НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сарапульского городского суда (Удмуртская Республика) от 01.06.2022 № 2-825/19

Дело № 2-825/2019

18RS0023-01-2022-000790-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2022 года г. Сарапул УР

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Мосалевой О.В.,

при секретаре Ветелиной Н.В., Дыньковой Е.А.,

с участием представителя истца Горобченко , действующей на основании доверенности от 01.10.2021 года, Меньковой , действующей на основании доверенности от 01.10.2021 года,

ответчика Русиновой ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике к Русиновой о взыскании незаконно полученной выплаты,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее ГУ ОПФ РФ по УР) обратилось в суд с иском к Русиновой . о взыскании суммы незаконно полученной суммы ежемесячной.

В обоснование иска приведены доводы о том, что к пенсии Сметанина года рождения, с 01.05.2009 УПФР в г.Сарапуле (межрайонным) Удмуртской Республики выплачивалась ежемесячная компенсационная выплата Русиновой ., осуществляющей уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (далее - Указ №1455).

Размер компенсационной выплаты определен Указом №1455 и установлен с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1200,00 рублей, с учетом районного коэффициента (15%) составлял 1 380 рублей.

С 01.01.2013 ежемесячная компенсационная выплата назначена в соответствии с Указом Президента РФ от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» (далее - Указ № 175).

Размер ежемесячной выплаты лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, определен Указом № 175 и установлен в сумме 5500 рублей за период до 01.01.2013, в сумме 10 000 руб. за период с 01.07.2019 (пп. «б» п.1 Указа №175). Размер ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, определяется с учетом районного коэффициента (15%) и составляет 6325 рублей (с 01.01.2013) и 11 500 рублей (с 01.07.2019).

Русиновой . были разъяснены условия, при которых назначается ежемесячная выплата, она была предупреждена об ответственности в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, ч.5 ст. 26, ч. 1-3, 5 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, что подтверждается ее подписью в заявлении о назначении указанной выплаты и обязательстве.

В соответствии с п.п. «з» п. 12 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 № 397 (далее - Правила №397) осуществление ежемесячной выплаты прекращается в случае помещения ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет в организацию, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме.

В июне 2021 года в Центр ПФР по выплате пенсий в Удмуртской Республике поступило письмо филиала Республиканского СЦРН «Канифольный ДДИ», в котором содержится информация о нахождении Сметанина на стационарном социальном обслуживании в Канифольном детском доме-интернате для умственно-отсталых детей с 29.11.2012.

Осуществление ежемесячной выплаты было прекращено распоряжением от 16.06.2021 года.

Согласно справке филиала Республиканского СЦРН «Канифольный ДДИ» от 09.08.2021 Сметанин . находился дома в периоды с 18.06.2013 по 19.07.2013, с 24.09.2013 по 07.10.2013, с 25.12.2013 по 09.01.2014, с 17.06.2014 по 16.07.2014, с 05.07.2016 по 05.08.2016. с 27.12.2016 по 23.04.2017, с 05.05.2017 по 20.05.2017, с 01.07.2017 по 01.08.2017, с 25.12.2017 по 25.0l.2018, с 07.06.2018 по 19.08.2018, с 15.03.2019 по 05.04.2019, с 21.06.2019 по 21.08.2019, с 18.03.2020 по 21.08.2020, с 21.04.2021.

Ответчик в УПФР в г.Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) о помещении Сметанина в организацию, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сообщила, чем нарушила п. 13 Правил № 397, предусматривающий обязанность лица, осуществляющего уход в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты, в результате чего за периоды с 01.12.2012 по 17.06.2013, с 20.07.2013 по 23.09.2013, с 08.10.2013 по 24.12.2013, с 10.01.2014 по 16.06.2014, с 17.07.2014 по 04.07.2016, 06.08.2016 по 26.12.2016, 24.04.2017 по 04.05.2017, с 21.05.2017 по 30.06.2017, с 02.08.2017 по 24.12.2017, с 26.01.2018 по 06.06.2018, с 20.08.2018 по 14.03.2019, с 06.04.2019 по 20.06.2019, с 22.08.2019 по 17.03.2020, с 22.08.2020 по 20.04.2021 по ее вине была переполучена сумма ежемесячной выплаты в размере 577 031 рублей 67 копеек.

