НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Северского городского суда (Томская область) от 07.07.2023 № 2А-1275/2023

Дело № 2а-1275/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 июля 2023 года Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Панковой С.В.

при секретаре Корнюшка Е.В.

помощник судьи Гуцул О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению депутата Думы ЗАТО Северск Петрова В.И. к председателю Думы ЗАТО Северск Шамину Г.А., Думе ЗАТО Северск о признании решения должностного лица органа местного самоуправления незаконным,

установил:

Петров В.И. обратился в суд с административным иском к председателю Думы ЗАТО Северск Шамину Г.А., Думе ЗАТО Северск с требованиями о признании незаконным решения председателя Думы ЗАТО Северск Шамина Г.А. по отказу в предоставлении запрашиваемой информации по обращению от 03.03.2023 № 329; возложении обязанности на председателя Думы ЗАТО Северск Шамина Г.А. повторно рассмотреть обращение от 03.03.2023 № 329 и принять решение о предоставлении запрашиваемой информации в рамках установленных федеральным законодательством РФ полномочий и требований; признании необходимым опубликование решения суда по данному административному делу после вступления его в законную силу.

В обоснование требований указал, что 03.03.2023 обратился к председателю Думы ЗАТО Северск с депутатским обращением о предоставлении информации о деятельности представительного органа – Думы ЗАТО Северск и расходовании средств бюджета. В предоставлении запрашиваемой информации было отказано. Таким образом, административным ответчиком нарушено право административного истца на получение информации о деятельности органов местного самоуправления и об использовании бюджетных средств ЗАТО Северск, так же нарушен законный интерес административного истца в осуществлении ответчиком своих полномочий в соответствии с требованиями законодательства РФ, Устава ЗАТО Северск и Правил депутатской этики депутатов Думы ЗАТО Северск. В запросах информации отсутствуют основания, предусмотренные ст. 20 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Административный истец Петров В.И. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. В письменном заявлении указал, что на исковых требованиях настаивает, дело просит рассмотреть в свое отсутствие. Административный ответчик председатель Думы ЗАТО Северск Шамин Г.А. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.

Представитель административных ответчиков председателя Думы ЗАТО Северск Шамина Г.А. и Думы ЗАТО Северск Кошкаровская К.В., действующая на основании доверенностей от 09.01.2023 № 01-18/2, № 01-18/3, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. В представленных суду письменных возражениях относительно заявленных требований указала, что по результатам рассмотрения обращения от 03.03.2023 исх. № 329 административному истцу подготовлен и направлен ответ председателя Думы ЗАТО Северск Шамина Г.А. от 20.03.2023 № 01-18/152, согласно которому предоставлена информация: об автомобилях, находящихся в пользовании Думы ЗАТО Северск; о наличии запрашиваемой информации о расходах на обслуживание указанного автотранспорта в муниципальных контрактах, размещенных на официальном сайте Думы. Более подробную информацию о расходовании средств бюджета ЗАТО Северск в 2020-2022 г.г. на содержание автомобилей Думы, включая расходы на оплату труда работников, связанных с обслуживанием данного автотранспорта (трех человек водителей), предоставить не представилось возможным без проведения анализа деятельности органа местного самоуправления - Думы, а также аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав истца как пользователя информацией в отсутствие сведений о том, каким образом запрашиваемая информация затрагивает права и свободы истца. Также заявитель был проинформирован о том, что ему предоставлено право ознакомиться с запрашиваемыми протоколами сессий Думы, постоянных комитетов Думы, протоколами Совета Думы ЗАТО Северск IV созыва в порядке, утвержденном распоряжением Председателя Думы ЗАТО Северск от 12.01.2023 №2р.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании такого решения суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли сроки обращения в суд (пункт 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (подпункты «а» – «в» пункта 3); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).

Согласно части 11 той же статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 этой статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

На основании пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 5.1).

