НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сернурского районного суда (Республика Марий Эл) от 23.11.2018 № 2-233/18

Дело № 2- 233/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт. Сернур 23 ноября 2018 года

Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Игнатьевой Э.Э., с участием помощника прокурора Сернурского района Волковой И.А., при секретаре Ямбаршевой И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сернурский муниципальный район» о понуждении совершения действий по изъятию и государственной регистрации земельного участка в муниципальную собственность,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сернурского района Республики Марий Эл обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Сернурский муниципальный район» о понуждении совершения действий по изъятию и государственной регистрации земельного участка в муниципальную собственность, указывая, что прокуратурой Сернурского района проведена проверка в сфере соблюдения законодательства об охране и воспроизводстве лесов на территории Сернурского муниципального района. Проверкой установлено, что на территории Сернурского района имеется <данные изъяты> га ветрозащитных лесных насаждений древесно-кустарниковой растительности, расположенной с западной и восточной стороны автодороги, шириной лесопосадки <данные изъяты> м, которая является полезащитной полосой, не входящей в лесной фонд. Вышеуказанная полезащитная полоса находится в границах ранее действовавшего СХА СА «<данные изъяты>», которому на основании постановления администрации МО «Сернурский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ года предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вдоль автодороги д. <адрес> для создания внутрихозяйственных ветрозащитных и противоэрозийных лесных насаждений. Правопреемником СПК СХА «<данные изъяты>» является ООО «Семол-Агро», которым право собственности на земельный участок не определялось. Право собственности на вышеуказанные лесные насаждения за кем-либо не определено, полезащитные лесные полосы являются бесхозными. Лишенные охраны и ухода, поврежденные пожарами, агрохимикатами, незаконными рубками, лесонасаждения постепенно теряют свое функциональное назначение. Ответчиком должных мер по признанию права муниципальной собственности на полезащитные лесные полосы не принимается, договоры на проведение кадастровых работ по межеванию земельного участка не заключены. Непринятие мер ответчиком для создания условий по поддержанию устойчивых ландшафтов и охраны земель и принятия мер по признанию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые полезащитными лесными полосами, может привести к нарушению интересов неопределенного круга лиц, в том числе конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью экологическим правонарушением. Просит обязать администрацию МО «Сернурский муниципальный район» произвести юридические действия по изъятию и государственной регистрации земельного участка, расположенного с западной и восточной стороны автодороги <адрес>, на расстоянии <данные изъяты> метров от автодороги, шириной лесопосадки <данные изъяты> м. в границах бывшего СПК СХА «<данные изъяты>» площадью <данные изъяты> га ветрозащитных лесных насаждений древесно-кустарниковой растительности, в муниципальную собственность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Сернурского района Волкова И.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО «Сернурский муниципальный район» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования прокурора Сернурского района признал в полном объеме, о чем представил суду заявление.

Представитель третьего лица ООО «Семол-Агро» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, возражений относительно заявленных исковых требований не имеет.

Представитель третьего лица МТУ Росимущества по Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, согласно пояснениям (отзыву) спорный земельный участок в реестр федерального имущества не заявлялся, установить характеристики с помощью общедоступных ресурсов не представляется возможным, разрешение исковых требований оставляет на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Марий Эл в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлял.

Представитель третьего лица Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, в пояснении на исковое заявление указал, что на основании п. 5 ст. 58 ГК РФ после реорганизации в форме преобразования права и обязанности СПК СА «<данные изъяты>» перешли к ООО «Семол-Агро», в том числе в отношении полезащитных полос. Считают, что полезащитные лесные полосы не являются бесхозными, поскольку государственная собственность на них не разграничена, кадастровый учет не проведен, владелец участка не известен, у кого и на каком основании должен быть изъят участок, не ясно. Полагают, что прокурором Сернурского района избран неверный способ защиты нарушенного права.

Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Частью 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) определяется, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Согласно п.п. 2, 3 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

При этом собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

В силу ст. ст. 77, 78 ЗК РФ земли, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, входят в состав земель сельскохозяйственного назначения.

Постановлением администрации МО «Сернурский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ года на основании заявления СПК СА «<данные изъяты>» выделен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения СПК СА «<данные изъяты>» для создания внутрихозяйственных ветрозащитных и противоэрозийных лесных насаждений общ. пл. <данные изъяты> га - пашни, вдоль автодороги д. <адрес>.

Комиссией администрации Сернурского района произведен выбор земельного участка общ. пл. <данные изъяты> га на землях СПК СА «<данные изъяты>», с западной и восточной стороны автодороги д. <адрес> на расстоянии <данные изъяты> от автодороги шириной лесопосадки <данные изъяты> м. (акт о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года).

Согласно заключению по вопросу отвода земельного участка под внутрихозяйственную посадку защитных лесных насаждений в СПК СА «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ года посадка производится на площадях, подверженных плоскостной водной эрозии почв, в результате хозяйственной деятельности ухудшилось качество почвы, произошла потеря гумуса, лесные полосы в зимний период будут задерживать снег, накапливать и удерживать влагу, в весенний период и во время ливневых дождей препятствовать эрозии почвы и смыву плодородного слоя почвы-гумуса.

Из устава ООО «Семол-Агро», утвержденного решением единственного участника от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что СПК СХА «<данные изъяты>» реорганизовано в форме преобразования ООО «Семол-Агро», которое является правопреемником СПК СХА «<данные изъяты>».

В соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ) при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Между тем, данный земельный участок на балансе ООО «Семол-Агро» не состоит (ответ ООО «Семол-Агро» от ДД.ММ.ГГГГ года).

Из ответа филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ следует, что идентифицировать спорный земельный участок не представляется возможным.

Как установлено в судебном заседании, право собственности на земельный участок не зарегистрировано, на баланс кому-либо он не передавался.

К собственности МО «Верхнекугенерское сельское поселение» земельный участок не относится (ответ от ДД.ММ.ГГГГ года ).

Данных о муниципальной собственности на земельный участок материалы дела не содержат.

Министерство государственного имущества Республики Марий Эл сведениями о субъекте права собственности на вышеуказанный земельный участок не располагает (ответ Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ года).

Из ответа Сернурского лесничества – филиала ГКУ РМЭ «Востокмежупрлес» от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что придорожная полоса между д. <адрес> не относится к территории гослесфонда.

В реестре федерального имущества сведения о спорном земельном участке также отсутствуют (письмо МТУ Росимущества по Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ года).

Отсутствие в реестре федерального имущества, государственного имущества Республики Марий Эл указанного земельного участка не исключает государственной собственности на него.

Согласно п. 2 ст. 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве.

Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (п.п. 1, 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В случае установления законных оснований разграничения государственной собственности на землю согласно ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ соблюдается порядок распоряжения земельными участками, в соответствии с которыми Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками находящимися в муниципальной собственности (ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ).

От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы или органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

В п.п. 9, 21 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу п.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Между тем, спорный земельный участок на государственный кадастровый учет не поставлен, и его фактическое местоположение не определено. Право собственности за кем-либо не установлено.

В случае, если принадлежность земельного участка не установлена, земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, такой земельный участок не может рассматриваться в качестве бесхозяйного имущества, а также не может быть признан собственностью муниципального образования в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

Вместе с тем, указанные обстоятельства в соответствии с законом не препятствуют органам местного самоуправления осуществлять действия по распоряжению таким земельным участком, проводить кадастровые работы по межеванию земельного участка, а также совершать действия по инициированию перед органами государственной власти Республики Марий Эл процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые полезащитными полосами.

Как следует из иска, полезащитные лесные полосы, расположенные на сельскохозяйственных землях на территории Сернурского района нуждаются в уходе, иное повлечет за собой нарушение защитных функций указанных полос, основным назначением которых является защита от ветра и эрозии почвы. Отсутствие такой защиты создает предпосылки к их уничтожению, нарушаются интересы неопределенного круга лиц, право на жизнь и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст. 42 Конституции РФ.

В соответствии со ст.12 ГК РФзащита осуществляется способами, предусмотренными законом.

Согласно ч. 1 ст. 2 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Из приведенных норм права следует, что истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты является обеспечение восстановления нарушенного права и соответствие способа защиты требованиям закона. Избрание неверного способа защиты является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

При отсутствии оснований для возникновения права собственности ответчика на спорный земельный участок и отнесение участка к государственной (частной) собственности государственная регистрация права муниципальной собственности на него вышеприведенным требованиям закона соответствовать не будет, поэтому суд не принимает признание иска ответчиком (ч.2 ст. 39 ГПК РФ).

При отсутствии владельца земельного участка изъятие участка не представляется возможным, и к восстановлению нарушенных прав не приведет.

С учетом изложенного и положений ст.12 ГК РФ, суд приходит к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права, что является одним из оснований для принятия решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Сернурского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сернурский муниципальный район» о понуждении произвести юридические действия по изъятию и государственной регистрации земельного участка, расположенного с западной и восточной стороны автодороги <адрес> на расстоянии <данные изъяты> метров от автодороги шириной лесопосадки <данные изъяты> м. в границах бывшего СПК СХА «<данные изъяты>» площадью <данные изъяты> га ветрозащитных лесных насаждений древесно-кустарниковой растительности, в муниципальную собственность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Э.Э. Игнатьева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