НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Североморского районного суда (Мурманская область) от 19.12.2016 № 2-2831/2016

Мотивированное решение изготовлено 19.12.2016 годаДело № 2-2831/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАТО г. Североморск 14 декабря 2016 года

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Фоминой Е.А.,

при секретаре Сендажи А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Портновой А.А. к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница ЗАТО г. Североморск» о производстве перерасчета заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Миронюк В.М., действия в интересах Портновой О.А. обратился в суд с иском к ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г. Североморск» о взыскании недополученной заработной платы.

В обоснование исковых требований указал, что на основании приказа главного врача МУЗ «ЦРБ ЗАТО г. Североморск» № *** от *** года Портнова О.А. с *** года принята на должность ***. Приказом главного врача МУЗ «ЦРБ ЗАТО г. Североморск» № ***л от *** года с *** года Портнова О.А. переведена на должность ***. Приказом главного врача ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г. Североморск» № *** от *** года с *** года трудовой договор с Портновой О.А. расторгнут по п.3 с. 1 ст. ТК Российской Федерации. *** года Портнова О.А. принята на работу в ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г. Североморск» на должность ***.

В начале августа 2016 года Портнова О.А. обратилась с заявлением в Министерство здравоохранения Мурманской области по вопросу повышения заработной платы среднего медицинского персонала.

05.08.2016 года Портнова О.А. получила ответ из Министерства здравоохранения Мурманской области, из которого следовало, что с 2012 года в учреждении наблюдается рост заработной платы по всем категориям персонала, в том числе и по среднему медицинскому персоналу: в 2012 году -*** руб., в 2013 году - *** руб., в 2014 году - *** руб., в *** году- *** руб. По состоянию на 01.07.2016 года средняя заработная плата среднего медицинского персонала составляет *** руб.

Поскольку в период с 2012 года по текущий период 2016 года Портнова О.А. получала заработную плату в меньшем размере, нежели указано в ответе Министерства здравоохранения по Мурманской области, просит суд обязать ответчика произвести выплату Портновой О.А. разницы между ранее произведенными выплатами заработной платы и рассчитанными из данных Министерства здравоохранения по Мурманской области за период с 01.10.2012 года по дату принятия решения суда.

До рассмотрения дела по существу представил уточненные исковые требования в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации с представленным расчетом по заявленным исковым требованиям, просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с 01.10.2012 года по 01.10.2016 года *** рублей. При этом в данном расчете не учтена задолженность по заработной плате за 2015 год, поскольку истец не обладает сведениями по начисленным суммам за январь, апрель и август 2015 года.

В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, воспользовалась правом предусмотренным ст.48 ГПК Российской Федерации на ведение дела через представителя.

Представитель истца- Миронюк В.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования, с учетом представленных уточнений по иску. Указал, что его доверитель в спорный период работала в ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г. Североморск», в том числе на 1,5 ставки.

Представитель ответчика ГОБУЗ «Центральная районная больница ЗАТО г. Североморск» Шубина Л.В. возражала против заявленных исковых требований. Указала, что ответчик в 2011-2012 года участвовал в реализации мероприятий по внедрению стандартов стационарной медицинской помощи и повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в рамках долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Мурманской области» на 2011-2012 годы, который были предусмотрены денежные выплаты стимулирующего характера специалистам ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г. Североморск» с высшим и средним медицинским образованием. Стимулирующие выплаты производились истцу с учетом коэффициента эффективности деятельности работника, рассчитанного на основании показателей и критериев оценки эффективности. Увеличение должностных окладов работника осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области. Обратила внимание, что средняя заработная плата по учреждению, региону не означает, что каждый работник должен получать именно такую заработную плату. Заработная плата конкретного работника в соответствии со ст. 132 ТК Российской Федерации зависит от квалификации, сложности выполненной работы, количества и качества затраченного труда и может быть как выше, так и ниже целевого значения средней заработной платы, установленного нормативными актами.

Представитель Министерства здравоохранения Мурманской области привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представал отзыв по иску, которым просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражал против заявленных исковых требований. Указав, что письмо Министерства, на которое ссылается истец в обоснование своих заявленных требований, представляет собой письменный ответ по существу поставленных в обращении Портновой О.А. вопросов. Содержащаяся в ответе информация носит справочный характер. С целью демонстрации динамики роста заработной платы среднего медицинского персонала указано ее среднее значение по учреждению. Полагает, что иск заявлен необоснованно и не подлежит удовлетворению.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, на основании приказа главного врача МУЗ «ЦРБ ЗАТО г. Североморск» № *** от *** года Портнова О.А. с *** года принята на должность ***. Приказом главного врача МУЗ «ЦРБ ЗАТО г. Североморск» № *** от *** года с *** года Портнова О.А. переведена на должность ******. Приказом главного врача ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г. Североморск» № *** от *** года с *** года трудовой договор с Портновой О.А. расторгнут по п.3 с. 1 ст. ТК Российской Федерации. *** года Портнова О.А. принята на работу в ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г. Североморск» на должность ***.

Из пояснений ответчика, а также представленных материалов дела следует, что ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г. Североморск» в 2011-2012 года участвовало в реализации мероприятий по внедрению стандартов стационарной медицинской помощи и повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в рамках долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Мурманской области» на 2011-2012 годы, который были предусмотрены денежные выплаты стимулирующего характера специалистам ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г. Североморск» с высшим и средним медицинским образованием.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 года № 2511-р, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014,2015 годов, утвержденной постановлением Правительства ОРФ от 22.10.2012 года № 1074, Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 года № 2190-р, плана мероприятий «дорожная карта», «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 года № 2599-р, во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 15.02.2013 года № 62- ПП «О разработке планов мероприятий « дорожных карт» по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительством Российской Федерации утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы № 2190-р от 26.11.2012 года, распоряжения правительства Мурманской области №78-РП от 05.03.2013 «Об утверждении Плана мероприятий («дородная карта») Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Мурманской области». В 2013 году в государственном областном бюджетном учреждении здравоохранения «Центральная районная больница ЗАТО г. Североморск был разработан локальный нормативный акт «Положение об осуществлении в 2013 году дополнительных денежных выплат стимулирующего характера врачам и специалистам со средним медицинским образованием ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», участвующим в оказании специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара и дневного стационара при стационаре в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализации мероприятий по предоставлению медицинской помощи в соответствии со стандартами стационарной медицинской помощи», утвержденный главным врачом с учетом мнения профсоюзного органа 24 апреля 2013 года.

Как следует из пояснений представителя ответчика, а также подтверждено материалами дела, стимулирующие выплаты в учреждении производились с учетом коэффициента эффективности деятельности работника, рассчитанного на основании показателей и критериев оценки эффективности, разработанных в структурных подразделениях и утвержденных приказом главного врача, на основании которых Портновой О.А. осуществлялись выплаты стимулирующего характера.

На основании Положения об осуществлении в 2014 году дополнительных денежных выплат стимулирующего характера врачам, (провизорам) и специалистам со средним медицинским (фармацевтическим) образованием ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», участвующим в оказании специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара и дневного стационара при стационаре в рамках базовой и сверх базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализации мероприятий по предоставлению медицинской помощи в соответствии со стандартами стационарной медицинской помощи, стимулирующие выплаты Портновой О.А. в 2014 году осуществлялись, что также подтверждено представленными расчетными листками.

Приказом по учреждению от 11.03.2015 №108 в ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск» было утверждено Положение об осуществлении в 2015 году дополнительных денежных выплат стимулирующего характера врачам (провизорам, биологам) и специалистам со средним медицинским (фармацевтическим) образованием, участвующим в оказании специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара и дневного стационара при стационаре. Выплаты стимулирующего характера Портновой О.А. за 2015 год подтверждаются расчетными листами.

Увеличение должностных окладов Портновой О.А. осуществлялось в соответствии с постановлениями Правительства Мурманской области, так при трудоустройстве установлен Портновой О.А. должностной оклад - *** рубля; в декабре 2010 года – *** рубля; 01.06.2011 года - *** рублей; 01.10.2011 года - *** рублей; 01.10.2012 года - *** рублей; 01.06.2013 года - *** рубля; 01.10.2013 года- *** рублей; 01.01.2014 года - *** рубля; 01.10.2015 года -. *** рублей.

Истица полагает, что поскольку из ответа на ее обращение в Министерство здравоохранения Мурманской области от 05.08.2016 года следует, что Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 установлено повышение заработной платы среднему медицинскому персоналу, к числу которого она относится, до 100 процентов к средней заработной плате по региону, а также указаны тенденции ежегодного роста гарантированной заработной платы, по состоянию на 01.07.2016 года средняя заработная плата среднего медицинского персонала составила *** рублей, то имеет место задолженность перед ней по заработной плате за период с 2012 года по текущее время 2016 года, так как начисления не соответствуют заработной плате указанной в официальном ответе Министерства здравоохранения Мурманской области.

Однако, суд находит позицию истицы ошибочной, основанной на неверном толковании закона.

Как следует из ст. ст. 7 и 37 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 130 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.

Согласно ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 144 Трудового кодекса РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Так, в соответствии со ст. 134 Трудового кодекса РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 г. N 913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 Трудового кодекса РФ) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.

При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы. Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны положением Конституции РФ, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3), а также требованиями Трудового кодекса РФ, закрепляющими как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (статьи 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст. 144). Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой ст. 134 ТК РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.

Средняя заработная плата в конкретном случае - это сумма заработной платы из разных источников финансирования за весь объем работы соответствующей категории работников, которая делится на среднюю численность той же категории работников.

Письмо Министерства здравоохранения по Мурманской области, на которое ссылается Портнова О.А. в своих доводах, не является нормативным актом, регулирующим трудовые правоотношения отношения, не определяет размер заработной платы сотрудников ГОБУЗ «ЦРБ ЗАТО г. Североморск», а носит лишь информационный (справочный) характер.

В связи с чем, ссылки истца на указанное выше письмо суд находит не состоятельными.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что истицей не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушенном праве, а именно о том, что в спорный период с 2012 года по 2016 год она получала заработную плату не в полном объеме.

При изложенных обстоятельствах, оснований для выплаты истице заработной платы в большем размере, как предъявлено ею в исковом заявлении, не имеется.

Суд рассматривает спор в пределах заявленных исковых требований и по основаниям, заявленным истцом.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Портновой А.А. к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница ЗАТО г. Североморск» о производстве перерасчета заработной платы- оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Е.А. Фомина