В соответствии с частью 8 статьи 33 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области, принятого решением сессии Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 12 апреля 2005 года № 69/1 (далее – Устав), гарантии осуществления полномочий депутата устанавливаются названным Уставом в соответствии с федеральными законами и законами Томской области.

Согласно пункту 21 части 1 статьи 28 Устава помимо вопросов, находящихся в исключительной компетенции, Дума обладает следующими полномочиями: рассматривать запросы и обращения депутатов, принимать по ним решения.

Председатель Думы осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов и Думы в целом, формирует для Совета Думы проект повестки дня сессии Думы; созывает, ведет и закрывает сессии Думы; из числа депутатов Думы на срок ее полномочий могут создаваться постоянные комитеты по вопросам, отнесенным к компетенции Думы, а также могут образовываться депутатские объединения для организации совместной деятельности депутатов по осуществлению их полномочий, повышения активности депутатов; структура, порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных комитетов определяются Регламентом Думы и положением о них (пункты 11 части 3, часть 6 статьи 29 Устава).

Согласно пункту 4 статьи 2-1 Закона Томской области от 6 мая 2009 года № 68-ОЗ «О гарантиях деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности в Томской области» депутат вправе направить депутатское обращение к руководителям и иным должностным лицам органов государственной власти Томской области, государственных органов Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественных объединений по вопросам местного значения или по вопросам осуществления переданных государственных полномочий, входящих в компетенцию указанных органов, организаций, общественных объединений и должностных лиц; орган государственной власти Томской области, государственный орган Томской области, орган местного самоуправления муниципального образования Томской области и их должностные лица должны дать ответ на депутатское обращение в письменной форме в соответствии с их компетенцией не позднее 20 дней со дня получения обращения либо в иной срок, согласованный с инициатором обращения (часть 1); порядок рассмотрения представительным органом муниципального образования Томской области депутатского запроса и ответа на депутатский запрос определяется регламентом представительного органа муниципального образования (часть 4).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, регулируются положениями Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация предоставляется уполномоченным органом в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 этого же Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец Петров В.И. с 21.09.2020 является депутатом Думы ЗАТО Северск IV созыва и осуществляет свою деятельность на непостоянной (безвозмездной) основе, что подтверждается справкой от 15 февраля 2022 года № 01-18/67, выданной председателем Думы ЗАТО Северск Шаминым Г.А.

03.03.2023 года административный истец подал председателю Думы ЗАТО Северск депутатское обращение № 329 о предоставлении в виде электронных документов следующей информации: о количестве, марках и годах выпуска автомобилей, обслуживающих Думу ЗАТО Северск в 2022 году, расходовании в 2020-2022 г.г. средств бюджета ЗАТО Северск на содержание данного автотранспорта, включая расходы на оплату труда работников, связанных с обслуживанием автотранспорта, расходов бюджета ЗАТО Северск в 2020-2022 годах на приобретение ГСМ для данного автотранспорта; протоколов заседаний постоянных комитетов Думы ЗАТО Северск IV созыва; протоколы заседаний Думы ЗАТО Северск IV созыва; протоколы заседаний Совета Думы ЗАТО Северск IV созыва.

По результатам рассмотрения данного обращения административному истцу направлен ответ председателя Думы ЗАТО Северск Шамина Г.А. от 20.03.2023 № 01-18/152, получение которого административным истцом не оспаривается.

Из данного ответа председателя Думы ЗАТО Северск Шамина Г.А. от 20.03.2023 № 01-18/152 следует, что Петрову В.И. предоставлена информация об автомобилях, находящихся в пользовании Думы ЗАТО Северск; также указано о том, что размеры расходов на содержание, техническое обслуживание и ремонт указанного автотранспорта Думы, приобретение ГСМ в 2020-2022 г.г. осуществлялись в рамках муниципальных контрактов, информация о которых находится в свободном доступе на сайте Думы https://duma-seversk.ru, раздел Деятельность/информация о размещении заказов.

