НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 28.06.2018 № 3А-112/2018

Дело № 3а – 112/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2018 года город Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего Совкича А.П.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,

при секретаре Морозовой М.Н.,

с участием представителя административного ответчика Саратовской областной Думы ФИО1, действующего на основании доверенности от 01 ноября 2017 года ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Саратовской областной Думе об оспаривании Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» в редакции решения Саратовской областной Думы от 08 ноября 2017 года № 92-ЗСО в части установления в таблице статьи 2 налоговой ставки в размере 75 рублей в отношении объекта налогообложения – автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил (свыше 147,1 киловатт до 183,9 киловатт) включительно,

установил:

13 ноября 2002 года Саратовской областной Думой принят Закон Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога», который в настоящее время действует в
редакции Закона Саратовской области 08 ноября 2017 года № 92-ЗСО (далее – Закон № 109-ЗСО).

ФИО2 обратился в Саратовский областной суд с административным иском к Саратовской областной Думе об оспаривании Закона № 109-ЗСО, в редакции Закона 08 ноября 2017 года № 92-ЗСО, в части установления в таблице
статьи 2 налоговой ставки в размере 75 рублей в отношении объекта налогообложения – автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил (свыше 147,1 киловатт до 183,9 киловатт) включительно.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в его собственности находился автомобиль «Subaru Forester» с государственным регистрационным знаком , мощностью двигателя 230 лошадиных сил. Истцу был начислен транспортный налог в размере 17 250 рублей, исходя из налоговой базы 230 лошадиных сил и налоговой ставки 75 рублей. Административный истец полагал, что Закон № 109-ЗСО в части установления указанной выше налоговой ставки не соответствует пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку отсутствует экономическое обоснование для установления на территории Саратовской области максимально возможной ставки транспортного налога в размере 75 рублей за 1 лошадиную силу, превышающей в 10 раз размер базовой ставки, установленной
статьёй 361 Налогового кодекса Российской Федерации, и нарушает его права как налогоплательщика на уплату законно установленного налога, имеющего экономическое обоснование.

Представитель административного ответчика Саратовской областной Думы в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, указав на то, что оспариваемый нормативный правовой акт, а также внесенные в него изменения приняты в пределах полномочий субъекта Российской Федерации – Саратовской области, в пределах полномочий законодательного органа государственной власти Саратовской области – Саратовской областной Думы и не противоречат федеральному законодательству. Считал, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и что налоговая ставка не должна превышать максимальные пределы, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Административный истец о времени и месте рассмотрения административного дела извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть административное дело в его отсутствие и дополнительно указал, что согласно представленным административным ответчиком документам установление оспариваемой ставки обусловлено исключительно бюджетным интересом, экономического обоснования этой ставки в материалы дела не представлено.

Заинтересованное лицо правительство Саратовской области о времени и месте рассмотрения административного дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

В этой связи суд, руководствуясь статьями 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца и представителя заинтересованного лица.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, ФИО2 является плательщиком транспортного налога за 2015 год на легковой автомобиль мощностью двигателя
230 лошадиных сил (листы дела № 14-15, 22, 178-179).

Таким образом, ФИО2 является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 5 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ (далее Закон № 184-ФЗ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, в том числе устанавливает налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания.

В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Статьями 14 и 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате только на территории субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных указанным Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Статьёй 361 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей на момент принятия Закона № 109-ЗСО и внесения в него оспариваемых изменений) определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортных средств, категории транспортных средств в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учётом срока полезного использования транспортных средств. В отношении объекта налогообложения – автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил (свыше 147,1 киловатт до 183,9 киловатт) включительно – 15 рублей.

Федеральным законом № 117 от 28 декабря 2010 года в статью 361 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым налоговая ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил (свыше 147,1 киловатт до 183,9 киловатт) включительно снижена с 15 рублей до 7 рублей 50 копеек. Налоговые ставки могут быть увеличены законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

В соответствии со статьями 41, 42, 44, устава (Основного Закона) Саратовской области, принятого Саратовской областной Думой 24 мая 2005 года (в редакции действующей на момент принятия Закона № 109-ЗСО и внесения в него оспариваемых изменений) областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области. Нормативные и иные правовые акты, принятые областной Думой в пределах ее компетенции и вступившие в силу, обязательны для исполнения органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, всеми находящимися на ее территории предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

В полномочия Саратовской областной Думы входит принятие законопроектов об установлении региональных налогов, а также порядок их взимания.

Областная Дума состоит из 35 депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статьёй 57 регламента Саратовской областной Думы, утверждённого постановлением от 17 сентября 2008 года № 12-478, установлено, что законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом. Решения о принятии либо об отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляются постановлением областной Думы.

Законом Саратовской области от 25 декабря 1997 года № 61-ЗСО «О правовых актах органов государственной власти Саратовской области» и постановлением правительства Саратовской области от 19 марта 2001 года № 29-П «Об официальном опубликовании нормативных правовых актов органов государственной власти Саратовской области» (в редакции, действующей на момент принятия
Закона № 109 ЗСО и внесении в него оспариваемых изменений) было установлено, что публикация полного текста нормативных правовых актов органов государственной власти Саратовской области в газете «Саратов - столица Поволжья» является их официальным опубликованием.

Как следует из материалов дела, на заседании Саратовской областной Думы
13 ноября 2002 года в первом и во втором чтениях был принят проект закона «О введении на территории Саратовской области транспортного налога». В соответствии со статьёй 5 указанного Закона он вступает в силу с 01 января 2003 года.

На заседании присутствовало 26 депутатов, то есть более 50 процентов от установленной численности депутатов (35 депутата). Решение было принято: за –
24 депутата, против – 1 депутат, воздержался – 1 депутат (листы дела № 122-124).

13 ноября 2002 года Саратовской областной Думой было принято постановление № 3-90 «О Законе Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (лист дела № 114).

Согласно таблице статьи 2 Закона № 109-ЗСО установлена ставка в размере
16 рублей на 1 лошадиную силу в отношении объекта налогообложения – автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил (свыше 147,1 киловатт до 183,9 киловатт) включительно (листы дела № 115-118).

Закон Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» опубликован в ежедневной областной газете «Саратов – столица Поволжья» 30 ноября 2002 года № 234 (666) (том № 1 листы дела 125-128).

16 июля 2003 года на заседании Саратовской областной Думы в первом чтении был принят проект закона Саратовской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (листы дела № 90-93).

16 июля 2003 года Саратовской областной Думой было принято постановление № 14-525 о проекте закона Саратовской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (лист дела № 89).

22 октября 2003 года на заседании Саратовской областной Думы во втором чтении был принят проект закона Саратовской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога».

На заседании присутствовало 28 депутатов, то есть более 50 процентов от установленной численности депутатов (35 депутата). Решение было принято единогласно (листы дела № 103-105).

31 октября 2003 года Саратовской областной Думой было принято постановление № 17-643 «О Законе Саратовской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (лист дела № 94).

Согласно таблице статьи 2 Закона № 109-ЗСО в редакции с изменениями от
31 октября 2003 года № 36-ЗСО установлена ставка в размере 75 рублей на
1 лошадиную силу в отношении объекта налогообложения – автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 лошадиных сил до
250 лошадиных сил (свыше 147,1 киловатт до 183,9 киловатт) включительно (листы дела № 95-98).

Закон Саратовской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога», опубликован в ежедневной областной газете «Саратов – столица Поволжья» 14 ноября 2003 года № 228-229 (914-915) (листы дела 106-113).

Законами Саратовской области от 24 ноября 2004 года № 60-ЗСО, от 28 ноября 2005 года № 112-ЗСО, от 02 октября 2006 года № 89-ЗСО, от 29 ноября 2006 года
№ 124-ЗСО, от 02 августа 2007 года № 154-ЗСО, от 26 ноября 2009 года № 183-ЗСО, от 26 октября 2010 года № 185-ЗСО, от 25 ноября 2011 года № 164-ЗСО, от 23 апреля 2012 года № 65-ЗСО, от 28 ноября 2012 года № 174-ЗСО, от 25 ноября 2013 года
№ 200-ЗСО, от 25 ноября 2013 года № 205-ЗСО, от 03 марта 2014 года № 28-ЗСО, от 27 ноября 2014 года № 139-ЗСО, от 25 декабря 2014 года № 178-ЗСО, от 25 ноября 2015 года № 154-ЗСО, от 25 ноября 2016 года № 147-ЗСО, от 08 ноября 2017 года
№ 91-ЗСО, от 08 ноября 2017 года № 92-ЗСО вносились изменения в Закон № 109-ЗСО, но оспариваемой части они не касались.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Закон № 109-ЗСО в редакции решения Саратовской областной Думы от 08 ноября 2017 года № 92-ЗСО в части установления в таблице статьи 2 налоговой ставки в размере 75 рублей в отношении объекта налогообложения – автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил (свыше 147,1 киловатт до 183,9 киловатт) включительно принят Саратовской областной Думой в пределах предоставленных законом полномочий с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие.

Относительно соответствия Закона № 109-ЗСО в оспариваемой редакции положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 марта 1997 года № 5-П указал, что из статей 5 (части 2 и 3), 72 (пункт «и» части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации вытекает, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер, предполагается, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации, который при установлении регионального налога, в том числе на основе вытекающего из статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации требования юридического равенства в налоговых отношениях, реализуемого применительно к одной и той же категории налогоплательщиков с учётом экономического основания данного налога, определяет плательщиков данного налога и элементы налогообложения, а также, если сочтёт необходимым, предусматривает налоговые льготы, правила их предоставления, способы исчисления конкретных ставок и т.д.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 14 декабря 2004 года № 451-О указал, что с учётом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, в отношении транспортных средств – это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах (статья 359 Налогового кодекса Российской Федерации). В этом случае налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в размерах, определенных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации.

При установлении транспортного налога Саратовская областная Дума воспользовалась предоставленным ей пунктом 2 статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации правом увеличить налоговые ставки, в размере не превышающем установленные федеральным законодателем рамки.

Также налоговые ставки по транспортному налогу, установленные Саратовской областной Думой, дифференцированы в зависимости от объекта налогообложения, что не противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах, допустимо нормами действующего федерального законодательства, основаны на объективном показателе, как мощность двигателя автомобиля, определяющая, в частности, стоимость автомобиля и расходы на его содержание.

Доводы административного истца об отсутствии экономического обоснования установленных ставок транспортного налога являются несостоятельными, так как пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Транспортный налог, установленный федеральным законодателем, имеет экономическое основание, поскольку направлен на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, а также затрат на управление дорожным хозяйством, исходя из уровня воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования (определение Конституционного суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года № 451-О).

Кроме того, как следует из материалов дела, при принятии Саратовской областной Думой оспариваемого нормативного правового акта учитывалась экономическая ситуация в дорожной сфере региона, что подтверждается соответствующим финансово-экономическим обоснованием (листы дела № 101-102, 145-146).

Таким образом, Закон № 109-ЗСО, в редакции Закона 08 ноября 2017 года
№ 92-ЗСО, в части установления в таблице статьи 2 налоговой ставки в размере
75 рублей в отношении объекта налогообложения – автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил (свыше 147,1 киловатт до 183,9 киловатт) включительно в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании такого нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о признании недействующими Закона № 109-ЗСО в части установления в таблице статьи 2 налоговой ставки в размере 75 рублей в отношении объекта налогообложения – автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил (свыше 147,1 киловатт до 183,9 киловатт) включительно.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Саратовской областной Думе об оспаривании Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» в редакции решения Саратовской областной Думы от 08 ноября 2017 года № 92-ЗСО в части установления в таблице статьи 2 налоговой ставки в размере 75 рублей в отношении объекта налогообложения – автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил (свыше 147,1 киловатт до 183,9 киловатт) включительно отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.П. Совкич