Дело №а-20/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Севастопольский городской суд в составе председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре: Белановой О.А.,
с участием прокурора Ведмидь А.И., представителя Правительства г.Севастополя – Доденкова А.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Прокурора города Севастополя о признании недействующим в части постановления Правительства Севастополя от 04.03.2016 года №146 «О выплате стипендий одаренным детям из многодетных семей на 2016-2020 годы»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Севастополя обратился в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца 3 пункта 6 Порядка выплаты стипендий одаренным детям из многодетных семей города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 04.03.2016 года №146-ПП.
Административный истец считает, что оспариваемая норма, устанавливающая необходимость предоставления оригинала справки о составе семьи для участия в конкурсе на назначение и выплату стипендий, противоречит пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", поскольку информация о регистрации граждан по месту жительства, которая в правоприменительной практике включается в справку о составе семьи, может быть запрошена в порядке межведомственного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение адресно – справочной работы, либо в управляющих организациях города Севастополя которые являются подведомственными Правительству Севастополя государственными унитарными предприятиями.
В письменных возражениях представитель Правительства Севастополя с иском не согласился. Указал, что справка о составе семьи является единственным документом, подтверждающим проживание многодетной семьи в городе Севастополе.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В силу подпункта 26 пункта 1 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности отнесено к мерам социальной поддержки и стимулирования обучающихся.
Из подпунктов 5, 7 пункта 2 этой же статьи следует, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования в виде получения стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, а также иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
Согласно пункту 13 статьи 36 данного Федерального закона именные стипендии учреждаются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые определяют размеры и условия выплаты таких стипендий.
Постановлением Правительства Севастополя от 13 августа 2015 г. N 749-ПП утверждена Государственная программа "Социальная поддержка жителей города Севастополя на 2015 - 2020 годы" пунктом 3.1.4 приложения №2 которой предусмотрена выплата стипендий одаренным детям из многодетных семей в период учебного года в целях социальной поддержки детей из многодетных семей, мотивации детей к развитию своих способностей.
В связи с реализацией указанного мероприятия Государственной программы Постановлением Правительства Севастополя от 04.03.2016 года №146 «О выплате стипендий одаренным детям из многодетных семей на 2016-2020 годы» утвержден Порядок выплаты стипендий одаренным детям из многодетных семей города Севастополя на 2016 – 2020 годы (приложение №1), а также создана комиссия по назначению стипендий одаренным детям (приложения №2, №3).
Данное Постановление Правительства Севастополя опубликовано на официальный сайт Правительства Севастополя (http://sevastopol.gov.ru) 09.03.2016 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга является деятельностью органа власти соответствующего уровня по реализации функций этого органа в пределах его полномочий, осуществляемая по запросам заявителей.
Оспариваемым прокурором абзацем 3 пункта 6 Порядка выплаты стипендий одаренным детям из многодетных семей города Севастополя на 2016 – 2020 годы установлено, что для предоставления стипендий родители (законные представители) кандидатов в числе прочих документов обязаны предоставить органы исполнительной власти города Севастополя по ведомственной принадлежности (Департамент образования города Севастополя, Департамент культуры города Севастополя, Управление по делам молодежи и спорта города Севастополя) оригинал справки о составе семьи.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, факт места жительства гражданина на определенной территории может быть подтвержден не только соответствующей регистрацией в уполномоченном органе, но и на основе различных юридических фактов.
Поскольку форма и порядок выдачи справки о составе семьи действующим законодательством не установлены, такая справка может быть выдана и при отсутствии регистрации по месту жительства официальными лицами, обладающими достоверными сведениями о месте жительства многодетной семьи, например: по месту работы родителей кандидатов, правлением товариществ собственников недвижимости, комиссией управляющей организации, участковым уполномоченным и т.п.
В связи с чем необходимые сведения о проживании многодетной семьи в городе Севастополе не во всех случаях находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, в том числе уполномоченных на ведение адресно – справочной работы.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что пункт 6 вышеупомянутого Порядка выплаты стипендий одаренным детям из многодетных семей города Севастополя на 2016 – 2020 годы в оспариваемой прокурором части не противоречит федеральному законодательству.
Руководствуясь статьей 215 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Прокурору города Севастополя в удовлетворении административного иска о признании недействующим абзаца 3 пункта 6 Порядка выплаты стипендий одаренным детям из многодетных семей города Севастополя на 2016 - 2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 04.03.2016 года №146 «О выплате стипендий одаренным детям из многодетных семей на 2016-2020 годы» отказать.
Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию Правительством Севастополя в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Севастополя в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.
Судья В.В. Бабич
Решение в окончательной форме принято 11.07.2016г.