14 апреля 2021 года Дело № 2а-1962/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Поповой Д. В.,
при секретаре Поливаной Д. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Бушмановой ФИО6 о взыскании задолженности по налогу и пени,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС № 9, Инспекция, налоговый орган) обратилась с административным исковым заявлением к Бушмановой Н. П. о взыскании задолженности по налогу и пени.
В обоснование административного искового заявления указано, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 83 руб. 00 коп., задолженность по соответствующей пени за период с 03.12.2019 по 11.02.2020 в сумме 01 руб. 23 коп.; по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 6 500 руб. 00 коп., задолженность по соответствующей пени за период с 03.12.2019 по 11.02.2020 года в сумме 96 руб. 74 коп., всего, сумма задолженности, подлежащая взысканию: 6 680 руб. 97 коп.
Административный истец, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик Бушманова Н. П., надлежаще извещённая, в суд не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, об отложении не ходатайствовала (л. д. 35).
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, материалы дела № 2а-4327/2020-10, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно данным, представленным на основании пункта 4 статьи 85 НК РФ в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Инспекция, налоговый орган) органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости, государственный технический учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Бушманова Наталья Павловна (далее – Бушманова Н.П., налогоплательщик, ответчик, должник) является собственником недвижимого имущества - объекта налогообложения:
.....
Правовое регулирование налогообложения имущества физических лиц в Российской Федерации с 01.01.2015 осуществляется в соответствии с главой 32 НК РФ.
В зависимости от нормативного регулирования на уровне конкретного субъекта Российской Федерации, налог на имущество физических лиц может исчисляться либо исходя из инвентаризационной стоимости имущества либо исходя из кадастровой стоимости имущества.
Согласно статье 1 Закона от 24.10.2014 № 199-11-ОЗ «О дате начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» дата начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01.01.2015.
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 НК РФ порядок определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
На основании пункта 1, 2 статьи 399 Кодекса налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).
Объектом налогообложения, согласно статьи 401 Кодекса, признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.
Налоговая база, как следует из пункта 1 статьи 403 НК РФ, определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы (статья 406 НК РФ).
На основании статьи 408 Кодекса сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Кодекса.
Сумма налога исчисляется с учетом положений и понижающих коэффициентов статьи 408 НК РФ.
В силу пункта 2 и 3 статьи 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц возлагается на налоговый орган, который направляет налогоплательщику налоговое уведомление, не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
Пунктом 1 статьи 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.
Указанные организации признаются налоговыми агентами и обязаны исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, статьей 226 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В данном случае, формой сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога является - «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (форма 2-НДФЛ), которая утверждена Приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@ (приложение № 1 к настоящему приказу).
.....
Иных справок о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год с указанием сумм неудержанного налога в отношении налогоплательщика от налоговых агентов в Инспекцию не поступало.
Таким образом, общая сумма НДФЛ за 2018 год, не удержанная налоговым агентом у Бушмановой Н. П. составила – 6 500 руб. 00 коп.
Приказом ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» утверждены коды видов доходов и коды видов вычетов налогоплательщика.
.....
.....
.....
Соответственно, самостоятельное определение налоговым органом сумм дохода налогоплательщика, с которых налоговым агентом не был удержан налог на доходы физических лиц, и, соответственно сумм, с которых подлежит уплате налог, не предусмотрено действующим законодательством.
Вместе с тем, в случае несогласия с данными, содержащимися в справке по форме 2-НДФЛ, представленной налоговым агентом в налоговый орган, налогоплательщик вправе обратиться непосредственно к налоговому агенту о представлении в налоговый орган по месту своего учёта уточняющей (аннулирующей) справки о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ.
При этом перерасчёт налога на доходы физических лиц налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации осуществляется только после представления налоговым агентом уточняющих (аннулирующих) сведений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Налоговое уведомление формируется налоговым органом на основании представленного налоговым агентом в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ Сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, в виде Справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ).
.....
Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с частью 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
С учётом положений статьи 52, 226 Кодекса Инспекцией в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление от 21.08.2019 № 41177803 на уплату:
- налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 83 руб. 00 коп.,
- налога на доходы физических лиц за 2018 год в размере 6 500 руб. 00 коп.;
- земельного налога за 2017-2018 годы в сумме 06 руб. 00 коп. Срок уплаты налога – 02.12.2019 (л. д. 22-23, 24).
В налоговом уведомлении указаны: сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Пунктом 4 статьи 31 НК РФ установлено, что в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Таким образом, налоговым органом исполнена обязанность по направлению налогового уведомления в адрес налогоплательщика.
В установленный срок налог уплачен не был, возражения относительно начислений не заявлены.
Статьей 45 Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом, налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы установлена также статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 Кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным днем уплаты налога в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации.
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов, на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 Кодекса налоговым органом начислены пени за период с 03.12.2019 по 11.02.2020 в размере:
- 01 руб. 23 коп. - за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2018 год.
- 96 руб. 74 коп. - за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2018 год.
На момент направления административного искового заявления и рассмотрения дела в суде пени ответчиком не уплачены.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы установлена также статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 45 Кодекса предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьями 69, 70, 75 НК РФ Инспекцией в адрес должника заказным письмом направлено требование № 6128 с предложением в добровольном порядке в срок до 30.03.2020 уплатить:
- недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 83 руб. и соответствующую задолженность по пени в размере 01 руб. 23 коп.;
- недоимку налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 6 500 руб. и соответствующую задолженность по пени в размере 96 руб. 74 коп. (л. д. 17-18).
Требованию присвоен штриховой почтовый идентификатор – 20082444428637.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с штриховым почтовым идентификатором - 20082444428637, требование получено налогоплательщиком – 28.02.2020.
В сроки, установленные требованием № 6128 от 12.02.2020 об уплате налога и пеней (не позднее 30.03.2020), а также на момент направления настоящего заявления в суд и рассмотрения его в суде требование налогоплательщиком самостоятельно не исполнено в полном объёме.
Статьёй 31 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика представить в налоговый орган заявление о предоставлении налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
.....
.....
С учётом установленных обстоятельств, контрольный орган должен был обратиться в суд за принудительным взысканием задолженности по обязательным платежам в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налогов и пеней № 6128, поскольку с момента выставления данного требования общая сумма требований превысила 3 000 рублей. Данным требованием срок его исполнения определён до 30.03.2020. Следовательно, шестимесячный срок для обращения с заявлением о взыскании налогов за и пени истекал 30.09.2020.
Как усматривается из материалов дела, 24.07.2020 Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 10 Северодвинского судебного района Архангельской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу с Бушмановой Н. П., то есть в установленный законом срок.
31.07.2020 мировым судьей судебного участка № 10 Северодвинского судебного района Архангельской области вынесен судебный приказ № 2а-4327/2020-10 о взыскании с Бушмановой Н. П. задолженности по налогу и пени в общей сумме 6 680 руб. 97 коп.
11.08.2020 от Бушмановой Н. П. поступили возражения относительно исполнения судебного приказа № 2а-4327/2020-10.
13.08.2020 мировым судьей судебного участка № 9 Северодвинского судебного района Архангельской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 10 Северодвинского судебного района Архангельской области, принято определение об отмене судебного приказа № 2а-4327/2020-10 от 31.07.2020.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть не позднее 13.02.2021.
С административным исковым заявлением Инспекция обратилась в Северодвинский городской суд Архангельской области 12.02.2021, то есть в пределах установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ срока.
С учётом установленных обстоятельств и представленных в дело доказательств, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Представленный истцом расчёт взыскиваемых сумм судом проверен, признан обоснованным в соответствии с нормами действующего законодательства и арифметически правильным, ответчиком не оспорен, а также доказательств, опровергающих доводы налогового органа о получении дохода, материалы дела не содержат.
Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» госпошлину в размере 400 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Бушмановой ФИО10 о взыскании задолженности по налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с Бушмановой ФИО8 доход бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 83 руб. 00 коп., задолженность по соответствующей пени за период с 03.12.2019 по 11.02.2020 в сумме 01 руб. 23 коп.; по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 6 500 руб. 00 коп., задолженность по соответствующей пени за период с 03.12.2019 по 11.02.2020 в сумме 96 руб. 74 коп., всего, сумма задолженности, подлежащая взысканию: 6 680 (Шесть тысяч шестьсот восемьдесят) руб. 97 коп.
Взыскать с Бушмановой ФИО9 в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 400 (Четыреста) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д. В. Попова
Решение принято в окончательной форме 28.04.2021.