Дело № 2-43/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шатровский районный суд Курганской области
в составе: председательствующего судьи Мухиной Е.В.,
при секретаре: Вагнер Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда с. Шатрово Шатровского района Курганской области «24» апреля 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Оглуздиной Натальи Анатольевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) о назначении выплаты досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
В Шатровский районный суд с исковым заявлением (с учетом уточнений) к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда в г.Шадринске Курганской области о признании решений ГУ УПФР в г. Шадринске №189699/19 от 04.12.2019, №42118/20 от 21.02.2020 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии с 03.01.2020, 12.02.2020 незаконным и его отмене, возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию с 03.01.2020, о взыскании с ответчика государственной пошлины в размере 300 рублей, обратилась Оглуздина Н.А. (л.д. 78-79).
В обоснование заявленных требований указала, что решением Шатровского районного суда от 11.09.2019 ее специальный медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии признан судом 25 лет на 03.07.2019. Решение суда не обжаловано и вступило в законную силу.
Согласно раздела IV порядка назначения пенсии и перевода с одной пенсии на другую: п. 38, заявление о назначении пенсии, заявление о переводе с одной пенсии на другую рассматриваются территориальным органом ПФ РФ не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема соответствующего заявления. Пункт 42 в случае отказа в удовлетворении заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую территориальный орган ПФ РФ не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения путем направления указанного решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы.
03.12.2019 она, предоставив решение суда и другие документы, обратилась в клиентскую службу в Шатровском районе УПФР г. Шадринска Курганской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии. 12.02.2020 она вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
В соответствии с п. 20 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» №400-ФЗ от 28.12.2013, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» для медицинских работников, работающих в сельской местности, продолжительность специального стажа, дающего право на досрочную пенсию установлена 25 лет. Срок выхода на пенсию указанной категории граждан исчисляется исходя из даты выработки специального стажа и периода отсрочки обращения за ней. Таким образом, возраст, в котором работники медицинской сферы вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, но реализовать это право можно будет только с учетом увеличения пенсионного возраста. То есть, требования к специальному стажу не меняются, но сам срок выхода на пенсию сдвигается. Следовательно, при установлении ее специального медицинского стажа 25 лет на 03.07.2019 срок выхода на пенсию увеличивается на 6 месяцев, право назначения пенсии наступает с 03.01.2020.
Однако УПФР в г. Шадринске вынесены решения №189699/19 от 04.12.2019, № 42118/20 от 21.02.2020, которыми в назначении и выплате ей пенсии отказано. По решениям УПФР 25 лет специального медицинского стажа у нее имеется на 12.10.2019 (дата вступления решения суда в законную силу), датой назначения пенсии УПФР определено 12.04.2020. Исчисление УПФР даты 25 лет с 12.10.2019 и определение даты срока назначения пенсии с 12.04.2020, противоречит решению суда, не содержит ссылок на нормативные акты, противоречит действующим нормативным актам, регулирующим назначение и выплату пенсий, является незаконным и необоснованным.
В возражениях по иску (л.д. 35-36, 93-96) ответчик ГУ-УПФР в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) с исковыми требованиями Оглуздиной Н.А. не согласился, просили в иске отказать. Указали, что Оглуздина Н.А. оформила заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предоставив трудовую книжку и иные документы. Решением №189699/19 от 04.12.2019 Оглуздиной Н.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с подп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» - 25 лет имеется на 12.10.2019 (день вступления решения суда в законную силу), с учетом поэтапного увеличения срока назначения страховой пенсии по старости дата права – 12.04.2020.
Федеральный закон от 03.10.2018 №350 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вступивший в законную силу с 01.01.2019, предусматривает поэтапное увеличение срока назначения страховой пенсии по старости (в том числе, досрочной). Согласно положениям норм Федерального закона №350, реализовать право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предоставляется возможным по истечении шести месяцев с момента возникновения права на данный вид страховой пенсии. Периоды работы и (иной) деятельности, установленные судом, подлежат включению в страховой стаж (в том числе, на соответствующих видах работ) для определения права на досрочно назначаемую страховую пенсию по старости не ранее вступления решения суда в законную силу. Соответственно, требуемую продолжительность стажа на соответствующих видах работ гражданин приобретает со дня вступления в законную силу решения суда и у Оглуздиной Н.А. возникает с 12.04.2020, так как 25 лет имеется на 12.10.2019 (день вступления решения суда в законную силу). Считают, что доказательств неправомерности принятого решения истцом не представлено.
Истец Оглуздина Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители ответчика - ГУ-УПФР в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) и третьих лиц – ГБУ «Шатровская ЦРБ», Администрации Спицынского сельсовета Шатровского района Курганской области в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные документы, суд пришел к следующему выводу.
Согласно выплатному делу (л.д. 43-47) Оглуздина Н.А. обратилась в ГУ УПФР в Шатровском районе 28.12.2018, 05.08.2019 с заявлениями о назначении ей пенсии.
