ «Об исполнительном производстве» и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству в отношении ФИО3
Перерасчет задолженности по алиментам судебным приставом-исполнителем был произведен исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, при этом ФИО3 в службу судебных приставов не были представлены сведения о размере дохода.
В соответствии с пунктами 3 - 4 статьи 113 Семейного кодекса РФ размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов; размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
Частями 2 и 3 статьи 102 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов; размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось; если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Согласно ст. 82 Семейного кодекса РФ, виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации.
Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденный Правительством Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841, предусматривает, что удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме, в том числе с заработной платы, начисленной по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время, за выполненную работу по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), выданной в неденежной форме, или с комиссионного вознаграждения, с заработной платы, начисленной преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки (подпункт «а» части 1); удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (подпункт "з" пункта 2).
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ N 703н, Министерства финансов РФ N 112н, Министерства образования и науки РФ N 1294 от 29 ноября 2013 г. "Об утверждении разъяснения о порядке применения подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» установлен перечень документов, подтверждающих доходы индивидуальных предпринимателей и понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно указанным Разъяснениям, удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Вычет указанных сумм расходов производится в случае их подтверждения индивидуальным предпринимателем вне зависимости от выбранного им режима налогообложения.
К документам, подтверждающим доходы индивидуальных предпринимателей относятся для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - копия налоговой декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке (ч. 2).
К документам, подтверждающим понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, - книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязательное ведение которой предусмотрено статьей 346.24 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 3).
Расходы индивидуальных предпринимателей при расчете размера алиментов определяются для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.16 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 4).
Порядок расчета размера алиментов (задолженности) должников-индивидуальных предпринимателей, применяющих различные системы налогообложения, установлен Методическими рекомендациями по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденными ФССП России 19.06.2012 года № 01-16.
В соответствии с пунктом 5.1. названных Методических рекомендаций размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (часть 2 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве") за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
Согласно п. 5.3 названных Методических рекомендаций в случае, если должник не предоставляет соответствующие документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, размер алиментов (задолженность) возможно определять исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии с п. 4 ст. 113 СК РФ.
Форма расчета задолженности по алиментам утверждена в Приложении N 3 к Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, и основаны на Методических рекомендациях по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России 19 июня 2012 года N 01-16).
Административным истцом ФИО3 в судебном заседании заявлено, что им при осуществлении предпринимательской деятельности применялась упрощенная система налогообложения.
Методическими рекомендациями предусмотрено, что при определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, необходимо учитывать понесенные им расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и подтвержденные надлежащим образом.
С целью выявления фактического дохода индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, судебный пристав-исполнитель может рекомендовать индивидуальным предпринимателям вести книгу доходов и расходов.
При этом во всех указанных случаях порядка расчета размера алиментов (задолженности) для должника – индивидуального предпринимателя судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать сумму его дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения.
В случае уменьшения суммы дохода индивидуального предпринимателя на величину расходов судебному приставу-исполнителю следует руководствоваться п. 2 ст. 346.5, п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
В случае, если должник не предоставляет соответствующие документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, размер алиментов (задолженность) возможно определять исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии с п. 4 ст. 113 СКРФ (п. 5.3).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 20.07.2010 года N 17-П, поскольку бремя доказывания необходимости и обоснованности заявленных расходов лежит на самом плательщике алиментов, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут использовать в их подтверждение книгу учета доходов и расходов, которую они ведут для целей исчисления налоговой базы по налогу и форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (статья 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации), а те из них, кто избрал в качестве объекта налогообложения только доходы (без вычета расходов) и, следовательно, по смыслу налогового законодательства, вправе не вести учет расходов, могут использовать предусмотренные Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, которыми подтверждаются понесенные ими расходы, для учета при определении размера доходов, из которого подлежат удержанию алименты на несовершеннолетних детей. Соответственно, правоприменительные органы, осуществляющие расчет и взыскание алиментов (задолженности по уплате алиментов), при определении размера доходов индивидуального предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения и избравшего объектом налогообложения доходы, обязаны учитывать понесенные им в связи с осуществлением предпринимательской деятельности расходы в случае их подтверждения.
Административный истец ФИО3, на котором, как должнике, лежит бремя доказывания наличия заработка и иного дохода за спорный период, не предоставил судебному приставу-исполнителю документы о его действительных доходах за этот период.
