НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сенгилеевского районного суда (Ульяновская область) от 26.12.2016 № 2-1476/2016

Дело № 2-1476/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2016 года р.п. Тереньга

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Горбуновой И.Г.,

при секретаре Ноздряковой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области к Уйранову А.А., Хамицеву А.Х. о взыскании ущерба, причиненного преступлением

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд с указанным иском, обосновав свои требования тем, что приговором Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 11.04.2016 Уйранов А.А. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160 УК РФ (2 эпизода) и ему назначено наказание на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ в виде штрафа в размере *** рублей. Этим же приговором Хамицев А.Х. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 160 УК РФ и ему назначено наказание с применением ст. 64 УК РФ в виде штрафа в размере *** рублей. Ответчики завладели денежными средствами ТФОМС Ульяновской области в сумме *** рублей, полученными в качестве заработной платы за фиктивно трудоустроенных лиц. Кроме того Уйранов А.А. признан виновным в присвоении *** рублей. Просил взыскать с ответчиков в пользу ТФОМС Ульяновской области в солидарном порядке *** рублей, с Уйранова А.А, *** руб., перечислить данные денежные средства на расчетный счет ТФОМС Ульяновской области.

В судебном заседании помощник прокурора Тереньгульского района Ульяновской области Скоб В.А. исковые требования поддержала согласно доводам иска.

В судебное заседание представитель ТФОМС Ульяновской области не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представлен отзыв на иск, в котором исковые требования прокурора поддерживаются.

В судебном заседании ответчик Уйранов А.А. исковые требования не признал и пояснил, что финансирование ГУЗ «БВЛКБ» идет по двум каналам, из средств ТФОМС и бюджета все эти три года, которые были указаны, дефицит финансирования за все эти три года, не только этой больницы и всего Министерства здравоохранения Ульяновской области составляет от 75% до 85%, по приказам финансового года составляется план финансовой деятельности в котором по статьям расписываются расходы, при таком дефиците заложить на статью уплату штрафов невозможно. Соблюсти все нормативные акты по содержанию больницы, по противопожарной безопасности, и другим нормативам не предоставляется возможным. Последний капитальный ремонт этой больницы был в 1972 году, а нормативы каждый год ужесточаются. Все прекрасно понимают, что штрафы будут и в виду того, что деньги заложить на эту статью невозможно в Министерстве, естественно, устно, рекомендовано составлять все эти штрафы на физические лица, так как они меньше и это принесет ущерба больнице гораздо меньше, чем штраф на юридическое лицо. На юридическое лицо штраф меньше *** руб. не накладывают. Если представить, что из 7 млн. руб. имеющихся, при дефиците финансирования выплатить по 7 проверкам по каждой по *** рублей, какой бы ущерб был нанесен ГУЗ «БВЛКБ». Они эти штрафы взяли на себя. Что касается принесенного ущерба ТФОМС, Территориальный фонд разрабатывает программу госгарантии совместно с министерством здравоохранения, потом на каждую больницу разбиваются нормативы это койко-дни, за все эти годы койко-дни были разные, с каждым годом сокращались за счет уменьшения коечного фонда, но за все эти годы в ГУЗ «БВЛКБ» планы перевыполняло. Из материалов дела усматривается, что по объемам и качеству оказанных медицинских услуг у ТФОМС к ГУЗ «БВЛКБ» претензий не имеется. Все услуги были оказаны на должном уровне в должном объеме. ТФОМС не имеет никаких претензий не имел, так как услуг было оказано больше, чем положено, качество услуг они не оспаривали, а Департамент имущественных отношений в ходе судебного следствия от своих претензий отказался, никакого ущерба они не нанесли. Услуга оказана, качество принято, неоднократно были проверки ТФОМС и частных страховых компаний, претензий не было. Ущерба страховой компании и территориальному фонду мы не нанесли, денежные средства расходовались на больницу. Было установлено что денежные средства тратились на оплату штрафов, что они и подтвердили чистосердечно.

В судебном заседании Хамицев А.Х. иск не признал, поддержал доводы Уйранова А.А., дополнительно пояснил, что финансированием больницы он не занимался, штрафы оплачивал из личных средств, потом бухгалтер больницы частями возвращал ему эти деньги, как это делали, он не знает, он занимался чисто хозяйственной деятельностью.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.

Выслушав прокурора, ответчиков, исследовав материалы гражданского и уголовного дел, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований возражений.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Ответственность по данной статье наступает при наличии следующих условий: наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, вина причинителя вреда.

По смыслу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под реальным ущербом понимается утрата или повреждение имущества, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

По смыслу приведенных выше норм Гражданского кодекса Российской Федерации для возложения на лицо имущественной ответственности за причиненный вред необходимо установление фактов наступления вреда, его размера, противоправности поведения причинителя вреда, его вины (в форме умысла или неосторожности), а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.

Территориальный фонд осуществляет следующие полномочия страховщика:

1) участвует в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации;

2) аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом;

3) получает от органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование, необходимую информацию для осуществления обязательного медицинского страхования;

4) осуществляет администрирование доходов бюджета Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регистрирует и снимает с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан;

5) начисляет в соответствии со ст. 25 настоящего Федерального закона недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени и взыскивает их со страхователей для неработающих граждан в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

6) утверждает для страховых медицинских организаций дифференцированные подушевые нормативы в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;

7) предъявляет в интересах застрахованного лица требования к страхователю, страховой медицинской организации и медицинской организации, в том числе в судебном порядке, связанные с защитой его прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования;

8) обеспечивает права граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

9) ведет территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;

10) вправе предъявлять претензии и (или) иски к медицинской организации о возмещении имущественного или морального вреда, причиненного застрахованному лицу;

11) вправе предъявлять иск к юридическим или физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание медицинской помощи застрахованному лицу;

12) осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии;

13) собирает и обрабатывает данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14) ведет реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации;

15) ведет реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальной программе обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации;

16) ведет региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц;

17) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих информацию ограниченного доступа;

18) организует подготовку и дополнительное профессиональное образование кадров для осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования..).

Территориальный фонд субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам медицинскими организациями, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации и находящимися за пределами территории Российской Федерации, в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования.

Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу ( п. 7 ст. 35 326-ФЗ ).

В соответствии с ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Приговором Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 11.04.2016 Уйранов А.А. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160 УК РФ (2 эпизода) и ему назначено наказание на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ в виде штрафа в размере *** рублей. Этим же приговором Хамицев А.Х. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 160 УК РФ и ему назначено наказание с применением ст. 64 УК РФ в виде штрафа в размере *** рублей. Ответчики завладели денежными средствами ТФОМС Ульяновской области в сумме *** рублей, полученными в качестве заработной платы за фиктивно трудоустроенных лиц. Кроме того Уйранов А.А. признан виновным в присвоении *** рублей.

В судебном заседании установлено, что Уйранов А.А. был привлечен к административной ответственности :

22.11.2013 по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ к штрафу в размере *** рублей;

18.04.2014 по ст. 19.5 ч. 13 КоАП РФ к штрафу – *** рублей;

24.01.2014 по ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ к штрафу – *** рублей;

18.02.2014 по ст. 19.20 ч.ч. 2,3 КоАП РФ к штрафу – *** рублей.

В судебном заседании установлено, что Хамицев А.Х. был привлечен к административной ответственности :

04.06.2013 по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ к штрафу в размере *** рублей;

04.09.2013 по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ к штрафу – *** рублей;

22.11.2013 по ст. 20.4 ч.ч.1,4 КоАП РФ к штрафу - *** рублей;

16.12.2013 по ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ к штрафу – *** рублей;

18.04.2014 по ст. 19.5 ч.13 КоАП РФ к штрафу – *** рублей.

Оплата вышеуказанных административных штрафов производилась из средств ТФОМС Ульяновской области, полученных в качестве заработной платы за фиктивно трудоустроенных лиц, что установлено приговором суда.

Также в судебном заседании в соответствии с приговором Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 11.04.2016 установлен факт присвоения Уйрановым А.А. *** рублей, принадлежащих ТФОМС Ульяновской области, которые были получены в период с октября 2014 по март 2015 по доверенности от П***Л*Э*.

Таким образом, в судебном заседании доказан факт причинения имущественного вреда ТФОМС Ульяновской области ответчиками Уйрановым на сумму *** рублей, Хамицевым А.Х. - *** рублей, которые и необходимо взыскать с ответчиков.

В соответствии со ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

В данном случае суд полагает, что вину каждого ответчика может быть конкретизирована, законом солидарная ответственность в данном случае не предусмотрена.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Взыскать с Уйранова А.А. в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области *** рублей.

Взыскать с Хамицева А.Х. в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области *** рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: И.Г. Горбунова