Более подробную информацию о расходовании средств бюджета ЗАТО Северск в 2020-2022 годах на содержание автомобилей Думы, включая расходы на оплату труда работников, связанных с обслуживанием данного автотранспорта предоставить не представилось возможным, в ответе указано на необходимость проведения анализа деятельности органа местного самоуправления, аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав Петрова В.И. как пользователя информации.

Кроме того, Петров В.И. проинформирован о том, что ему предоставлено право ознакомиться с запрашиваемыми протоколами сессий Думы, постоянных комитетов Думы, протоколами Совета Думы ЗАТО Северск IV созыва в порядке, утвержденном распоряжением председателя Думы ЗАТО Северск от 12.01.2023 №2р.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления признается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Вопросы организации и деятельности Думы ЗАТО Северск Томской области, а также порядок принятия ею решений урегулированы Регламентом Думы ЗАТО Северск Томской области, утвержденным решением Думы ЗАТО Северск от 24 декабря 2015 года № 8/20 (далее- Регламент).

В соответствии со статьей 10 Регламента Дума в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, обеспечивает доступ к информации справочного и (или) содержательного характера о деятельности Думы.

Работа Думы по обеспечению доступа граждан и организаций к информации о деятельности Думы (за исключением информации ограниченного доступа) строится на принципах информационной открытости в соответствии с законодательством согласно общей информационной политике, проводимой Думой, в интересах достоверного и оперативного информирования общественности о деятельности Думы.

Официальным печатным изданием муниципальных правовых актов Думы и председателя Думы является печатное средство массовой информации, учрежденное органами местного самоуправления ЗАТО Северск; официальным информационным ресурсом Думы в сети Интернет является официальный сайт Думы, на котором размещаются нормативные правовые акты Думы, акты председателя Думы и иная официальная информация о деятельности Думы; организацию работы по обеспечению доступа к информации о деятельности Думы, а также организацию работы с запросами информации о деятельности Думы осуществляет аппарат Думы; порядок предоставления информации о деятельности Думы утверждается решением Думы.

Порядок предоставления информации о деятельности Думы ЗАТО Северск утвержден решением Думы ЗАТО Северск от 25 февраля 2010 года № 92/20 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Думы ЗАТО Северск» (далее – Порядок).

Согласно пункту 1 статьи 1 Порядка информация о деятельности Думы ЗАТО Северск предоставляется следующими способами: 1) обнародование (опубликование) в средствах массовой информации; 2) размещение в сети Интернет; 3) ознакомление через библиотечные и архивные фонды; 4) предоставление информации во время личного приема; 5)предоставление информации по телефонам Думы; 6) предоставление по запросам пользователей в соответствии с действующим законодательством; 7) присутствие граждан на сессиях Думы в порядке, установленном Регламентом Думы ЗАТО Северск; 8) встречи депутатов Думы с избирателями в коллективах и на собраниях граждан; 9) проведение публичных слушаний; 10) иными способами, предусмотренными действующим законодательством.

Информация может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа; если форма предоставления информации законодательством не установлена, она может определяться запросом пользователя информацией; при невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в Думе; общедоступная информация предоставляется неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети «Интернет» в форме открытых данных (статья 2 Порядка).

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если: 1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией; 3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос; 4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа; 5) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией; 6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

Государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена на официальном сайте.

В соответствии с пунктами 1, 2, подпунктом 14 пункта 3 статьи 29 Устава Дума самостоятельно определяет свою структуру и имеет свой аппарат специалистов. Организацию деятельности Думы осуществляет председатель Думы. Председатель Думы избирается Думой из своего состава и осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Председатель Думы осуществляет по отношению к работникам аппарата Думы права и обязанности представителя нанимателя (работодателя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и муниципальной службе, руководит на принципах единоначалия работой аппарата Думы, утверждает структуру и штатное расписание Думы, заключает и расторгает трудовые договоры с муниципальными служащими и иными работниками аппарата Думы, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности аппарата Думы, утверждает правила внутреннего трудового распорядка аппарата Думы, принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам, утверждает бюджетную смету Думы на текущий финансовый год в пределах утвержденного объема расходов на содержание Думы.

