НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Самарского областного суда (Самарская область) от 27.07.2020 № 3А-1047/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2020 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ласковской С.Н.,

при секретаре судебного заседания Нагапетян А.Г.,

с участием:

прокурора Магометовой Е.Г.,

представителя административного истца Москвичева Е.Г.,

представителя административного ответчика Правительства Самарской области Филиппова С.С.,

представителя заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Зубаревой М.В.,

представителя заинтересованного лица – Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» Пачковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-1047/2020 по административному исковому заявлению Меломед Елены Сергеевны к Правительству Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

29.11.2013 г. Правительством Самарской области принято постановление №707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области». Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 29.11.2013, в газете «Волжская коммуна», № 399(28815), 04.12.2013, "Волжская коммуна", № 409(28825), 11.12.2013.

Меломед Е.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просила признать недействующим постановление Правительства Самарской области №707 от 29.11.2013 г. «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» в части включения в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области, подлежащих капитальному ремонту, являющегося приложением №1 к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, жилого дома по адресу: <адрес>) без указания секций.

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры <адрес>. Квартира передана ей на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 19.12.2013 г., договора долевого участия в строительстве жилого дома от 18.12.2013 г. и акта приема-передачи от 12.01.2015 г.

Оспариваемым постановлением дом по адресу: <адрес> включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества с ноября 2013 г. под №Г1-6069, соответственно обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла с 01.08.2014 г. Полагает, что по состоянию на ноябрь 2013 г. жилой дом , не введенный в установленном порядке в эксплуатацию, не мог быть признан многоквартирным домом, поскольку секции №№1,2,3,4 многоквартирного дома введены в эксплуатацию 29.12.2008 г., секции №№5,6 введены в эксплуатацию 29.12.2012 г., секции №№ 7-10 введены в эксплуатацию 19.12.2013 г. Оспариваемое постановление противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации, статьям 168, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 18 Закона Самарской области №60-ГД от 21.06.2013 г. «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области», необоснованно возлагает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт до ввода объекта в эксплуатацию и до возникновения общего имущества как единого многоквартирного дома с построенными секциями, лишает заявителя права выбора способа формирования фонда капитального ремонта.

В судебное заседание административный истец Меломед Е.С., извещенная надлежащим образом, не явилась, обеспечила явку своего представителя.

В судебном заседании представитель административного истца Меломед Е.С. по доверенности Москвичев Е.Г. поддержал административный иск в полном объеме. Пояснил, что жилой дом по адресу: <адрес>, был введен в эксплуатацию посекционно. На 29.11.2013 г. были введены только шесть секций, дом являлся незавершенным строительством, 7-10 секции были введены в эксплуатацию только 19.12.2013 г.

