РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2а-162/2021
Серафимовичский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Голованова С.В.,
при секретаре Антроповой И.А.,
рассмотрев 03.06. 2021 года в открытом судебном заседании в городе Серафимовиче Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению МИФНС №6 по Волгоградской области к Черкесову К. П. «о взыскании недоимки по налогам»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанными требованиями, мотивируя их тем, что в целях реализации права на взыскание задолженности по налогам, предусмотренное статьей 48 НК РФ, статьей 123.1 КАС РФ, Межрайонная ИФНС России № 6 по Волгоградской области обратилась к мировому судье судебного участка № 49 Волгоградской области с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении административного ответчика Черкесова К. П. ИНН №.
По результатам рассмотрения заявления налогового органа мировым судьей судебного участка № 49 Волгоградской области был вынесен судебный приказ № 2А-49-1269/2020 от 21.12.2020 года, который, в последствие, был отменен по заявлению ответчика определением № 2А-49-1269/2020 от 11.01.2021 года.
Согласно сведений об имуществе налогоплательщика (транспортных средствах, земельных участках, наличии имущества), представленным в инспекцию в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового Кодекса Российской Федерации за ответчиком в спорных налоговых периодах зарегистрированы объекты налогообложения, которые указаны в налоговых уведомлениях № 854810 от 04.05.2015, № 32312636 от 10.07.2019, которые являются приложением к настоящему заявлению.
В соответствии со ст. 388 НК РФ ответчик является плательщиком земельного налога, плательщиком налога на имущество в соответствии со ст. 400 НК РФ, в соответствии со ст. 357 НК РФ, Законом Волгоградской области от 11 ноября 2002 г. № 750-ОД «О транспортном налоге» (с последующими изменениями) является плательщиком транспортного налога.
Сумма транспортного налога исчисляется исходя из налоговой базы (мощность двигателя в лошадиных силах), налоговой ставки, установленной Законом Волгоградской области от 11.11.2002 года №750-ОД "О транспортном налоге", количества месяцев владения в году (коэффициент, определяемый в соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ).
Недоимка по транспортному налогу за 2014 и 2018 года погашена 06.08.2019 и 07.09.2020 соответственно.
В соответствии со ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 69,75 НК РФ ответчику направлялись требования об уплате налогов и пени от 03.11.2020 № 35698, пунктом 6 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требование направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Просит суд с учетом уточненных исковых требований :
Взыскать с Черкесова К. П.,транспортный налог с физических лиц: пеня в размере 5 494.69 руб. КБК 18210604012022100110 ОКТМО 18650101
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС №6 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик Черкесов К.П., в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела надлежаще извещен, представил письменные возражения, где заявленные административные исковые требования не признает, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, просит применить к заявленным требованиям срок исковой давности.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика, удовлетворив заявленные требования административного истца.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить установленные законом налоги.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Судом установлено, что в целях реализации права на взыскание задолженности по налогам, предусмотренное статьей 48 НК РФ, статьей 123.1 КАС РФ, Межрайонная ИФНС России № 6 по Волгоградской области обратилась к мировому судье судебного участка № 49 Волгоградской области с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении административного ответчика Черкесова К. П. ИНН №.
По результатам рассмотрения заявления налогового органа мировым судьей судебного участка № 49 Волгоградской области был вынесен судебный приказ № 2А-49-1269/2020 от 21.12.2020 года, который, в последствие, был отменен по заявлению ответчика определением № 2А-49-1269/2020 от 11.01.2021 года.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно сведений об имуществе налогоплательщика (транспортных средствах, земельных участках, наличии имущества), представленным в инспекцию в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового Кодекса Российской Федерации за ответчиком в спорных налоговых периодах зарегистрированы объекты налогообложения, которые указаны в налоговых уведомлениях № 854810 от 04.05.2015, № 32312636 от 10.07.2019, которые являются приложением к настоящему заявлению.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Статьей 44 Налогового Кодекса РФ установлена обязанность по уплате конкретного налога с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии со ст. 388 НК РФ ответчик является плательщиком земельного налога, плательщиком налога на имущество в соответствии со ст. 400 НК РФ, в соответствии со ст. 357 НК РФ, Законом Волгоградской области от 11 ноября 2002 г. № 750-ОД «О транспортном налоге» (с последующими изменениями) является плательщиком транспортного налога.
Сумма транспортного налога исчисляется исходя из налоговой базы (мощность двигателя в лошадиных силах), налоговой ставки, установленной Законом Волгоградской области от 11.11.2002 года №750-ОД "О транспортном налоге", количества месяцев владения в году (коэффициент, определяемый в соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ).
Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля (п. 6 ст. 52 НК РФ).
Недоимка по транспортному налогу за 2014 и 2018 года погашена административным ответчиком Черкесовым К.П.,06.08.2019 и 07.09.2020 соответственно.
В соответствии со ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П и Определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П следует, что налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
В соответствии с п. 2 ст. 57 Кодекса при уплате налогов и сборов с нарушением сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
Как предусмотрено п. 2 ст. 45 Кодекса, взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.
Согласно ст. 72 Кодекса пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 75 Кодекса пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п.п. 3, 5 ст. 75 Кодекса пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно сведений об имуществе налогоплательщика (транспортных средствах, земельных участках, наличии имущества), представленным в инспекцию в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового Кодекса Российской Федерации за ответчиком Черкесовым К.П. в спорных налоговых периодах зарегистрированы следующие объекты налогообложения:
Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: № Марка/Модель: ВА321013, VIN: №, Год выпуска 1983, Дата регистрации права 30.07.2004 00:00:00
Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: № Марка/Модель: ОПЕЛЬ ОМЕГА, VIN: №, Год выпуска 1990, Дата регистрации права 05.05.2005 00:00:00
Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: № Марка/Модель: FORD ФОРД "ФОКУС", VIN: №, Год выпуска 2006 Дата регистрации права 06.05.2014 00:00:00
Автомобили грузовые, Государственный регистрационный знак: № Марка/Модель: ЗИЛ 133 Д 4, VIN: ОТСУТСТВУЕТ, Год выпуска 1994, Дата регистрации права 14.03.2014 00:00:00
В соответствии со ст. 357 НК РФ, Законом Волгоградской области от 11 ноября 2002 г. № 750-ОД «О транспортном налоге» (с последующими изменениями) является плательщиком транспортного налога.
Сумма транспортного налога исчисляется исходя из налоговой базы (мощности двигателя в лошадиных силах), налоговой ставки, установленной Законом Волгоградской области от 11.11.2002 года №750-ОД «О транспортном налоге», количества месяцев владения в году (коэффициент, определяемый в соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ).
На основании изложенного, административному ответчику был исчислен транспортный налог за период 2014 года в размере 11 976 руб. (взыскан по судебном решению № 2а-49-59/2016 от 07.06.2016) и 2018 года в размере 17 451 руб., как указывает административный истец своевременно принятые меры к принудительному взысканию были отражены в рамках рассмотрения дела № 2а-405/2020.
Начисления по транспортному налогу за 2018 год были уменьшены на 650 руб., в связи с чем, недоимка за период 2018 составила 16 801 руб.
06.08.2019 - погашена недоимка по транспортному налогу за 2014 год.
07.09.2020 - погашена недоимка по транспортному налогу за 2018 год.
Согласно норм действующего законодательства, пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Следовательно, налоговым органом правомерно исчислены пени на недоимку по транспортному налогу за период с 01.12.2015 по 21.07.2019 в размере 4 681.71 руб., ввиду частичной оплаты пени взысканию подлежит 4 641.47 руб.; за период 2018 года с 03.12.2019 по 02.09.2020 в размере 853.22 руб., согласно расчета пени приложенного административным истцом к административному исковому заявлению, который суд признает правильным.
Разъясняя порядок принудительного взыскания пеней Пленум ВАС РФ в п. 57 Постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Таким образом, в случае соблюдения сроков взыскания налога, инспекция вправе взыскать с административного ответчика пени, начисленные за весь период просрочки уплаты налога.
Из исследованных материалов следует, что налоговой инспекцией своевременно были приняты меры по взысканию с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за период 2014 и 2018 года.
Что касается произведенных платежей по уплате недоимки и пеней 10.07.2020г., налоговым органом представлены доказательства, подтверждающие, что административным ответчиком Черкесовым К.П. 10.07.2020г. в счет уплаты недоимок и задолженностей по пеням по имущественным налогам платежи не совершались. Административным ответчиком были произведены платежи в период с 13.07.2020 по 07.03.2021 года, которые к предмету рассмотрения настоящего дела не относятся.