Центром ПФР по выплате пенсий в Удмуртской Республике письмом от 09.12.2021 №10/3-08/2511 было предложено Русиновой погасить сумму переплаты, однако до настоящего времени денежные средства не поступили.

Получателем компенсационной выплаты являлась Русинова

С 01.10.2021 Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - Управление) и Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Российской Федерации в Удмуртской Республике (далее - Центр) прекратили свою деятельность, реорганизованы путем присоединения к Государственному учреждению — Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Удмуртской Республике, которое является правопреемником Управления и Центра.

Истец просил взыскать с Русиновой 577 031 рубль 67 копеек.

В судебном заседании представители истца Горобченко ., Менькова заявленные требования поддержали, привели доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца Менькова в ходе рассмотрения дела суду пояснила, указав, что Русиновой . была назначена и с 2009 года выплачивалась ежемесячная компенсационная выплата, как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, на основании Указа Президента РФ № 1455, в связи с изданием Указа Президента РФ № 175 размер ежемесячной выплаты пересчитан. Переназначение выплаты произведено в соответствии с Указом без заявлений Русиновой

При обращении Русиновой с заявлением о назначении указанной выплаты Русиновой разъяснены условия выплаты компенсации, в соответствии с которыми Русинова должна была сообщить в пенсионный орган о прекращении ухода за ребенком-инвалидом, о помещении его в учреждение стационарного обслуживания. Указанную обязанность Русинова не выполнила и при помещении Сметанина в «Канифольный ДДИ» продолжила получать назначенную выплату, права на которую уже не имела. В связи с чем образовалась переплата в размере 577703,65 рублей.

Русинова . при получении указанной выплаты действовала недобросовестно, поскольку должна была понимать целевое назначение выплаты, ей разъяснялись условия выплаты, несмотря на это о помещении ребенка в учреждение стационарного социального обслуживания она, действуя недобросовестно, не сообщила. Пенсионный орган проверки обоснованности получения выплат после их назначения не производит, производить не должен. О необоснованном получении ежемесячной выплаты истцу стало известно в 2021 году из сообщения «Канифольного ДДИ», в связи с чем заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности является необоснованным.

Ответчик Русинова в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поддержала доводы письменных возражений, согласно которым с 01 мая 2009 года УПФР в г. Сарапуле УР (межрайонным) производилась ежемесячная компенсационная выплата за осуществление ухода за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет в соответствии в Указом Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

Согласно справке от 09.08.2021 года № 0119/432, выданной Филиалом КУСО УР «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» «Канифольный детский дом-интернат для умственно отсталых детей» указывается, что Сметанин года рождения поступил в учреждение на стационарное социальное обслуживание 29 ноября 2012 года.

Сметанину . была назначена социальная пенсия независимо от продолжительности стажа.

В обязательстве, на которое ссылается Отделение, содержатся разъяснения об условиях выплаты компенсаций трудоспособному неработающему лицу, осуществляющему уход, а именно при изменении обстоятельств таких, как поступление на работу, в центр занятости населения, регистрации в качестве ИП, Русинова обязана сообщить в пятидневный срок.

Ни один из перечисленных Отделением документов не содержится указаний на то, что при помещении ребёнка на стационарное социальное обслуживание Русинова . обязана сообщать в Отделение.

Сметанин . был направлен в Канифольный ДДИ по направлению лечебного учреждения, поэтому Русинова полагала, что данные учреждения обязаны сообщить о направлений и поступлении ребёнка на социальное обслуживание.

Кроме того, Русинова заявила о пропуске истцом срока исковой давности, просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" были установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним (пункт 1 названного Указа).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" Правительством Российской Федерации принято постановление от 4 июня 2007 года N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", которым были утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее – Правила 343).

Пунктом 2 названного постановления определено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.

В соответствии с пунктом 2 Правил, ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (пункт 3 Правил).

Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (пункт 5 Правил).

В пункте 9 Правил перечислены случаи прекращения осуществления компенсационной выплаты, перечень которых является исчерпывающим.

Согласно пп. з п. 9 Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае: помещение нетрудоспособного гражданина в организацию, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме;

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.(пункт 10 Правил).

Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 9 Правил (пункт 11 Правил).

В целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" постановлено установить с 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5 500 руб.; другим лицам - в размере 1 200 руб. (на основании Указ Президента РФ от 07.03.2019 N 95 размер выплат лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, с 01.01.2019 года установлен в размере 10000 рублей).

Ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы (пункт 5 Указа № 175).

В пункте 6 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" определено, что ежемесячные выплаты производятся с учетом осуществленных в период с 1 января 2013 г. до дня вступления в силу настоящего Указа компенсационных выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы" утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее – Правила 397), в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним. Ежемесячная выплата производится к установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (пункт 3 Правил).

В соответствии с пунктом 4 Правил ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.

В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является помещение ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы в организацию, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме (подпункт "з" пункта 12 Правил).

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты (пункт 13 Правил).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 и Указом Президента № 1455 от 26.12.2006 года имеют в числе прочих трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

Такая выплата, производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации, принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами и дает оценку правильности оформления этих документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

При этом основанием для прекращения ежемесячной денежной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина возлагается обязанность безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.

Согласно свидетельству о рождении выданному 16.12.2004 года Русинова приходится матерью Сметанину . Сметанин года рождения является ребенком-инвалидом, сторонами указанные обстоятельства не оспаривались.

20.05.2008 года Русинова обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Сарапуле и Сарапульском районе УР за назначением пенсии в связи с установлением Сметанину инвалидности.

Пенсионным органом вынесено решение о назначении социальной пенсии.

Кроме того, судом установлено, что 08.05.2009 года Русинова . обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении компенсационных выплат по уходу трудоспособного лица за нетрудоспособным Сметаниным

Согласно тексту «обязательства» от 08.05.2009 года Русиновой разъяснены условия выплаты компенсации трудоспособному неработающему лицу – осуществляющему уход. Русинова сообщила, что пенсия и другие виды доплат ранее не назначались. При изменении обстоятельств (поступлении на работу, в центр занятости населения, регистрации в качестве частного предпринимателя) обязалась сообщить в пятидневный срок. Об ответственности в соответствии со ст.25 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» Русинова предупреждена. Пенсионный Фонд обратил внимание Русиновой на то, что любой факт работы отражается в индивидуальных сведениях персонифицированного учета. Поэтому гражданин осуществляющий уход, при трудоустройстве незамедлительно должен сообщить в 5-ти дневный срок в Пенсионный фонд. В случае нарушения обязательства переплата будет удержана в добровольном или в судебном порядке.

Решением пенсионного органа на период с 01.05.2009 года Русиновой установлена компенсационная выплата по уходу за ребенком-инвалидом в размере 1380 рублей.

Решением от 18.03.2013 года Русиновой как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, назначена ежемесячная компенсационная выплата в размере 6325 рублей.

На основании решением пенсионного органа от 16.06.2021 года Русиновой . прекращена ежемесячная выплата, как лицу, осуществляющему уход за ребенком инвалидом (инвалидом с детства 1 группы) в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 г. № 397 с 01.07.2021 года.

Согласно расчету, представленному истцом, ответчику Русиновой . за период с декабря 2012 года по апрель 2021 года включительно перечислены ежемесячные выплаты, как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком – инвалидом, в общей сумме 658605 рублей.

Вместе с тем судом установлено, что на основании заявления Русиновой ребенку – инвалиду Сметанину выдана путевка для зачисления на стационарное социальное обслуживание в детский дом интернат для умственно отсталых детей «Канифольный».

На основании приказа директора Канифольного детского дома-интернат для умственно отсталых детей №53-СО от 29.11.2012 года Сметанин был принят на стационарное социальное обслуживание в Канифольный детский дом-интернат для умственно отсталых детей с 29.11.2012 года.

Мать Русинова на основании соответствующих заявлений забирала ребенка из Канифольного детского дома - интерната в периоды: с 18.06.2013 года по 19.07.2013 года, с 24.09.2013 года по 07.10.2013 года, с 25.12.2013 года по 09.01.2014 года, с 17.06.2014 года по 16.07.2014 года, с 05.07.2016 года по 05.08.2016 года, с 27.12.2016 года по 23.04.2017 года, с 05.05.2017 года по 20.05.2017 года, с 01.07.2017 года по 01.08.2017 года, с 25.12.2017 года по 25.01.2018 года, с 07.06.2018 года по 19.08.2018 года, с 15.03.2019 года по 05.04.2019 года, с 21.06.2019 года по 21.08.2019 года, с 18.03.2020 года по 21.08.2020 года, с 21.04.2021 года по настоящее время (09.08.2021 года), что следует из справки заведующего филиала Республиканского СЦРН «Канифольный ДЦИ» Селякиной №0119/432 от 09.08.2022 года.

Таким образом, с 29.11.2012 Русинова уход за Сметаниным не осуществляла, следовательно право на получение компенсационной выплаты не имела, заявленная ко взысканию сумма является незаконным обогащением Русиновой

В связи с помещением ребенка на стационарное социальное обслуживание, на основании п. «з» п. 9 Правил 343 и п. «з» п. 12 Правил 397, Русинова утратила право на получение ежемесячной компенсационной выплаты, поскольку уход за ребенком- инвалидом не осуществляла.

Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии от 08.07.2021 года выявлено факт излишней выплаты ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, в связи с несвоевременным сообщением о нахождении пенсионера в детском доме- интернате. Согласно протоколу сумма излишней выплаты составила 577031, 67 рублей.

Указанная сумма подтверждена расчетом представленным суду, согласно которому всего Русиновой выплачено 658605 рублей, за периоды, в которые она самостоятельно осуществляла уход за ребенком приходится сумма 81573, 33 рубля, сумма излишне полученной выплаты за период нахождения ребенка в учреждении стационарного социального обслуживания составила 577031, 67 рублей.

Ответчиком указанный расчет не оспорен, суд проверил и соглашается с расчетом истца.

Вместе с тем, надлежит учесть следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При этом следует исходить из того, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 года).

Определениями суда от 05.03.2022 и от 06.04.2022 распределено бремя доказывания, которыми на истца возложена обязанность доказать получение выплаты ответчиком вследствие недобросовестного поведения ответчика.

Заявляя и поддерживая исковые требования, истец исходит из того, что Русинова действовала недобросовестно, поскольку знала, что она не осуществляет уход за Сметаниным следовательно, могла и должна была понимать, что не имеет прав на получение компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным лицом и выплаты за уход за ребенком-инвалидом.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности недобросовестного характера действий Русиновой при получении компенсационных выплат: истец не доказал факт предоставления Русиновой каких-то недостоверных сведений, в результате которых производились выплаты.

Вопреки доводам истца, в тесте «обязательства» подписанном Русиновой при назначении выплат она предупреждалась лишь о необходимости известить пенсионный орган о трудоустройстве. Доказательства, что при назначении выплат Русинова . были разъяснены все иные основания для прекращения выплат, в том числе основание: помещение ребенка на стационарное социальное обслуживание, суду не представлены.

Из текста обязательства не следует, что пенсионный орган предупредил Русинову о наличии обязанности сообщить о помещении Сметанина на стационарное обслуживание, поэтому факт неприятия Русиновой действий по извещению Отделения Пенсионного фонда о помещении Сметанина на стационарное социальное обслуживание, не свидетельствует о недобросовестности ее поведения.

Доводы истца о том, что ответчику были «разъяснены условия выплаты компенсации …», что следует из текста обязательства Русиновой должны быть отвергнуты, поскольку содержание разъяснений, данных Русиновой достоверно не установлено.

Доводы истца о том, что Русинова . могла и должна понимать о неосновательности получения ею выплат, исходя из самого наименования указанных выплат, должны быть отвергнуты, поскольку это обстоятельство само по себе не может быть оценено как получение выплаты вследствие недобросовестного поведения.

Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требований Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике к Русиновой о возмещении незаконно полученной пенсии должно быть отказано.

Поскольку суд пришел к выводу о том, что истец не доказал наличие нарушенного права, подлежащего судебной защите, заявление ответчика о пропуске срока исковой давности не является юридически значимым.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике к Русиновой о взыскании незаконно полученной выплаты в размере 577031 рубля 67 копеек – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Сарапульский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 16 июня 2022 года.

Судья Мосалева О.В.