НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Северодвинского городского суда (Архангельская область) от 17.11.2021 № 2А-5266/202117

Дело № 2а-5266/2021 17 ноября 2021 года

УИД 29RS0023-01-2021-004525-83

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Поповой Д. В.,

при секретаре Поливаной Д. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Скородумову .. о взыскании задолженности по налогам и пени,

у с т а н о в и л:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС № 9, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Скородумову Д. Б. о взыскании задолженности по налогам и пени.

В обоснование административного искового заявления указала, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за 2019 г. в размере 217 648 руб., пени за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 в сумме 397 руб. 77 коп., по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 4 871 руб. и пени за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 в сумме 08 руб. 97 коп.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019 г. в размере 2 128 руб. 00 коп., всего, сумма задолженности, подлежащая взысканию, 225 053 руб. 74 коп.

Административный истец - представитель МИФНС № 9 в судебное заседание не явился, был извещён надлежащим образом о времени и месте его проведения, просил рассмотреть дело без его участия. Заместителем начальника МИФНС № 9 ...... представлены письменные возражения на отзыв (л. л. 92-97).

Административный ответчик Скородумов Д. Б. в суде возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным им в отзыве на административное исковое заявление (л. д. 33-35). Утверждал о том, что обязанность по удержанию НДФЛ за 2019 г. лежала на налоговом агенте - .....) как по решению суда, так и на основании положений НК РФ, в связи с чем, полагает, указанную сумму необходимо взыскивать с работодателя. Не оспаривал имеющуюся у него задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов. Вместе с тем, не согласен уплатить задолженность по начисленным суммам пени. Обратил внимание суда, что взыскание с него такой суммы является непосильным финансовым бременем, поскольку он в настоящий момент не работает, имеет двоих несовершеннолетних детей, а также финансовые обязательства по уплате ипотечных платежей.

Согласно статье 150, части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие привлечённых к участию в деле лиц.

Изучив материалы дела, материалы дела № 2а-544/2021-8, суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Судом установлено, что согласно сведениям, представленным на основании пункта 4 статьи 85 НК РФ в адрес МИФНС № 9 органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств Скородумов Д. Б., налогоплательщик, административный ответчик, должник) в 2019 году являлся собственником следующих транспортных средств – объектов налогообложения:

.....

В соответствии со статьёй 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные суда транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 362 НК РФ сумма налога, если иное не предусмотрено настоящей статьёй, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Как это предусмотрено статьей 361, 363 Кодекса, конкретные ставки транспортного налога, а также порядок и сроки уплаты налога определяются законами субъектов Российской Федерации.

На территории Архангельской области принят Закон от 01.10.2002 № 112-16-ОЗ «О транспортном налоге» (далее - Закон). Статьёй 1 указанного Закона установлены ставки транспортного налога в зависимости от категории транспортных средств, от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчёте на 1 лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, 1 регистровую тонну или единицу транспортного средства. Так, ставки транспортного налога, действующие в 2019 г. (статья 1 Закона), составляли: 50,00 рублей – автомобили легковые с мощностью двигателя от 150 л. с. до 200 л.с. включительно.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены пунктом 1 статьи 363 НК РФ. Так, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом в соответствии со статьей 360 НК РФ признается календарный год.

Согласно пункту 3 статьи 362 Кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, осуществляют уплату транспортного налога на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В силу пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учёта транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

В соответствии с данными, представленными на основании пункта 4 статьи 85 НК РФ в адрес Инспекции органами, осуществляющими кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости, государственный технический учёт и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Скородумов Д. Б. в 2019 г. являлся собственником недвижимого имущества - объектов налогообложения:

.....

.....

Правовое регулирование налогообложения имущества физических лиц в Российской Федерации с 01.01.2015 осуществляется в соответствии с главой 32 НК РФ.

В зависимости от нормативного регулирования на уровне конкретного субъекта Российской Федерации, налог на имущество физических лиц может исчисляться либо исходя из инвентаризационной стоимости имущества либо исходя из кадастровой стоимости имущества.

Согласно статье 1 Закона от 24.10.2014 № 199-11-ОЗ «О дате начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» дата начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01.01.2015.

В соответствии с пунктом 1 статьи 402 НК РФ порядок определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

На основании пункта 1, 2 статьи 399 Кодекса налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ), независимо от возраста указанных лиц.

Объектом налогообложения, согласно статьи 401 Кодекса, признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.

Налоговая база, как следует из пункта 1 статьи 403 НК РФ, определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учётом особенностей, предусмотренных указанной статьёй.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы (статья 406 НК РФ).

На основании статьи 408 Кодекса сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, с учетом положений и понижающих коэффициентов статьи 408 НК РФ.

Статьёй 409 Кодекса предусмотрено, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом, в соответствии со статьей 405 НК РФ, признаётся календарный год.

Согласно статье 409 Кодекса налог на имущество физических лиц уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В силу пункта 2 и 3 статьи 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц возлагается на налоговый орган, который направляет налогоплательщику налоговое уведомление, не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Согласно статье 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

В силу статьи 41 НК РФ доходом признаётся экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят налогоплательщики - физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.

Пунктом 1 статьи 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.

Указанные организации признаются налоговыми агентами и обязаны исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, статьей 226 НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учёта о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В данном случае, формой сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога является «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (форма 2-НДФЛ), которая утверждена Приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@ (приложение № 1 к настоящему приказу).

Согласно справке о доходах и суммах налога физического лица ..... Скородумовым Д. Б. был получен доход в общей сумме .....

Иных справок о доходах и суммах налога физического лица за 2019 г. в отношении налогоплательщика от названного налогового агента в Инспекцию не поступало.

Таким образом, общая сумма НДФЛ за 2019 г., не удержанная налоговым агентом - Филиалом .....

Приказом ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» утверждены коды видов доходов и коды видов вычетов налогоплательщика.

В соответствии с представленной справкой по форме 2-НДФЛ № 2 от 31.01.2020, код дохода указан – «2000», что соответствует наименованию дохода: «Вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей; денежное содержание, денежное довольствие, не подпадающее под действие пункта 29 статьи 217 НК РФ и иные налогооблагаемые выплаты военнослужащим и приравненным к ним категориям физических лиц (кроме выплат по договорам гражданско-правового характера)».

При этом доходы, освобождаемые от налогообложения, не подлежат отражению в форме сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (форма 2-НДФЛ) (Письмо Минфина России от 02.04.2019 № 03-04-05/22860).

Соответственно, самостоятельное определение налоговым органом сумм дохода налогоплательщика, с которых налоговым агентом не был удержан налог на доходы физических лиц, и, соответственно сумм, с которых подлежит уплате налог, не предусмотрено действующим законодательством.

Вместе с тем, как верно отмечено налоговым органом, в случае несогласия с данными, содержащимися в справке по форме 2-НДФЛ, представленной налоговым агентом в налоговый орган, налогоплательщик вправе обратиться непосредственно к налоговому агенту о представлении в налоговый орган по месту своего учёта уточняющей (аннулирующей) справки о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ.

При этом перерасчёт налога на доходы физических лиц налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации осуществляется только после представления налоговым агентом уточняющих (аннулирующих) сведений.

Являются несостоятельными доводы Скородумова Д. Б. об обязанности по удержанию НДФЛ за 2019 г. налоговым агентом - Филиалом .....

В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят налогоплательщики - физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.

Пунктом 1 статьи 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учётом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.Указанные организации признаются налоговыми агентами и обязаны исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, статьёй 226 НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Таким образом, при получении налогоплательщиком от Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации (по 12 ГУ МО) доходов, подлежащих налогообложению, ..... налоговым агентом и обязан исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Кодекса.

.....

Судом в резолютивной части решения может быть указана сумма дохода, подлежащая взысканию в пользу физического лица, и сумма, которую необходимо удержать в качестве налога и перечислить в бюджетную систему Российской Федерации.

В этом случае в соответствии с пунктом 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Если при вынесении решения суд не производит разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с физического лица, то организация - налоговый агент при выплате физическому лицу по решению суда дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц с указанного дохода.

Как следует из текста решений пo делам №№ 2-1741/2019, № 2-1839/2019, № 2-2351/2019, № 2-2830/2019, № 2-323/2020 в резолютивных частях Северодвинский городской суд Архангельской области не произвёл разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с физического лица, соответственно, ..... как налоговый агент при выплате физическому лицу по решению суда дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не имел возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц с указанного дохода, а выплачивал суммы дохода, указанные в решении (л. д. 56-78).

Согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учёта о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В данном случае, формой сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, является - «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (форма 2-НДФЛ), которая утверждена Приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566® (приложение № 1 к настоящему приказу).

Исполнив решения суда, ..... представил в налоговый орган справку о доходах и суммах налога физического лица за 2019 г. в отношении Скородумова Д. Б. .....

.....

Иных справок о доходах и суммах налога физического лица за 2019 г. в отношении налогоплательщика от названного налогового агента в Инспекцию не поступало.

.....

Приказом ФНС России от 10.09.2015 «ММВ-7-11/387® «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» утверждены коды видов доходов и коды видов вычетов налогоплательщика.

В соответствии с представленной справкой по форме 2-НДФЛ № 2 от 31.01.2020, код дохода указан - «2000», что соответствует наименованию дохода: «Вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей; денежное содержание, денежное довольствие, не подпадающее под действие пункта 29 статьи 217 НК РФ и иные налогооблагаемые выплаты военнослужащим и приравненным к ним категориям физических лиц (кроме выплат по договорам гражданско-правового характера)». Следовательно, с суммы дохода с кодом «2000» подлежит уплате НДФЛ.

При этом доходы, освобождаемые от налогообложения, не подлежат отражению в форме сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (форма 2-НДФЛ) (Письмо Минфина России от 02.04.2019 № 03-04-05/22860).

Соответственно, самостоятельное определение налоговым органом сумм дохода налогоплательщика, с которых налоговым агентом не был удержан налог на доходы физических лиц, и, соответственно сумм, с которых подлежит уплате налог, не предусмотрено действующим законодательством.

Вместе с тем, в случае несогласия с данными, содержащимися в справке по форме 2-НДФЛ, представленной налоговым агентом в налоговый орган, налогоплательщик вправе обратиться непосредственно к налоговому агенту о представлении в налоговый орган по месту своего учёта уточняющей (аннулирующей) справки о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ.

При этом перерасчёт налога на доходы физических лиц налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации осуществляется только после представления налоговым агентом уточняющих (аннулирующих) сведений.

Как следует из представленных возражений налогового органа, по состоянию на 10.11.2021 уточняющих (аннулирующих) сведений налоговым агентом в налоговый орган не представлено.

В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

Налоговое уведомление формируется налоговым органом на основании представленного налоговым агентом в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ Сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, в виде Справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ).

На основании вышеизложенных обстоятельств, правовых оснований для неначисления НДФЛ за 2019 г. в размере 217 648 руб., вопреки возражениям административного ответчика об обратном, не имеется.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы установлена также статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с частью 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Пользователи Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (далее - ЛК ФЛ, Личный кабинет) получают налоговые уведомления в электронной форме.

Скородумов Д. Б. с 29.08.2013 является пользователем ЛК ФЛ, следовательно, в соответствии пункта 2 статьи 11.2 Кодекса налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету, получают от налогового органа в электронной форме через Личный кабинет документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (л. д. 18).

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено вышеуказанным пунктом.

На основании статьей 11.2, 52, 362, 409, 226 НК РФ, а также справки по форме 2-НДФЛ № 2 от 31.01.2020 налоговым органом было сформировано и размещено в Личном кабинете налогоплательщика налоговое уведомление № 77813317 от 01.09.2020 (л. д. 20) на уплату в установленной законодательством о налогах и сборах срок:

- транспортного налога за 2019 год в размере 4 871руб.;

- налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 2 128 руб.;

- налога на доходы физических лиц за 2019 год в размере 217 648 руб. (с учётом имеющейся переплаты в размере 312 руб. (217 648 руб. = 217 960 – 312).

То есть в данном конкретном случае, с учётом положений пункта 7 статьи 6.1 НК РФ, налоги за 2019 г. надлежало уплатить не позднее - 01.12.2020.

В налоговом уведомлении указаны: сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, а также срок уплаты налога.

Пунктом 4 статьи 31 НК РФ установлено, что в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днём размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Таким образом, налоговым органом исполнена обязанность по направлению налогового уведомления в адрес налогоплательщика (л. д. 21).

В установленный срок – 01.12.2020 – налог за 2019 г. уплачен не был, возражения относительно начислений не заявлены.

Статьёй 45 Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом, налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы установлена также статьёй 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 Кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным днём уплаты налога в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации.

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов, на сумму недоимки в соответствии со статьёй 75 Кодекса налоговым органом начислены пени за период с 02.12.2020 года по 14.12.2020 в размере:

- 08 руб. 97 коп. – за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 г. (л. д. 15, оборот, 19, оборот);

- 23 руб. 85 коп. - за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2019 г. (л. д. 19, оборот);

- 397 руб. 77 коп. – за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2019 г. (л. д. 15, 19).

Вопреки возражениям административного ответчика, обязанность по уплате пеней производна от основной обязанности по уплате налога и является обеспечивающей обязанностью (пункт 1 статьи 72 НК РФ). Обязательство в виде пеней не может существовать отдельно от основного обязательства.

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов, на сумму недоимки, в том числе по НДФЛ за 2019 г., в соответствии со статьёй 75 Кодекса налоговым органом начислены пени за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 в размере 397 руб. 77 коп. - за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2019 год.

Правовых оснований для неначисления пени на недоимку по НДФЛ за 2019 г. не имеется.

Обязанность уплачивать транспортный налог и налог на имущество физических лиц, как и суммы задолженности по налогу и пени, налогоплательщик не оспаривает.

Вопрос по уплате или неуплате налоговым агентом страховых взносов в ФФОМС и ФСС не является предметом спора и рассмотрения по настоящему делу и выяснению не подлежит.

Ссылки в возражениях на иск административного ответчика о том, что он в настоящий момент не работает, имеет двоих несовершеннолетних детей, а также финансовые обязательства по уплате ипотечных платежей, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска и могут быть учтены при исполнении решения суда.

На момент направления административного искового заявления пени административным ответчиком в бюджет не уплачены.

Пунктом 1 статьи 45 Кодекса предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьями 11.2, 69, 70, 75 НК РФ Инспекцией в ЛК ФЛ налогоплательщика размещено требование № 62676 с предложением в добровольном порядке в срок до 18.01.2021 уплатить недоимку по налогу за 2019 г. в сумме 224 647 руб. и задолженность по пени в сумме 413 руб. 73 коп. (л. д. 17, 18).

Пунктом 4 статьи 31 НК РФ установлено, что в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

В установленный срок, а также на момент направления настоящего заявления в суд, требование налогоплательщиком самостоятельно не исполнено.

В установленный срок, на момент направления настоящего административного искового заявления в суд и его рассмотрения в суде требования налогоплательщиком самостоятельно не исполнены.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

С учётом установленных обстоятельств, контрольный орган должен был обратиться в суд за принудительным взысканием задолженности по обязательным платежам в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налогов и пеней № 62676, поскольку с момента выставления данного требования общая сумма требований превысила 3 000 рублей. Данным требованием срок его исполнения определён до 18.01.2021. Следовательно, шестимесячный срок для обращения с заявлением о взыскании налогов за и пени истекал 18.07.2021.

Как усматривается из материалов дела, 16.02.2021 Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 8 Северодвинского судебного района Архангельской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени со Скородумова Д. Б., то есть в установленный законом срок.

20.02.2021 мировым судьей судебного участка № 8 Северодвинского судебного района Архангельской области вынесен судебный приказ № 2а-544/2021-8 о взыскании со Скородумова Д. Б. задолженности по налогу и пени в общей сумме 225 053 руб. 74 коп.

10.03.2021 от Скородумова Д. Б. поступили возражения относительно исполнения данного судебного приказа, 12.03.2021 с его подписью.

17.03.2021 мировым судьей судебного участка № 8 Северодвинского судебного района Архангельской области принято определение об отмене судебного приказа № 2а-544/2021-8 от 20.02.2021.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть не позднее 17.09.2021.

С административным исковым заявлением Инспекция обратилась в Северодвинский городской суд Архангельской области 15.09.2021, то есть в пределах установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ срока.

С учётом установленных обстоятельств и представленных в дело доказательств суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Представленный истцом расчёт взыскиваемых сумм судом проверен, признан обоснованным в соответствии с нормами действующего законодательства и арифметически правильным, ответчиком не оспорен, а также доказательств, опровергающих доводы налогового органа о наличии в собственности ответчика объектов налогообложения, материалы дела их не содержат.

Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» госпошлину в размере - 5 450 руб. 54 коп.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Скородумову .. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.

Взыскать со Скородумова .., в доход бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ за 2019 г. в размере 217 648 руб., пени за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 в сумме 397 руб. 77 коп., по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 4 871 руб. и пени за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 в сумме 08 руб. 97 коп.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за 2019 г. в размере 2 128 руб. 00 коп., всего, сумма задолженности, подлежащая взысканию, 225 053 (Двести двадцать пять тысяч пятьдесят три) руб. 74 коп.

Взыскать со Скородумова .. в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 5 450 (Пять тысяч четыреста пятьдесят) руб. 54 коп.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Д. В. Попова

Решение принято в окончательной форме 01.12.2021.