В связи с отказом в назначении ей пенсии, Оглуздина Н.А. обратилась в Шатровский районный суд о признании незаконным решений ответчика и о включении в специальный медицинский стаж периодов работы и установлении специального стажа в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Решением Шатровского районного суда Курганской области от 11.09.2019 (л.д. 7-10) исковые требования Оглуздиной Н.А. к ГУ – УПФР в Шатровском районе Курганской области удовлетворены, решения ответчика №282429/18 от 28.12.2018, №3189699/19 от 05.08.2019 в части отказа в зачете в специальный медицинский стаж Оглуздиной Н.А. периодов работы с 23.10.1995 по 08.09.1996, с 09.09.1996 по 30.01.1997, с 01.10.1997 по 31.01.1999, с 06.10.2000 по 01.12.2000, с 19.01.2006 по 22.02.2006, с 04.10.2010 по 12.11.2010, с 19.01.2015 по 01.02.2015, с 16.02.2015 по 13.03.2015 признаны незаконными и отменены, на ГУ УПФР в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный медицинский стаж Оглуздиной Натальи Анатольевны необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы: с 23.10.1995 по 08.09.1996, с 09.09.1996 по 30.01.1997, с 01.10.1997 по 31.01.1999, исчислив 1 год работы за 1 год 3 месяца; курсы повышения квалификации с 06.10.2000 по 01.12.2000, с 19.01.2006 по 22.02.2006, с 04.10.2010 по 12.11.2010, с 19.01.2015 по 01.02.2015, с 16.02.2015 по 13.03.2015 в календарном исчислении. Также признана общая продолжительность специального медицинского стажа работы Оглуздиной Н.А., дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на 03.07.2019 – 25 лет.
Решение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.
Решением ГУ УПФР в г. Шадринске №189699/19 от 04.12.2019 все периоды работы Оглуздиной Н.А., указанные в решении суда от 11.09.2019, засчитаны в ее специальный медицинский стаж. Указано, что данный стаж имеется на 12.10.2019. Однако, в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» у Оглуздиной Н.А. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникает 12.04.2020 с учетом поэтапного увеличения срока назначения страховой пенсии по старости. В связи с чем, Оглуздиной Н.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии (л.д. 5-6).
Решением ГУ УПФР в г. Шадринске №42118/20 от 21.02.2020 Оглуздиной Н.А. также отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине: требуемый стаж, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» 25 лет имеется на 12.10.2019 (день вступления решения суда в законную силу 12.10.2019) с учетом поэтапного увеличения срока назначения страховой пенсии по старости дата права – 12.04.2020 (л.д. 80-81).
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Исходя из данных норм права срок выхода на пенсию указанной категории граждан исчисляется исходя из даты выработки специального стажа и периода отсрочки обращения за ней. Таким образом, возраст, в котором работники медицинской сферы вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, но реализовать это право возможно только с учетом увеличения пенсионного возраста.
В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Федеральным законом от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вступившим в законную силу с 01.01.2019, предусмотрено поэтапное увеличение срока назначения страховой пенсии по старости.
Согласно решению Шатровского районного суда Курганской области от 11.09.2019 общая продолжительность специального медицинского стажа работы Оглуздиной Н.А. 25 лет, необходимая для досрочного назначения ей страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, признана на дату 03.07.2019.
С учетом пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также положений Федерального закона №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», реализовать свое право на досрочное пенсионное обеспечение Оглуздина Н.А. может уже с 03.01.2020. То есть, при установлении Оглуздиной Н.А. специального медицинского стажа 25 лет на 03.07.2020 срок выхода на пенсию увеличивается на 6 месяцев и право на назначение истцу страховой пенсии наступает с 03.01.2020.
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию.
Страховая пенсия предоставляется на основе обязательного пенсионного страхования с учетом особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
По смыслу положений Федерального закона «О страховых пенсиях», по мнению суда, именно УПФР как орган, наделенный полномочиями по оценке пенсионных прав граждан и принятию от имени государства решений о назначении пенсии, обязан исследовать все периоды занятости обратившегося гражданина и принять решение о возможном наличии у гражданина права на пенсионное обеспечение по любому предусмотренному законом основанию: в связи с осуществлением педагогической, медицинской деятельности, в связи с занятостью на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, на лесозаготовках или по иным основаниям.
С учетом изложенного, решения ответчика №189699/19 и №42118/20 об отказе Оглуздиной Н.А. в установлении ей пенсии ущемляет право истца на социальное обеспечение по возрасту. Исчисление ответчиком 25-ти лет с 12.10.2019 и определение даты срока назначения пенсии с 12.04.2020 противоречит вступившему в законную силу решению суда от 11.09.2019.
В силу п.3 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 ноября 2014 г. №884н, граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Истцом заявление в ГУ-УПФР в г.Шадринске (межрайонное) официально подано лишь 12.02.2020 года и право истца на назначение пенсии возникает с указанной даты.
Решение ГУ-УПФР в г.Шадринске (межрайонное) от 04.12.2019 принято по заявлению от 24.07.2019 и соответственно по нему пенсия не могла быть назначена.
В силу ст. 12 ГК РФ защита нарушенного права может осуществляться путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, присуждения к исполнению обязанности в натуре и иными способами, предусмотренными законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Оглуздиной Натальи Анатольевны удовлетворить частично.
Признать решение ГУ УПФР в г. Шадринске №42118/20 об отказе Оглуздиной Наталье Анатольевне в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и отменить.
Обязать ГУ УПФР в г.Шадринске Курганской области (межрайонное) назначить Оглуздиной Наталье Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости с 12 февраля 2020 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Оглуздиной Натальи Анатольевны отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Шатровский районный суд Курганской области.
Председательствующий: судья Е.В. Мухина