Дело № 3а-35/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Севастопольский городской суд в составе председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре ФИО1,
с участием прокуроров ФИО2, ФИО3, представителя Правительства г.Севастополя ФИО4, представителя Законодательного Собрания города Севастополя ФИО5,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора города Севастополя о признании недействующим в части Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда лиц, замещающих государственные должности города Севастополя, а также государственных гражданских служащих города Севастополя» в редакции Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Севастополя обратился в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1 и 2 статьи 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда лиц, замещающих государственные должности города Севастополя, а также государственных гражданских служащих города Севастополя» в редакции Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС, опубликованного в газете «Севастопольский известия» № (1803) ДД.ММ.ГГГГ, на официальном сайте Законодательного Собрания города Севастополя (http://sevzakon.ru) ДД.ММ.ГГГГ (далее - Закона города Севастополя №-ЗС), а также о признании недействующим пункта 1 статьи 1 указанного Закона города Севастополя №-ЗС в части приостановления действия до ДД.ММ.ГГГГ части 2 статьи 40 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О государственной гражданской службе города Севастополя».
В обоснование иска административный истец указывает о противоречии оспариваемых норм положениям статей 4, 50, 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и, что применение установленных Законом города Севастополя №-ЗС временных норм в качестве общего правила нарушает права государственных служащих города Севастополя на справедливую оплату труда.
В письменных возражениях на административное исковое заявление представители Законодательного Собрания города Севастополя, Правительства Севастополя с иском с иском не согласились. Указали, что оспариваемый Закон города Севастополя №-ЗС принят в соответствии с предметом ведения субъекта Российской Федерации. При этом учитывались бюджетные возможности города Севастополя.
В судебном заседании стороны настаивали, соответственно, на доводах административного иска и возражений на иск.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Пунктом 1 статьи 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда лиц, замещающих государственные должности города Севастополя, а также государственных гражданских служащих города Севастополя» в редакции Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ при формировании фонда оплаты труда государственных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты месячных должностных окладов государственных гражданских служащих, месячных должностных окладов и месячного денежного поощрения лиц, замещающих государственные должности, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
а) оклада за классный чин - в размере трех должностных окладов;
б) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере двух должностных окладов;
в) ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячного денежного поощрения - в размере семи должностных окладов для государственных гражданских служащих;
д) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы - в размере трех должностных окладов;
е)единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере полутора должностных окладов для государственных гражданских служащих, в размере одного денежного содержания для лиц, замещающих государственные должности;
ж) премий - в размере одного должностного оклада;
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного Закона города Севастополя №-ЗС экономия денежных средств по фонду оплаты труда государственных гражданских служащих по решению представителя нанимателя может быть направлена на выплату надбавок, премий, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в объемах, не превышающих размеры, установленные в пунктах 3, 4 и 5 настоящей статьи.
В обоснование иска прокурор города Севастополя указывает о противоречии приведенных норм Закона города Севастополя №-ЗС положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Суд считает доводы административного истца в этой части обоснованными.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
При этом, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона N 184-ФЗ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Правовое регулирование вопросов оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, так же как и федеральных государственных гражданских служащих, предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в силу пункта 2 статьи 4 которого одним из принципов гражданской службы является принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ установлена структура денежного содержания гражданского служащего: оклад месячного денежного содержания, состоящий из должностного оклада и оклада за классный чин, а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты, к числу которых частью 5 данной статьи отнесены ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальную помощь.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона №79-ФЗ предусмотрено, что при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
При этом частью 7 указанной статьи определено, что порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений данной статьи.
Из приведенных законоположений следует, что федеральный законодатель не наделил субъекты Российской Федерации полномочиями изменять структуру, включая количество должностных окладов, необходимых для формирования фонда оплаты труда сверх сумм средств, направляемых для выплаты должностных окладов, а также устанавливать иной порядок перераспределения средств фонда оплаты труда служащих.
Вместе с тем в оспариваемом пункте 1 статьи 2 Закона города Севастополя №-ЗС предусмотрено меньшее количество должностных окладов, необходимых для формирования фонда оплаты труда сверх сумм средств, направляемых для выплаты должностных окладов, чем частью 2 статьи 51 Федерального закона №79-ФЗ.
В оспариваемом пункте 2 статьи 2 Закона города Севастополя №-ЗС дополнительные выплаты, перечисленные в пунктах 3 – 5 этой статьи: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, предусмотрены только при наличии экономии денежных средств по фонду оплаты труда государственных гражданских служащих, хотя в Федеральном законе №79-ФЗ таких условий не установлено.
Таким образом оспариваемые пункты 1 и 2 статьи 2 Закона города Севастополя №-ЗС нарушают установленный Федеральным законом №79-ФЗ принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, в связи с чем подлежат признанию недействующими.
В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая изложенное, Закон города Севастополя №-ЗС в указанной части подлежит признанию недействующим в соответствии с требованиями иска со дня вступления решения суда в законную силу.
В возражениях на иск административный ответчик указывает об обязанности учитывать при формировании фонда оплаты труда государственных гражданских служащих города Севастополя бюджетные возможности города.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7-П приведена правовая позиция согласно которой, реализуя полномочие по решению вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, законодатель субъекта Российской Федерации обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 332-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 107-О-О и N 108-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 473-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 63-О-О).
Между тем указанные возражения не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что фонд оплаты труда государственных гражданских служащих формируется из должностных окладов, законодатель города Севастополя не лишен возможности принимать во внимание возможности бюджета города путем установления размеров таких окладов, но не вправе для этой цели устанавливать самостоятельное правовое регулирование, нарушающее указанный принцип единства правовых и организационных основ.
Кроме того, прокурором города Севастополя оспаривается пункт 1 статьи 1 Закона города Севастополя №-ЗС в части приостановления действия до ДД.ММ.ГГГГ части 2 статьи 40 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О государственной гражданской службе города Севастополя».
Однако в подпункте «а» пункта 1 указано, что проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Таким образом вопрос о принятии законодательным органом государственной власти города Севастополя закона о приостановлении действия другого закона города, имеющего такую же юридическую силу, по приведенному в иске основанию о целесообразности применения норм части 2 статьи 40 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС не может являться предметом нормоконтроля.
Следовательно иск прокурора города Севастополя в этой части удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 215, 216 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора г.Севастополя удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1 и 2 статьи 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда лиц, замещающих государственные должности города Севастополя, а также государственных гражданских служащих города Севастополя» в редакции Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию Законодательным Собранием города Севастополя в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Законодательного Собрания города Севастополя в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.
Судья В.В. Бабич