Представитель административного ответчика Правительства Самарской области по доверенности Филиппов С.С. в судебном заседании заявленные требования не признал и пояснил, что постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 принято на основании положений Закона Самарской области от 21.06.2013 г. №60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области», в соответствии с которым программа капитального ремонта, как и положения о процедуре выполнения программы, определяются исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, то есть Правительством Самарской области. Таким образом, оспариваемое в части постановление принято уполномоченным органом, процедура его принятия соблюдена. Что касается включения конкретного объекта в данную программу, то в соответствии с процедурой, установленной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707, информация о включении многоквартирных домов в данную программу передается в Правительство Самарской области Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, которое в свою очередь получает ее из Фонда капитального ремонта, получившего ее от органов местного самоуправления. По сведениям Росреестра многоквартирный дом по адресу: <адрес> является единым объектом капитального строительства. Полагает, что требования истца о включении указанного многоквартирного дома в Региональную программу капитального ремонта по секциям необоснованно и не предусмотрено действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области по доверенности Зубарева М.В. в судебном заседании полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению и пояснила, что в соответствии со ст. 18 Закона Самарской области от 21.06.2013 г. №60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» Региональная программа капитального ремонта формируется органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию единой государственной политики в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, то есть министерством, в порядке, установленном настоящей статьей, и утверждается Правительством Самарской области. Программа формируется дифференцированно по муниципальным образованиям Самарской области. В целях формирования (актуализации) программы органы местного самоуправления городских округов, городского округа с внутригородским делением, муниципальных районов не позднее 28 февраля года, предшествующего году реализации программы, направляют в министерство сведения, необходимые для принятия решения о внесении изменений в программу, в том числе при актуализации программы, в порядке, установленном Законом от 21.06.2013 г. №60-ГД. При этом предоставляемые сведения должны содержать определенную Законом от 21.06.2013 г. №60-ГД информацию, в том числе, адресный перечень многоквартирных домов, предлагаемых для включения в региональную программу капитального ремонта. Согласно ч. 5 ст. 18 Закона от 21.06.2013 г. №60-ГД с предложением о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта также вправе обратиться: собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме; лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; региональный оператор. Программа подлежит актуализации не реже одного раза в год. Первоначальная редакция Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утверждена постановлением Правительства Самарской области №707 от 29.11.2013 г. В полном соответствии с требованиями Закона от 21.06.2013 г. №60-ГД программа была сформирована на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, и в данную программу был включен многоквартирный дом по адресу: г. <адрес>, без указания секций. Данный многоквартирный дом также без указания секций значится в муниципальной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа Самара, утвержденной постановлением Администрации городского округа Самара от 17.02.2014 г. №126. При этом, в программу неоднократно вносились изменения. В настоящее время программа действует в восемнадцатой редакции. Вместе с тем, ни собственники, ни органы местного самоуправления не обращались в министерство с целью уточнения адреса спорного объекта. Кроме того, согласно данным ГИС ЖКХ по адресу: <адрес> расположен один многоквартирный дом с кадастровым номером . Таким образом, со стороны министерства не было допущено нарушений требований действующего законодательства. Считает, что проект постановления об утверждении программы был подготовлен в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» по доверенности Пачкова О.Н. в судебном заседании полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению и пояснила, что как следует из данных Росреестра, многоквартирный дом по адресу: г<адрес> строился как единый объект недвижимости, состоящий из 10 секций, разной этажности, поэтапно, с присвоением единого почтового адреса. Застройщик многоквартирного дома в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ поочередно получал разрешения на ввод в эксплуатацию и поочередно каждый этап, в целях обеспечения регистрации прав лиц, заключивших договоры долевого строительства на недвижимое имущество, ставил на кадастровый учет, что повлекло за собой наличие трех разных кадастровых номера. При этом, поэтапный ввод объекта в эксплуатацию частей многоквартирного дома (секций) действующим законодательством не запрещен, разные кадастровые номера, присвоенные отдельным блок - секциям многоквартирного дома, не указывают на существование отдельных объектов недвижимости. В региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области включаются многоквартирные дома, в том числе с указанием номера корпуса (секции) или литеры, если они являются объектами капитального строительства. В данном случае, секции многоквартирного дома не являются отдельными многоквартирными домами, а представляют собой подъезды многоквартирного дома. Поскольку секции – подъезды данного многоквартирного жилого дома самостоятельными объектами не являются, дом зарегистрирован как единый объект, имеет единый почтовый адрес и сквозную нумерацию квартир, поэтому включение его в Региональную программу капитального ремонта в виде одного объекта (а не по секциям) не противоречит положениям законодательства.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.о Самара в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв в котором возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что многоквартирный дом, в котором находится квартира истца, представляет собой единый объект, секции с 1 по 10 имеют единую нумерацию квартир и общие инженерные коммуникации. Жилищное законодательство не разделяет жилой дом в зависимости от очередности строительства. Наличие документации на каждую очередь дома в отдельности не влечет изменение его статуса как общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, проверив оспариваемое постановление на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного введения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 61 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: осуществления регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно ст. 1 Устава Самарской области, принятого Самарской Губернской Думой 05.12.2006 г. Самарская область является субъектом Российской Федерации и входит в состав Российской Федерации.

Государственно-правовой статус Самарской области в силу ст. 2 Устава определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом Самарской области.

Систему органов государственной власти области на основании ст. 59 Устава Самарской области составляют законодательный (представительный) орган области - Самарская Губернская Дума, высшее должностное лицо области - Губернатор Самарской области, высший исполнительный орган области - Правительство Самарской области и иные органы исполнительной власти области.

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона Самарской области «О Правительстве Самарской области», принятого Самарской Губернской Думой 27.09.2011 г. Правительство Самарской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, законов и иных нормативных правовых актов Самарской области на территории Самарской области.

Статьей 6 Закона Самарской области «О Правительстве Самарской области» определено, что Правительство Самарской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава Самарской области и законов Самарской области, нормативных правовых актов Губернатора Самарской области издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории Самарской области. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Самарской области. Акты по оперативным, организационно-распорядительным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

Судом установлено, что постановлением Правительства Самарской области №707 от 29.11.2013 г. утверждена «Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области».

Постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 вместе с Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области и приложения к ней опубликованы на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 29.11.2013, в газете «Волжская коммуна», № 399(28815), 04.12.2013, "Волжская коммуна", № 409(28825), 11.12.2013.

Из преамбулы оспариваемого постановления следует, что оно принято в целях реализации Закона Самарской области "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Указанным Постановлением в программу под №Г1-6069 включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>.

В настоящее время Постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" действует в редакции от 28.04.2020 года.

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена и не оспорена.

На основании пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя на соответствие оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Пунктом 6 статьи 5 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Пунктом 8.3 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 1 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно положениям статей 39, 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 169 ЖК РФ).

Как определено частью 1 статьи 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).

В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (ч. 6 указанной статьи).

В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

При этом обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).

В силу части 5.1 статьи 170 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Из п.п.1, 2 ч.1 ст. 3 Закона Самарской области от 21.06.2013 г. №60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» усматривается, что к полномочиям Правительства Самарской области в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества относится: установление минимального размера взноса на капитальный ремонт; утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Самарской области от 21.06.2013 г. №60-ГД собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, а также частью 8 статьи 170, частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, в размере, установленном Правительством Самарской области, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В силу ч. 3 ст. 7 Закона Самарской области от 21.06.2013 г. №60-ГД обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 6.1 статьи 8 настоящего Закона, которой определено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении одного года с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона Самарской области от 21.06.2013 г. №60-ГД региональная программа капитального ремонта формируется органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию единой государственной политики в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, в порядке, установленном настоящей статьей, и утверждается постановлением Правительства Самарской области.

Частью 3 ст. 18 Закона Самарской области от 21.06.2013 г. №60-ГД определено, что в целях формирования (актуализации) региональной программы капитального ремонта органы местного самоуправления городских округов, городского округа с внутригородским делением, муниципальных районов не позднее 28 февраля года, предшествующего году реализации региональной программы капитального ремонта, направляют в орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий реализацию единой государственной политики в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, сведения, необходимые для принятия решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта, в том числе при актуализации региональной программы капитального ремонта, в порядке, установленном настоящим Законом. Порядок принятия решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта, форма представляемых сведений устанавливаются постановлением Правительства Самарской области. Указанные в части 3 настоящей статьи сведения должны содержать следующую информацию:

1) адресный перечень многоквартирных домов, предлагаемых для включения в региональную программу капитального ремонта по следующим основаниям:

а) введенных в эксплуатацию после завершения строительства или реконструкции;

б) ранее включенных в региональную программу капитального ремонта в результате технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка), допущенных при подготовке сведений;

в) подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в связи с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации;

2) адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих исключению из региональной программы капитального ремонта по следующим основаниям:

а) принятие решений о признании в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

б) ранее включенных в региональную программу капитального ремонта в результате технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенных при подготовке сведений;

в) установление наличия иных оснований для невключения в региональную программу капитального ремонта в соответствии с постановлением Правительства Самарской области, принятым в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) адресный перечень многоквартирных домов, в отношении которых предлагается изменение сроков проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в связи с установлением необходимости (отсутствия необходимости) в соответствии с постановлением Правительства Самарской области (ч. 4 ст. 18 Закона Самарской области от 21.06.2013 г. №60-ГД).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Меломед Е.С. является собственником квартиры на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 19.12.2013 г., договора долевого участия в строительстве жилого дома от 18.12.2013 г. и акта приема-передачи от 12.01.2015 г.

Многоквартирный дом, в котором расположена квартира административного истца, включен в утвержденную постановлением Правительства Самарской области №707 от 29.11.2013 г. Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.

Указанный дом имеет один адрес: <адрес>.

Согласно сведениям, содержащимся в Разрешениях на ввод объекта в эксплуатацию, жилой дом введен в эксплуатацию отдельными этапами строительства:

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении секций №№1-4 с адресом строительства: <адрес>, выдано 29.12.2008 г.;

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении секций №№5,6 с адресом строительства: <адрес>, выдано 29.12.2012 г.;

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении секций №№7-10 с адресом строительства: <адрес>, выдано 19.12.2013 г.

Из технического паспорта, составленного Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на 23.10.2008 г., следует, что по адресу: <адрес> находится здание – жилой дом со встроенными помещениями Литера А,А1,А2,А3.

Из технического паспорта, составленного Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на 07.12.2012 г., следует, что по адресу: <адрес> находится многоквартирный жилой дом Литера А4,А5, общей площадью 9777,8 кв.м.

Из технического паспорта, составленного Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на 03.12.2013 г., следует, что по адресу: <адрес> находится многоквартирный жилой дом Литера А6,А7,А8,А9, общей площадью 19414,6 кв.м.

Согласно Выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 23.06.2020 г., многоквартирный жилой дом, площадью 20 755,2 кв.м., по адресу: <адрес>, год завершения строительства 2008 г., поставлен на государственный кадастровый учет 23.01.2009 г., ему присвоен кадастровый номер .

Согласно Выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 23.07.2020 г., многоквартирный жилой дом, площадью 9 777,8 кв.м., по адресу: <адрес>, год завершения строительства 2012 г., поставлен на государственный кадастровый учет 12.02.2012 г., ему присвоен кадастровый номер .

Согласно Выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 13.07.2020 г., многоквартирный жилой дом, площадью 19 414,6 кв.м., по адресу: <адрес>, год завершения строительства 2013 г., поставлен на государственный кадастровый учет 17.01.2014 г., ему присвоен кадастровый номер .

Из решения Ленинского районного суда г. Самары от 14.07.2020 г., которым оставлены без удовлетворения требования Меломед Е.С. о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Самара и возложении осуществить действия, не вступившего в законную силу, но обозревавшегося в судебном заседании следует, что согласно письму Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара от 22.04.2020 года №12/2-04/762-обр вышеуказанному жилому дому, состоящему из секций №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 присвоен единый адрес: <адрес>.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что многоквартирный дом, в котором находится квартира административного истца, состоящий из секций с 1 по 10 поставлен на государственный кадастровый учет в несколько этапов и имеет один адрес: <адрес> без деления на корпуса и литеры.

В соответствии с действующим законодательством, Региональная программа капитального ремонта общего имущества формируется в отношении многоквартирных домов.

Жилищный кодекс Российской Федерации не раскрывает содержание понятия многоквартирного дома.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года № 543-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», пункт 3.21 которого определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).

Приведенные положения в их системном единстве подтверждают, что в Региональную программу может быть включен многоквартирный дом только после введения его в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации поочередно вводился в эксплуатацию, при этом первая очередь многоквартирного дома была введена в эксплуатацию и многоквартирному дому присвоен адрес до принятия Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области №707 от 29.11.2013 г.

На основании изложенного, включение указанного многоквартирного дома 29.11.2013 г. в Перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, является обоснованным.

Довод административного истца о том, что поскольку последующие секции многоквартирного дома по адресу: <адрес> были введены в эксплуатацию после утверждения Региональной программы капитального ремонта, дом подлежал включению в данную Региональную программу при ее актуализации в соответствии с частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ, нельзя признать состоятельным, поскольку часть 5.1 статьи 170 ЖК РФ применению в рамках возникших правоотношений не подлежит.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, многоквартирному дому присвоен единый почтовый адрес: <адрес>.

Несмотря на то, что дом строился в несколько этапов, он представляет собой единый объект недвижимого имущества, с единым почтовым адресом. Наличие самостоятельных разрешений на ввод их в эксплуатацию и разных кадастровых номеров, присвоенных отдельным секциям, не означает, что каждая секция представляет собой отдельный многоквартирный дом.

То обстоятельство, что секции 7-10 многоквартирного дома были введены в эксплуатацию после утверждения Региональной программы, не свидетельствует о незаконности нормативного правового акта в оспариваемой части, поскольку правовое значение для включения многоквартирного дома в Региональную программу имеет ввод объекта в эксплуатацию как результата завершенного строительства, выполненного в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией и установленными законом требованиям, при этом включение такого объекта в Региональную программу ни федеральным, ни региональным законодательством в зависимость от очередности его ввода в эксплуатацию не поставлено.

Вместе с тем, исходя из смысла заявленных требований, административный истец, по сути, не согласен с периодом начисления взносов на капитальный ремонт, возникших у него как собственника квартиры в многоквартирном доме, введенной в эксплуатацию после утверждения Региональной программы, в связи с чем, в обоснование своих требований ссылается на необоснованность начисления взносов на капитальный ремонт с даты включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

Данные требования административного истца правового значения по настоящему административному делу не имеют, поскольку не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, и не относятся к предмету регулирования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом в случае, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральным законам или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска Меломед Е.С. о признании недействующим в части нормативного правового акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Меломед Елены Сергеевны к Правительству Самарской области о признании недействующим постановления Правительства Самарской области №707 от 29.11.2013 г. "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" в части включения в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области, подлежащих капитальному ремонту, являющегося приложением №1 к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, жилого дома по адресу: <адрес>) без указания секций – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.08.2020 года.

Судья: С. Н. Ласковская