В исключительной компетенции Думы находятся: принятие Устава ЗАТО Северск и внесение в него изменений и дополнений; утверждение бюджета ЗАТО Северск и отчета о его исполнении (пункты 1, 2 Устава).

ЗАТО Северск имеет собственный бюджет. Бюджет ЗАТО Северск разрабатывается и утверждается в форме решения Думы. Порядок составления и рассмотрения проекта бюджета, утверждения и исполнения бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении бюджета определяется Положением о бюджетном процессе ЗАТО Северск, утверждаемым Думой. Проект бюджета ЗАТО Северск, решение об утверждении бюджета ЗАТО Северск, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета ЗАТО Северск и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления ЗАТО Северск, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию (пункты 1, 2, 4 статьи 53 Устава).

В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Устава решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена на официальном сайте.

Порядок ознакомления с документами Думы ЗАТО Северск установлен распоряжением председателя Думы ЗАТО Северск от 12.01.2023 № 2р, с учетом распоряжения председателя Думы ЗАТО Северск от 25.01.2023 № 8р о внесении изменений в распоряжение от 12.01.2023 № 2р.

С учетом вышеприведенных положений в ответе от 20.03.2023 № 01-18/152 на обращение депутата Петрова В.И. от 03.03.2023 № 329 о предоставлении информации о расходовании в 2020-2022 г. средств бюджета ЗАТО Северск на содержание данного автотранспорта, включая расходы на оплату труда работников, связанных с обслуживанием автотранспорта, расходов бюджета ЗАТО Северск в 2020-2022 годах на приобретение ГСМ для данного автотранспорта обосновано указано на возможность ознакомления с такой информацией на официальном сайте Думы ЗАТО Северск http://duma-seversk.ru, что подтверждается скриншотами с сайта (л.д. 36-39).

В ответе от 20.03.2023 № 01-18/152 Петров В.И. проинформирован об отсутствии возможности предоставления протоколов заседаний постоянных комитетов Думы ЗАТО Северск IV созыва, протоколов заседаний Думы ЗАТО Северск IV созыва; протоколов заседаний Совета Думы ЗАТО Северск IV созыва в запрашиваемой форме (в виде электронных документов) и предоставлении данной информации в том виде, в каком она имеется в Думе. Уведомлен о возможности ознакомиться с оригиналами указанных протоколов, в соответствии с порядком, утвержденным распоряжением Председателя Думы ЗАТО Сееврск от 12.01.2023 № 2р.

Таким образом, суд не усматривает оснований для признания решения председателя Думы ЗАТО Северск Шамина Г.А. от 20.03.2023 № 01-18/152 по обращению депутата Петрова В.И. от 03.03.2023 № 329 незаконным и необоснованным, а также для возложения на председателя Думы ЗАТО Северск Шамина Г.А. обязанности повторно рассмотреть обращение административного истца от 03.03.2023 № 329 и принять решение о предоставлении запрашиваемой информации в рамках установленных федеральным законодательством РФ полномочий и требований.

Учитывая изложенное, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Требование о признании необходимым опубликования решения суда по данному административному делу после вступления в законную силу, также подлежит отклонению, поскольку Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрена указанная возможность восстановления нарушенного права.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175 - 180; 227 КАС РФ, суд,

решил:

административное исковое заявление депутата Думы ЗАТО Северск Петрова В.И. к председателю Думы ЗАТО Северск Шамину Г.А., Думе ЗАТО Северск о признании незаконным решения председателя Думы ЗАТО Северск Шамина Г.А. по отказу в предоставлении запрашиваемой информации по обращению депутата Думы ЗАТО Северск Петрова В.И. от 03.03.2023 № 329, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.

Председательствующий С.В. Панкова

УИД: 70RS0009-01-2023-001358-21