Кроме этого, в судебном заседании ФИО3 не отрицал данный факт и пояснил, что не предоставлял книгу расходов и доходов судебному приставу-исполнителю, поскольку ее не вел. Какие-либо иные документы им также не предоставлялись.
Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Оспариваемое постановление по своей форме содержанию соответствует "Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов" (утв. ФССП России 19.06.2012 N 01-16). В постановлении указан расчет задолженности, определенный за спорный период, приведены численные данные.
Таким образом, поскольку ФИО3 не представил в службу судебных приставов сведения о своих реальных доходах (за вычетом расходов) от предпринимательской деятельности за период задолженности, начальник отдела – старший судебный пристав ОСП по Шацкому и Чучковскому районам УФССП России по Рязанской области УФССП России по Рязанской области ФИО1 постановлением от ДД.ММ.ГГГГ правомерно произвела расчет задолженности ФИО3 по алиментам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судебным приставом-исполнителем при обнаружении арифметической ошибки, было представлено постановление о перерасчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляющей 49013 рублей 96 копеек.
Как уже было отмечено выше, согласно п. 5.3 названных Методических рекомендаций в случае, если должник не предоставляет соответствующие документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, размер алиментов (задолженность) возможно определять исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии с п. 4 ст. 113 СК РФ. Однако ФИО3 не представлены соответствующие документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, книгу учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, обязательное ведение которой предусмотрено статьей 346.24 главы 26.2 НК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что задолженность ФИО3 по алиментам судебным приставом-исполнителем рассчитана с соблюдением требований действующего законодательства.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесено уполномоченным лицом в пределах его полномочий и в соответствии с требованием Семейного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об исполнительном производстве», содержит необходимые сведения, предусмотренные ст.14 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В судебное заседание старший судебный пристав ОСП по Шацкому и Чучковскому районам УФССП России по Рязанской области ФИО1 предоставила отзыв, согласно которому, на исполнении в ОСП находится исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника ФИО3 в пользу ФИО7 алиментов в размере 1/4 части всех видов заработка и (или) иного дохода на содержание несовершеннолетнего ребенка. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период неуплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, и ДД.ММ.ГГГГ должником произведена оплата в счет погашения задолженности по алиментам в размере 13000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ при установлении места работы ФИО3 вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника с удержанием 50% до погашения задолженности, и в этот же день вынесено постановление об окончании исполнительного производства. ДД.ММ.ГГГГ при обращении взыскателя - ФИО7 о возбуждении исполнительного производства в связи с открытием новых обстоятельств, постановление об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, были произведены запросы в ФНС о представлении сведений, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о расчете задолженности за период нахождения должника в статусе индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, так как должником не предоставлен и не подтвержден его доход в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, задолженность по алиментам составляла 54678 рублей 83 копейки. Данное постановление о расчете задолженности получено должником, и по истечении времени на обжалование, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника в размере 50% до погашения задолженности по алиментам. ДД.ММ.ГГГГ при обнаружении арифметической ошибки, вынесено постановление о перерасчете задолженности по алиментам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая составляет 49013 рублей 96 копеек. В соответствии с ч.4 ст.113 СК РФ и ч.3 ст.102 ФЗ «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не представил документов о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из средней месячной заработной платы по Российской Федерации. Перерасчет должнику ФИО3 произведен исходя из расчета среднемесячной заработной платы в РФ. На основании ч.1 ст. 24 НК РФ обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога на доходы физических лиц возложены на страхового агента. То есть, при перерасчете размера задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в РФ налог на доходы физических лиц в размере 13% не подлежит удержанию, поскольку рассчитываемая сумма задолженности не является доходом должника, с которого исчисляется данный налог. Также ФИО1 представлено исполнительное производство.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Толкование приведенного положения процессуального закона, позволяет сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод, что в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.
При расчете задолженности в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ была допущена арифметическая ошибка, которая была устранена путем вынесения постановления ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание все обстоятельства дела, отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления; судебным приставом-исполнителем при вынесении оспариваемого постановления не допущено нарушения норм Федерального закона "Об исполнительном производстве", положений Семейного кодекса РФ, а также прав должника, суд полагает, что в удовлетворении требований ФИО3 о признании постановления начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Шацкому и Чучковскому районам УФССП России по Рязанской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности по алиментам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО3 к начальнику отдела – старшему судебному приставу отдела судебных приставов по Шацкому и Чучковскому районам УФССП России по Рязанской области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области об оспаривании постановления старшего судебного пристава – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Шиловский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня его вынесения.