НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Щелковского городского суда (Московская область) от 14.09.2020 № 2А-4740/20

Дело № 2а-4740/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2020 года пл. Ленина, д. 5, г.о. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего федерального судьи Малинычевой Т.А.,

при помощнике судьи Румянцевой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ящука ФИО11 к судебному приставу-исполнителю Щелковского районного отдела судебных приставов УФССП России по Московской области Бурнашеву ФИО12, ГУФССП России по Московской области о признании незаконным постановления, отмене постановления,

У С Т А Н О В И Л:

Ящук Я.С. обратился в Щелковский городской суд Московской области с административным иском к судебному приставу-исполнителю Щелковского районного отдела судебных приставов УФССП России по Московской области Бурнашеву ФИО14, ГУФССП России по Московской области о признании незаконным постановления, отмене постановления. В обоснование требований указал, что административный истец является должником по исполнительному производству от 25.11.2019. Предмет исполнения в соответствии с решением мирового судьи судебного участка №285 Щелковского судебного района Московской области Каменыциковой Н.В. от 16.10.2019 - удержание задолженности по алиментам за прошедший период в размере ? части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно. Кроме того, согласно судебному приказу от 05.04.2019 года, выданного и.о. мирового судьи судебного участка №334 Щелковского судебного района Московской области Ибрагимовой З.С., истец является плательщиком алиментов <данные изъяты>. На основании постановления судебного пристава-исполнителя Щелковского РОСП УФССП по Московской области Бурнашева Б.А. об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы Ящука Я.С. от 28.11.2019 с должника удерживается 25% всех видов заработка ежемесячно в счет погашения задолженности по алиментам за прошедший период. Кроме того, на основании вышеупомянутого судебного приказа от 05.04.2019 года, выданного и.о. мирового судьи судебного участка №334 Щелковского судебного района Московской области Ибрагимовой З.С., с истца ежемесячно удерживается ещё 25% всех видов заработка и (или) иного дохода по алиментным обязательствам. Таким образом, с истца ежемесячно удерживается 50% всех доходов на уплату алиментов за прошедший и текущий периоды, о чем организация - работодатель, которая производит с истца удержания, ежеквартально отчитывается перед СПИ Бурнашевым Б.А. 20 августа 2020 в бухгалтерии организации - работодателя административным истцом получена копия постановления СПИ Бурнашева Б.А. от 31.01.2020 об изменении вышеуказанного постановления СПИ Бурнашева Б.А. от 28.11.2019 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы Ящука Я.С. Согласно указанному постановлению, помимо 50% всех видов заработка ежемесячно в счет уплаты алиментов за прошедший и текущий периоды, с административного истца надлежит удерживать дополнительно 20% в счет погашения иной задолженности (исполнительского сбора), не связанной с алиментными платежами. Таким образом, в случае исполнения постановления СПИ Бурнашева Б.А. от 31.01.2020, будет удерживаться ежемесячно 70% всех доходов, что недопустимо, поскольку задолженности по платежам первой очереди у истца не имеется, исполнительский сбор к указанной категории не относится. Таким образом, постановление судебного пристава-исполнителя Бурнашева Б.А. от 31.01.2020 об изменении постановления судебного пристава-исполнителя Бурнашева Б.А. от 28.11.2019 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы Ящука Я.С. является незаконным, не соответствует решению суда и требованиям исполнительного документа и, по мнению административного истца, существенно нарушает его права, вышестоящему должностному лицу Щелковского РОСП УФССП России по Московской области не обжаловалось. Просит суд признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Щелковского РОСП УФССП России по Московской области Бурнашева Б.А. от 31.01.2020 об изменении постановления СПИ Бурнашева Б.А. от 28.11.2019 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы Ящука Я.С.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом, через приемную суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, ввиду отмены постановления судебного пристава-исполнителя Бурнашева Б.А. от 31.01.2020 года старшим судебным приставом Щелковского РОСП ГУФССП по Московской области требования об отмене постановления не поддерживает.

Административные ответчики - судебный пристав-исполнитель Бурнашев Б.А., ГУФССП по Московской области в судебное заседание не явились, извещены.

Заинтересованное лицо – Федотова О.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

В этой связи судом постановлено определение (протокольно) о рассмотрении дела в отсутствие надлежаще извещенных административных ответчиков и заинтересованного лица по имеющимся в деле доказательствам, поскольку в соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому, не является преградой для рассмотрения дела.

Выслушав пояснения административного истца и его представителя, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 360 КАС РФ установлено, что постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

В ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ) указано, что постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Положениями ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Исполнительными действиями согласно ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В силу ч.3, ч.4 ст. 118 Семейного кодекса РФ Размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.

Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ мерой принудительного исполнения является обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

В судебном заседании установлено, что истец является должником по исполнительному производству (ранее от 25.11.2019), предметом исполнения которого является взыскание алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в пользу Федотовой О.И.

На основании судебного приказа и.о мирового судьи судебного участка №334 Щелковского судебного района Московской области от 05 апреля 2019 года в пользу Федотовой О.И. взысканы алименты на содержание <данные изъяты> начиная с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Решением мирового судьи судебного участка №285 Щелковского судебного района Московской области от 16 октября 2019 года в пользу Федотовой О.И. с Ящука Я.С. взысканы алименты за прошедший период с 01 октября 2016 года по 04 апреля 2019 года в размере ? части всех видов заработка и (или ) иного дохода ежемесячно.

С целью исполнения указанных судебных актов 25 ноября 2019 года возбуждено исполнительное производство (л.д. 26-27).

На основании постановления судебного пристава-исполнителя Щелковского РОСП УФССП по Московской области Бурнашева Б.А. об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы Ящука Я.С. от 28.11.2019 (л.д.35) с должника удерживается 25% всех видов заработка ежемесячно в счет погашения задолженности по алиментам за прошедший период.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Бурнашева Б.А. от 31.01.2020 внесены изменения в вышеуказанное постановление от 28.11.2019 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы Ящука Я.С. Согласно указанному постановлению, помимо 50% всех видов заработка ежемесячно в счет уплаты алиментов за прошедший и текущий периоды, с административного истца надлежит удерживать дополнительно 20% в счет погашения иной задолженности (исполнительского сбора), не связанной с алиментными платежами (л.д. 37).

07 сентября 2020 года постановление судебного пристава-исполнителя Бурнашева Б.А. от 31.01.2020 года отменено заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Щелковского РОСП ГУ УФССП по Московской области ФИО48 (л.д. 43).

В п. 54 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020), разъяснено, что одной из задач административного судопроизводства, закрепленной в п. 2 ст. 3 КАС РФ, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу ч. 2 ст. 194 и ч. 2 ст. 225 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Вместе с тем, указанная норма не освобождает суд от обязанности выяснять обстоятельства, имеющие значения для дела, в том числе предусмотренные чч. 8 - 10 ст. 226 КАС РФ.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что суд не вправе прекратить производство по административному делу в случае, если в ходе судебного разбирательства будет установлена правовая заинтересованность административного истца в защите своих прав, свобод и законных интересов.

В п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что согласно частям 2, 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов; указанное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.

Таким образом, принимая во внимание, что административный истец настаивает на защите своих прав и оценке действий судебного пристава-исполнителя, с учетом приведенных выше норм материального права, суд приходит к выводу о незаконности постановления судебного пристава-исполнителя от 31 января 2020 года, поскольку взыскание 70% всех доходов допускается только при взыскании задолженности по платежам первой очереди, а именно: алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, вреда в связи со смертью кормильца и ущерба, причиненного преступлением. При взыскании каких-либо иных задолженностей, согласно ч. 2 ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве», может быть удержано не более 50% всех доходов. При этом сначала полностью погашается задолженность по платежам первой очереди. Задолженность по уплате исполнительского сбора к платежам первой очереди не относится.

В силу ч. 1 ст. 227 КАС РФ По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, с учетом указанных и установленных обстоятельств, рассматривая оспариваемое постановление, приходит к выводу о том, что размер удержания из заработной платы административного истца при исполнении исполнительного документа судебным приставом-исполнителем исчислен без учета норм законодательства.

При таких обстоятельствах, суд полагает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск – удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Щелковского РОСП УФССП России по Московской области Бурнашева ФИО45 от 31 января 2020 об изменении постановления судебного пристава-исполнителя Щелковского РОСП УФССП России по Московской области Бурнашева ФИО46 от 28 ноября 2019 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы Ящука ФИО47 в размере 70 % доходов должника.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.

Федеральный судья Т.А. Малинычева