За период с 11.07.2020 по 21.12.2020 административным истцом в адрес Черкесова К.П. было направлено 2 (два) требования об уплате налогов и пени: от 03.11.2020 № 35698 и от 17.12.2020 № 43793.
Требование от 03.11.2020 № 35698, которое послужило основанием для обращения с административным иском № 753 от 08.02.2021, направлено административному ответчику заказным письмом с почтовым идентификатором 80089454312101. Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, указанное требование возращено отправителю из-за истечения срока хранения.
Вместе с тем, пунктом 6 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требование, направленное по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование от 17.12.2020 № 43793 не относится к предмету рассмотрения настоящего дела.
Доводы Черкесова К.П. в письменных возражениях о том, что налоговым органом не применены положения ст. 113 НК РФ и положения Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с чем необходимо применить к требованиям налогового органа срок исковой давности 3 года, суд считает несостоятельными, поскольку статья 113 НК РФ регулирует особенности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, тогда как пеня, которую просит взыскать административный ответчик, является способом обеспечения обязанности по уплате налога.
Как предусмотрено п. 2 ст. 45 НК РФ, взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ, согласно которой при неисполнении гражданином обязанности по уплате налога в установленный срок налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании указанных сумм. Указанные суммы взыскиваются за счет имущества должника, в том числе наличных средств, средств банковских на счетах, электронных денежных средств.
В соответствии со ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к румме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок (постановление от 17 декабря 1996 года № 20-П, определение от 08 февраля 2007 года № 381-О-П).
Следовательно довод административного ответчика, о расчете пени без учета истечения установленного ст. 113 НК РФ срока давности не состоятелен, поскольку в отличие от установленной главой 16 НК РФ ответственности за совершения налогового правонарушения, пеня, в соответствии с п. 2 ст. 75 НК РФ, представляет собой меру обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и, следовательно, положения ст. 113 НК РФ, устанавливающие сроки давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, в отношении пени не применяются.
В связи с чем суд не находит оснований для применения срока исковой давности к заявленным требованиям.
Согласно ст. 12 ФЗ от 28.12.2017 № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Согласно представленных доказательств, по состоянию на 01.01.2015, у административного ответчика Черкесова К.П., отсутствовала обязанность как по уплате транспортного налога за период 2014 года, так и по уплате исчисленной пени на транспортный налог за период 2014 года.
Таким образом, довод о списании задолженности по пене, исчисленной на недоимку по транспортному налогу за период 2014 года, в размере 4 641.47 руб., не находит своего подтверждения в судебном заседании.
Так же в своих возражениях Черкесов К.П. ссылается на положения ст. 70 НК РФ, поскольку считает, что налоговым органом нарушен срок направления требования. Данный довод так же не нашел своего подтверждения ввиду следующего.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Из материалов дела следует, что 20.10.2020 налоговым органом составлен документ о выявлении недоимки у налогоплательщика Черкесова за № 43008.
Обязанности налогового органа направлять налогоплательщику документ о выявлении у него недоимки Налоговым Кодексом РФ не предусмотрено.
Налоговым органом 03.11.2020 сформировано требование № 35698. Данное требование было направлено административному ответчику 16.11.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений, который представлен в качестве приложения к ранее направленному отзову налогового органа.
Налоговой инспекцией правомерно на сумму недоимки по транспортному налогу в соответствии со ст.75 НК РФ начислена сумма пени в размере 5494.69 руб.
Из вышеизложенного следует, что налоговой инспекцией в срок, установленный ст. 70 НК РФ, было сформировано и направлено в адрес административного ответчика спорное требование.
Сведений об уплате задолженности по пени (по транспортному налогу) административным ответчиком не представлено, в материалах дела так же не имеется.
Учитывая вышеизложенное суд считает уточненные административные исковые требования МИФНС №6 по Волгоградской области подлежащими удовлетворению, в связи с чем считает возможным взыскать с Черкесова К. П., задолженность по пени (начисленную на сумму недоимки по транспортному налогу с физических лиц) в размере 5 494.69 руб., согласно представленного расчета административным истцом, который суд признает правильным.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Суд считает необходимым взыскать с Черкесова К. П., в доход федерального бюджета государственную пошлину.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Черкесова К. П., задолженность по пени (начисленную на сумму недоимки по транспортному налогу с физических лиц) в размере 5 494.69 руб.
Взыскать с Черкесова К. П., в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца.
Судья Голованов С.В.