НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Самарского областного суда (Самарская область) от 15.11.2011 № 3-54/2011

                Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РФ

    15 ноября 2011 года            Самарский областной суд

в составе:

председательствующего судьи Шабаевой Е.И.,

при секретаре         Зелениной С.Ю.,

с участием прокурора     Тихоновой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яшагина Олега Викторовича о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части пунктов 2.40 и 3.15 Административного регламента министерства здравоохранения и социального развития Самарской области по предоставлению государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда» и\или выдаче удостоверения ветерана, утвержденного приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области,

                У С Т А Н О В И Л :

    Яшагин О.В. обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2.40 и 3.15 ( в части) Административного регламента министерства здравоохранения и социального развития Самарской области по предоставлению государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда» и\или выдаче удостоверения ветерана, утвержденного приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, от 09 июня 2009 года № 1109: пункт 2.40 - в части необходимости представления справки органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначении заявителю трудовой пенсии по старости либо за выслугу лет, пункт 3.15 – в части проверки факта назначения трудовой пенсии по старости либо за выслугу лет.

Свои требования заявитель обосновал следующим.

    В соответствии с п.2 ст.7 ФЗ-5 «О ветеранах», наряду с иными категориями, ветеранами труда являются лица награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости. Федеральный закон «О ветеранах» не ставит условием для присвоения звания «Ветеран труда» назначение заявителю трудовой пенсии по старости либо за выслугу лет, присвоение звания ставится в зависимость от наличия трудового стажа необходимого для назначения пенсии по старости.

    По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит федеральному законодательству и необоснованно ограничивает право подать документы на присвоение звания «Ветеран труда» до назначения пенсии, в том числе и его право, поскольку считает, что он на основании ФЗ «О ветеранах» имеет такое право в связи с наличием ведомственного знака отличия в труде и необходимого стажа для назначения трудовой пенсии по старости.

    В судебном заседании Яшагин О.В. требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме, дополнил свои доводы в части обоснования необходимости признания нормативного акта недействующим с момента его принятия. При этом заявитель ссылается на то, что оспариваемый акт вошел в противоречие с ФЗ «О ветеранах» с момента его принятия. Оспариваемый акт содержит излишние требования к лицам, претендующим на присвоение звания «Ветеран труда», их отмена не может повлиять на права лиц, которым звание присвоено. Считает, что для восстановления его нарушенных прав, учитывая, что ему было отказано в приеме документов и отказано в присвоении звания, из-за излишних требований, оспариваемые нормы должны быть отменены с момента их принятия.

    Представитель заинтересованного лица – министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в судебное заседание не явился, просил дела рассмотреть в его отсутствие, заявленные требования Яшагина О.В. не признал, считает их незаконными и необоснованными.

    Суд, выслушав объяснения заявителя, заключение прокурора, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования о признании противоречащими законодательству и недействующими в части п.2.40 и 3.15 Административного регламента, подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

    В соответствии со статьей 2 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта РФ при осуществлении государственных полномочий, переданных федеральными законами, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, является государственной услугой и должна осуществляться в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги, который в свою очередь устанавливает порядок предоставления и стандарт предоставления государственной услуги (пункты 1 и 4).

    В силу пункта 14 статьи 13 названного Федерального закона порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

    В силу пункта 1 указанной нормы разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

На основании постановления Правительства Самарской области от 27.01.2011 N 16 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Самарской области"    проект административного регламента разрабатывает орган исполнительной власти Самарской области, к сфере деятельности которого относится предоставление соответствующей государственной услуги в соответствии с действующим законодательством (п.3.1).

    В соответствии с п.5.1 проект административного регламента, утверждается приказом органа исполнительной власти Самарской области, являющегося его разработчиком.

    Круг лиц, относящихся к категории ветеран труда, определен статьей 7 ФЗ « О ветеранах», в силу которой ветеранами труда являются граждане, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (п.п.2 п.1)

Согласно части 4 статьи 7 ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

На основании статьи 2 закона Самарской области № 40-ГД от 06 мая 2006 года «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Самарской области» присвоение звания «Ветеран труда» гражданам РФ, проживающим на территории Самарской области, осуществляется органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения.

     В соответствии со ст.3.3 названного закона Самарской области, устанавливающей порядок обращения лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» обязаны приложить к заявлению ряд документов. Так, лица, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, должны к заявлению приложить кроме прочего, и справку органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначении заявителю трудовой пенсии по старости либо за выслугу лет.

    Указанный пункт в части необходимости представления справки органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначении заявителю трудовой пенсии по старости либо за выслугу лет, решением Самарского областного суда от 03 мая 2011г. признан противоречащим и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 09.06.2009 N 1109 (ред. от 19.07.2010) утвержден Административный регламент министерства здравоохранения и социального развития Самарской области по предоставлению государственной услуги по присвоению звания "Ветеран труда" и/или выдаче удостоверений ветерана".

Согласно п.1.1 утвержденного Административного регламента, он определяет требования, предъявляемые к порядку предоставления государственной услуги, сроки и последовательность действий (административных процедур) министерства здравоохранения и социального развития Самарской области при осуществлении полномочий по присвоению звания "Ветеран труда" и/или выдаче удостоверений ветерана гражданам, проживающим на территории Самарской области.

В соответствии с п.1.2 указанного Административного регламента государственную услугу по присвоению звания "Ветеран труда" и/или выдаче удостоверений ветерана предоставляют министерство здравоохранения и социального развития Самарской области и

й органы местного самоуправления, осуществляющие меры социальной поддержки в пределах переданных им государственных полномочий.

Согласно п.2.40 для присвоения звания "Ветеран труда" и повторной выдачи удостоверений ветерана заявители подают по месту жительства в уполномоченные органы заявление с приложением следующих документов:

1) лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет:

справку органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначении заявителю трудовой пенсии по старости либо за выслугу лет; ….

В соответствии с п.3.15 специалисты министерства проверяют основания для присвоения звания "Ветеран труда" (факт проживания на территории Самарской области, факт награждения, факт назначения трудовой пенсии по старости либо за выслугу лет или факты начала трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и наличия трудового стажа не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин), удостоверяясь, что: … факт назначения трудовой пенсии по старости либо за выслугу лет подтвержден пенсионным удостоверением гражданина либо справкой органа, осуществляющего пенсионное обеспечение гражданина; ….

Исходя из текста приведенных оспариваемых пунктов Административного регламента, который определяет требования, предъявляемые к порядку предоставления государственной услуги, сроки и последовательность действий (административных процедур) министерства здравоохранения и социального развития Самарской области при осуществлении полномочий по присвоению звания "Ветеран труда", они предусматривают обязательное условие для лица при обращении с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» – представление справки о назначении заявителю трудовой пенсии либо пенсионного удостоверения, чего не требует норма Федерального Закона «О ветеранах», которым определен круг лиц, относящихся к категории «Ветеран труда».

В совокупности с п.3.18 и 3.20 Административного регламента отсутствие справки о назначении заявителю трудовой пенсии либо пенсионного удостоверения явится основанием для отказа в присвоении звания «Ветеран труда».

Действующее федеральное законодательство, на которое указано выше, присвоение данного звания не ставит в зависимость от факта назначения заявителю трудовой пенсии, а лишь от наличия у него стажа, дающего права на эту пенсию.

Таким образом, требования Административного регламента, предъявляемые к заявителям п.п. 2.40 и 3.15 в части обязания предоставления справки о назначении заявителю трудовой пенсии либо пенсионного удостоверения, возлагают на лиц, претендующих на звание «Ветеран труда» дополнительные обязательства и фактически устанавливает дополнительные основания для присвоения звания по сравнению с Федеральным Законом, тогда как у министерства здравоохранения и социального развития Самарской области таких полномочий в процессе предоставления государственной слуги не имеется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые в указанной части пункты Административного регламента противоречат федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, и поэтому в соответствии со ст.253 ГПК РФ имеются основания для признания в этой части нормативного правового акта недействующим.

Административный регламент вступил в силу 19.07.2009г., учитывая требования п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд считает необходимым признать недействующими оспариваемые положения Административного регламента с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку до вынесения решения суда нормативный правовой акт применялся, на основании этого акта были реализованы права граждан.

Доводы заявителя о необходимости признания недействующими оспариваемых норм с момента их принятия, суд считает несостоятельными. Так как прекратить действие незаконного акта можно только на будущее время, нельзя запретить применение уже примененного акта.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд

                Р Е Ш И Л :

    Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 2.40 и 3.15 Административного регламента министерства здравоохранения и социального развития Самарской области по предоставлению государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда» и\или выдаче удостоверения ветерана, утвержденного Приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 09 июня 2009 года № 1109, в части: пункт 2.40 - в части необходимости представления справки органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначении заявителю трудовой пенсии по старости либо за выслугу лет, пункт 3.15 – в части проверки факта назначения трудовой пенсии по старости либо за выслугу лет.

    Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд РФ.

    Председательствующий: