НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ) от 07.02.2011 №

                                                                                    Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

  07 февраля 2011 года Салехардский городской суд в составе

Председательствующего судьи: Волкова А.Е.

при секретаре: Рахимовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Салехарда, действующего в интересах Кузина Виктора Сергеевича, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании отказа во включении отдельных периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Салехарда, действующий в интересах Кузина В.С., обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Салехарде ЯНАО об оспаривании отказа во включении отдельных периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, мотивировав требования тем, что Кузин В.С. состоит в трудовых отношениях с ООО «Северэлектромонтаж» с 1999 г. по настоящее время, решением ответчика Кузину В.С. было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что ему не был включён стаж работы в районах Крайнего Севера в связи с тем, что за период с 2003 г. по 2008 г. страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не начислялись и уплачивались. В иске прокурор просит признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Салехарде ЯНАО и обязать ответчика включить Кузину В.С. в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в ООО «Северэлектромонтаж» с 01.01.2003 г. по 21.08.2008 г. и назначить Кузину В.С. трудовую пенсию по старости с 21.08.2008 г.

В судебном заседании помощник прокурора Мосиявич О.В. на иске настаивала по доводам, изложенным в заявлении, и просила назначить Кузину В.С. трудовую пенсию по старости с 21.08.2008 г., и включить в трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости период работы с 01.01.2003 г. по 21.08.2008 г.

Истец Кузин В.С., извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица, - ООО «Северэлектромонтаж», извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не представил.

Представитель ответчика, Филиппова Н.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала, указав, что страховое свидетельство было выдано Кузину В.С. ошибочно, вида на жительство он не получал, не был зарегистрирован как временно проживающий на территории Российской Федерации, и поэтому не имеет права на начисление пенсии за указанный период.

Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехарда, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Кузин В.С. ХХХ г.р. состоит в трудовых отношениях с ООО «Северэлетромонтаж» с 1999 г., характер его работы является вахтовым, что подтверждается также сведениями, содержащимися в трудовой книжке.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственным учреждением) в г. Салехарде ЯНАО от 11.06.2009 г. истцу Кузину В.С. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности трудового стажа работы в районах Крайнего Севера на дату обращения.

Как следует из материалов дела, с 2003 г. по 2008 г. страховые взносы работодателем в Пенсионный фонд РФ не начислялись и не уплачивались, и данный период не был включён в стаж его работы на территории Крайнего Севера.

Вопросы назначения трудовой пенсии регламентированы нормами Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации регулируются Федеральным законом № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В части 1 ст. 7 названного Закона содержится понятие застрахованного лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, работающие по трудовому договору.

По смыслу ст. 1 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователями являются юридические лица в отношении застрахованных лиц и в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 14 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на страхователей возложена обязанность по уплате страховых взносов.

Материалами дела подтверждено, что истец Кузин В.С. состоит в трудовых отношениях с ООО «Северэлектромонтаж» с 1999 г., при этом индивидуальные сведения в отношении Кузина В.С, данным юридическим лицом за период 01.01.2003 г. по 21.08.2008 г. не оформлялись, за указанный период страховые взносы не уплачивались, и данный период не был включён в стаж работы истца в районах Крайнего Севера.

На основании ч. 2 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 3 этого Закона перечислены лица, имеющие право на трудовую пенсию - право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщик обязан назначать и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учёта.

В силу ст. 25 указанного Закона контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам, пени, штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Действительно, не перечисление страховых взносов работодателем не может повлиять на реализацию истцом права на пенсионное обеспечение.

В ч. 1 ст. 17 Конституции РФ провозглашено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

На основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Установление и выплата трудовой пенсии иностранным гражданам осуществляется в соответствии с положениями (ст. 1 и ст. 3) Временного соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15.01.1993 г. Пенсионный фонд Российской Федерации переводит Пенсионному фонду Украины для выплаты пенсионеру часть его пенсии, которая соответствует продолжительности трудового стажа, выработанного начиная с 01.01.1991 года в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

По данному Соглашению право на трудовую пенсию имеют лица, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств, мужчинам – по достижении 55 лет при общем стаже не менее 25 лет.

Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательному пенсионному страхованию подлежат граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким образом, одним из обязательных условий для назначения трудовой пенсии иностранному гражданину является установление его статуса (постоянно проживающего или временно проживающего либо временно пребывающего на территории Российской Федерации), а также характера его проживания (пребывания) на территории Российской Федерации.

Определяя правовое положение на территории Российской Федерации иностранного гражданина Кузина В.С., суд учитывает, что по сообщению Управления федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 04.02.2011 г. Кузин В.С. ХХХ г.р., в период с 31.01.2007 г. по 31.01.2008 г. состоял на миграционном учете по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Магистральная, д. 110, кв. 14. в период с апреля 2008 г. по январь 2011 г. неоднократно состоял на миграционном учете в г. Новый Уренгой, принимающей стороной являлось ООО «Северэлектромонтаж».

11.03.2010 г. Управлением федеральной миграционной службы России ЯНАО Кузину В.С. оформлено разрешение на работу серии 89 № 109028794 по виду деятельности «производитель работ (прораб) (в строительстве)» сроком действия до 24.02.2011 г.

Однако, по вопросу оформления разрешения на временное проживание, вида на жительство, визы, приобретения гражданства Российской Федерации Кузин В.С. в установленном порядке в УФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности – урегулированы Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 2 названного Закона иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство; трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

В силу ч. 1 и 2 ст. 13 названного Закона иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение довод представителя ответчика о том, что действующим законодательством предусмотрено осуществление работодателем обязательного пенсионного страхования двух категорий иностранных граждан и лиц без гражданства – обладающие статусами «постоянно проживающие» и «временно проживающие». При этом, обязательства работодателя по страхованию иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, работающих по трудовым договорам, не предусмотрена.

Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, в том числе осуществляющие разрешенную им трудовую деятельность в Российской Федерации, по действующему Российскому законодательству не могут быть зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования, поэтому уплата страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в бюджет ПФР не производится.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованным и подтвержденным в ходе судебного заседания довод представителя ответчика о том, что истец является нерезидентом – иностранным гражданином и обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у ООО «Северэлектромонтаж» отсутствовала, поскольку Кузин В.С. является гражданином Украины, временно пребывающим на территории Российской Федерации.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что в предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации порядке гражданин Украины Кузин В.С. не обращался в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что гражданин Украины Кузин В.С. в установленном законом порядке право на пенсионное обеспечение в Российской Федерации не приобрел.

При таких обстоятельствах, исходя из норм законодательства, регулирующего назначение трудовой пенсии по старости иностранным гражданам, суд находит, что период работы иностранного гражданина в ООО «Северэлектромонтаж» с 01.01.2003 г. по 21.08.2008 г. не подлежит включению в трудовой стаж для назначения пенсии.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений относительно доводов другой сторон.

Поскольку Кузин В.С., будучи иностранным гражданином, является нерезидентом, не является постоянно проживающим или временно проживающим на территории Российской Федерации, вид на жительство и разрешение на временное проживание в установленном федеральным законодательством порядке не получал, права и гарантии, предусмотренные законодательством об обязательном пенсионном страховании, к нему применены быть не могут.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ Кузину В.С. в назначении пенсии ответчиком произведен на законных основаниях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора г. Салехарда, действующего в интересах Кузина Виктора Сергеевича, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании отказа во включении отдельных периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья