НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Самарского областного суда (Самарская область) от 07.09.2015 № 3-395/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2015 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи : Подольской А.А.

При секретаре судебного заседания: Филатовой К.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству п. 10 Типового перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2015 № 149

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением в порядке ст. 251 ГПК РФ о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 27.03.2015 № 149 «Об утверждении типового перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области».

В ходе судебного заседания требования уточнены и прокурор просил признать противоречащим федеральному законодательству п. 10 Типового перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2015 № 149.

В обоснование заявления указал, что Постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2015 № 149 утвержден Типовой перечень муниципальных услуг органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, внесены изменения в отдельные постановления Правительства Самарской области.

Первоначальный текст документа опубликован в издании газеты «Волжская коммуна» за № 75(29274) от 31.03.2015.

Данный нормативный правовой акт противоречит действующему федеральному законодательству.

Так, п. 10 Типового перечня муниципальных услуг органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области предусмотрено оказание муниципальной услуги «Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время».

Вместе с тем пунктом 8 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон № 1032-1) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения отнесено оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

Из анализа положений ст. ст. 7.1-1, 7.2 Закона № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ст. ст. 14, 14.1, 15, 15.1, 16, 16.1, 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что трудоустройство несовершеннолетних не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, не является муниципальной услугой.

Следовательно, включение в типовой перечень вышеназванной услуги не основано на законе.

Прокуратурой области 30.04.2015 на отдельные положения Постановления приносился протест, по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования требования прокуратуры области были удовлетворены частично, однако в данной части не удовлетворены.

Просят заявление удовлетворить.

В судебном заседании представитель прокуратуры Самарской области Варламова М.В., действующая на основании доверенности уточненное заявление поддержала, просит его удовлетворить, указав, что отсутствует механизм предоставления данной услуги органами местного самоуправления.

Представитель Правительства Самарской области ФИО1, действующий на основании доверенности от 19.11.2013г. просит в удовлетворении заявления отказать, по основаниям, изложенным в отзыве, при этом указав, что данный перечень носит рекомендательный характер, услуги предоставляются в соответствии утвержденной на территории Самарской области государственной программой по поддержке молодежи.

Представитель Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области ФИО2, действующий на основании доверенности от 27.04.2015г. просит в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что наименование услуг различно, органы местного самоуправления трудоустраивают несовершеннолетних в подотчетные им организации, в том числе на временную работу, которая не является вакантной и не предоставляется центрами занятости населения.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и их совокупности, полагает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части.

Судом установлено, что в целях повышения эффективности реализации Федерального закона № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2014 № 140 был одобрен Примерный план мероприятий («дорожная карта») по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в субъекте Российской Федерации. Пункт 4.1 Примерного плана включает мероприятие по утверждению (актуализации) типового перечня муниципальных услуг органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Правительством Самарской области издано постановление от 27.03.2015 № 149 «Об утверждении типового перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области».

Первоначальный текст документа опубликован в издании газеты «Волжская коммуна» за № 75 (29274) от 31. 03.2015г.

В п. 10 выше указанного перечня поименована муниципальная услуга - «Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время».

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Обращаясь в суд с заявлением прокурор полагает, что трудоустройство несовершеннолетних в период каникул не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, не является муниципальной услугой, а относится к государственной услуге.

Оценивая данные основания, суд полагает, что при принятии постановления № 149 в оспариваемой части не нарушены положения федерального законодательства.

Как следует из текста самого постановления, его пункт 4 рекомендует органам местного самоуправления привести перечни (реестры) муниципальных услуг муниципальных образований Самарской области в соответствие с Типовым перечнем;

внести изменения в административные регламенты предоставления муниципальных услуг в соответствии с типовыми административными регламентами предоставления муниципальных услуг.

Таким образом, в отношении органов местного самоуправления весь утвержденный типовой перечень оказания муниципальных услуг является рекомендованным, не возлагающим обязанности точного соответствия утвержденных на местном уровне реестров данному перечню.

Суд полагает заслуживающим внимание довод представителя Правительства Самарской области о том, что данное постановление принято в целях организации взаимодействия органов исполнительной власти субъекта и органов местного самоуправления, имеет целью единообразие порядка оказания муниципальных услуг, оказывает содействие по разработке административных регламентов по каждой из муниципальных услуг, поскольку имеются разработанные на уровни министерств области регламенты по профильным направлениям.

Указанный вывод подтвреждается и складывающейся правоприменительной практикой на уровне органов местного самоуправления. Анализ ряда реестров оказываемых муниципальных услуг, опубликованных на сайтах органов местного самоуправления Самарской области, показывает, что не все они полностью соответствуют как друг другу так и утвержденному типовому перечню.

Оспариваемое постановление только в п.2 возлагает обязанности на органы исполнительной власти (государственные органы) Самарской области, указанным в Типовом перечне, разработать типовые административные регламенты предоставления муниципальных услуг и в срок до 30.08.2015 представить их на утверждение комиссии при Администрации Губернатора Самарской области по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Самарской области.

Таким образом, оспариваемый пункт 10 не является обязательным к исполнению всеми органами местного самоуправления, поскольку в соответствии с положениями ч.1 и ч.7 ст.11 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

При этом суд принимает во внимание, что данная услуга не отнесена к Перечню услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, которые размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале государственных и муниципальных услуг. (ч.4 ст.9 ФЗ № 210 от 27.07.2010г.)

Возложенные п.2 постановления № 149 обязанности на органы исполнительной власти субъектов по разработке регламентов ими исполняются и на сам факт обязательности предоставления услуги не влияют, что следует и из представленного проекта регламента по оказания оспариваемой услуги.

Ссылки на то, что данная услуга оказывается как государственная и органы местного самоуправления не вправе ее дублировать, суд полагает необоснованными, поскольку пунктом 8 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения отнесено оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

Результатом предоставления указанной услуги является получение несовершеннолетним гражданином или безработным гражданином направления для временного трудоустройства.

В свою очередь Типовой перечень содержит типовую муниципальную услугу с иным наименованием - временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, результатом предоставления которой является непосредственное их трудоустройство.

Согласно ст. 7.2 Закона № 1032-1 органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан. Органы местного самоуправления вправе реализовывать дополнительные мероприятия в области содействия занятости населения, направленные на привлечение трудовых ресурсов, и осуществлять расходы за счет средств бюджетов муниципальных образований (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов).

Постановлением Правительства Самарской области от 21.01.2015 № 6 утверждена государственная программа Самарской области «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области» на 2015 - 2020 годы. В рамках указанной государственной программы предусмотрена реализация подпрограммы «Реализация государственной молодежной политики в Самарской области» до 2020 года.

Одним из мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, является предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по организации и проведению мероприятий с несовершеннолетними в период каникул и свободное от учебы время. Порядком предоставления указанных субсидий установлен механизм предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам городских округов и муниципальных районов в Самарской области в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью, а именно по организации и проведению мероприятий с несовершеннолетними в период каникул и свободное от учебы время.

При этом одним из показателей эффективности использования субсидий является количество трудоустроенных за счет субсидии несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет (включительно).

Таким образом, предоставление органами местного самоуправления муниципальной услуги по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время можно рассматривать в качестве одного из направлений деятельности по реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопроса местного значения «Организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодёжью».

Ссылка прокуратуры Самарской области на приказы Минздравсоцразвития России от 28.06.2007 № 449 и от 07.06.2007 № 401, которыми утверждены соответствующие административные регламенты, суд полагает несостоятельными, поскольку его положения в данном случае не применимы, так как указанными нормативными правовыми актами были урегулированы полномочия Российской Федерации.

К настоящему времени в связи с изменением в 2011 году законодательства о занятости (Федеральный закон от 30.11.2011 № 361-ФЗ) организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время отнесена к полномочию органа государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения (министерства). Кроме того, предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в области содействия занятости населения с 2011 года осуществляются в соответствии с федеральными государственными стандартами государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения.

В этой связи при реализации указанного полномочия профильное министерство руководствуется федеральным государственным стандартом государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, утвержденным приказом Минтруда России от 12.02.2013 № 58н, и разработанным в соответствии с ним Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, утвержденным приказом министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области от 31.07.2013 № 212-и.

Доводы о том, что отсутствует механизм оказания указанной услуги, сами по себе не свидетельствуют о том, что включение таковой в типовой перечень муниципальных услуг, противоречит федеральному законодательству.

В настоящее время Министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области разрабатываются соответствующие административные регламенты оказания данной услуги, при этом на уровни органов местного самоуправления также подлежат разработке указанные регламенты.

Как следует из представленного письма Департамента по делам молодежи Самарской области от 31.07.2015г. главам органов местного самоуправления поручено осуществить работу по изучению данного проекта регламента, высказать на него свои комментарии, в том числе по его практическому применению.

На основании изложенного, суд полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявление прокурора.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления прокурора Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству п. 10 Типового перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2015 № 149- отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.09.2015г.

Председательствующий: