НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Серпуховского городского суда (Московская область) от 10.10.2019 № 2-2772/19

№ 2-2772/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2019 года г. Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Силаевой Е.А.,

с участием истца Ворониной С.В., представителя истца Пименовой А.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2772/2019 по иску Ворониной С. В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 11 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Воронина С.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР №11 по г.Москве и Московской области, в котором просит включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы с 25.02.1992 по 30.11.1992 в должности воспитателя детского комбината №49 РАТЕП; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 05.08.2019.

Свои требования Воронина С.В. мотивирует тем, что 05.08.2019 она обратилась с заявлением в ГУ УПФР №11 по г.Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением ответчика от 22.08.2019 истцу было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия у нее требуемого специального стажа. Ответчиком не был включен в специальный стаж спорный период работы в должности воспитателя детского комбината №49 РАТЕП, в связи с тем, что наименование дошкольного учреждения не приведено в Списке должностей и учреждений, работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по старость. Истец с данным решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным, поскольку в данный период времени в должности воспитателя ею проводилась работа с детьми, выполнялась педагогическая деятельность в течение полного рабочего дня в учреждении, реализующем образовательные программы и обеспечивающие обучение и воспитание детей. Детский комбинат, в котором ею осуществлялась педагогическая деятельность, фактически являлся ясли-садом или детским садом, что позволяет включить эти периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. В период с 18.08.1991 по 24.02.1992, с 25.02.1992 по 30.11.1992, а также до 25.12.1992 истец фактически осуществляла педагогическую деятельность в одном дошкольном образовательном учреждении № 49, подведомственность которого менялась, при этом, сфера деятельности дошкольного учреждения не менялась.

Истец Воронина С.В. и ее представитель по доверенности Пименова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам иска и письменных объяснений. Пояснили, что истец в конце января 2019г. выработала 25 лет педагогического стажа, после чего в феврале 2019г. обратилась в пенсионный отдел. На устной консультации истцу были разъяснены порядок подачи заявления о назначении пенсии, список необходимых документов. Также сотрудники ответчика сообщили о том, что в 2019г. назначение пенсии для педагогических работников отложено на 6 мес. после достижения необходимого стажа, в связи с чем, заявление надо подавать в августе 2019г. После этого, истец, собрав все документы, обратилась к ответчику 05.08.2019 с заявлением о назначении пенсии. Ее специальный стаж составлял на указанную дату 25 лет 6 мес. 7 дней.

Представитель ответчика ГУ УПФР №11 по г.Москве и Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменные объяснения, из которых усматривается, что период работы истца в детском комбинате в должности воспитателя не может быть принят к зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, т.к. ни Списками, ни Правилами не предусмотрено такое наименование учреждения как «детский комбинат». У Управления нет права самим расширять Списки, утвержденные постановление Правительства РФ, а также оценивать такие факторы как характер и условия труда исходя из аналогии (л.д. 26-27).

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца, представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, Воронина С.В. 05.08.2019 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д. 10).

Решением Управления пенсионного фонда РФ №11 по г.Москве и Московской области в назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа (л.д. 11,28).

Согласно приложению к решению ГУ-УПФР №11 по г.Москве и Московской области, страховой стаж истца на день подачи заявления составил 31 год 07 месяцев 23 дня, специальный стаж – 24 года 09 месяцев 00 дней. Период работы с 25.02.1992 по 30.11.1992 в должности воспитателя в детском комбинате №49 РАТЕП включить в специальный стаж работы невозможно, т.к. разделом 1 Списка «Наименование учреждений» не предусмотрено учреждений для детей с таким наименованием как «детский комбинат» (л.д. 12).

В соответствии с копией трудовой книжки истца (л.д. 14-17), 18.08.1991 истец принята на должность воспитателя в ясли-сад №49 Радиотехнического завода, 25.02.1992 принята в порядке перевода на должность воспитателя в детский комбинат № 49 Серпуховского радиотехнического предприятия «РАТЕП», 01.12.1992 уволена в порядке перевода в городской отдел образования, с 01.12.1992 истец принята в порядке перевода на должность воспитателя в ясли-сад 49, 25.12.1992 – уволена.

Согласно справке АО «РАТЕП» от 24.12.2018, Воронина С.В. работала воспитателем в ясли-саду №49 Серпуховского Радиотехнического завода с 18.08.1991 по 01.12.1992. В период работы истца, Серпуховский Радиотехнический завод был переименован в Радиотехническое предприятие «РАТЕП» приказом от 24.02.1992 № 101 (л.д. 22,30). Справка, аналогичного содержания выдана 05.09.2019 (л.д. 23).

Как усматривается из акта документальной проверки, Воронина С.В. работала в должности воспитателя на 1,0 ставку в ясли-сад №49 Серпуховского Радиотехнического завода с 18.08.1991 по 24.02.1992, в детском комбинате № 49 с 25.02.1992 по 01.12.1992 (л.д. 31-32).

На основании постановления Главы администрации г. Серпухова от 18.11.1992 № 1296, приняты на баланс городского отдела образования основные фонды и малоценный инвентарь дошкольных учреждений, в том числе, № 49, с прилегающими территориями, действующим штатным расписанием и контингентом детей, о чем ГОРОНО вынесен приказ № 95 (л.д. 20,34).

Согласно сообщению Комитета по образованию администрации г.о. Серпухов (л.д. 35), в дошкольных учреждениях (детский сад, ясли, ясли-сад, детский комбинат) различных ведомств осуществлялся образовательный процесс по реализации государственной образовательной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду». Комитет по образованию подтвердил, что детский комбинат № 49 предприятия «РАТЕП» являлся образовательным учреждением. Согласно должностной инструкции, Воронина С.В., являясь воспитателем детского комбината №49 предприятия «РАТЕП», несла персональную ответственность за охрану жизни и здоровью воспитанников, обеспечивала воспитание и обучение детей дошкольного возраста. В период с 25.02.1992 по 30.11.1992 воспитатель детского комбината № 49 предприятия «РАТЕП» Воронина С.В. осуществляла педагогическую деятельность.

Представлены копии лицевых счетов (л.д. 40-41), свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ (л.д. 42-43), приказы о приеме на работу и увольнении (л.д. 44-47).

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, … устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, установленное законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;…иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ,).

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

С 01.01.2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ (ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии"), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных. Досрочная страховая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью будет назначаться не с даты возникновения права, а по истечении установленного ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; Приложение N 7 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года N 350-ФЗ срока.

Приложение N 7 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года N 350-ФЗ срока регламентирует сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 настоящего Федерального Закона в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения права на страховую пенсию по старости с 2019 года по 2023 год и далее. Указанным гражданам, приобретшим необходимый стаж в период с 01.01.2019 по 31.12.2019, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных приложением 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, которым поименованы воспитатели дошкольных образовательных учреждений (детских садов, садов-яслей, детских яслей), а также учителя в школах всех типов и наименований.

Пунктом 2 названного Постановления установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Разделом 924003 Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства», утвержденного 01.01.1976 Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР и действовавшего до 01.01.2003 (утратил силу в соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст), к учреждениям дошкольного воспитания были отнесены детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.

Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, которым в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включались периоды работы в детских садах в должности воспитателя (подпункт 4 пункта 1 раздела "Учителя и иные работники просвещения").

Тот факт, что детские комбинаты прямо не предусмотрены Списком профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, не является основанием для исключения периода работы в детском комбинате из специального педагогического стажа работника. Специальный стаж педагогическим работникам в спорный период определялся в зависимости от вида деятельности в учреждениях для детей, а не от номенклатуры данного учреждения и правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

Судом установлено, что при подсчете специального страхового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы в должности воспитателя детского комбината были исключены в связи с тем, что в Разделе 1 Списка «Наименование учреждений» не предусмотрено учреждения с таким наименованием как «детский комбинат».

Материалами дела подтверждается, что истец Воронина С.В. в спорные периоды работала в дошкольном учреждении полный рабочий день, полную рабочую неделю, выполняла функции воспитателя, находилась непосредственно с детьми, осуществляя педагогическую деятельность. Характер работы истца при перемене наименования учреждения не изменялся. Организационное устройство образовательного учреждения не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионной обеспечение.

Таким образом, период работы истца с 25.02.1992 по 30.11.1992 в должности воспитателя в детском комбинате №49 РАТЕП подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Принимая во внимание периоды, засчитанные пенсионным органом в бесспорном порядке, а также период, засчитанный судом, у истца на 29.01.2019 имелся специальный стаж (25 лет), предусмотренный пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях», с заявлением она обратилась через 6 месяцев после приобретения необходимого стажа.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, принимая во внимание, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано более 25 лет специального стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых даёт право на эту пенсию, обращение имело место спустя 6 месяцев после приобретения необходимого стажа, истец имела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

С заявлением о назначении пенсии истец обратилась к ответчику 05.08.2019. В связи с возникновением спора по вопросу включения в стаж определенных периодов обратилась в суд. Окончательно спор между сторонами разрешен в судебном порядке, что свидетельствует об отсутствии оснований для изменения срока, с которого истцу должна назначаться пенсия.

Суд считает, что пенсию истцу следует назначить с того дня, когда она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, то есть с 05.08.2019 года. Стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, у истца имелся.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Включить Ворониной С. В. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с 25.02.1992 по 30.11.1992 в должности воспитателя детского комбината №49 РАТЕП.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации № 11 по г. Москве и Московской области назначить Ворониной С. В. страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 05 августа 2019 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Председательствующий судья: Ю.А. Калашникова

Решение суда в окончательной форме составлено 14 октября 2019 г.